СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Либералы, консерваторы, социалисты: каким должно быть общество и государство.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Либералы, консерваторы, социалисты: каким должно быть общество и государство.»

ТЕМА 1. Становление индустриального общества

УРОК № 7. Либералы, консерваторы, социалисты: каким должно быть общество и государство.

Цели урока:

Образовательная: рассмотреть основные общественно-политические учения, возникшие в 19 в., дать характеристику консерватизму, либерализму, социализму, познакомиться с их постулатами и особенностями.

Развивающая: развивать критическое мышление, умение анализировать и высказывать свое мнение, умение на основе конкретных фактов делать обобщения и выводы.

Воспитательная: воспитывать понимание того, что ни одно политическое учение не может претендовать на то, что оно является «единственным истинно правильным». Следует критически подходить к любому учению:

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: репродуктивный, проблемный

Формы работы: лекция учителя, работа с таблицей, схемами, работа с проблемными заданиями.

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

Урок – лекция учителя

В 19 в. Оформились три основных общественно-политических учения: либерализм, консерватизм, социализм. Каждое из них имело свои взгляды на общество и государство

ЛИБЕРАЛИЗМ. Разрешено все, что не запрещено. Вы помните, что основные идеи либерализма (от лат. liberum — относящийся к свободе) появились в эпоху Просвещения. В XIX в. они полу­чили свое дальнейшее развитие как в теории, так и в практиче­ской деятельности ряда политиков. Главный принцип либерализ­ма — право человека на жизнь, свободу, собственность, на равенство перед законом, на свободу слова, печати, собра­ний, на участие в решении государственных дел. Считая важ­нейшей ценностью индивидуальную свободу, прежде всего свобо­ду от внешнего принуждения, либералы должны были определить ее пределы. Что дозволено человеку? Ответ на вопрос был зало­жен еще в Декларации прав человека и гражданина — разре­шено все, что не запрещено законом. Но при этом либералы считали, что свободным может быть только тот, кто несет ответственность за свои решения, т. е. прежде всего собственник, об­разованный человек.

Путь преобразований для либералов — это путь реформ, а ни в коем случае не революций.

Либералы выдвигали требование ограничения деятельности го­сударства законом и провозглашали принцип разделения трех ветвей власти, известный вам из учения Локка и Монтескье. Отстаивая принцип свободы личности, либералы применяли его в решении социальных вопросов, утверждая, что каждый само­стоятельно несет ответственность за собственное благосостояние.

В экономической области либерализм выступает за свобод­ный рынок и свободное состязание между предпринимателями без посредников и без судей, за борьбу, где выигрывает самый отча­янный, за не ограничиваемый государством товарообмен. От го­сударства требуется только одно: оно должно обеспечивать сво­боду частного предпринимательства и как можно меньше вмешиваться в рыночные отношения. Государству отводилась роль «ночного сторожа», охраняющего собственность.

Вы уже знаете, что индустриальная революция увеличивала число лиц наемного труда, и либералы, чтобы сохранить влияние в обществе, должны были учитывать их интересы. В последней трети XIX в. появляется так называемый новый либерализм, авторы которого отклонили учение о государстве — «ночном сто­роже». Они заявили, что государство должно проводить рефор­мы, способные защитить наименее обеспеченные слои населения и предотвратить революционные взрывы, уничтожить вражду между классами, добиваться достижения всеобщего благосостоя­ния.

В начале XX в. новые либералы предлагали ввести социаль­ное страхование по безработице, инвалидности, пенсионное обес­печение престарелых. По их мнению, государство должно было законодательно гарантировать минимальную заработную плату и ограничить продолжительность рабочего дня, а некоторые из них требовали от государства уничтожения монополий и восстановле­ния свободной конкуренции. Новые либералы призывали госу­дарство использовать достижения экономического прогресса для всех представителей общества. В отличие от либерализма се­редины XIX в. новые либералы признали за правительством и партиями право играть главную роль в урегулировании имеющихся в обществе противоречий.

КОНСЕРВАТИЗМ. Сохранять традиционные ценности! Почти все соци­альное законодательство XIX в. было принято по инициативе кон­серваторов. Не противоречит ли это тому, что мы о них знаем? Ведь консерватизм (от лат. conservatio — охранять, сохра­нять) — это учение, возникшее еще в XVIII в., стремившее­ся обосновать необходимость сохранения старого порядка и традиционных ценностей.

Консерватизм стал усиливаться в обществе в противовес рас­пространению либеральных взглядов и влиянию революционных идей. Его главный принцип — сохранение традиционных ценно­стей: религии, монархии, национальной культуры, семьи и поряд­ка. В отличие от либералов консерваторы признавали за государ­ством право на сильную власть, подчиняющую себе личность, а в области экономической жизни — право на регулирование эко­номики, если это необходимо для сохранения традиционных цен­ностей (но без покушения на святое право собственности). По­скольку общество уже испытало много революционных потрясений, угрожавших сохранности традиционного порядка, консерваторы признавали возможность проведения «охранительных» социаль­ных реформ, но только как самое крайнее средство. Они не ве­рили в возможность социального равенства всех людей, выступа­ли сторонниками сохранения сословных и классовых различий. «Все люди имеют равные права, но не одни и те же блага»,— говорили они. Размышляя о свободе личности, консерваторы ука­зывали, что свобода человека выражается в возможности соблю­дения традиций.

Популярность «неолиберализма» встревожила консерваторов: возникла реальная угроза потери голосов избирателей. Им при­шлось согласиться с тем, что общество должно стать более де­мократическим, что требуется расширить избирательные права на­селения, что государство не должно вмешиваться в экономику.

В результате и лидер партии английских консерваторов (быв­ших тори) Бенджамин Дизраэли (1804—1881), и канцлер Гер­манской империи Отто фон Бисмарк (1815—1898) стали соци­альными реформаторами — у них не было другого выбора в условиях роста популярности либеральных и социалистических идей.

СОЦИАЛИЗМ. Наряду с либерализмом и консерватизмом в XIX в. в Западной Европе стали популярны социалистические идеи о необходимости отмены частной собственности и защите общественных интересов и идеи уравнительного коммунизма, развивавшиеся во многих произведе­ниях мыслителей XVI—XVIII вв. В начале XIX в. возникли уче­ния Роберта Оуэна, Анри Сен-Симона, Шарля Фурье.

Мыслите­ли были обеспокоены судьбой разорявшихся ремесленников и работников рассеянной мануфактуры, движением фабричных ра­бочих в первом поколении, еще помнивших более благополучную жизнь в собственном доме, и пытались создать картину нового общества и государства, где не будет частной собственности, ни­щеты и вражды между членами общества, где человек будет за­щищен и уважаем. Их социалистические идеи являлись утопиче­скими, но они пользовались популярностью среди ремесленников и рабочих, разорявшихся или терявших работу. Учение социали­стов-утопистов было несбыточным, но разочарованным и унижен­ным людям хотелось верить в этот «сон золотой».

Анри Сен-Симон (1760— 1825).

В своих книгах мыслитель излагает планы переустройства об­щества. Он считал, что его прогрессивному развитию мешают экономические кризисы. Как же от них избавиться? Мыслитель предлагал создать «новую промышленную систему», «общество индустриалов», в котором совпадут интересы рабочих и предпри­нимателей. Но как это сделать?

Сен-Симон считал, что общество состоит из двух основных классов — праздных собственников и трудящихся индустриалов. К первым относятся крупные землевладельцы и капиталисты-ран­тье, не участвующие в производственном процессе, военные и крупные чиновники. Класс индустриалов составляют остальные 96% населения, куда входят все люди, занимающиеся полезной деятельностью: крестьяне, наемные рабочие, ремесленники и фа­бриканты, купцы и банкиры, ученые и художники. Доходы собст­венников Сен-Симон считал паразитическими, доходы индустриа­лов — трудовыми. Он надеялся сплотить подавляющее большин­ство нации для мирного и постепенного преобразования общест­ва. Сен-Симон не выступал против частной собственности, а лишь против злоупотребления ею и считал возможным установить над ней контроль со стороны общества. Мыслитель считал возмож­ным убедить собственников честно делиться своими доходами с «младшими братьями», т. е. с рабочими, используя для этого про­поведь христианской морали.

Шарль Фурье (1772—1837) предлагал преобразовать общество, с помощью объединений тружеников — фа­ланг, в которых сочеталось бы промышленное и сель­скохозяйственное производство. В фалангах не будет наемного труда и заработной платы. Все доходы рас­пределяются в соответствии с величиной вложенного каждым «труда и таланта». Бедняки вкладывают свой труд, капиталисты — необходимые для развития про­изводства средства (но могут работать организаторами производства, инженерами), ученые — свой талант. В фаланге будет сохраняться имущественное неравенство, однако сама обстановка созидательного труда пре­вратит капиталиста в труженика.

Чтобы преодолеть однообразие труда, все должны в обязательном порядке переходить от одной работы к другой. Каждому человеку гарантируется жизненный минимум, и труд из подневольного превратится в сво­бодный. Фаланга предоставляет своим членам школы, театры, библиотеки, организует праздники. Таким пред­ставлялся мыслителю идеальный мир.

Сен-Симон, Фурье и Оуэн составили проект будущего обще­ства, основанного на свободной трудовой деятельности людей. В их учениях наряду с различиями мы видим и общие черты: преобразование общества должно происходить только мирным путем на основе религиозных убеждений и проявле­ния доброй воли людей. Сен-Симон и Фурье также считали, что частная собственность должна сохраняться и служить всем членам общества, сильная же государственная власть не нужна.

Роберт Оуэн (1771 —1858) в своих работах пошел дальше, считая необходимым замену частной собственности общественной и отмену денег. Вместе с тем, и особенно это заметно в работах Фурье, социальные утописты в своем стремлении сделать всех счастливыми искренне считали возможным полностью регламен­тировать личную жизнь человека, диктовать ему обязательный об­раз действий и поведения.

Сен-Симон, Фурье и Оуэн жили для людей, ничего не иска­ли лично для себя. Фурье умер почти нищим. Мыслители имели учеников и последователей, но воплотить в жизнь их учения ни­кому не было дано, хотя такие попытки имели место (ученики Оуэна создавали предприятия, основанные на принципах уравни­тельного коммунизма, но они распадались).

Разорение предприятий, основанных на принципах социа­лизма и уравнительного коммунизма, доказывает несбыточ­ность, утопичность этих учений.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс о путях преобразо­вания общества. Дальнейшее развитие учение о создании ново­го общества получило в трудах Карла Маркса и Фридриха Эн­гельса.

Карл Маркс (1818—1883), немецкий философ, иссле­дователь общественных отношений, коммунист и один из создателей первых международных коммунистичес­ких организаций, родился в маленьком городе Трире Рейнской области, в семье адвоката. Он получил пре­красное образование — сначала гимназия, а затем Бонн­ский и Берлинский университеты. В 1841 г. он полу­чил диплом доктора философии, основал в Кельне демократическую «Рейнскую газету» и стал ее редак­тором. На страницах своей газеты Маркс выступал про­тив прусского абсолютизма, цензуры, помещичьей соб­ственности, защищал интересы рабочих, выдвигал идею создания демократической республики. Прусское пра­вительство закрыло газету, и Маркс уехал в Париж, где сблизился с французскими социальными утописта­ми. В эти годы он окончательно становится социалис­томВ Рейнской области, в городке Бармен, в семье фаб­риканта родился Фридрих Энгельс (1820—1895). Отец мальчика забрал его из 8 класса гимназии и опреде­лил работать в контору. С 1842 г. Фридрих Энгельс жил и работал в Англии, в Манчестере, где он мог лич­но убедиться в тяжелых условиях жизни наемных ра­ботников. Там же в 1845 г. он пишет работу «Поло­жение рабочего класса в Англии», где дает анализ причин бедственного положения рабочих. Знакомство Маркса с Энгельсом в 1844 г. переросло в дружбу и совместную деятельность, которые продол­жались всю их жизнь.

30—40-е гг. в Европе — время острых социальных конфлик­тов. Под влиянием социалистических идей и противоречий в об­ществе К. Маркс и Ф. Энгельс создали новое учение об устрой­стве и развитии общества, получившее название марксизм.

Коротко теория социалистической революции К. Маркса за­ключалась в следующем: с течением времени обнищание народ­ных масс будет усиливаться, а богатство буржуазии возрастать; это приведет к обострению классовой борьбы, руководство кото­рой должны взять на себя социал-демократические партии; в вы­сокоразвитых странах победит социалистическая революция, в ре­зультате которой установится диктатура пролетариата, произойдет отмена частной собственности, сопротивление буржуазии будет подавлено.

В новом обществе, указывал Маркс, человек получит возмож­ности для всестороннего гармоничного развития. Детальной раз­работки будущего коммунистического общества в марксизме нет, указываются лишь его общие черты, но главным принципом но­вого общества они считали установление политических сво­бод, равенство в правах, участие работников в управлении предприятиями, но которых они работают, обязанность го­сударства регулировать экономику с целью обеспечения со­циальных прав все: граждан. Человек в новом обществе дол­жен руководствовался принципами свободы, которая достигается обеспечением, а не только провозглашением всех социальных прав.

Марксистское учение было изложено в программном документе созданного в 1847 г. «Союза коммунистов» (международной ком­мунистической организации) — «Манифесте коммунистической партии» и более поздних работах. Учение о классовой борьбе, коммунистической революции, об исторической миссии рабо­чего класса как могильщика буржуазии» составляет осно­ву марксизма.

При участии Маркса был создан I Интернационал, или Меж­дународное товарищество рабочих (1864—1876), главная задача которого заключалась в сплочении сил международного пролета­риата.

Высшим органом Международного товарищества рабо­чих стал созываемый ежегодно конгресс, избиравший из своего состава сроком на один год Генеральный Со­вет — верховный орган Интернационала в промежут­ках между конгрессами. Рабочие объединения входили в состав Интернационала на правах секций. Активное участие в деятельности этой организации принимали К. Маркс и Ф. Энгельс.

Впоследствии Маркскс и Энгельс несколько изменили свои взгля­ды и перестали считать пролетарскую революцию единственным методом разрешена противоречий в обществе. Изменившаяся действительность (успехи индустриальной революции и демокра­тические завоевания трудящихся, переход ряда правительств к по­литике социальных реформ) заставляла пересмотреть прежние по­ложения учения.

Вопросы

Либерализм

Консерватизм

Социализм (Ш. Фцрье, А. Сен-Симон,

Р. Оуэн, К. Маркс, Ф.Энгельс)

Роль государства в экономической жизни

  • Главная ценность – свобода.

  • Идеал экономики – рыночная экономика свободной конкуренции.

  • Государство не должно вмешиваться в экономику.

  • Деятельность государства должна быть ограничена законом.

  • Для этого нужен принцип разделения властей: законодательная, исполнительная, судебная

  • Государство имеет право на вмешательство в экономику, если это нужно для сохранения традиционных ценностей.

  • Власть государства никем и ничем не ограничена, она направлена на сохранение традиционных ценностей: религии, монархии и порядка.

  • Идеал – абсолютная монархия

Идеалы экономической жизни:

  • Уничтожение частной собственности, свободного рынка и конкуренции.

  • Государство полностью контролирует экономическую жизнь., помогает неимущим

МАРКСИЗМ:

  • Неограниченная деятельность государства в форме диктатуры пролетариата (власти рабочих)

АНАРХИЗМ:

  • Государство осуществляет насилие над личностью, его нужно уничтожить

Позиция по социальному вопросу.

  • личность свободна и сама несет ответственность за свое благосостояние.

  • Все люди равны и имеют равные возможности достигать благополучия.

  • Сохранение старого сословного порядка, сословных и классовых различий.

  • Не верят в возможность социального равенства

  • Все люди должны иметь равные права и блага.

  • Государство само решает все социальные вопросы, обеспечивая трудящимся их политические и личные права

Пути решения социальных проблем

  • Реформы, проводимые властью

  • НОВЫЕ либералы признали, что государство должно проводить реформы, чтобы защитить малообеспеченные слои населения, предотвратить революцию.

  • Народ должен подчиняться своим правителям. Государство может применять насилие против революций.

  • Реформы – как крайнее средство, для предотвращения социальных взрывов.

  • Решение социальных проблем – путем социалистической революции во главе с коммунистической партией.

  • Уничтожение неравенства и класса собственников

Пределы индивидуальной свободы

  • Человек от рождения обладает неотъемлемыми правами: на жизнь, свободу и т.д.

  • «Разрешено все, что не запрещено законом» - полная свобода во всем.

  • Свободным может быть только тот, кто может нести ответственность за свои решения, т. е. Собственник или образованный человек.

  • Государство подчиняет себе личность

  • Свобода человека выражается в соблюдении традиций, религиозном смирении.


  • Свобода личности достигается обеспечением всех социальных прав и ограничивается государством.

  • Труд обязателен для всех

  • Предпринимательство и частная собственность запрещены.

ПРИМЕЧАНИЕ: в конце 19 в. некоторые позиции марксизма были пересмотрены Эдуардом Бернштейном, который сделал вывод о том, что социализм может победить не только в результате революции, но и с помощью реформ.РЕВИЗИОНИЗМ.

  1. Домашнее задание. Параграф 9-10, подготовка к проверочной работе.

8 класс, 07/08 ТЕМА 2. Строительство новой Европы

УРОК № 1. Консульство и образование наполеоновской империи

Цели урока:

Образовательная: рассмотреть причины эволюции Франции от республики к империи, определить режим наполеона как авторитарный, выяснить причины ведения завоевательных войн консульства и империи, выделить значение Французского гражданского кодекса для развития индустриального общества в Европе.

Развивающая: развивать память, мышление, умение выделять причинно-следсвенные связи, вырабатывать и доказывать свою точку зрения.

Воспитательная: не существует однозначной оценки исторической личности. Чем активнее действует политик, тем больше оценок получает его деятельность.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: репродуктивные и ч/п. проблемный

ПРОБЛЕМНЫЙ вопрос: Наполеон говорил «Я бываю то лисой, то львом. Весь секрет управления заключается в том, чтобы знать, когда следует быть тем или другим». Проанализируйте деятельность Наполеона и подтвердите фактами его слова.

Формы работы: тест, беседа, рассказ учителя, работа с учебником, дискуссия при обсуждения учебных заданий.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний по теме: «Становление индустриального общества»

Тест.

Вариант 1.

1 – в

2 – а, б

3 – 1б, 2в, 3а

4 – а

5 – 1в , 2г , 3б , 4 а

6 – б, г

Вариант 1.

1 – г

2 – 1б, 2в, 3а

3 – а, в

4 – а

5 – в

6 – а, в

  1. Изучение нового материала.

1) Внутренняя политика Наполеона в период Консульства

Рассказ учителя

18 брюмера 1799 г. – во Франции произошел государственный переворот. Власть передана 3 консулам во главе с Наполеоном Бонапартом.

1799 – 1804 гг. – период Консульства

Деятельность Наполеона:

    • «свобода, равенство, собственность». Поощрение развития предпринимательства

    • Финансовая реформа. Ввел новую монету – золотой ФРАНК

    • Отменено отделение церкви от государства. Главная религия – католицизм. Другие верования тоже разрешены.

    • 1802 г. – Наполеон стал пожизненным консулом

    • Май 1804 г. – провозглашение Франции империей, а Наполеона императором. Окончательное уствновление авторитарного режима.

    • 1804 г. – Гражданский кодекс наполеона:

А) равенство граждан перед законом

Б) свобода совести

В) неприкосновенность личности и собственности

С 1789 г. во Франции произошло столько переворотов, что со­бытия 18—19 брюмера не обеспокоили санкюлотов. Большинст­во граждан не сочувствовали идее возвращения монархии. Гене­рал Бонапарт, человек с республиканским прошлым, был принят спокойно в качестве главы государства. Установив военную дик­татуру, Бонапарт занялся восстановлением экономики, государственного управления и правовой системы. Он готовился управлять страной буржуа, крестьян и собственников.

«Успокоение, порядок, законность». Принятая в де­кабре 1799 г. новая конституция, провозгласившая своими прин­ципами «успокоение, порядок, законность», вручала исполнитель­ную власть трем консулам. Наибольшими правами наделялся Первый консул. Ему принадлежало право создавать законы (затем они обсуждались и принимались в Сенате). Только Первый кон­сул мог объявлять войну и заключать мир, назначать министров и чиновников. Он обладал большей властью, чем Людовик XVI по конституции 1791 г. Второй и Третий консулы имели только со­вещательный голос. Законодательная власть резко ограничива­лась. Местное самоуправление уничтожили, в департаменты для управления посылали правительственных чиновников — префек­тов. В городах вместо выборных коммун назначались мэры.

В стране установился режим личной власти. В конце своей жизни Наполеон скажет: «Революция — беда поколения, кото­рое ее совершает». Французы устали от революции, и режим лич­ной власти был одобрен на плебисците 3 млн голосов, 1,5 млн граждан Франции проголосовали «против», а 4 млн воздержа­лись.

Так Наполеон Бонапарт, «сын революции», стал главной по­литической фигурой во Франции, Страна вступила на путь граж­данского мира.

Период с 1799 до 1804 г., когда власть сосредоточилась в руках консулов, историки назвали консульством.

«Свобода, равенство и собственность!». В период кон­сульства в интересах собственников были приняты законы, под­тверждавшие право владения имуществом, приобретенным в го­ды революции. Лозунг «Свобода, равенство и братство!» заменили на лозунг «Свобода, равенство и собственность!».

Правительство всячески поощряло развитие предприниматель­ской деятельности. Крупной буржуазии предоставлялись выгодные государственные заказы. В марте 1801 г. в Париже открылась промышленная выставка, на которой демонстрировалась продук­ция 150 заводов.

Наполеон Бонапарт провел реформу финансовой системы, включая создание французского банка и укрепление новой денеж­ной единицы — франка. В стране развернулось большое строи­тельство. Столица Франции стала еще красивее.

Эта политика ускорила промышленный переворот, создавались новые рабочие места. Однако стачки и союзы рабочих запреща­лись. Тех, кто проявлял недовольство политикой Первого консу­ла, ожидали казни, аресты, высылки.

«Общество без религии подобно кораблю без компа­са». Для укрепления своего престижа среди верующих Бонапарт пошел на переговоры с папой римским. Католическая религия объявлялась «религией огромного большинства французских граждан», отделение церкви от государства отменялось. Епископов на­значал Первый консул, а богослужения кончались молитвой: «Гос­поди, оберегай Республику. Господи, оберегай консулов».

Правительство Бонапарта пыталось проводить политику уми­ротворения нации. Примирился Наполеон и со старым дворянст­вом, объявив амнистию эмигрантам. Он лично назначал бывших аристократов на важные государственные посты.

Особое внимание Первый консул уделял укреплению полиции. Во главе министерства полиции оставили Жозефа Фуше. Этот бывший разрушитель Лиона и гонитель церкви, «предавший и продавший» многих, создал мощную машину полицейского сыска.

В 1802 г. Наполеон стал пожизненным консулом. Это был шаг к монархии.

«Революционер на троне». Республика шла к своему концу. Заговоры роялистов, имевшие целью свергнуть режим кон­сульства и восстановить монархию Бурбонов, пугали «новых бо­гачей», боявшихся лишиться собственности, приобретенной в го­ды революции. Они потребовали, «чтобы Наполеон Бонапарт, ныне Первый консул, был провозглашен императором и в каче­стве такового на него было возложено управление Французской республикой».

Предложение поддержали и крестьяне, купившие земли эмиг­рантов. Один из представителей верхушки буржуазии высказал общее мнение этих людей, заявив: «Только установив наследст­венную власть новой династии, мы сможем уничтожить э зародыше химерические надежды старой династии, придав новому поряд­ку вещей прочный характер». Да и сам Первый консул давно уже жил мечтой об империи.

В мае 1804 г. Наполеона провозгласили «императором фран­цузов», а в декабре того же года в соборе Парижской Богома­тери состоялся торжественный акт коронации. Для этого случая специально была изготовлена золотая корона.

В мае 1805 г. в Милане, в Домском соборе, Наполеон был коронован как король Италии. Он сам возложил на свою голову корону, только теперь это была железная корона, которую ког­да-то носил Карл Великий. «Бог вручил мне эту корону»,— за­явил Наполеон Бонапарт.

Некоторое время Францию еще именовали республикой, но затем слово «империя» вытеснило прежнее название. Так возник­ла эта буржуазная монархия. Законодательная власть была пол­ностью подчинена исполнительной, сосредоточенной в руках им­ператора. Наполеон стремился объединить вокруг себя всех французов и поэтому проявлял заинтересованность в уменьшении бедности среди населения. Бонапарт любил говорить, что главная его забота состоит в том, чтобы народ имел больше дешевого хлеба. «Я могу обвести вокруг пальца и политика, и военного,— говорил он,— но не в состоянии обмануть хозяйку, которая каж­дый день ходит на рынок».

«Истинная слава» Наполеона. Наполеон прославил себя и как законодатель. В 1804 г. был издан знаменитый Гражданский кодекс, или Кодекс Наполеона. Он провозгласил равенство граждан перед законом, неприкосновенность личности собственности, свободу совести и др. Это было законодатель во, отражающее либеральные ценности. Со старыми порядками во Франции было покончено навсегда. Кодекс распространился всем европейским странам. «Моя истинная слава, — сказал Наполеон в конце своей жизни, — не в том, что я выиграл со| сражений: Ватерлоо изгладит память о всех этих победах. Но не может быть забыта, что будет жить вечно — это мой Гражданский кодекс».

В 1802 г. Наполеон учредил Почетный легион, стать членом которого можно было за заслуги перед императором. Так созда­валась новая знать. Но главной опорой императора была армия.

2) Завоевательные войны Анполеона

Организуется самостоятельное заполнение таблицы (с. 86 - 89)

годы

Основные события

Итоги, значение

1800 г.

Второй итальянский поход. Битва при Маренго

  • Австрия вышла из войны

  • К Франции присоединился Пьемонт и Генуя

1805 г.

Битва при Ульме с Австрией


  • Разгром австрийских войск

Декабрь 1805 г.

Битва у мыса Трафальгар (против Англии)

  • Победа английского флота во главе с адмиралом Нельсоном

  • Французский флот уничтожен

1806 г.

  • Французы вошли в Пруссию

  • 21 ноября 1806 г.декрет о континентальной блокаде Англии

  • Разгром Пруссии

  • Все государства, зависящие от Франции не могут вести торговлю с Англией

1807 г.

Тильзитский мир с Россией

  • Россия присоединялась к континентальной блокаде

1808 г. -

Французы вторглись в Испанию

  • Оккупация Испании

Вокруг Франции возникла цепочка марионеточных государств, управляемых родственниками Наполеона

Завоевательные войны консульства и империи. Став Первым консулом, Бонапарт поставил перед собой задачу взять

реванш за неудачи 1799 г. В 1800 г. он отправился во второй итальянский поход. Пройдя через Альпы и выйдя в тыл к ав­стрийцам, французы одержали победу в битве при Маренго. Австрия вышла из войны, а к французским владениям были присоединены Пьемонт и Генуя.

В 1805 г. Наполеон решил перебросить десант в Англию и разбить своего давнего врага. На северном побережье Франции, в Булони, он сосредоточил мощ­ные вооруженные силы и суда для пере­броски армии через Ла-Манш. «Мне нуж­ны три дня туманной погоды, — говорил он, — и я буду господином Лондона». Но возобновление войны с Австрией и Рос­сией заставило его отказаться от этого дерзкого плана. «Если я через 15 дней не буду в Лондоне, то я должен быть в се­редине ноября в Вене», —сказал импера­тор и, подняв весь огромный булонский лагерь, велел построить армию в поход­ный порядок. Меньше чем за 20 дней огромная армия была переброшена к Дунаю в жестоком сражении под Упьмом разгромила австрийцев, после чего крепость была сдана на милость победителей. В ноябре Наполеон въехал в Вену и поселился в императорском дворце.

Военные действия на море принесли победу Англии. В октяб­ре 1805 г. английская эскадра, которой командовал знаменитый адмирал Нельсон, нанесла поражение французскому флоту у мыса Трафальгар. Французский флот был уничтожен. Англия ликовала.

Однако военные действия на суше принесли Франции новые победы. В декабре 1805 г. в 120 км от Вены произошла крова­вая битва при деревне Аустерлиц, где Наполеон одержал реша­ющую победу над австрийской и русской армиями. Значение этой битвы было огромно: австрийский император лично прибыл в став­ку Наполеона просить о заключении мира — его армия была раз­громлена и продолжать военные действия не могла. Австрии не оставалось другого выхода, и она признала за Францией свободу действий в германских и итальянских государствах,

1806г французская армия вошла в Пруссию. В октябре этого же года в долгом и кровопролитном бою прусская армия была разбита под Йеной. Наполеон торжественно въехал в Бер­лин. В этом городе 21 ноября 1806 г. император подписал дек­рет о континентальной блокаде, запрещавший всем зависимым от Франции государствам вести торговлю с Англией. На этот раз он хотел изгнать английские товары не только из Франции, но и из всей Европы, лишить Англию европейских рынков сбыта. Де­крет гласил: «Британские острова объявлены в состоянии блока­ды...», «Всякая торговля и всякие сношения с Британскими ост­ровами запрещены».

Успешной экономическая блокада Англии могла быть только в том случае, если бы в ней участвовали все европейские страны. Отсюда и стремление Наполеона расширить свою империю, взять под контроль всю Европу.

В 1807 Наполеон заключил мир с Россией. (Два императо­ра — Наполеон и Александр I — встретились в Тильзите. На плоту посередине Немана они обменялись рукопожатиями и под­писали мирный договор между Францией и Россией. По условиям договора Россия присоединялась к континентальной блокаде.

На Пруссию Наполеон наложил контрибуцию и отнял "часть территории, а из ее польских владений создал зависимое от Фран­ции герцогство Варшавское.

B 1808 году французская армия вторглась в Испанию. На ис­панский трон Наполеон посадил своего старшего брата Жозефа. Но испанцы не смирились с оккупацией. Всеобщее восстание, принявшее форму партизанской войны (испанцы называли ее «вой­ной ножей» против солдат «антихриста»), ограничило власть Жозефа Мадридом и его ближайшими предместьями. Испанцы не признали короля – самозванца.

  1. Домашнее задание. § 11, закончить таблицу, в. 5 - письменно

5. Выскажите свою точку зрения и аргументируйте ее: «Общество, — утверждал Наполеон, — не может существовать... без религии. Когда человек умирает с голода рядом с другим», у которых все в изобилии, ему невозможно был бы примириться с таким неравенством, если бы не было власти которая говорит ему: «Так угодно Богу». Как, по-вашему, откосился Наполеон к религии?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!