Либеральные реформы 60-70 гг. XIX века.
Урок 22
Игонина Н.В., учитель истории и обществознания МБОУ г. Иркутска СОШ № 18
Цель урока:
- сформировать представление о сущности буржуазных реформ 60—70-х гг. XIX в.;
- уяснить, что либеральная модернизация общества, проводимая по инициативе самодержавной власти, имеет свои пределы, прежде всего в политической сфере,
отсюда противоречивость и непоследовательность в прове-
дении реформ, попытки их консервативной корректировки,
что, в свою очередь, вызывало недовольство радикальных
слоёв общества;
- сформировать представление о сущности политического курса, проводимого М. Т. Лорис-Меликовым;
- уяснить суть так называемой конституции М. Т. Лорис-Ме-
- ликова.
Основные знания:
- изменения в системе местного управления;
- основные положения земской и городской реформ;
- функции органов местного самоуправления;
- сущность судебной реформы;
- основные направления военной реформы;
- изменения принципа комплектования армии;
- реформирование начальной и средней школы; введение университетской автономии.
Внутрипредметные и межпредметные связи
- курс «История России. Конец XVI—XVIII в.», тема «Реформы Петра I»;
- курс «Новая история», тема «Революции и реформы».
Персоналии
Н.А. Милютин
М.Т. Лорис-Меликов
Ключевые понятия:
- земство;
- куриальная система выборов;
- имущественный ценз;
- возрастной ценз;
- Гражданское общество;
- принципы буржуазного права;
- правовое государство;
- суд присяжных; мировой суд;
- всеобщая воинская повинность;
Характеристика основных видов деятельности ученика
- раскрывать основные положения реформ местного самоуправления, судебной, военной, в сфере просвещения;
- оценивать характер и значение реформ 1860—1870-х гг., высказывать и обосновывать свою оценку;
- объяснять значение понятий: земства, городские управы, мировой суд, адвокатура.
План урока
1. Реформы местного самоуправления.
2. Судебная реформа.
3. Военные реформы.
4. Реформы в области просвещения.
Реформы местного самоуправления
Проблема: В демократических странах существует всеобщее, равное
и прямое избирательное право.
Отвечала ли избирательная система, созданная в России для выборов местных органов самоуправления, основным демократическим принципам?
Реформы местного самоупрвления 1864 год
Какие же вопросы были призваны решать земства?
Прочитайте выдержку из Положения о губернских и уездных земствах, помещённую на с. 155 учебника.
Перечислите функции земств, сделайте
вывод об их роли в общественной жизни.
Судебная реформа (стр. 147-148)
Основные принципы буржуазного права
Их реализация в судебной реформе
Независимость суда
Выборность суда
Гласность суда
Состязательность обвинения и защиты
Равенство всех сословий перед законом
Проблемное задание
Независимо от дохода или жалованья в списки присяжных заседателей включались все гражданские чиновники с 5-го по 14-й класс в Табели о рангах, все выборные служащие городских и дворянских учреждений и крестьяне, занимавшие не менее 3 лет выборные должности сельских старост, и др. А вот не могли быть присяжными (наряду с впавшими в крайнюю бедность, умалишёнными и др.) лица, занимавшие генеральские должности с 1-го по 4-й класс в Табели о рангах, чиновники полиции, военные, работники суда...
Как вы думаете, почему?
Военные реформы
Прочитайте учебник стр. 148-150, ответьте на вопросы:
- каковы главные цели военной реформы?
- Каковы её основные направления?
- В чём вы видите влияние отмены крепостного права на реформы в армии?
- Как изменился порядок комплектования русской
- армии?
- Кто и почему был освобождён от призыва в армию?
- Какое влияние оказали военные реформы на русское общество?
Реформы в области просвещения
Задание
1. прочитайте в учебнике (с. 157) определения гражданского общества и правового государства
2. докажите, что реформы 60—70-х гг. XIX в. нанесли удар по сословной организации общества и положили начало формированию в России гражданского общества и правового государства.
Претворение реформ в жизнь
Отмена крепостного права привела к огромным
Вопросы
изменениям в российском обществе и потребовала проведения целого ряда реформ в области местного самоуправления, судебной системы, военного дела, образования. Однако
большинство реформ отличалось внутренней противоречивостью и непоследовательностью
- в чём заключались противоречия Крестьянской реформы?
- Стали ли крестьяне собственниками земли? Получили ли они полную хозяйственную и административную свободу? В чём вы видите недостатки земской реформы?
- Какие элементы сословности так и не удалось преодолеть в судебной реформе?
- В чём вы видите противоречивость реформ в области
- просвещения?
Противоречия реформ
- Крестьянская реформа, делая землепашца формально свободным, на десятилетия предопределяла его зависимость от общины, экономическую неволю, хозяйственную несвободу от государства.
- Земства не распространялись на
нерусские окраины, не создали волостных (крестьянских)
организаций, не имели прав на межгубернские, всероссийские объединения.
- Низшему и среднему образованию так и не уда-
лось преодолеть свой сословный характер, а университетская система имела такие ограничители, как обязательное преподавание богословия, повышение платы за обучение и расширение прав министерств и попечителей в университетах.
Позиция власти по отношению к реформам
Консервативные силы считали, что реформы расшатывают самодержавный строй, и требовали их корректировки;
либералы требовали доведения реформ до логического конца. Революционеры же считали, что в условиях сохранения самодержавного правления вообще невозможно
провести реформы в интересах народа.
Стремясь уберечь
страну от потрясений, император был вынужден лавировать.
Консервативная корректировка реформ
Один из революционных деятелей О. Аптекман так характеризовал политику Александра II в 70-е гг.:
«Характерна крайняя неискренность всей внутренней политики правительства: вечные колебания, - однако с основной тенденцией – к …мракобесию. К концу 70-х годов «великие реформы» - крестьянская, земская, судебная и проч. – оказались до того искалеченными и урезанными….что в них «либерального» ничего не осталось».
Приведите факты консервативного наступления на реформы
Крестьянская реформа
Реформа среднего образования
Университетская реформа
Земская реформа
Персоналии: Михаил Тариелович Лорис-Меликов
Родился в армянской семье. Был известен как выдающийся генерал, прославившийся в войне с Турцией. За храбрость и личное мужество был пожалован графским титулом. Заслужил симпатию населения за счет обуздания произвола чиновников в Харькове. Был противником конституционного правления. Считал, что собранные вместе народные представители представляют угрозу стабильной работе правительства. Считал необходимым в полной мере претворить в жизнь планы всех реформ, и только потом допустить некоторое участие представителей населения в обсуждении государственных дел. Свою первостепенную задачу Лорис-Меликов видел в борьбе с антиправительственным движением, не останавливаясь «ни перед какими строгими мерами для наказания преступных действий»
Конституционные метания. «Диктатура сердца »
Прочитайте самостоятельно пункт учебника «Конституционные метания» стр. 152-155 учебника.
Проблема: можно ли считать предложенный проект конституцией?
Домашнее задание
§ 21-22, прочитать, пересказать
Задание № 4, к документу на стр. 157 письменно в тетради.