СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Левый мозг- правый мозг и предупреждение школьной дезадаптации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практический материал для предупреждения школьной дезадаптации

Просмотр содержимого документа
«Левый мозг- правый мозг и предупреждение школьной дезадаптации»

«Левый мозг – правый мозг и предупреждение школьной дезадаптации»  МКДОУ Мошковский детский сад № 3 «Улыбка» комбинированного вида Учитель-логопед Минакова Ирина Михайловна

«Левый мозг – правый мозг и предупреждение школьной дезадаптации» МКДОУ Мошковский детский сад № 3 «Улыбка» комбинированного вида

Учитель-логопед Минакова Ирина Михайловна

«Представление, что при любом двигательном тренинге…  упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным  и лишь с трудом проникло в сознание педагогов».                                      Н.А. Бернштейн.

«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов».

                                    Н.А. Бернштейн.

 В настоящее время все больше детей раннего и дошкольного возраста испытывают те или иные затруднения в развитии. Среди них часто встречаются: расторможенность, двигательная неловкость, задержка моторного, речевого, эмоционально-волевого развития. По мнению нейропсихологов затруднения наблюдаются у 70% детей первых семи лет жизни. Даже незначительные нарушения в развитии моторики, координации движений чреваты серьезными проблемами.

В настоящее время все больше детей раннего и дошкольного возраста испытывают те или иные затруднения в развитии. Среди них часто встречаются: расторможенность, двигательная неловкость, задержка моторного, речевого, эмоционально-волевого развития. По мнению нейропсихологов затруднения наблюдаются у 70% детей первых семи лет жизни. Даже незначительные нарушения в развитии моторики, координации движений чреваты серьезными проблемами.

Развитие мозга – это увлекательный роман, написанный природой и полный удивительных тайн. В коре мозга человека – 17 миллиардов нервных клеток. Нервные клетки – самые драгоценные элементы организма.
  • Развитие мозга – это увлекательный роман, написанный природой и полный удивительных тайн.
  • В коре мозга человека – 17 миллиардов нервных клеток.
  • Нервные клетки – самые драгоценные элементы организма.

Пи щ евая обеспеченность интеллекта

витамины

Внутриутробное развитие

Фолиевая кислота

Ребенок (взрослый)

- зависит нормальное размножение клеток;

- при дефиците оно нарушается и ведет к неполноценному (вплоть до развития анатомических пороков) развитию нервной системы;

Омега – 3 полиненасыщенные жирные кислоты

- связаны все процессы образования нервных клеток, их перемещения в веществе мозга;

- формирования межклеточных контактов, передача сигналов от одного нейрона к другому ;

- значимость велика настолько, что мозг делает запасы в зонах, отвечающих за различные виды памяти ;

- одни жиры превращаются в необходимые мозгу биологически активные вещества;

- другие становятся антиоксидантами – основными защитниками клеток от химического повреждения;

- встраиваются в клеточные оболочки нейронов и облегчают процесс прохождения нервных импульсов в центрах памяти и обучения;

- повышают эффективность работы мозга, позволяя ему быстрее планировать и действовать;

(дети, имевшие грудное вскармливание, демонстрируют в дальнейшем более высокие показатели интеллекта;

школьники с высокой жировой обеспеченностью добиваются больших успехов в чтении и решении задач, улучшают результаты тестирования слуховой памяти и заучивания слов)

йод

- в составе гормонов он контролирует работу генов, программирующих развитие клеток нервной ткани;

- обеспечивает строгую последовательность процессов формирования, созревания и функционирования головного мозга;

витамины группы В

- обеспечивает функционирование мозга;

- помогают выстраивать в мозге сеть нейронов и значительно улучшают структуру центров памяти;

(дефицит – снижает познавательные функции, сопровождается нарушениями речи, мышления, затруднением социальных контактов со сверстниками, эмоциональной неустойчивостью; у школьников ухудшает восприятие информации, замедляет темп мыслительной деятельности, нарушает тонкую моторику )

- поддерживают энергетический потенциал нервных клеток;

- стимулируют синтез белков, осуществляющих перевод информации из краткосрочной памяти в долгосрочную;

- способствуют передаче импульсов между нейронами в цепочках кратковременной памяти;

  • улучшают сенсорную память в любом возрасте;

  • Материнский организм – единственный источник витаминов для плода, если возникает их дефицит в питании матери, то это приводит к избирательному нарушению головного мозга ребенка и стойкому ПОЖИЗНЕННОМУ нарушению всех форм памяти.
Мышление, сознание, а значит, и обучение - функция мозга как единого целого. Однако ведущая роль в осуществлении высших психических функций принадлежит коре головного моз

Мышление, сознание, а значит, и обучение - функция мозга как единого целого. Однако ведущая роль в осуществлении высших психических функций принадлежит коре головного моз

Учеными доказано несколько важнейших положений, касающихся двигательного анализатора: движение пальцев рук имеют особое значение, т. к. оказывают огромное влияние на развития ВНД ребенка; Функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи; Развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, дает преимущества в интеллектуальном развитии; Около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция руки; Ритмичные движения пальцев рук повышают функциональное состояние больших полушарий.
  • Учеными доказано несколько важнейших положений, касающихся двигательного анализатора:
  • движение пальцев рук имеют особое значение, т. к. оказывают огромное влияние на развития ВНД ребенка;
  • Функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи;
  • Развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, дает преимущества в интеллектуальном развитии;
  • Около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция руки;
  • Ритмичные движения пальцев рук повышают функциональное состояние больших полушарий.
«Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека» Г. Сигерист

«Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека»

Г. Сигерист

 Движение- насущная потребность организма

Движение- насущная потребность организма

Психомоторная коррекция- средство развития детей с ЗПРР Электрофизиологические исследования доказали, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Что доказало о необходимости использовать развитие моторики рук с детьми с задержкой речевого развития.
  • Психомоторная коррекция- средство развития детей с ЗПРР
  • Электрофизиологические исследования доказали, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Что доказало о необходимости использовать развитие моторики рук с детьми с задержкой речевого развития.
«Рука – это вышедший наружу мозг человека»  И. Кант
  • «Рука – это вышедший наружу мозг человека»

И. Кант

Психомоторика – способность человека отражать информацию о своей двигательной деятельности, точно контролировать свои движения и эффективно управлять ими.
  • Психомоторика – способность человека отражать информацию о своей двигательной деятельности, точно контролировать свои движения и эффективно управлять ими.
 первый блок Уровень стабилизации и активизации энергетического потенциала организма (дыхательные упражнения, массаж и самомассаж, растяжки, релаксации, глазодвигательные упражнения, формирование базовых сенсомоторных взаимодействий)

первый блок

  • Уровень стабилизации и активизации энергетического потенциала организма (дыхательные упражнения, массаж и самомассаж, растяжки, релаксации, глазодвигательные упражнения, формирование базовых сенсомоторных взаимодействий)
Растяжка

Растяжка

Релаксация

Релаксация

Массаж и самомассаж

Массаж и самомассаж

 Ошибки на письме Недоразвитие 1 блока приводит к быстрой утомляемости. На занятиях ребенок зевает, быстро перестает воспринимать информацию. Ведет к нарушениям письма . Уровень работоспособности меняется в течение дня, урока, недели. Не сразу включается в задание, пишут медленно, с трудом автоматизируются навыки письма. Величина букв, нажим, наклон колеблются в зависимости от утомления.

Ошибки на письме

  • Недоразвитие 1 блока приводит к быстрой утомляемости. На занятиях ребенок зевает, быстро перестает воспринимать информацию. Ведет к нарушениям письма . Уровень работоспособности меняется в течение дня, урока, недели. Не сразу включается в задание, пишут медленно, с трудом автоматизируются навыки письма. Величина букв, нажим, наклон колеблются в зависимости от утомления.
2 блок Уровень автоматизмов (оптимизация межполушарных взаимодействий, развитие тактильных и кинестетических процессов, зрительного гнозиса, пространственных представлений ( освоение телесного пространства, а затем внешнего), тактильной и двигательной, слухоречевой и зрительной памяти) Ребенок – существо соматическое, поэтому упражнения идут от «тела» Используем телесные упражнения, разнообразные виды ползания, в разном направлении, в разной последовательности.

2 блок

Уровень автоматизмов (оптимизация межполушарных взаимодействий, развитие тактильных и кинестетических процессов, зрительного гнозиса, пространственных представлений ( освоение телесного пространства, а затем внешнего), тактильной и двигательной, слухоречевой и зрительной памяти) Ребенок – существо соматическое, поэтому упражнения идут от «тела» Используем телесные упражнения, разнообразные виды ползания, в разном направлении, в разной последовательности.

Разные виды ползания: «Сороконожки», «спецназ»

Разные виды ползания: «Сороконожки», «спецназ»

«Паучки», «Крабы»

«Паучки», «Крабы»

Лазанье по гимнастической стенке: попеременным способом, приставным, перелазание с одного лестничного пролета на другой.

Лазанье по гимнастической стенке: попеременным способом, приставным, перелазание с одного лестничного пролета на другой.

Телесные упражнения: «Тоннель», «Бревнышко»

Телесные упражнения: «Тоннель», «Бревнышко»

Освоение телесного пространства

Освоение телесного пространства

Ошибки на письме Недоразвитие 2 блока создает проблемы с памятью и пространственной ориентацией, что может проявляться в зеркальном написании букв, неправильном расположении в тетради, ошибках применения правил грамматики. Этот блок обеспечивает фонематический слух и зрительное восприятие.

Ошибки на письме

  • Недоразвитие 2 блока создает проблемы с памятью и пространственной ориентацией, что может проявляться в зеркальном написании букв, неправильном расположении в тетради, ошибках применения правил грамматики. Этот блок обеспечивает фонематический слух и зрительное восприятие.
Третий блок Уровень произвольной саморегуляции, программирования, самоконтроля. Вводим игры с правилами, упражнения с заданиями. Недоразвитие 3 блока – ребенок не соблюдает правила, не может себя контролировать, не умеет действовать по образцу.

Третий блок

Уровень произвольной саморегуляции, программирования, самоконтроля.

Вводим игры с правилами, упражнения с заданиями.

Недоразвитие 3 блока – ребенок не соблюдает правила, не может себя контролировать, не умеет действовать по образцу.

Игры с правилами

Игры с правилами

Игры с правилами для снятия эмоционального напряжения

Игры с правилами для снятия эмоционального напряжения

Игры с парашютом (снятие эмоционального напряжения, соблюдение правил)

Игры с парашютом (снятие эмоционального напряжения, соблюдение правил)

Ошибки на письме Недоразвитие 3 блока – вариант дисграфии – проблемы с удержанием произвольного внимания, ориентировкой в задании, включения в задание, переключение с одного задания на другое. Повторение букв, слогов, слов; пропуски букв и слогов; предвосхищение букв «покловок», трудности языкового анализа.

Ошибки на письме

  • Недоразвитие 3 блока – вариант дисграфии – проблемы с удержанием произвольного внимания, ориентировкой в задании, включения в задание, переключение с одного задания на другое. Повторение букв, слогов, слов; пропуски букв и слогов; предвосхищение букв «покловок», трудности языкового анализа.
В возрасте до 3х лет движения, которые на первый взгляд имеют отношение только к развитию тела, влияют на развитие интеллекта больше, чем чисто «книжные» занятия – обучение письму и чтению . Ребенок с нормальным слухом. Зрением и интеллектом может писать неграмотно из – за незрелости отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно – пространственную ориентацию. Уровень грамотности зависит от ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛУШАРИЙ головного мозга.

В возрасте до 3х лет движения, которые на первый взгляд имеют отношение только к развитию тела, влияют на развитие интеллекта больше, чем чисто «книжные» занятия – обучение письму и чтению .

Ребенок с нормальным слухом. Зрением и интеллектом может писать неграмотно из – за незрелости отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно – пространственную ориентацию. Уровень грамотности зависит от ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛУШАРИЙ головного мозга.

Левое полушарие

Правое полушарие

Височная кора лучше воспринимает и анализирует звуки человеческой речи;

При поражении – нарушение слуховой памяти;

Излишняя агрессивность (ссоры, драки), подавленность или, напротив избыточные положительные эмоции, т. е. признаки плохой преспосабливаемости ребенка к обстановке также следствия поражения височных областей при асфиксии.

Воспринимает различные шумы и другие звуки окружающей среды;

Музыкальные способности;

При поражении правого виска и лобной области возникают нарушения восприятия интонации речи. Собственная речь становится монотонной;

Формы мышления: логическое, абстрактное, последовательное, линейное, символическое, вербальное, временное, дискретное, основанное на реальности.

В эмоциональной сфере: эйфория, человек возбужден, словоохотлив, а вот голос станет сиплым, гнусавым, не там ставит ударения.

Если левое отключить, то доминировать будет правое – от хорошего настроения не останется и следа, во взгляде – тоска и печаль, в немногословных репликах – отчаяние и мрачный скепсис, мир представляется только в черном свете.

Формы мышления: интуитивное, хаотическое, конкретное, невербальное, образное, вневременное, аналоговое, ориентированное на фантазии.

Если отключить правое, то человек оказывается под влиянием ЛЕВОГО – лишается творческой жилки.

Сущность : безоглядный оптимизм, положительные эмоции; обладает огромным запасом энергии и жизнелюбия. В поведении: стратегия избегания  неудач – уверенны в себе, все, что от них зависит, с успехом сделают, способны предвидеть и возможные препятствия и еще до их возникновения могут избежать их. ЛОГИЧЕСКИЙ ТИП Сущность: «дух отрицания», дух сомнения , отрицательные эмоции. Тревожные опасения действуют отрезвляюще, возвращают мозгу не только творческие способности, но и саму возможность нормально работать, а не размышлять о собственных успехах. Однако, неумеренная активность может воспрепятствовать реализации интеллектуальных усилий, вызвать сомнения в ценности самой жизни. Человек не найдет слов для выражения своих мыслей, не увидит вокруг себя ничего хорошего. В поведении : стратегия успеха – только успех может подтвердить правильность их действий и решений. Повышенно тревожны. Страдают комплексами , т.к. стратегия их мышления не дает возможность оценить меняющиеся условия среды. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТИП

Сущность : безоглядный оптимизм, положительные эмоции; обладает огромным запасом энергии и жизнелюбия.

В поведении: стратегия избегания неудач – уверенны в себе, все, что от них зависит, с успехом сделают, способны предвидеть и возможные препятствия и еще до их возникновения могут избежать их.

ЛОГИЧЕСКИЙ ТИП

Сущность: «дух отрицания», дух сомнения , отрицательные эмоции. Тревожные опасения действуют отрезвляюще, возвращают мозгу не только творческие способности, но и саму возможность нормально работать, а не размышлять о собственных успехах. Однако, неумеренная активность может воспрепятствовать реализации интеллектуальных усилий, вызвать сомнения в ценности самой жизни. Человек не найдет слов для выражения своих мыслей, не увидит вокруг себя ничего хорошего.

В поведении : стратегия успеха – только успех может подтвердить правильность их действий и решений. Повышенно тревожны. Страдают комплексами , т.к. стратегия их мышления не дает возможность оценить меняющиеся условия среды.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТИП

   Тест на распознавание пальцев поможет оценить функционирование теменно – затылочных отделов коры у ребенка. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие. Если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив «ватные» вялые – ребенок неговорящий. Неразличение ребенком дошкольником пальцев – прогностический признак будущих проблем с чтением и арифметикой, письмом.

Тест на распознавание пальцев поможет оценить функционирование теменно – затылочных отделов коры у ребенка. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие. Если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив «ватные» вялые – ребенок неговорящий. Неразличение ребенком дошкольником пальцев – прогностический признак будущих проблем с чтением и арифметикой, письмом.

Тест

Тест

Тренировка пальцев рук – мощный физиологический стимул развития речи.
  • Тренировка пальцев рук – мощный физиологический стимул развития речи.

Определение ведущего сенсорного канала в восприятии информации

ВИЗУАЛИСТ

АУДИАЛИСТ

- ему могут не нравиться прикосновения других людей. Учтите это и не обижайтесь на ребенка, если он недоволен; это не имеет никакого отношения лично к вам.

КИНЕСТЕТИК

- он больше других детей пугается эмоциональных вспышек окружающих и конфликтов.

- быстрее воспринимает материал, который хорошо иллюстрирован .

- легче приобретает навыки путем наблюдения.

- на индивидуальных занятиях его результаты лучше, чем при работе в группе.

- любой активности он предпочитает разговор. Может беседовать даже сам с собой – это нормально.

- вряд ли поймет ваш выразительный взгляд (сердитый, обиженный, гневный) – ему лучше объяснить словами, что вы чувствуете.

- он хорошо запоминает словесный материал .

- для быстрого приобретения навыков предложите ребенку комментировать то, что он делает.

- для него больше, чем для других, важны прикосновения, по ним он судит о том, как вы к нему относитесь.

- у него чаще, чем у других детей, меняется настроение, он раним и обидчив.

- лучше всего запоминает информацию в процессе деятельности.

- чтобы он не отвлекался, дайте ему возможность играть активную роль.

Генетические коды: «Поза Наполеона», «Замок»

Генетические коды: «Поза Наполеона», «Замок»

«Завиток»

«Завиток»

Определение латерального фенотипа

Определение латерального фенотипа

Диагностика эмоционально – волевой сферы и коммуникативных навыков  «Контрастный рисунок» «Злой - добрый»

Диагностика эмоционально – волевой сферы и коммуникативных навыков «Контрастный рисунок» «Злой - добрый»

Диагностика коммуникативных навыков

Диагностика коммуникативных навыков

В ДОУ для развития речи с помощью движений используем следующие приемы:   Логоритмика

В ДОУ для развития речи с помощью движений используем следующие приемы:

  • Логоритмика
Игры для развития мелкой моторики

Игры для развития мелкой моторики

Игры с мячом

Игры с мячом

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Физминутки

Физминутки

Элементы йоги: асаны «Лягушка», «Воин»

Элементы йоги: асаны «Лягушка», «Воин»

Асаны: «Замок», «Фламинго»

Асаны: «Замок», «Фламинго»

Акробатика: «коробочка», «мостик»

Акробатика: «коробочка», «мостик»

«Колечко», «березка»

«Колечко», «березка»

Развитие мелкой моторики в продуктивной деятельности

Развитие мелкой моторики в продуктивной деятельности

   Физическая культура – коррекционно-комплексная форма воздействия на двигательную недостаточность детей.

Физическая культура – коррекционно-комплексная форма воздействия на двигательную недостаточность детей.

Работа с родителями

Работа с родителями

 Правильно построить физическое воспитание ребенка можно только, проникнувшись глубоким смыслом, который вложила природа в движения человека, и, осознав, что как в рисунке, в музыке, так и в движении ребенок проживает особую жизнь. Если мы поймем, почему ребенок так стремится прыгать, лазать, бегать и что чувствует, если мы мешаем ему реализовать эту потребность, то сможем определить приоритеты и процесс формирования здоровья сделать для ребенка радостным.

Правильно построить физическое воспитание ребенка можно только, проникнувшись глубоким смыслом, который вложила природа в движения человека, и, осознав, что как в рисунке, в музыке, так и в движении ребенок проживает особую жизнь. Если мы поймем, почему ребенок так стремится прыгать, лазать, бегать и что чувствует, если мы мешаем ему реализовать эту потребность, то сможем определить приоритеты и процесс формирования здоровья сделать для ребенка радостным.

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Спасибо за внимание!

До новых встреч!