Просмотр содержимого документа
«Личность педагога»
Личность педагога
Современный педагог: 10 качеств
1) идеальный психолог
10) уверенный в себе и успешный
10
1
2 ) творческая разносторонняя личность
2
9
9) стимулирующий и готовящий ребенка к будущему
3) профессионал,
эрудит
3
8
8) способный самосовер-шенствоваться
7
4
4) владеющий новыми технологиями
5
6
7) внимательный, человечный, добрый
5) достойный лучшей жизни
и условий труда
6) экспериментатор
Сегодня общество требует от педагога глобальных перемен
- В первую очередь , необходима смена отношения к своей профессиональной деятельности,
- Во-вторых , изменение характера взаимодействия учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе.
- Информационный поток в современном мире увеличивается глобально. Каждые 5 лет знания удваиваются. Появляются новые технологии и новые профессии.
2
В современных условиях основой для работы учителя являются:
- создание психолого-педагогических условий для саморазвития личности каждого (и учителя, и ученика);
- возможность построения индивидуального образовательного маршрута для каждого обучающегося.
При этом ученик получит возможность
самостоятельно выбирать
- место и время;
- удобный темп;
- тематику и глубину изучаемого материала.
2
Для достижения нового результата образования необходимы соответствующие образовательные технологии и новые инструменты оценивания , базирующиеся на наблюдении и изучении динамики разнообразных видов деятельности ученика (учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.)
2
Стандарты второго поколения обозначили явный отход от ориентации на предметные знания и умения как результат образования и выход в сферу надпредметных умений, компетентностей в различных областях жизнедеятельности школьника (не только в собственно познавательной или учебной).
2
- Эмпатийность
- Рефлексия
- Самоорганизованность
- Общая культура
Личностные качества
Профессионально важные качества
Специалист
Работник
Человек
Характеристика «идеального педагога»
Специалист
Работник
- знать педагогическую теорию и психологию;
- владеть технологиями обучения и воспитания;
- любить дело и учащихся; верить в человека;
- обладать педагогическими способностями, общей эрудицией, терпеливостью, оптимизмом, сдержанностью, находчивостью, быстротой и точностью реакции, эмоциональной уравновешенностью;
- понимать детей и уметь с ними работать;
- обладать ясной и убедительной речью, требовательностью, тактичностью, самообладанием, справедливостью, организаторскими умениями, общительностью и умением слушать;
- уметь поставить цель и достигнуть ее, распределять время;
- систематически и планомерно повышать квалификацию;
- обладать способностью к творчеству, быть всесторонне образованным;
- быть преданным делу; уметь работать в коллективе и желать трудиться;
- обладать настойчивостью, дисциплинированностью, ответственностью, активностью;
- уметь распределять работу; быть готовым взять на себя ответственность;
Человек
- обладать высокими моральными качествами,
- иметь активную жизненную позицию,
- крепкое здоровье, здоровый образ жизни,
- гуманизм,
- духовность,
- потребность в общении, открытость,
- нравственность,
- критическое отношение к своим действиям.
Эмоционально-коррегирующая функция
- Умение создавать и поддерживать мотивацию детей к учебно-познавательной деятельности.
- Создание ученику ситуации успеха в обучении.
- Понимание образовательных и других потребностей учащихся и готовность помочь им в их реализации.
- Создание системы ценностей у ученика.
Функции учителя в изменяющейся системе:
8
Функции учителя в изменяющейся системе:
Коммуникативно-стимулирующая функция
- Умение организовать эффективное общ ение учителя и ученика, привлекая стили общения, педагогический артистизм, свой образ.
- Умение организовать взаимодействие школьников в ходе обучения, создавать классную или школьную команду для решения образовательных задач. Управление конфликтами.
- Умение организовать взаимодействие с коллегами , родителями, партнерами по образовательной деятельности.
8
Функции учителя в изменяющейся системе:
Контрольно-оценочная функция
- Контроль своей педагогической деятельности в соответствии с ее функционалом, анализ, отчет и коррекция.
- Контроль образовательной деятельности учащихся . Умение диагностировать образовательный уровень каждого ученика и ученической команды в целом.
- Умение организовать самоконтроль обучающегося с последующей самооценкой.
8
Функции учителя в изменяющейся системе:
Организационная функция
- Умение предвидеть результат своей деятельности , умение определить цели, поставить профессиональные задачи, выбрать оптимальные пути их решения.
- Умение мобилизовать все средства для обеспечения стабильного и эффективного результата : формы, методы и средства, технологии и техники, материально-технические и человеческие ресурсы.
- Способность рационально использовать время и средства.
8
Функции учителя в изменяющейся системе:
Развивающая функция
- Учитель сам обладает опытом изучения содержания предмета, его осмысления и применения и умеет помочь учащимся в приобретении такого опыта.
- Умение организовать активную индивидуальную или коллективную самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся.
- Учитель умеет активизировать творческий потенциал учащихся, обеспечивает логичность и вариативность видов учебной деятельности.
8
Функции учителя в изменяющейся системе:
Конструктивная функция
- Учитель способен иметь свой взгляд, свое мнение , исходя из этого, ставить цели, планировать совместную с учащимися деятельность, обеспечивать продуктивность работы на основе рационального анализа, разъяснения целей ученику и организации принятия целей учеником.
- Учитель понимает, как можно трансформировать предметное содержание в соответствии с приоритетами ученика и помогает ученику освоить на его уровне этот материал и в соответствии с его потребностями, выстроить индивидуальную образовательную траекторию.
- Умение создавать атмосферу, способствующую плодотворному образовательному процессу.
8
Функции учителя в изменяющейся системе:
Модулирующая функция
- Умение генерировать новые идеи, творчески мыслить.
- Способность принимать изменения, происходящие в системе образования, быть мобильным в изменяющихся условиях.
- Готовность к конструктивному обсуждению преобразований, инициированных учениками и их родителями в соответствии с их образовательными запросами.
8
Задание
Составьте топ-список важнейших качеств и функций педагога как специалиста, работника и человека