Предмет обществоведение; учитель Поправко Вера Петровна
Тема Конституция Республики Беларусь
Урок №3 Личность, общество, государство
Цель: Формирование представлений учащихся об основных документах, регулирующих права и свободы человека.
Задачи: определять сущностные признаки, давать определение понятиям гражданин, права, обязанности;
характеризовать конституционные права и свободы граждан Республики Беларусь, их конституционные обязанности;
понимать и объяснять взаимосвязь прав и обязанностей гражданина Республики Беларусь;
работать с текстом конституции Республики Беларусь;
находить необходимую информацию, использовать ее для решения учебно-познавательных и практических задач.
Учебно-методическое обеспечение:
Обществоведение : учеб. пособие для 11 кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / М. И. Вишневский [и др.] ; под ред. М. И. Вишневского. Минск: Народная асвета, 2010 ( далее – учебное пособие)
Гламбоцкий П.М., Гирина В.Н. Обществоведение.11 класс: рабочая тетрадь: пособие для учащихся учреждений общ.сред.образования с рус.яз. обучения/ П.М.Гламбоцкий, В.Н.Гирина.-6- изд., перераб.- Минск: Аверсэв, 2019 (далее – рабочая тетрадь)
Конституция Республики Беларусь (далее – Конституция)
Смартфоны учащихся с возможностью выхода в Интернет
Эпираф: «Права влекут за собой обязанности» (латинское изречение)
Этапы урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Т
ерминологический покер по теме «Основы конституционного строя Республики Беларусь» https://learningapps.org/display?v=pcw5eg00519
3. Целемотивационный этап.
Беседа по материалу, изученному в X классе: Назовите основные положения теории естественного права. Что такое правовой статус личности? Как вы представляете права человека? (записать на обратной стороне доски несколько типичных ответов)
Вопрос-вызов: Могут ли существовать отдельно права и обязанности человека?
Сегодня мы и постараемся ответить на этот вопрос в результате работы с текстом Конституции Республики Беларусь
4. Актуализация знаний и умений учащихся.
Н.А.Некрасов писал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын». Как вы думаете, что значит быть достойным сыном Отечества? В процессе беседы выходим на признаки понятий «гражданин», «права», «обязанности».
5. Изучение новой темы.
На классную доску учителем при помощи магнитов прикрепляются названия основных международных документов в области прав человека (по времени их принятия) с краткими комментариями учителя - от Всеобщей декларации прав человека (1948) до Конвенции о правах ребенка (1989) (см. учебное пособие с.32-33). Зачитываем текст ст.2 Конституции и приходим к выводу, что в современном мире государство может считаться правовым и демократическим только при соблюдении прав и свобод человека.
Далее - практическая работа в парах с разделом II «Личность. Общество. Государство» Конституции (см. задание 2 с.12 рабочей тетради). К предложенным в рабочей тетради правам и обязанностям необходимо выписать номера статей Конституции и внести их в соответствующую колонку таблицы.
6. Проверка понимания изученного.
Фронтальная работа с рубрикой «проверяем знания» (см.с.14-15 рабочей тетради)
7. Закрепление изученного.
П
рава и обязанности гражданина Республики Беларусь https://learningapps.org/display?v=p8uuaa67319
8. Обобщение и систематизация изученного.
«Конкурс Цицеронов»: выполнение гражданами своих обязанностей – важнейшее условие реализации их прав (на обратной стороне доски подготовлена таблица «Взаимосвязь прав и обязанностей гражданина Республики Беларусь». Во вторую колонку необходимо записать номера статей Конституции, в которых отражены права граждан в случае невыполнения обязанностей). Например:
Обязанности граждан Республики Беларусь | Какие права граждан нарушаются в случае невыполнения обязанностей |
Статья 52 Соблюдать Конституцию, законы, уважать национальные традиции | Ст.25 |
Статья 53 уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц | Ст.ст. 29,30, 50,60 |
Статья 54 беречь историко-культурное, духовное наследие | Ст.ст. 49,51 |
Статья 55 охрана природной среды | Ст.ст. 45,46 |
Статья 56 финансирование государства | Ст.ст. 41,42,43 |
Статья 57 защита Республики Беларусь | Ст.24, 28 |
В процессе работы над заполнением таблицы, делаем вывод о том, что права и обязанности взаимосвязаны, выходим на вопрос-вызов и эпиграф к уроку. Обращаемся к записанным на обратной стороне доски типичным ответам учащихся об их первоначальном представлении о правах человека. Выясняем, как изменились их представления о правах человека после проработанной на уроке информации.
9. Информация о домашнем задании.
Параграф 5, закончить заполнение таблицы, задание № 6 с. 39 (по желанию)
10. Рефлексия.
Прием «Зеркало заднего обзора». Учащимся предлагается с помощью символического зеркала заднего обзора, предварительно уточнив его функции, ответить на вопросы: «какой момент был трудным?», «что осталось непонятным?», «что заставило задуматься?», « что вызвало наибольший интерес?»