МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ НЕТИПОВОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 2»
План - конспект урока истории в 10 классе
Тема: Либеральные реформы Александра1
Апрель 2020г.
Лесина Л.Д. , учитель истории
Тип урока:
Урок изучения нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся с учебником и историческими документами.
Тема урока: Либеральные реформы Александра1
Цель урока:
создать условия для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с попыткой реализации либеральных преобразований в стране в начале царствования Александра I.
Задачи урока:
а) образовательные:
сформировать у учащихся полноценное представление об основных тенденциях развития Российской империи в первой четверти ХIХ в.;
выявить основные противоречия в развитии России в начале ХIХ в.;
подвести учащихся к пониманию специфики первых лет правления Александра I по сравнению с правлением его предшественников;
охарактеризовать сущность проекта М.М. Сперанского;
подвести учащихся к пониманию соотношения планов Александра I с их реализацией.
б) воспитательные:
способствовать формированию у учащихся объективного взгляда на противоречивое развитие российского государства;
укрепить представление в том, что проведение новых реформ всегда требует глубокого анализа специфики своего государства;
способствовать воспитанию уважительного отношения к личностям Александра I и М.М. Сперанского, как прогрессивных государственных деятелей; продолжить формирование у учащихся интереса к изучаемому предмету.
в) развивающие:
способствовать развитию у учащихся умений соотносить единичные исторические факты и общие явления, учитывая исторический контекст, устанавливать причинно-следственные связи между историческими процессами, событиями и явлениями;
способствовать развитию у учащихся умения сравнивать и анализировать взгляды отдельных государственных деятелей, давать собственную объективную оценку их позиции, деятельности в целом;
продолжить отрабатывать навыки учащихся давать четкие полные логические ответы на вопросы, развивать умение раскрывать сущность исторических понятий, терминов, определений.
Оборудование: учебник; раздаточный материал – тексты «Указа о вольных хлебопашцах», манифеста «Об образовании Государственного Совета»;
На экране телевизора:
Запись в тетрадях:
Тема урока: Либеральные реформы Александра1(1801-1815)
План урока:
-
Начало правления Александра 1. Личность императора.
-
Эпоха «Негласного комитета».
-
Первые попытки преобразований. (1801-1810 гг.
-
М.М.Сперанский и его реформы государственного управления.
-
Образовательная реформа.
Повторение пройденного:
Какой вошла Российская империя в XIX век? (территория, политический строй, социальные отношения, экономика).
Изложите кратко результаты правления Павла 1. Что он успел сделать за свое недолгое правление?
Каких перемен ожидало общество от нового императора? Возможен ли был возврат к временам правления Екатерины II, как обещал в своем манифесте Александр 1?
Вступительное слово учителя:
Итак, в 1801 г. русским императором стал Александр I, сын Павла I, вольно или невольно участвовавший в заговоре против отца, который закончился убийством Павла.
Он вступил на престол с ясными намерениями сделать страну счастливой. А вот что он понимал под этими словами — счастливая страна? Какие проблемы должны быть решены Александром, чтобы он мог эту цель реализовать?
Александр I: особенности характера (сообщение учащегося).
На экране телевизора:
портрет Александра1,
Старший сын императора Павла Александр был человеком нового века. Во всяком случае, он живо интересовался идеями своего времени, примеряя их к российской действительности. Эти идеи являлись, с одной стороны, наследством его бабки Екатерины II, с другой — он впитывал их во время занятий со своим воспитателем Ф.Лагарпом. Учеба у знаменитого швейцарца заставила великого князя относиться к крепостничеству и грубому деспотизму с брезгливостью просвещенного европейца. Именно поэтому Александр I пытался бороться с ними на протяжении почти всего своего царствования. Правда, об истинных намерениях императора судить очень трудно, так как он с детства отличался великолепными актерскими способностями, замешанными на изрядном лицемерии.
Иного поведения от него трудно было ожидать, поскольку с раннего возраста Александр вращался между Екатериной II, Павлом Петровичем и Лагарпом, нигде не смея быть самим собой, и так и не выбрав того, с кем он мог бы откровенно разговаривать. После воцарения отца он вынужден был лицемерить еще больше, делая вид, что полностью разделяет идеи и методы императора.
В заговор против Павла Александр был втянут обстоятельствами - подозрительность императора привела к тому, что его старшим сыновьям реально стала угрожать тюрьма или Сибирь. Больше всего Александра потрясло не убийство отца само по себе, а та легкость, с которой оно было совершено.
Именно с этих пор он ощущал себя в безопасности только вне столицы, а еще лучше – вне России.
Александр неплохо разбирался в людях, но видел в них лишь инструмент для достижения собственных целей. Желание оставить свой след в истории, подозрительность, актерство, может быть, и необходимые для политика временами принимали у императора такие размеры, что отталкивали от него серьезных реформаторов. К тому же, на протяжении всего царствования, у Александра не обнаружилось конкретной программы преобразований.
Павел Александрович Строганов отмечал: «Император взошел на трон с наилучшими намерениями — утвердить порядок на возможно наилучших основаниях; но его связывают личная неопытность и вялая, ленивая натура…»
А. Чарторыйский, друг царя, писал: «Император любил внешние формы свободы, как можно любить представление… Он охотно согласился бы, чтобы каждый был свободен, лишь бы все добровольно исполняли бы его волю».
Со временем Александр все больше входил во вкус самодержавного правления. Однажды он накричал на Г.Р. Державина: «Ты все хочешь учить, а я - самодержавный царь и хочу, чтобы было так, а не иначе».
В его деятельности всегда преобладали красивые слова, за которыми трудно разглядеть реальные дела. Современники называли его сфинксом, не разгаданным до гроба.
Но, пока император молод, амбициозен, полон романтических идей и стремлений. Французская революция дала образец нового устройства государства и управления обществом. Так, министерства, учрежденные молодым царем, принцип разделения властей, предлагаемый Сперанским, и многие другие мероприятия, во многом основывались на опыте наполеоновской Франции. Возврат ко времени Екатерины II, обещанный Александром 1, таким образом, означал лишь намерение отказаться от тиранических методов Павла 1.
Вопрос к учащимся: «Как вы считаете какие цели ставил молодой император в начале своего правления?».
Ответы учащихся.
Записи в тетрадях:
Цели, которые ставил перед своим правлением Александр I в начале царствования:
ликвидация последствий правления Павла I;
отмена крепостного права;
усовершенствование государственного аппарата, создание парламента;
введение конституции;
развитие образования в стране.
С первых же дней молодой император взялся за государственные дела. Планов у него действительно было много.
Еще в 1797 г. он писал: «Когда же придет мой черед, тогда нужно будет трудиться над тем,… чтобы создать народное представительство, которое … составило бы свободную конституцию, после чего моя власть совершенно прекратилась бы, и я … удалился бы в какой-нибудь уголок и жил там счастливый и довольный, видя процветание своего отечества. И наслаждался бы им».
А.С. Пушкин об этом времени говорил так: «Дней Александровых прекрасное начало…».
В правлении Александра I выделяют 2 основных этапа:
1-й – период либеральных преобразований – 1801-1815 гг., о нем мы будем говорить сегодня на уроке и выясним, почему он так назывался.
2-й — период царствования Александра I — 1815-1825 гг., наступивший после войны 1812 г. и разгрома наполеоновской Франции, традиционно рассматривался и современниками, и в научной литературе как период глухой реакции.
- Вопрос учителя: « давайте вспомним , что значит либерализм, либеральный?
Воцарение Александра I ознаменовалось серией мер, отменявших те распоряжения Павла I, которые вызвали недовольство дворянства. В армию возвращались уволенные Павлом I офицеры, политические заключенные освобождались, был разрешен свободный въезд и выезд из страны, уничтожена «тайная экспедиция», были запрещены пытки, дворянству вернули все его привилегии, в том числе свободу от телесных наказаний. В полном объёме восстанавливались Жалованная грамота дворянству и городам В армию была возвращена старая русская военная форма. В 1802 г. было организовано Императорское Человеколюбивое Общества для воспитания сирот, попечения о больных и бедных.
Объяснение учителя:
Первые годы правления Александра I характеризовались острой борьбой в верхах вокруг проектов различных реформ социально-экономического и политического характера. В правящих кругах существовали различные группировки, каждая из которых имела свои рецепты решения стоявших перед страной проблем. «Молодые друзья» императора (П.А.Строганов, Н.Н.Новосильцев, В.П.Кочубей, А.Чарторыйский), образовав так называемый Негласный комитет (как эпицентр либерализма), в рамках которого они обсуждали с императором важнейшие вопросы государственной жизни, выступали за отмену в будущем крепостного права и превращение России (также в перспективе) в конституционную монархию. Сановники екатерининского царствования («екатерининские старики») стремились усилить влияние вельможно -бюрократических верхов на управление империей. С этой целью они ратовали за расширение функций Сената, в частности — за предоставление ему возможности оказывать воздействие на законодательный процесс. «Екатерининские старики» были противниками каких-либо перемен в отношениях между крестьянами и помещиками. За более широкие преобразования высказывались участники дворцового переворота, возглавлявшиеся бывшим фаворитом Екатерины II П.А.Зубовым. Они добивались превращения Сената в представительный орган дворянских верхов, наделения его законосовещательными правами, чтобы поставить законодательную деятельность царя под контроль высшего дворянства. Эта группировка допускала возможность известного ограничения помещичьей власти над крестьянами, а в перспективе была готова к постепенной ликвидации крепостного права. Наконец, в среде высшей бюрократии имелось немало противников вообще любых перемен. В сохранении существующих порядков они видели самую надежную гарантию общественной стабильности. Основная масса дворянства была также настроена весьма консервативно. Она стремилась сохранить свои привилегии и прежде всего — безграничную власть помещиков над крестьянами. Затишье, наступившее в деревне после подавления мощной волны крестьянских выступлений 1796-1797гг., укрепляло уверенность подавляющего большинства дворянства в незыблемости существующего строя. Широкие слои помещиков негативно относились к любым попыткам ограничить свободу волеизъявления императора. В этой связи реформаторские планы, вынашивавшиеся различными представителями правящих кругов, не встречали сочувствия в дворянской массе. Слой просвещенных дворян, в которых Александр I видел опору своих реформаторских начинаний, был слишком тонок. Любые действия царя, затрагивавшие помещичьи привилегии, грозили новым дворцовым переворотом.
Деятельность Негласного комитета. Эпицентр либерализма.
- На чью помощь и поддержку мог рассчитывать молодой император в своих либеральных начинаниях?
Рассмотрим подробнее деятельность этого сообщества.
- Как вы думаете, в чем смысл названия Негласный комитет? Можно ли было в то время открыто, т.е. гласно обсуждать поднимавшиеся на его заседаниях проблемы?
- Кто же были эти люди, входившие в данное сообщество?
На экране телевизора портреты членов Негласного комитета.
А.Чарторыйский, мятежный польский аристократ, который поддержал восстание под предводительством Т.Костюшко. Граф В.П.Кочубей, вернувшийся в 1792 г. из Франции с твердым убеждением в закономерности произошедших там революционных событий. Граф П.А.Строганов, с симпатией воспринявший первый этап Великой французской революции, поскольку на политическую арену вышло 3 сословие и в стране были введены конституционные начала
. Князь Н.Н.Новосильцев, самый старший из друзей (ему было за 30 лет), высокообразованный, просвещенный человек, также внимательно следивший за революционными событиями во Франции.
После государственного переворота 1801 г. все члены кружка получили высокие государственные должности.
В Негласном комитете обсуждались проекты будущих реформ в России. По мысли императора, в центре реформ должны быть вопросы свободы личности и собственности. Также, обсуждались вопросы экономической необходимости отмены крепостного права.
Четыре с лишним года (до осени 1805 г.) проходили эти встречи Александра 1 с друзьями. И с каждым разом становилось яснее, что ни члены Комитета, ни сам император не готовы к реформам, о которых они вели речь. А когда наступил период наполеоновских войн и император отбыл в действующую армию, друзья и вовсе перестали собираться.
Раздаточный материал
Меры по крестьянскому вопросу
-
1801г. – право покупки земли получают купцы, мещане, государственные и удельные крестьяне.
О чем свидетельствует данная мера? (Указ не посягал на основы дворянского землевладения, сохраняя их монопольное право на землю, но теперь собственниками земли могли стать даже крестьяне (кроме помещичьих)
-
Запрещение публиковать объявления о продаже крепостных крестьян.
-
Указ о запрещении продажи крестьян на ярмарках с разделением семьи.
-
Указ, отменявший право помещиков ссылать своих крепостных в Сибирь за маловажные проступки.
-
Указ, по которому помещик был обязан кормить своих крепостных в голодные годы.
-
Указ о «вольных хлебопашцах» 1803 г.;
(использовать учебник для анализа документа стр.117-1180.
Учащиеся отвечают на вопросы:
-
Каковы условия освобождения крестьян по этому указу?
(желание помещика. уплата крестьянином выкупа, цена выкупа одной мужской души составляла 100руб. серебром т.е. 15-20 годовых оброков)
2 К какому сословию принадлежали крестьяне после освобождения?
(крестьяне могли перейти в сословие государственных крестьян ,купцов или составить особое сословие свободных хлебопащцев).
3 Каковы были обязанности вольных хлебопашцев?
(свободные хлебопашцы должны были платить подушную подать и отбывать рекрутскую повинность ).
Выводы. В целом, результаты указа были незначительными. За время царствования Александра I на волю выкуплено 47 тыс. душ крестьян мужского пола, т.е. менее 0,5% всех крепостных. Одной из причин этого было не только нежелание помещиков отпускать на волю крепостных, но и большой размер выкупа, непосильный большинству крестьян. Значительно более решительными были меры по реорганизации системы государственного управления.
Министерская реформа.
Александр 1 попытался навести порядок в системе государственного управления, которая в начале 19 века выглядела устаревшей.
Существовавшая на тот момент система высшей государственной власти была создана Петром I и просуществовала весь XVIII в. Принцип коллегиального управления уже изжил себя.
8 сентября 1802 г. был обнародован указ о правах Сената. Он был признан верховным органом власти, совмещавшим административные, судебные и контрольные функции, но его деятельность находилась в полной зависимости от Императора. Предусматривалось, что Сенат мог возражать царю против его указов, но едва только Сенат возразил против царского указа о двенадцатилетнем сроке обязательной службы для дворян, который противоречил законам Петра III и Екатерины II, вообще освободивших дворян от службы, последовало разъяснение Александра I, в соответствии с которым Сенат мог возражать только против ранее изданных, а не вновь издаваемых законов. В этом эпизоде ярко проявился самодержавный нрав Александра I, его неприязнь к инакомыслию.
В этот же день 8 сентября 1802 г. издается манифест «О министерской реформе». Министерства заменяли собой коллегии. Целью реформы было укрепить единоначалие и свести к минимуму коллегиальность в руководстве государством. Было образовано восемь министерств, вместо 12 петровских коллегий. Для совместного обсуждения дел государственного управления учреждался Комитет Министров. Председательствовал в нем сначала Император, а в конце его царствования функции Председателя были переданы А.А.Аракчееву.
Новая система имела свои недостатки. Функции министерств, пределы власти министров, характер их ответственности не были четко определены. С созданием министерств усилился бюрократизм, увеличился штат чиновников.
Задание классу (раздаточный материал)
Прочитайте характеристики первых министров, которые дал коммерческий агент Франции в Петербурге барон Ж.Б.Лессепс. Объясните причины назначения этих людей на должность министров. Как вы считаете, справедливо ли мнение иностранца о первых министрах Александра I?
Министр иностранных дел, государственный канцлер А.Р.Воронцов – «лицо, относительно которого делают вид, что с ним более всего советуются, и которого, в сущности, слушают менее всего»
Министр внутренних дел В.П.Кочубей – «у него нет и признака тех способностей, которых требует значительность его положения».
Военный министр С.К.Вязимитинов – «ничтожество».
Военно-морской министр П.В.Чичагов – «умный, но целиком презираемый сотоварищами».
Министр финансов А.И.Васильев – «обделывает значительно лучше свои дела, чем государственные».
Министр коммерции Н.П.Румянцев – «смешное и ограниченное творение».
Министр юстиции, поэт Г.Р.Державин – «пес Фемиды, которого берегут, чтобы спустить против первого встречного, не понравившегося министерской шайке. Но он мало выдрессирован и часто кусает даже своих товарищей, которые много дали бы, чтобы его погубить». (7 октября 1803 г. Г.Р.Державин был заменен П.В.Лопухиным.)
Министр просвещения П.В.Завадовский относится к тем сотрудникам Александра I, которые «не заслуживают чести быть названными». По словам П.А.Строганова, Завадовский как министр «шесть дней в неделю ничего не делал, а седьмой отдыхал».
В целом, Лессепс говорил обо всех министрах, что они «не могут друг друга опрокинуть, но взаимно друг другу вредят».
КАКОЙ ВЫВОД ОТСЮДА СЛЕДУЕТ.?
Министрами Александр I назначал лиц именитых, но в большинстве своем некомпетентных, что, в общем, устраивало Императора, так как позволяло ему активнее влиять на деятельность министерств.
На экране телевизора
(Графически система государственного управления выглядела следующим образом. Слайд)
-
Итак, чем же министерства отличались от коллегий? (В отличие от коллегий, в которых решения принимались колегиально, министерства управлялись единолично министром, назначаемым императором и лично перед ним ответственным. Для совместного обсуждения дел был образован Комитете министров).
На экране телевизора портрет М,М. Сперанского.
М.М. Сперанский и его реформы..
После окончания боевых действий и заключения в 1807 г. Тильзитского мира с Наполеоном проблема реформ снова становится объектом обсуждения в правящих кругах. Преобразовательные планы в этот период были связаны с именем выдающегося государственного деятеля М.М.Сперанского (1772-1839) –одного из ближайших советников Александра I.
М.М.Сперанский, выходец из семьи бедного сельского священника Владимирской губернии, благодаря своему выдающемуся уму, энциклопедической эрудиции и необычайной работоспособности быстро сделал блестящую карьеру. Наполеон. восхищённый умом Сперанского сказал Александру 1 «Какого человека Вы имеете при себе!. Я отдал бы за него любое королевство».
Поручая Сперанскому составление плана государственного преобразования России, Александр 1 передал ему все материалы Негласного комитета, проекты и записки, поступившие в комиссию составления Государственных Законов. Сам Сперанский, по его свидетельству, «Изучил все существующие в мире конституции» и ежедневно встречался с императором, с которым обсуждал каждую деталь документа.
В 1809 г. М.М.Сперанский составил «Введение к Уложению государственных законов», в котором содержалась обширная программа серьезных реформ. Их своевременное проведение в жизнь, по мысли М.М.Сперанского, должно было избавить страну от революционных потрясений, которые пережила Европа.
Работа с учебником стр. 119-121
Беседа с учащимися
С какай целью, по мнению Сперанского создавались думы?( органы местного самоуправления, которые призваны защищать интересы народа).
Какими полномочиями наделял Сперанский Государственную думу? (Законосовещательный орган).
Проектируемую М.М.Сперанским систему законодательных, исполнительных и судебных инстанций венчал Государственный Совет, который должен был играть роль связующего звена между царем и всеми государственными структурами. Члены Совета назначались императором.
Запишите: 1810 г.- Государственный Совет – законосовещательный для предварительного обсуждения проектов. (единственная реализованная идея Сперанского).
Ликвидации крепостного права план М.М.Сперанского не предусматривал. Однако М.М.Сперанский выступал за ограничение помещичьей власти над крестьянами. Последние получали определенные гражданские права. В частности, ни одно лицо, по мысли М.М.Сперанского, не могло быть наказано без суда.
Преобразовательные проекты М.М.Сперанского стали объектом острейшей борьбы в верхах. Консервативная часть дворянства и бюрократии выступала против реформаторских замыслов М.М.Сперанского, усматривая в них подрыв вековых устоев).
Ненависть консервативных кругов к М.М.Сперанскому была столь сильна, что Александру I пришлось пожертвовать своим сподвижником. В марте 1812 г. М.М.Сперанский был отстранен от государственной службы и сослан — сначала в Нижний Новгород, а потом в Пермь.
- Какие положения из проекта Сперанского были претворены в жизнь Александром 1, а какие нет? (Появился Государственный Совет, но не появилась Гос. Дума).
Проектируемую М.М.Сперанским систему законодательных, исполнительных и судебных инстанций венчал Государственный Совет, который должен был играть роль связующего звена между царем и всеми государственными структурами. Члены Совета назначались императором.
Запишите: 1810 г.- Государственный Совет – законосовещательный орган (единственная реализованная идея Сперанского).
Реформа просвещения Александра I
В эпоху царствования императора Александра I произошел ряд событий, которым было суждено сыграть выдающуюся роль в истории России (административная реформа, Отечественная война, восстание декабристов и др.). К ним, вне всякого сомнения, следует отнести создание государственной системы подготовки специалистов.
Работа учащихся с учебником стр.118-119
Объяснение учителя:
Суть реформы просвещения Александра I заключалась в создании стройной государственной системы образования во главе с Министерством народного просвещения. В ведение министерства были отданы Академия наук, университеты, средние и низшие учебные заведения, типографии, библиотеки. Империя разделялась на шесть учебных округов (Московский, Виленский, Дерптский, Казанский, Петербургский и Харьковский). Устанавливалось четыре вида учебных заведений: приходские, уездные, губернские училища и университеты.
Каждый губернский город должен был иметь свое губернское училище или гимназию, уездный город — уездное училище, приходские училища организовывались на один или два церковных прихода. Центром системы образования становились университеты. В трех округах они уже существовали: в Москве (1755 г.), Дерпте (1802 г.), Вильно (1803 г.), а в трех других вскоре были учреждены: в Казани (1804 г.), Харькове (1805 г.), Петербурге (1819 г.). На университеты возложили руководство административной, хозяйственной и учебной деятельностью всех учебных заведений округа. В частности, учебной жизнью заведовал особый училищный комитет, состоящий из профессоров университета.
Таким образом, сложилась следующая административная вертикаль системы просвещения. Во главе учебного округа стоял попечитель, который представлял интересы университета и округа перед министром просвещения. Непосредственно попечителю подчинялись ректоры университетов, ректорам — директора губернских гимназий, которые, кроме того, являлись директорами уездных училищ, а руководитель последних — смотритель, в свою очередь, был начальником приходских училищ в своем уезде.
В основных своих чертах административная система управления образованием сохранялась до 1917 года.
Это интересно:
-
Ознакомьтесь с цифрами. По данным на 1810 г. только 13% чиновников имели высшее образование, около 22% - низшее и среднее, 31% - домашнее, уровень которого был очень низкий.
-
Объясните, в чем состояла автономия университетов, введенная университетским уставом 1804 г.?
-
Чтобы побудить чиновников учиться, 24 января 1803 г. был издан указ, который предупреждал, что через пять лет лица, не представившие свидетельства об окончании учебного заведения, не будут переводиться в высшую должность. А по указу от 6 августа 1809 г. каждый чиновник, чтобы получить следующий чин, должен сдавать определенный экзамен.
Учитель:
Давайте вернёмся к началу нашего урока, и вспомним цели .которые ставил Александр в начале своего царствования
- Что не удалось осуществить? Что, по вашему мнению, помешало императору осуществить намеченные преобразования?
Учитель:
Теперь, когда мы достаточно много знаем об императоре Александре 1 давайте обратимся к современникам, которые не скупились на оценки царствующей особы.
На экране телевизора.
цитаты, характеризующие Александра 1как человека и государственного деятеля.
«В политике Александр тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская».
(Шведский дипломат Лагербильке)
«Коронованный Гамлет, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца». (А.И.Герцен)
« Республиканец на словах и самодержец на деле». (А.И.Тургенев)
«Умел покорять себе умы и проникать в души других, утаивая собственные ощущения и помыслы». (М.А.Корф)
«Он человек! Им властвует мгновенье. Он раб молвы, сомнений и страстей; Простим ему неправое гоненье: Он взял Париж, Он основал Лицей». (А.С. Пушкин)
«Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда». ( А.С.Пушкин).
Работа с документом.
Учащиеся делают вывод, что Александр1- это противоречивая натура, многие личностные качества его являлись препятствием в осуществлении предложенных проектов — нет опыта, нет настойчивости, двойственность натуры, желание произвести впечатление, скрытность, желание сохранить власть, царь лишь на словах республиканец, а на деле – самодержец.
Домашнее задание.
Используя интернет-ресурсы выполнить задание:
В годы правления Александра1 были предприняты серьёзные шаги для решения крестьянского вопроса.
Аргументы в подтверждение.
Аргументы в опровержение.