«Левый мозг – правый мозг и предупреждение школьной дезадаптации» МКДОУ Мошковский детский сад № 3 «Улыбка» комбинированного вида
Учитель-логопед Минакова Ирина Михайловна
«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов».
Н.А. Бернштейн.
В настоящее время все больше детей раннего и дошкольного возраста испытывают те или иные затруднения в развитии. Среди них часто встречаются: расторможенность, двигательная неловкость, задержка моторного, речевого, эмоционально-волевого развития. По мнению нейропсихологов затруднения наблюдаются у 70% детей первых семи лет жизни. Даже незначительные нарушения в развитии моторики, координации движений чреваты серьезными проблемами.
- Развитие мозга – это увлекательный роман, написанный природой и полный удивительных тайн.
- В коре мозга человека – 17 миллиардов нервных клеток.
- Нервные клетки – самые драгоценные элементы организма.
Пи щ евая обеспеченность интеллекта
витамины
Внутриутробное развитие
Фолиевая кислота
Ребенок (взрослый)
- зависит нормальное размножение клеток;
- при дефиците оно нарушается и ведет к неполноценному (вплоть до развития анатомических пороков) развитию нервной системы;
Омега – 3 полиненасыщенные жирные кислоты
- связаны все процессы образования нервных клеток, их перемещения в веществе мозга;
- формирования межклеточных контактов, передача сигналов от одного нейрона к другому ;
- значимость велика настолько, что мозг делает запасы в зонах, отвечающих за различные виды памяти ;
- одни жиры превращаются в необходимые мозгу биологически активные вещества;
- другие становятся антиоксидантами – основными защитниками клеток от химического повреждения;
- встраиваются в клеточные оболочки нейронов и облегчают процесс прохождения нервных импульсов в центрах памяти и обучения;
- повышают эффективность работы мозга, позволяя ему быстрее планировать и действовать;
(дети, имевшие грудное вскармливание, демонстрируют в дальнейшем более высокие показатели интеллекта;
школьники с высокой жировой обеспеченностью добиваются больших успехов в чтении и решении задач, улучшают результаты тестирования слуховой памяти и заучивания слов)
йод
- в составе гормонов он контролирует работу генов, программирующих развитие клеток нервной ткани;
- обеспечивает строгую последовательность процессов формирования, созревания и функционирования головного мозга;
витамины группы В
- обеспечивает функционирование мозга;
- помогают выстраивать в мозге сеть нейронов и значительно улучшают структуру центров памяти;
(дефицит – снижает познавательные функции, сопровождается нарушениями речи, мышления, затруднением социальных контактов со сверстниками, эмоциональной неустойчивостью; у школьников ухудшает восприятие информации, замедляет темп мыслительной деятельности, нарушает тонкую моторику )
- поддерживают энергетический потенциал нервных клеток;
- стимулируют синтез белков, осуществляющих перевод информации из краткосрочной памяти в долгосрочную;
- способствуют передаче импульсов между нейронами в цепочках кратковременной памяти;
- улучшают сенсорную память в любом возрасте;
- Материнский организм – единственный источник витаминов для плода, если возникает их дефицит в питании матери, то это приводит к избирательному нарушению головного мозга ребенка и стойкому ПОЖИЗНЕННОМУ нарушению всех форм памяти.
Мышление, сознание, а значит, и обучение - функция мозга как единого целого. Однако ведущая роль в осуществлении высших психических функций принадлежит коре головного моз
- Учеными доказано несколько важнейших положений, касающихся двигательного анализатора:
- движение пальцев рук имеют особое значение, т. к. оказывают огромное влияние на развития ВНД ребенка;
- Функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи;
- Развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, дает преимущества в интеллектуальном развитии;
- Около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция руки;
- Ритмичные движения пальцев рук повышают функциональное состояние больших полушарий.
«Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека»
Г. Сигерист
Движение- насущная потребность организма
- Психомоторная коррекция- средство развития детей с ЗПРР
- Электрофизиологические исследования доказали, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Что доказало о необходимости использовать развитие моторики рук с детьми с задержкой речевого развития.
- «Рука – это вышедший наружу мозг человека»
И. Кант
- Психомоторика – способность человека отражать информацию о своей двигательной деятельности, точно контролировать свои движения и эффективно управлять ими.
первый блок
- Уровень стабилизации и активизации энергетического потенциала организма (дыхательные упражнения, массаж и самомассаж, растяжки, релаксации, глазодвигательные упражнения, формирование базовых сенсомоторных взаимодействий)
Растяжка
Релаксация
Массаж и самомассаж
Ошибки на письме
- Недоразвитие 1 блока приводит к быстрой утомляемости. На занятиях ребенок зевает, быстро перестает воспринимать информацию. Ведет к нарушениям письма . Уровень работоспособности меняется в течение дня, урока, недели. Не сразу включается в задание, пишут медленно, с трудом автоматизируются навыки письма. Величина букв, нажим, наклон колеблются в зависимости от утомления.
2 блок
Уровень автоматизмов (оптимизация межполушарных взаимодействий, развитие тактильных и кинестетических процессов, зрительного гнозиса, пространственных представлений ( освоение телесного пространства, а затем внешнего), тактильной и двигательной, слухоречевой и зрительной памяти) Ребенок – существо соматическое, поэтому упражнения идут от «тела» Используем телесные упражнения, разнообразные виды ползания, в разном направлении, в разной последовательности.
Разные виды ползания: «Сороконожки», «спецназ»
«Паучки», «Крабы»
Лазанье по гимнастической стенке: попеременным способом, приставным, перелазание с одного лестничного пролета на другой.
Телесные упражнения: «Тоннель», «Бревнышко»
Освоение телесного пространства
Ошибки на письме
- Недоразвитие 2 блока создает проблемы с памятью и пространственной ориентацией, что может проявляться в зеркальном написании букв, неправильном расположении в тетради, ошибках применения правил грамматики. Этот блок обеспечивает фонематический слух и зрительное восприятие.
Третий блок
Уровень произвольной саморегуляции, программирования, самоконтроля.
Вводим игры с правилами, упражнения с заданиями.
Недоразвитие 3 блока – ребенок не соблюдает правила, не может себя контролировать, не умеет действовать по образцу.
Игры с правилами
Игры с правилами для снятия эмоционального напряжения
Игры с парашютом (снятие эмоционального напряжения, соблюдение правил)
Ошибки на письме
- Недоразвитие 3 блока – вариант дисграфии – проблемы с удержанием произвольного внимания, ориентировкой в задании, включения в задание, переключение с одного задания на другое. Повторение букв, слогов, слов; пропуски букв и слогов; предвосхищение букв «покловок», трудности языкового анализа.
В возрасте до 3х лет движения, которые на первый взгляд имеют отношение только к развитию тела, влияют на развитие интеллекта больше, чем чисто «книжные» занятия – обучение письму и чтению .
Ребенок с нормальным слухом. Зрением и интеллектом может писать неграмотно из – за незрелости отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно – пространственную ориентацию. Уровень грамотности зависит от ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛУШАРИЙ головного мозга.
Левое полушарие
Правое полушарие
Височная кора лучше воспринимает и анализирует звуки человеческой речи;
При поражении – нарушение слуховой памяти;
Излишняя агрессивность (ссоры, драки), подавленность или, напротив избыточные положительные эмоции, т. е. признаки плохой преспосабливаемости ребенка к обстановке также следствия поражения височных областей при асфиксии.
Воспринимает различные шумы и другие звуки окружающей среды;
Музыкальные способности;
При поражении правого виска и лобной области возникают нарушения восприятия интонации речи. Собственная речь становится монотонной;
Формы мышления: логическое, абстрактное, последовательное, линейное, символическое, вербальное, временное, дискретное, основанное на реальности.
В эмоциональной сфере: эйфория, человек возбужден, словоохотлив, а вот голос станет сиплым, гнусавым, не там ставит ударения.
Если левое отключить, то доминировать будет правое – от хорошего настроения не останется и следа, во взгляде – тоска и печаль, в немногословных репликах – отчаяние и мрачный скепсис, мир представляется только в черном свете.
Формы мышления: интуитивное, хаотическое, конкретное, невербальное, образное, вневременное, аналоговое, ориентированное на фантазии.
Если отключить правое, то человек оказывается под влиянием ЛЕВОГО – лишается творческой жилки.
Сущность : безоглядный оптимизм, положительные эмоции; обладает огромным запасом энергии и жизнелюбия.
В поведении: стратегия избегания неудач – уверенны в себе, все, что от них зависит, с успехом сделают, способны предвидеть и возможные препятствия и еще до их возникновения могут избежать их.
ЛОГИЧЕСКИЙ ТИП
Сущность: «дух отрицания», дух сомнения , отрицательные эмоции. Тревожные опасения действуют отрезвляюще, возвращают мозгу не только творческие способности, но и саму возможность нормально работать, а не размышлять о собственных успехах. Однако, неумеренная активность может воспрепятствовать реализации интеллектуальных усилий, вызвать сомнения в ценности самой жизни. Человек не найдет слов для выражения своих мыслей, не увидит вокруг себя ничего хорошего.
В поведении : стратегия успеха – только успех может подтвердить правильность их действий и решений. Повышенно тревожны. Страдают комплексами , т.к. стратегия их мышления не дает возможность оценить меняющиеся условия среды.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТИП
Тест на распознавание пальцев поможет оценить функционирование теменно – затылочных отделов коры у ребенка. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие. Если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив «ватные» вялые – ребенок неговорящий. Неразличение ребенком дошкольником пальцев – прогностический признак будущих проблем с чтением и арифметикой, письмом.
Тест
- Тренировка пальцев рук – мощный физиологический стимул развития речи.
Определение ведущего сенсорного канала в восприятии информации
ВИЗУАЛИСТ
АУДИАЛИСТ
- ему могут не нравиться прикосновения других людей. Учтите это и не обижайтесь на ребенка, если он недоволен; это не имеет никакого отношения лично к вам.
КИНЕСТЕТИК
- он больше других детей пугается эмоциональных вспышек окружающих и конфликтов.
- быстрее воспринимает материал, который хорошо иллюстрирован .
- легче приобретает навыки путем наблюдения.
- на индивидуальных занятиях его результаты лучше, чем при работе в группе.
- любой активности он предпочитает разговор. Может беседовать даже сам с собой – это нормально.
- вряд ли поймет ваш выразительный взгляд (сердитый, обиженный, гневный) – ему лучше объяснить словами, что вы чувствуете.
- он хорошо запоминает словесный материал .
- для быстрого приобретения навыков предложите ребенку комментировать то, что он делает.
- для него больше, чем для других, важны прикосновения, по ним он судит о том, как вы к нему относитесь.
- у него чаще, чем у других детей, меняется настроение, он раним и обидчив.
- лучше всего запоминает информацию в процессе деятельности.
- чтобы он не отвлекался, дайте ему возможность играть активную роль.
Генетические коды: «Поза Наполеона», «Замок»
«Завиток»
Определение латерального фенотипа
Диагностика эмоционально – волевой сферы и коммуникативных навыков «Контрастный рисунок» «Злой - добрый»
Диагностика коммуникативных навыков
В ДОУ для развития речи с помощью движений используем следующие приемы:
Игры для развития мелкой моторики
Игры с мячом
Артикуляционная гимнастика
Физминутки
Элементы йоги: асаны «Лягушка», «Воин»
Асаны: «Замок», «Фламинго»
Акробатика: «коробочка», «мостик»
«Колечко», «березка»
Развитие мелкой моторики в продуктивной деятельности
Физическая культура – коррекционно-комплексная форма воздействия на двигательную недостаточность детей.
Работа с родителями
Правильно построить физическое воспитание ребенка можно только, проникнувшись глубоким смыслом, который вложила природа в движения человека, и, осознав, что как в рисунке, в музыке, так и в движении ребенок проживает особую жизнь. Если мы поймем, почему ребенок так стремится прыгать, лазать, бегать и что чувствует, если мы мешаем ему реализовать эту потребность, то сможем определить приоритеты и процесс формирования здоровья сделать для ребенка радостным.
Спасибо за внимание!
До новых встреч!