Цель: обобщить понятие об устном народном творчестве в целях расширения литературного кругозора и обучение составления характеристики внутренних качеств героя, формирование понятия дружбы. Задачи: формировать умение пересказывать содержание прочитанного текста, опираясь на его название, формировать понятие «дружба» и «друг»; развивать умение анализировать и оценивать поступки героев, соотносить их с собственным жизненным опытом; развивать речь учащихся, обучая их построению высказываний; воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её. Методы: Беседа, работа с учебником, практический метод, анализ, обобщение. Ход урока 1. На доске запись пословиц: Пословицы разделены на две части, ваша задача догадаться и соединить ее. Крепкую дружбу и топором от того и наберешься С кем поведешься не разрубишь Старый друг лучше новых двух 2. Введение в тему произведения. - Как вы думаете над чем сегодня мы будем работать? - Сегодня мы продолжим тему «как проверяется дружба». Учебник стр.71 3. Словарная работа. Прежде чем начать работу со сказкой давайте вспомним, что это за народность ЛЕЗГИНЫ. Лезгины – один из народов Дагестана - «прекрасной страны гор». Традиционными занятиями лезгин были земледелие и скотоводство, разного рода ремесла. Как и все горцы, лезгинские мужчины были храбрыми воинами. За высокое воинское искусство, отличную выправку их приглашали в конвой Самого Государя Императора. Это очень гордый народ. Именно поэтому у них очень высоко ценилось понятие чести, дружбы. - В тексте вам, возможно, встречались незнакомые слова, давайте прочитаем и выясним их лексическое значение. Работа со словарем: Статный – человек стройный, красивого телосложения. Лаваш – лепёшка. Аул – горное селение. Ватага – толпа, шайка. (н-р ватага ребят) - Прежде чем приступить к чтению, обратите внимание на слова, которые встретятся в тексте и могут вызвать затруднение при чтении. Подготовка к чтению: чтение хоровое, выборочное. на доске: А-лис-кер, ре-чуш-ка, ра-зу-вать-ся, рас-ще-ли-на. 4. Работа по тексту (пересказ). - Кто желает пересказать сказку? - учащиеся дополняют друг друга. 5. Анализ произведения. - Понравилась ли вам эта сказка? Чем? - Кто из героев у вас вызвал симпатию? Почему? -А какими качествами должен обладать друг, товарищ? ПРЕЗЕНТАЦИЯ -посмотрите ребята на стену. Что это? Это дом дружбы - сейчас мы построим дом, который укажет нам - Каковы основы дружбы? - Прочитайте в тексте, как Али-ага прошел 1 испытание. /с.72 последний абзац. (Кто быстрее найдет, тот и прочитает) О каком качестве Али-аги говорит его поступок? /дождался – о терпении/ - Поставим на фундамент дома ДРУЖБЫ первое наше бревнышко – терпеливый. - Как повел себя Али-ага на втором испытании? Прочитайте эти строки. с.73 - С каким словом будет второе бревнышко? /поделился – нежадный, щедрый/ - Выложим второе бревнышко со словом – щедрый. - В чем заключалось третье испытание? /перейти ручей/ - Как поступил Али-ага в этот раз? Прочитайте этот эпизод с.73 Он правильно сделал? - О каких качествах Али-аги идет речь здесь? Внимание/заботливый, добрый 2 брёвнышка - Все наказы матери выполнил Алискер? - В чем же заключалось самое главное испытание Али-аги? - Найдите в тексте и прочитайте слова Али-аги, где он объясняет – почему он вытащил Алискера из расщелины? - Как вы понимаете слова «чистая совесть»? - О каких качествах Али-аги вы можете сказать? /верный, надёжный, честный/ - Как вы думаете, почему Али-ага удивился, когда Алискер поблагодарил его за помощь? - Каким еще был Али-ага? /скромный/ - Хотели ли вы иметь такого друга? - Посмотрите на дом, который у нас получился. - На каких же качествах основана настоящая дружба? /терпение, щедрость, доброта, забота, верность, надежность, честность, скромность/ -но чего то здесь не хватает. Чего? (Осталось поставить крышу) - Перед вами лежат пословицы. Выберите одну, которая подойдет к нашей сказке. ФИЗМИНУТКА Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом. Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазком видеть всё дано- Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг. 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 2-3 раза. 2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 2-3. 3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз. 4. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, затем в левую сторону. На столе листочки с пословицами: 1. Крепкую дружбу и водой не разольешь; 2.Сделал дело, гуляй смело; 3.Друзья познаются в беде; 4.С кем поведешься, от того и наберешься; 5.Старый друг лучше новых двух. - Обоснуйте свой выбор. /настоящим верным другом можно считать только того человека, который перенес с тобой какие-то жизненные невзгоды, который не бросил тебя в беде, поддержал в трудной ситуации. Али-ага ни разу не бросил Алискера, поступал с ним честно, по совести. Настоящей дружбе не страшны никакие испытания/. 6. Рефлексия урока - ребята, а какими качествами обладает наш класс? показ дерево дружбы нашего класса -сейчас я вас прошу написать на лепесточках одно качество, которым обладает наш класс. И все лепестки на прикрепим к нашему дереву дружбы 2 «в» класса. 7. Итог урока - Над какой сказкой мы сегодня работали на уроке? - Чему она учит? - Что же лежит в основе дружбы? - понравился вам урок? С каким настроением вы сейчас пойдете на перемену? |