СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX века

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX века»

Либеральные реформы 60-70 гг. XIX века. Урок 22 Игонина Н.В., учитель истории и обществознания МБОУ г. Иркутска СОШ № 18

Либеральные реформы 60-70 гг. XIX века.

Урок 22

Игонина Н.В., учитель истории и обществознания МБОУ г. Иркутска СОШ № 18

Цель урока:  сформировать представление о сущности буржуазных реформ 60—70-х гг. XIX в.; уяснить, что либеральная модернизация общества, проводимая по инициативе самодержавной власти, имеет свои пределы, прежде всего в политической сфере,  отсюда противоречивость и непоследовательность в прове-  дении реформ, попытки их консервативной корректировки,  что, в свою очередь, вызывало недовольство радикальных  слоёв общества;  сформировать представление о сущности политического курса, проводимого М. Т. Лорис-Меликовым; уяснить суть так называемой конституции М. Т. Лорис-Ме- ликова.

Цель урока:

  • сформировать представление о сущности буржуазных реформ 60—70-х гг. XIX в.;
  • уяснить, что либеральная модернизация общества, проводимая по инициативе самодержавной власти, имеет свои пределы, прежде всего в политической сфере,

отсюда противоречивость и непоследовательность в прове-

дении реформ, попытки их консервативной корректировки,

что, в свою очередь, вызывало недовольство радикальных

слоёв общества;

  • сформировать представление о сущности политического курса, проводимого М. Т. Лорис-Меликовым;
  • уяснить суть так называемой конституции М. Т. Лорис-Ме-
  • ликова.
Основные знания:  изменения в системе местного управления; основные положения земской и городской реформ; функции органов местного самоуправления;  сущность судебной реформы; основные направления военной реформы; изменения принципа комплектования армии; реформирование начальной и средней школы; введение университетской автономии.

Основные знания:

  • изменения в системе местного управления;
  • основные положения земской и городской реформ;
  • функции органов местного самоуправления;
  • сущность судебной реформы;
  • основные направления военной реформы;
  • изменения принципа комплектования армии;
  • реформирование начальной и средней школы; введение университетской автономии.
Внутрипредметные и межпредметные связи   курс «История России. Конец XVI—XVIII в.», тема «Реформы Петра I»; курс «Новая история», тема «Революции и реформы».

Внутрипредметные и межпредметные связи

  • курс «История России. Конец XVI—XVIII в.», тема «Реформы Петра I»;
  • курс «Новая история», тема «Революции и реформы».
Персоналии   Н.А. Милютин М.Т. Лорис-Меликов

Персоналии

Н.А. Милютин

М.Т. Лорис-Меликов

Ключевые понятия:    земство; куриальная система выборов;  имущественный ценз; возрастной ценз; Гражданское общество;  принципы буржуазного права;  правовое государство; суд присяжных; мировой суд; всеобщая воинская повинность;

Ключевые понятия:

  • земство;
  • куриальная система выборов;
  • имущественный ценз;
  • возрастной ценз;
  • Гражданское общество;
  • принципы буржуазного права;
  • правовое государство;
  • суд присяжных; мировой суд;
  • всеобщая воинская повинность;
Характеристика основных видов деятельности ученика   раскрывать основные положения реформ местного самоуправления, судебной, военной, в сфере просвещения; оценивать характер и значение реформ 1860—1870-х гг., высказывать и обосновывать свою оценку; объяснять значение понятий: земства, городские управы, мировой суд, адвокатура.

Характеристика основных видов деятельности ученика

  • раскрывать основные положения реформ местного самоуправления, судебной, военной, в сфере просвещения;
  • оценивать характер и значение реформ 1860—1870-х гг., высказывать и обосновывать свою оценку;
  • объяснять значение понятий: земства, городские управы, мировой суд, адвокатура.
План урока  1. Реформы местного самоуправления.  2. Судебная реформа. 3. Военные реформы. 4. Реформы в области просвещения.

План урока

1. Реформы местного самоуправления.

2. Судебная реформа.

3. Военные реформы.

4. Реформы в области просвещения.

Реформы местного самоуправления Проблема: В демократических странах существует всеобщее, равное и прямое избирательное право.  Отвечала ли избирательная система, созданная в России для выборов местных органов самоуправления, основным демократическим принципам?

Реформы местного самоуправления

Проблема: В демократических странах существует всеобщее, равное

и прямое избирательное право.

Отвечала ли избирательная система, созданная в России для выборов местных органов самоуправления, основным демократическим принципам?

 Реформы местного самоупрвления 1864 год  Какие же вопросы были призваны решать земства?   Прочитайте выдержку из Положения о губернских и уездных земствах, помещённую на с. 155 учебника. Перечислите функции земств, сделайте  вывод об их роли в общественной жизни.

Реформы местного самоупрвления 1864 год

Какие же вопросы были призваны решать земства?

Прочитайте выдержку из Положения о губернских и уездных земствах, помещённую на с. 155 учебника.

Перечислите функции земств, сделайте

вывод об их роли в общественной жизни.

 Судебная реформа (стр. 147-148) Основные принципы буржуазного права Их реализация в судебной реформе Независимость суда Выборность суда Гласность суда Состязательность обвинения и защиты Равенство всех сословий перед законом

Судебная реформа (стр. 147-148)

Основные принципы буржуазного права

Их реализация в судебной реформе

Независимость суда

Выборность суда

Гласность суда

Состязательность обвинения и защиты

Равенство всех сословий перед законом

 Проблемное задание  Независимо от дохода или жалованья в списки присяжных заседателей включались все гражданские чиновники с 5-го по 14-й класс в Табели о рангах, все выборные служащие городских и дворянских учреждений и крестьяне, занимавшие не менее 3 лет выборные должности сельских старост, и др. А вот не могли быть присяжными (наряду с впавшими в крайнюю бедность, умалишёнными и др.) лица, занимавшие генеральские должности с 1-го по 4-й класс в Табели о рангах, чиновники полиции, военные, работники суда... Как вы думаете, почему?

Проблемное задание

Независимо от дохода или жалованья в списки присяжных заседателей включались все гражданские чиновники с 5-го по 14-й класс в Табели о рангах, все выборные служащие городских и дворянских учреждений и крестьяне, занимавшие не менее 3 лет выборные должности сельских старост, и др. А вот не могли быть присяжными (наряду с впавшими в крайнюю бедность, умалишёнными и др.) лица, занимавшие генеральские должности с 1-го по 4-й класс в Табели о рангах, чиновники полиции, военные, работники суда...

Как вы думаете, почему?

 Военные реформы Прочитайте учебник стр. 148-150, ответьте на вопросы: каковы главные цели военной реформы? Каковы её основные направления? В чём вы видите влияние отмены крепостного права на реформы в армии? Как изменился порядок комплектования русской армии?  Кто и почему был освобождён от призыва в армию? Какое влияние оказали военные реформы на русское общество?

Военные реформы

Прочитайте учебник стр. 148-150, ответьте на вопросы:

  • каковы главные цели военной реформы?
  • Каковы её основные направления?
  • В чём вы видите влияние отмены крепостного права на реформы в армии?
  • Как изменился порядок комплектования русской
  • армии?
  • Кто и почему был освобождён от призыва в армию?
  • Какое влияние оказали военные реформы на русское общество?
Реформы в области просвещения

Реформы в области просвещения

 Задание  1. прочитайте в учебнике (с. 157) определения гражданского общества и правового государства 2. докажите, что реформы 60—70-х гг. XIX в. нанесли удар по сословной организации общества и положили начало формированию в России гражданского общества и правового государства.

Задание

1. прочитайте в учебнике (с. 157) определения гражданского общества и правового государства

2. докажите, что реформы 60—70-х гг. XIX в. нанесли удар по сословной организации общества и положили начало формированию в России гражданского общества и правового государства.

 Претворение реформ в жизнь  Отмена крепостного права привела к огромным  Вопросы  изменениям в российском обществе и потребовала проведения целого ряда реформ в области местного самоуправления, судебной системы, военного дела, образования. Однако   большинство реформ отличалось внутренней противоречивостью и непоследовательностью в чём заключались противоречия Крестьянской реформы?  Стали ли крестьяне собственниками земли? Получили ли они полную хозяйственную и административную свободу? В чём вы видите недостатки земской реформы? Какие элементы сословности так и не удалось преодолеть в судебной реформе? В чём вы видите противоречивость реформ в области просвещения?

Претворение реформ в жизнь

Отмена крепостного права привела к огромным

Вопросы

изменениям в российском обществе и потребовала проведения целого ряда реформ в области местного самоуправления, судебной системы, военного дела, образования. Однако

большинство реформ отличалось внутренней противоречивостью и непоследовательностью

  • в чём заключались противоречия Крестьянской реформы?
  • Стали ли крестьяне собственниками земли? Получили ли они полную хозяйственную и административную свободу? В чём вы видите недостатки земской реформы?
  • Какие элементы сословности так и не удалось преодолеть в судебной реформе?
  • В чём вы видите противоречивость реформ в области
  • просвещения?
 Противоречия реформ Крестьянская реформа, делая землепашца формально свободным, на десятилетия предопределяла его зависимость от общины, экономическую неволю, хозяйственную несвободу от государства. Земства не распространялись на  нерусские окраины, не создали волостных (крестьянских)  организаций, не имели прав на межгубернские, всероссийские объединения. Низшему и среднему образованию так и не уда-  лось преодолеть свой сословный характер, а университетская система имела такие ограничители, как обязательное преподавание богословия, повышение платы за обучение и расширение прав министерств и попечителей в университетах.

Противоречия реформ

  • Крестьянская реформа, делая землепашца формально свободным, на десятилетия предопределяла его зависимость от общины, экономическую неволю, хозяйственную несвободу от государства.
  • Земства не распространялись на

нерусские окраины, не создали волостных (крестьянских)

организаций, не имели прав на межгубернские, всероссийские объединения.

  • Низшему и среднему образованию так и не уда-

лось преодолеть свой сословный характер, а университетская система имела такие ограничители, как обязательное преподавание богословия, повышение платы за обучение и расширение прав министерств и попечителей в университетах.

Позиция власти по отношению к реформам Консервативные силы считали, что реформы расшатывают самодержавный строй, и требовали их корректировки;  либералы требовали доведения реформ до логического конца. Революционеры же считали, что в условиях сохранения самодержавного правления вообще невозможно провести реформы в интересах народа. Стремясь уберечь страну от потрясений, император был вынужден лавировать.

Позиция власти по отношению к реформам

Консервативные силы считали, что реформы расшатывают самодержавный строй, и требовали их корректировки;

либералы требовали доведения реформ до логического конца. Революционеры же считали, что в условиях сохранения самодержавного правления вообще невозможно

провести реформы в интересах народа.

Стремясь уберечь

страну от потрясений, император был вынужден лавировать.

 Консервативная корректировка реформ  Один из революционных деятелей О. Аптекман так характеризовал политику Александра II в 70-е гг.: «Характерна крайняя неискренность всей внутренней политики правительства: вечные колебания, - однако с основной тенденцией – к …мракобесию. К концу 70-х годов «великие реформы» - крестьянская, земская, судебная и проч. – оказались до того искалеченными и урезанными….что в них «либерального» ничего не осталось». Приведите факты консервативного наступления на реформы Крестьянская реформа Реформа среднего образования Университетская реформа Земская реформа

Консервативная корректировка реформ

Один из революционных деятелей О. Аптекман так характеризовал политику Александра II в 70-е гг.:

«Характерна крайняя неискренность всей внутренней политики правительства: вечные колебания, - однако с основной тенденцией – к …мракобесию. К концу 70-х годов «великие реформы» - крестьянская, земская, судебная и проч. – оказались до того искалеченными и урезанными….что в них «либерального» ничего не осталось».

Приведите факты консервативного наступления на реформы

Крестьянская реформа

Реформа среднего образования

Университетская реформа

Земская реформа

Персоналии: Михаил Тариелович Лорис-Меликов  Родился в армянской семье. Был известен как выдающийся генерал, прославившийся в войне с Турцией. За храбрость и личное мужество был пожалован графским титулом. Заслужил симпатию населения за счет обуздания произвола чиновников в Харькове. Был противником конституционного правления. Считал, что собранные вместе народные представители представляют угрозу стабильной работе правительства. Считал необходимым в полной мере претворить в жизнь планы всех реформ, и только потом допустить некоторое участие представителей населения в обсуждении государственных дел. Свою первостепенную задачу Лорис-Меликов видел в борьбе с антиправительственным движением, не останавливаясь «ни перед какими строгими мерами для наказания преступных действий»

Персоналии: Михаил Тариелович Лорис-Меликов

Родился в армянской семье. Был известен как выдающийся генерал, прославившийся в войне с Турцией. За храбрость и личное мужество был пожалован графским титулом. Заслужил симпатию населения за счет обуздания произвола чиновников в Харькове. Был противником конституционного правления. Считал, что собранные вместе народные представители представляют угрозу стабильной работе правительства. Считал необходимым в полной мере претворить в жизнь планы всех реформ, и только потом допустить некоторое участие представителей населения в обсуждении государственных дел. Свою первостепенную задачу Лорис-Меликов видел в борьбе с антиправительственным движением, не останавливаясь «ни перед какими строгими мерами для наказания преступных действий»

 Конституционные метания. «Диктатура сердца »  Прочитайте самостоятельно пункт учебника «Конституционные метания» стр. 152-155 учебника.  Проблема: можно ли считать предложенный проект конституцией?

Конституционные метания. «Диктатура сердца »

Прочитайте самостоятельно пункт учебника «Конституционные метания» стр. 152-155 учебника.

Проблема: можно ли считать предложенный проект конституцией?

Домашнее задание § 21-22, прочитать, пересказать Задание № 4, к документу на стр. 157 письменно в тетради.

Домашнее задание

§ 21-22, прочитать, пересказать

Задание № 4, к документу на стр. 157 письменно в тетради.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!