ТЕМА 1. Становление индустриального общества
УРОК № 7. Либералы, консерваторы, социалисты: каким должно быть общество и государство.
Цели урока:
Образовательная: рассмотреть основные общественно-политические учения, возникшие в 19 в., дать характеристику консерватизму, либерализму, социализму, познакомиться с их постулатами и особенностями.
Развивающая: развивать критическое мышление, умение анализировать и высказывать свое мнение, умение на основе конкретных фактов делать обобщения и выводы.
Воспитательная: воспитывать понимание того, что ни одно политическое учение не может претендовать на то, что оно является «единственным истинно правильным». Следует критически подходить к любому учению:
Тип урока: изучение нового материала
Методы обучения: репродуктивный, проблемный
Формы работы: лекция учителя, работа с таблицей, схемами, работа с проблемными заданиями.
Организационный момент.
Изучение нового материала.
Урок – лекция учителя
В 19 в. Оформились три основных общественно-политических учения: либерализм, консерватизм, социализм. Каждое из них имело свои взгляды на общество и государство
ЛИБЕРАЛИЗМ. Разрешено все, что не запрещено. Вы помните, что основные идеи либерализма (от лат. liberum — относящийся к свободе) появились в эпоху Просвещения. В XIX в. они получили свое дальнейшее развитие как в теории, так и в практической деятельности ряда политиков. Главный принцип либерализма — право человека на жизнь, свободу, собственность, на равенство перед законом, на свободу слова, печати, собраний, на участие в решении государственных дел. Считая важнейшей ценностью индивидуальную свободу, прежде всего свободу от внешнего принуждения, либералы должны были определить ее пределы. Что дозволено человеку? Ответ на вопрос был заложен еще в Декларации прав человека и гражданина — разрешено все, что не запрещено законом. Но при этом либералы считали, что свободным может быть только тот, кто несет ответственность за свои решения, т. е. прежде всего собственник, образованный человек.
Путь преобразований для либералов — это путь реформ, а ни в коем случае не революций.
Либералы выдвигали требование ограничения деятельности государства законом и провозглашали принцип разделения трех ветвей власти, известный вам из учения Локка и Монтескье. Отстаивая принцип свободы личности, либералы применяли его в решении социальных вопросов, утверждая, что каждый самостоятельно несет ответственность за собственное благосостояние.
В экономической области либерализм выступает за свободный рынок и свободное состязание между предпринимателями без посредников и без судей, за борьбу, где выигрывает самый отчаянный, за не ограничиваемый государством товарообмен. От государства требуется только одно: оно должно обеспечивать свободу частного предпринимательства и как можно меньше вмешиваться в рыночные отношения. Государству отводилась роль «ночного сторожа», охраняющего собственность.
Вы уже знаете, что индустриальная революция увеличивала число лиц наемного труда, и либералы, чтобы сохранить влияние в обществе, должны были учитывать их интересы. В последней трети XIX в. появляется так называемый новый либерализм, авторы которого отклонили учение о государстве — «ночном стороже». Они заявили, что государство должно проводить реформы, способные защитить наименее обеспеченные слои населения и предотвратить революционные взрывы, уничтожить вражду между классами, добиваться достижения всеобщего благосостояния.
В начале XX в. новые либералы предлагали ввести социальное страхование по безработице, инвалидности, пенсионное обеспечение престарелых. По их мнению, государство должно было законодательно гарантировать минимальную заработную плату и ограничить продолжительность рабочего дня, а некоторые из них требовали от государства уничтожения монополий и восстановления свободной конкуренции. Новые либералы призывали государство использовать достижения экономического прогресса для всех представителей общества. В отличие от либерализма середины XIX в. новые либералы признали за правительством и партиями право играть главную роль в урегулировании имеющихся в обществе противоречий.
КОНСЕРВАТИЗМ. Сохранять традиционные ценности! Почти все социальное законодательство XIX в. было принято по инициативе консерваторов. Не противоречит ли это тому, что мы о них знаем? Ведь консерватизм (от лат. conservatio — охранять, сохранять) — это учение, возникшее еще в XVIII в., стремившееся обосновать необходимость сохранения старого порядка и традиционных ценностей.
Консерватизм стал усиливаться в обществе в противовес распространению либеральных взглядов и влиянию революционных идей. Его главный принцип — сохранение традиционных ценностей: религии, монархии, национальной культуры, семьи и порядка. В отличие от либералов консерваторы признавали за государством право на сильную власть, подчиняющую себе личность, а в области экономической жизни — право на регулирование экономики, если это необходимо для сохранения традиционных ценностей (но без покушения на святое право собственности). Поскольку общество уже испытало много революционных потрясений, угрожавших сохранности традиционного порядка, консерваторы признавали возможность проведения «охранительных» социальных реформ, но только как самое крайнее средство. Они не верили в возможность социального равенства всех людей, выступали сторонниками сохранения сословных и классовых различий. «Все люди имеют равные права, но не одни и те же блага»,— говорили они. Размышляя о свободе личности, консерваторы указывали, что свобода человека выражается в возможности соблюдения традиций.
Популярность «неолиберализма» встревожила консерваторов: возникла реальная угроза потери голосов избирателей. Им пришлось согласиться с тем, что общество должно стать более демократическим, что требуется расширить избирательные права населения, что государство не должно вмешиваться в экономику.
В результате и лидер партии английских консерваторов (бывших тори) Бенджамин Дизраэли (1804—1881), и канцлер Германской империи Отто фон Бисмарк (1815—1898) стали социальными реформаторами — у них не было другого выбора в условиях роста популярности либеральных и социалистических идей.
СОЦИАЛИЗМ. Наряду с либерализмом и консерватизмом в XIX в. в Западной Европе стали популярны социалистические идеи о необходимости отмены частной собственности и защите общественных интересов и идеи уравнительного коммунизма, развивавшиеся во многих произведениях мыслителей XVI—XVIII вв. В начале XIX в. возникли учения Роберта Оуэна, Анри Сен-Симона, Шарля Фурье.
Мыслители были обеспокоены судьбой разорявшихся ремесленников и работников рассеянной мануфактуры, движением фабричных рабочих в первом поколении, еще помнивших более благополучную жизнь в собственном доме, и пытались создать картину нового общества и государства, где не будет частной собственности, нищеты и вражды между членами общества, где человек будет защищен и уважаем. Их социалистические идеи являлись утопическими, но они пользовались популярностью среди ремесленников и рабочих, разорявшихся или терявших работу. Учение социалистов-утопистов было несбыточным, но разочарованным и униженным людям хотелось верить в этот «сон золотой».
Анри Сен-Симон (1760— 1825).
В своих книгах мыслитель излагает планы переустройства общества. Он считал, что его прогрессивному развитию мешают экономические кризисы. Как же от них избавиться? Мыслитель предлагал создать «новую промышленную систему», «общество индустриалов», в котором совпадут интересы рабочих и предпринимателей. Но как это сделать?
Сен-Симон считал, что общество состоит из двух основных классов — праздных собственников и трудящихся индустриалов. К первым относятся крупные землевладельцы и капиталисты-рантье, не участвующие в производственном процессе, военные и крупные чиновники. Класс индустриалов составляют остальные 96% населения, куда входят все люди, занимающиеся полезной деятельностью: крестьяне, наемные рабочие, ремесленники и фабриканты, купцы и банкиры, ученые и художники. Доходы собственников Сен-Симон считал паразитическими, доходы индустриалов — трудовыми. Он надеялся сплотить подавляющее большинство нации для мирного и постепенного преобразования общества. Сен-Симон не выступал против частной собственности, а лишь против злоупотребления ею и считал возможным установить над ней контроль со стороны общества. Мыслитель считал возможным убедить собственников честно делиться своими доходами с «младшими братьями», т. е. с рабочими, используя для этого проповедь христианской морали.
Шарль Фурье (1772—1837) предлагал преобразовать общество, с помощью объединений тружеников — фаланг, в которых сочеталось бы промышленное и сельскохозяйственное производство. В фалангах не будет наемного труда и заработной платы. Все доходы распределяются в соответствии с величиной вложенного каждым «труда и таланта». Бедняки вкладывают свой труд, капиталисты — необходимые для развития производства средства (но могут работать организаторами производства, инженерами), ученые — свой талант. В фаланге будет сохраняться имущественное неравенство, однако сама обстановка созидательного труда превратит капиталиста в труженика.
Чтобы преодолеть однообразие труда, все должны в обязательном порядке переходить от одной работы к другой. Каждому человеку гарантируется жизненный минимум, и труд из подневольного превратится в свободный. Фаланга предоставляет своим членам школы, театры, библиотеки, организует праздники. Таким представлялся мыслителю идеальный мир.
Сен-Симон, Фурье и Оуэн составили проект будущего общества, основанного на свободной трудовой деятельности людей. В их учениях наряду с различиями мы видим и общие черты: преобразование общества должно происходить только мирным путем на основе религиозных убеждений и проявления доброй воли людей. Сен-Симон и Фурье также считали, что частная собственность должна сохраняться и служить всем членам общества, сильная же государственная власть не нужна.
Роберт Оуэн (1771 —1858) в своих работах пошел дальше, считая необходимым замену частной собственности общественной и отмену денег. Вместе с тем, и особенно это заметно в работах Фурье, социальные утописты в своем стремлении сделать всех счастливыми искренне считали возможным полностью регламентировать личную жизнь человека, диктовать ему обязательный образ действий и поведения.
Сен-Симон, Фурье и Оуэн жили для людей, ничего не искали лично для себя. Фурье умер почти нищим. Мыслители имели учеников и последователей, но воплотить в жизнь их учения никому не было дано, хотя такие попытки имели место (ученики Оуэна создавали предприятия, основанные на принципах уравнительного коммунизма, но они распадались).
Разорение предприятий, основанных на принципах социализма и уравнительного коммунизма, доказывает несбыточность, утопичность этих учений.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс о путях преобразования общества. Дальнейшее развитие учение о создании нового общества получило в трудах Карла Маркса и Фридриха Энгельса.
Карл Маркс (1818—1883), немецкий философ, исследователь общественных отношений, коммунист и один из создателей первых международных коммунистических организаций, родился в маленьком городе Трире Рейнской области, в семье адвоката. Он получил прекрасное образование — сначала гимназия, а затем Боннский и Берлинский университеты. В 1841 г. он получил диплом доктора философии, основал в Кельне демократическую «Рейнскую газету» и стал ее редактором. На страницах своей газеты Маркс выступал против прусского абсолютизма, цензуры, помещичьей собственности, защищал интересы рабочих, выдвигал идею создания демократической республики. Прусское правительство закрыло газету, и Маркс уехал в Париж, где сблизился с французскими социальными утопистами. В эти годы он окончательно становится социалистомВ Рейнской области, в городке Бармен, в семье фабриканта родился Фридрих Энгельс (1820—1895). Отец мальчика забрал его из 8 класса гимназии и определил работать в контору. С 1842 г. Фридрих Энгельс жил и работал в Англии, в Манчестере, где он мог лично убедиться в тяжелых условиях жизни наемных работников. Там же в 1845 г. он пишет работу «Положение рабочего класса в Англии», где дает анализ причин бедственного положения рабочих. Знакомство Маркса с Энгельсом в 1844 г. переросло в дружбу и совместную деятельность, которые продолжались всю их жизнь.
30—40-е гг. в Европе — время острых социальных конфликтов. Под влиянием социалистических идей и противоречий в обществе К. Маркс и Ф. Энгельс создали новое учение об устройстве и развитии общества, получившее название марксизм.
Коротко теория социалистической революции К. Маркса заключалась в следующем: с течением времени обнищание народных масс будет усиливаться, а богатство буржуазии возрастать; это приведет к обострению классовой борьбы, руководство которой должны взять на себя социал-демократические партии; в высокоразвитых странах победит социалистическая революция, в результате которой установится диктатура пролетариата, произойдет отмена частной собственности, сопротивление буржуазии будет подавлено.
В новом обществе, указывал Маркс, человек получит возможности для всестороннего гармоничного развития. Детальной разработки будущего коммунистического общества в марксизме нет, указываются лишь его общие черты, но главным принципом нового общества они считали установление политических свобод, равенство в правах, участие работников в управлении предприятиями, но которых они работают, обязанность государства регулировать экономику с целью обеспечения социальных прав все: граждан. Человек в новом обществе должен руководствовался принципами свободы, которая достигается обеспечением, а не только провозглашением всех социальных прав.
Марксистское учение было изложено в программном документе созданного в 1847 г. «Союза коммунистов» (международной коммунистической организации) — «Манифесте коммунистической партии» и более поздних работах. Учение о классовой борьбе, коммунистической революции, об исторической миссии рабочего класса как могильщика буржуазии» составляет основу марксизма.
При участии Маркса был создан I Интернационал, или Международное товарищество рабочих (1864—1876), главная задача которого заключалась в сплочении сил международного пролетариата.
Высшим органом Международного товарищества рабочих стал созываемый ежегодно конгресс, избиравший из своего состава сроком на один год Генеральный Совет — верховный орган Интернационала в промежутках между конгрессами. Рабочие объединения входили в состав Интернационала на правах секций. Активное участие в деятельности этой организации принимали К. Маркс и Ф. Энгельс.
Впоследствии Маркскс и Энгельс несколько изменили свои взгляды и перестали считать пролетарскую революцию единственным методом разрешена противоречий в обществе. Изменившаяся действительность (успехи индустриальной революции и демократические завоевания трудящихся, переход ряда правительств к политике социальных реформ) заставляла пересмотреть прежние положения учения.
Вопросы | Либерализм | Консерватизм | Социализм (Ш. Фцрье, А. Сен-Симон, Р. Оуэн, К. Маркс, Ф.Энгельс) |
Роль государства в экономической жизни | Главная ценность – свобода. Идеал экономики – рыночная экономика свободной конкуренции. Государство не должно вмешиваться в экономику. Деятельность государства должна быть ограничена законом. Для этого нужен принцип разделения властей: законодательная, исполнительная, судебная | Государство имеет право на вмешательство в экономику, если это нужно для сохранения традиционных ценностей. Власть государства никем и ничем не ограничена, она направлена на сохранение традиционных ценностей: религии, монархии и порядка. Идеал – абсолютная монархия | Идеалы экономической жизни: Уничтожение частной собственности, свободного рынка и конкуренции. Государство полностью контролирует экономическую жизнь., помогает неимущим МАРКСИЗМ: АНАРХИЗМ: Государство осуществляет насилие над личностью, его нужно уничтожить |
Позиция по социальному вопросу. | личность свободна и сама несет ответственность за свое благосостояние. Все люди равны и имеют равные возможности достигать благополучия. | Сохранение старого сословного порядка, сословных и классовых различий. Не верят в возможность социального равенства | Все люди должны иметь равные права и блага. Государство само решает все социальные вопросы, обеспечивая трудящимся их политические и личные права |
Пути решения социальных проблем | Реформы, проводимые властью НОВЫЕ либералы признали, что государство должно проводить реформы, чтобы защитить малообеспеченные слои населения, предотвратить революцию. | Народ должен подчиняться своим правителям. Государство может применять насилие против революций. Реформы – как крайнее средство, для предотвращения социальных взрывов. | Решение социальных проблем – путем социалистической революции во главе с коммунистической партией. Уничтожение неравенства и класса собственников |
Пределы индивидуальной свободы | Человек от рождения обладает неотъемлемыми правами: на жизнь, свободу и т.д. «Разрешено все, что не запрещено законом» - полная свобода во всем. Свободным может быть только тот, кто может нести ответственность за свои решения, т. е. Собственник или образованный человек. | Государство подчиняет себе личность Свобода человека выражается в соблюдении традиций, религиозном смирении. | Свобода личности достигается обеспечением всех социальных прав и ограничивается государством. Труд обязателен для всех Предпринимательство и частная собственность запрещены. |
ПРИМЕЧАНИЕ: в конце 19 в. некоторые позиции марксизма были пересмотрены Эдуардом Бернштейном, который сделал вывод о том, что социализм может победить не только в результате революции, но и с помощью реформ. – РЕВИЗИОНИЗМ.
Домашнее задание. Параграф 9-10, подготовка к проверочной работе.
8 класс, 07/08 ТЕМА 2. Строительство новой Европы
УРОК № 1. Консульство и образование наполеоновской империи
Цели урока:
Образовательная: рассмотреть причины эволюции Франции от республики к империи, определить режим наполеона как авторитарный, выяснить причины ведения завоевательных войн консульства и империи, выделить значение Французского гражданского кодекса для развития индустриального общества в Европе.
Развивающая: развивать память, мышление, умение выделять причинно-следсвенные связи, вырабатывать и доказывать свою точку зрения.
Воспитательная: не существует однозначной оценки исторической личности. Чем активнее действует политик, тем больше оценок получает его деятельность.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: репродуктивные и ч/п. проблемный
ПРОБЛЕМНЫЙ вопрос: Наполеон говорил «Я бываю то лисой, то львом. Весь секрет управления заключается в том, чтобы знать, когда следует быть тем или другим». Проанализируйте деятельность Наполеона и подтвердите фактами его слова.
Формы работы: тест, беседа, рассказ учителя, работа с учебником, дискуссия при обсуждения учебных заданий.
Организационный момент.
Актуализация знаний по теме: «Становление индустриального общества»
Тест.
Вариант 1.
1 – в
2 – а, б
3 – 1б, 2в, 3а
4 – а
5 – 1в , 2г , 3б , 4 а
6 – б, г
Вариант 1.
1 – г
2 – 1б, 2в, 3а
3 – а, в
4 – а
5 – в
6 – а, в
Изучение нового материала.
1) Внутренняя политика Наполеона в период Консульства
Рассказ учителя
18 брюмера 1799 г. – во Франции произошел государственный переворот. Власть передана 3 консулам во главе с Наполеоном Бонапартом.
1799 – 1804 гг. – период Консульства
Деятельность Наполеона:
«свобода, равенство, собственность». Поощрение развития предпринимательства
Финансовая реформа. Ввел новую монету – золотой ФРАНК
Отменено отделение церкви от государства. Главная религия – католицизм. Другие верования тоже разрешены.
1802 г. – Наполеон стал пожизненным консулом
Май 1804 г. – провозглашение Франции империей, а Наполеона императором. Окончательное уствновление авторитарного режима.
1804 г. – Гражданский кодекс наполеона:
А) равенство граждан перед законом
Б) свобода совести
В) неприкосновенность личности и собственности
С 1789 г. во Франции произошло столько переворотов, что события 18—19 брюмера не обеспокоили санкюлотов. Большинство граждан не сочувствовали идее возвращения монархии. Генерал Бонапарт, человек с республиканским прошлым, был принят спокойно в качестве главы государства. Установив военную диктатуру, Бонапарт занялся восстановлением экономики, государственного управления и правовой системы. Он готовился управлять страной буржуа, крестьян и собственников.
«Успокоение, порядок, законность». Принятая в декабре 1799 г. новая конституция, провозгласившая своими принципами «успокоение, порядок, законность», вручала исполнительную власть трем консулам. Наибольшими правами наделялся Первый консул. Ему принадлежало право создавать законы (затем они обсуждались и принимались в Сенате). Только Первый консул мог объявлять войну и заключать мир, назначать министров и чиновников. Он обладал большей властью, чем Людовик XVI по конституции 1791 г. Второй и Третий консулы имели только совещательный голос. Законодательная власть резко ограничивалась. Местное самоуправление уничтожили, в департаменты для управления посылали правительственных чиновников — префектов. В городах вместо выборных коммун назначались мэры.
В стране установился режим личной власти. В конце своей жизни Наполеон скажет: «Революция — беда поколения, которое ее совершает». Французы устали от революции, и режим личной власти был одобрен на плебисците 3 млн голосов, 1,5 млн граждан Франции проголосовали «против», а 4 млн воздержались.
Так Наполеон Бонапарт, «сын революции», стал главной политической фигурой во Франции, Страна вступила на путь гражданского мира.
Период с 1799 до 1804 г., когда власть сосредоточилась в руках консулов, историки назвали консульством.
«Свобода, равенство и собственность!». В период консульства в интересах собственников были приняты законы, подтверждавшие право владения имуществом, приобретенным в годы революции. Лозунг «Свобода, равенство и братство!» заменили на лозунг «Свобода, равенство и собственность!».
Правительство всячески поощряло развитие предпринимательской деятельности. Крупной буржуазии предоставлялись выгодные государственные заказы. В марте 1801 г. в Париже открылась промышленная выставка, на которой демонстрировалась продукция 150 заводов.
Наполеон Бонапарт провел реформу финансовой системы, включая создание французского банка и укрепление новой денежной единицы — франка. В стране развернулось большое строительство. Столица Франции стала еще красивее.
Эта политика ускорила промышленный переворот, создавались новые рабочие места. Однако стачки и союзы рабочих запрещались. Тех, кто проявлял недовольство политикой Первого консула, ожидали казни, аресты, высылки.
«Общество без религии подобно кораблю без компаса». Для укрепления своего престижа среди верующих Бонапарт пошел на переговоры с папой римским. Католическая религия объявлялась «религией огромного большинства французских граждан», отделение церкви от государства отменялось. Епископов назначал Первый консул, а богослужения кончались молитвой: «Господи, оберегай Республику. Господи, оберегай консулов».
Правительство Бонапарта пыталось проводить политику умиротворения нации. Примирился Наполеон и со старым дворянством, объявив амнистию эмигрантам. Он лично назначал бывших аристократов на важные государственные посты.
Особое внимание Первый консул уделял укреплению полиции. Во главе министерства полиции оставили Жозефа Фуше. Этот бывший разрушитель Лиона и гонитель церкви, «предавший и продавший» многих, создал мощную машину полицейского сыска.
В 1802 г. Наполеон стал пожизненным консулом. Это был шаг к монархии.
«Революционер на троне». Республика шла к своему концу. Заговоры роялистов, имевшие целью свергнуть режим консульства и восстановить монархию Бурбонов, пугали «новых богачей», боявшихся лишиться собственности, приобретенной в годы революции. Они потребовали, «чтобы Наполеон Бонапарт, ныне Первый консул, был провозглашен императором и в качестве такового на него было возложено управление Французской республикой».
Предложение поддержали и крестьяне, купившие земли эмигрантов. Один из представителей верхушки буржуазии высказал общее мнение этих людей, заявив: «Только установив наследственную власть новой династии, мы сможем уничтожить э зародыше химерические надежды старой династии, придав новому порядку вещей прочный характер». Да и сам Первый консул давно уже жил мечтой об империи.
В мае 1804 г. Наполеона провозгласили «императором французов», а в декабре того же года в соборе Парижской Богоматери состоялся торжественный акт коронации. Для этого случая специально была изготовлена золотая корона.
В мае 1805 г. в Милане, в Домском соборе, Наполеон был коронован как король Италии. Он сам возложил на свою голову корону, только теперь это была железная корона, которую когда-то носил Карл Великий. «Бог вручил мне эту корону»,— заявил Наполеон Бонапарт.
Некоторое время Францию еще именовали республикой, но затем слово «империя» вытеснило прежнее название. Так возникла эта буржуазная монархия. Законодательная власть была полностью подчинена исполнительной, сосредоточенной в руках императора. Наполеон стремился объединить вокруг себя всех французов и поэтому проявлял заинтересованность в уменьшении бедности среди населения. Бонапарт любил говорить, что главная его забота состоит в том, чтобы народ имел больше дешевого хлеба. «Я могу обвести вокруг пальца и политика, и военного,— говорил он,— но не в состоянии обмануть хозяйку, которая каждый день ходит на рынок».
«Истинная слава» Наполеона. Наполеон прославил себя и как законодатель. В 1804 г. был издан знаменитый Гражданский кодекс, или Кодекс Наполеона. Он провозгласил равенство граждан перед законом, неприкосновенность личности собственности, свободу совести и др. Это было законодатель во, отражающее либеральные ценности. Со старыми порядками во Франции было покончено навсегда. Кодекс распространился всем европейским странам. «Моя истинная слава, — сказал Наполеон в конце своей жизни, — не в том, что я выиграл со| сражений: Ватерлоо изгладит память о всех этих победах. Но не может быть забыта, что будет жить вечно — это мой Гражданский кодекс».
В 1802 г. Наполеон учредил Почетный легион, стать членом которого можно было за заслуги перед императором. Так создавалась новая знать. Но главной опорой императора была армия.
2) Завоевательные войны Анполеона
Организуется самостоятельное заполнение таблицы (с. 86 - 89)
годы | Основные события | Итоги, значение |
1800 г. | Второй итальянский поход. Битва при Маренго | |
1805 г. | Битва при Ульме с Австрией | |
Декабрь 1805 г. | Битва у мыса Трафальгар (против Англии) | Победа английского флота во главе с адмиралом Нельсоном Французский флот уничтожен |
1806 г. | | Разгром Пруссии Все государства, зависящие от Франции не могут вести торговлю с Англией |
1807 г. | Тильзитский мир с Россией | |
1808 г. - | Французы вторглись в Испанию | |
Вокруг Франции возникла цепочка марионеточных государств, управляемых родственниками Наполеона
Завоевательные войны консульства и империи. Став Первым консулом, Бонапарт поставил перед собой задачу взять
реванш за неудачи 1799 г. В 1800 г. он отправился во второй итальянский поход. Пройдя через Альпы и выйдя в тыл к австрийцам, французы одержали победу в битве при Маренго. Австрия вышла из войны, а к французским владениям были присоединены Пьемонт и Генуя.
В 1805 г. Наполеон решил перебросить десант в Англию и разбить своего давнего врага. На северном побережье Франции, в Булони, он сосредоточил мощные вооруженные силы и суда для переброски армии через Ла-Манш. «Мне нужны три дня туманной погоды, — говорил он, — и я буду господином Лондона». Но возобновление войны с Австрией и Россией заставило его отказаться от этого дерзкого плана. «Если я через 15 дней не буду в Лондоне, то я должен быть в середине ноября в Вене», —сказал император и, подняв весь огромный булонский лагерь, велел построить армию в походный порядок. Меньше чем за 20 дней огромная армия была переброшена к Дунаю в жестоком сражении под Упьмом разгромила австрийцев, после чего крепость была сдана на милость победителей. В ноябре Наполеон въехал в Вену и поселился в императорском дворце.
Военные действия на море принесли победу Англии. В октябре 1805 г. английская эскадра, которой командовал знаменитый адмирал Нельсон, нанесла поражение французскому флоту у мыса Трафальгар. Французский флот был уничтожен. Англия ликовала.
Однако военные действия на суше принесли Франции новые победы. В декабре 1805 г. в 120 км от Вены произошла кровавая битва при деревне Аустерлиц, где Наполеон одержал решающую победу над австрийской и русской армиями. Значение этой битвы было огромно: австрийский император лично прибыл в ставку Наполеона просить о заключении мира — его армия была разгромлена и продолжать военные действия не могла. Австрии не оставалось другого выхода, и она признала за Францией свободу действий в германских и итальянских государствах,
1806г французская армия вошла в Пруссию. В октябре этого же года в долгом и кровопролитном бою прусская армия была разбита под Йеной. Наполеон торжественно въехал в Берлин. В этом городе 21 ноября 1806 г. император подписал декрет о континентальной блокаде, запрещавший всем зависимым от Франции государствам вести торговлю с Англией. На этот раз он хотел изгнать английские товары не только из Франции, но и из всей Европы, лишить Англию европейских рынков сбыта. Декрет гласил: «Британские острова объявлены в состоянии блокады...», «Всякая торговля и всякие сношения с Британскими островами запрещены».
Успешной экономическая блокада Англии могла быть только в том случае, если бы в ней участвовали все европейские страны. Отсюда и стремление Наполеона расширить свою империю, взять под контроль всю Европу.
В 1807 Наполеон заключил мир с Россией. (Два императора — Наполеон и Александр I — встретились в Тильзите. На плоту посередине Немана они обменялись рукопожатиями и подписали мирный договор между Францией и Россией. По условиям договора Россия присоединялась к континентальной блокаде.
На Пруссию Наполеон наложил контрибуцию и отнял "часть территории, а из ее польских владений создал зависимое от Франции герцогство Варшавское.
B 1808 году французская армия вторглась в Испанию. На испанский трон Наполеон посадил своего старшего брата Жозефа. Но испанцы не смирились с оккупацией. Всеобщее восстание, принявшее форму партизанской войны (испанцы называли ее «войной ножей» против солдат «антихриста»), ограничило власть Жозефа Мадридом и его ближайшими предместьями. Испанцы не признали короля – самозванца.
Домашнее задание. § 11, закончить таблицу, в. 5 - письменно
5. Выскажите свою точку зрения и аргументируйте ее: «Общество, — утверждал Наполеон, — не может существовать... без религии. Когда человек умирает с голода рядом с другим», у которых все в изобилии, ему невозможно был бы примириться с таким неравенством, если бы не было власти которая говорит ему: «Так угодно Богу». Как, по-вашему, откосился Наполеон к религии?