Открытый урок с презентацией по истории России для студентов МСО 9/4 Каспийского медицинского училища им.А.Алиева по теме:
Преобразования Петра Великого.
Подготовил:
преподаватель высшей категории
Ханбагандова М.Х.
Цели урока:
1.Раскрыть причины начала преобразований Петра.
2.Разъяснить содержание и значение основных направлений реформ .
3.Воспитать у учащихся чувства любви и патриотизма на примере личности императора России Петра Великого.
Опрос пройденного материала:
- Что изучает наука история и кого считают «отцом истории»?;
- Почему наша страна в древности называлась древняя Русь?;
- Кого считают родоначальником династий, которая начала править в Руси 9 веке и с какого года оно начинается?
- Кто и когда объединил два центра Руси в единый ?
- Какой князь погиб от древлян и почему?
- Раскрыть понятия полюдье , погосты , подсечное земледелие и трехполье.
- Какая княгиня первой приняла православие на Руси и с именем какого князя связано принятие христианства на Руси? Какое прозвище он получил?
- Какой князь разгромил Хазарский каганат и пострадал от печенегов?
- Расцвет Киевской Руси произошел при каком князе – Владимире , Святославе , Ярославле Мудром?
Продолжение разминки
- Что произошло- 862,882,945,988,1147,1072,1097 годы?
- Что такое феодальная раздробленность и когда она наступает на Руси – год и после какого князя?
- Какие завоеватели совершили нашествие на Русь в первой половине 13 века? Перечислить вам известные сражения?
- Кто возглавил монголов после Чингисхана ?Когда и сколько походов он совершил?
- Почему Русь была быстро завоевана монголами и как называлась государство ,которое они создали на захваченной территории?
- Кого называют первым собирателем земли русской и какое прозвище он получил?
- Какие сражения русских князей с монголами знаете?
- Объяснить понятия – ярлык ,баскак ,тьма , джизья ,Тимучин?
Следующий этап разминки:
- При каком князе завершилось объединение русских земель и как стала называться наша страна?
- Что значит »Москва третий Рим , а четвертому не бывать»?
- По каким событиям они являются первыми – Ю. Долгорукий, Даниил Иванович , Иван третий , Иван Грозный ,Б. Годунов , Михаил Романов?
- Какие события произошли- 1223,1240,1242,1380,1480,1547,1598годы?
- Чем известны – Илларион ,Петр , Макарий ,Иов ,Никон , Аввакум?
- Какие территории были присоединены к России при Иване Грозном?
- Что такое Смута и с какими событиями это связано?
- Почему возникло народное ополчение ,почему было оно создано и чем оно известно в 17 веке?
- Кто и когда был избран первым царем из династии Романовых?
Завершение разминки
- При каком царе было издано Соборное уложение и почему оно окончательно установило крепостное право в России?
- Раскрыть понятия – Юрьев День,»Урочные лета», Земский Собор , Интервенция , Гражданская война , Мануфактура?
- Когда произошли –восстания И.Болотникова ,С.Разина , »Соляной бунт»,»Медный бунт»?
- Какие внешнеполитические задачи на севере-западе и на юге ставились царями России и почему ?
- Что установили принятые новые торговые Уставы 17 веке?
- Кто такая Софья и чем она известна?
План объяснения нового материала:
- Детство Петра.
- Причины начала реформ Петра.
- «Великое посольство» в Западную Европу.
- Развитие образования.
- Новые правительственные учреждения.
- Введение должностей фискалов и прокурора.
- Реформы в областном управлении.
- Табель о рангах.
- Церковная политика Петра первого.
- Экономические реформы Петра .
- Реформы в быту .
- Значение реформ Петра Первого.
- Семейные отношения Петра первого.
Эпоха Петра Великого
Мы приступаем к изучению нового периода в истории России –это эпоха петровских преобразований. Россия не могла оставаться в изоляции . Россия должна была вступить к пути сближения с европейскими странами. И это сближение произошло при Петре первом .
Он решительно подошел к проблемам стоявшим перед страной и стал добиваться результатов радикальными методами, включая в это все всю свою энергию. Действия Петра были резкими ,иногда жестокими, но они шли в русле тех изменений которые начались при царях России 17 века.
мать
отец
Петр I Алексеевич Великий - первый Император всероссийский, родился 30 мая 1672 года от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной
Правительницей названа их старшая сестра царевна Софья Алексеевна
В результате бунта был политический компромисс: на трон были возведены вместе Иван и Петр.
Венчание на царство Иоанна
и Петра Алексеевичей.
Софья Алексеевна
Марта Скавронская родила Петру I нескольких детей, из которых выжили лишь дочери Анна и Елизавета (будущая императрица Елизавета Петровна). Петр, по-видимому, был очень привязан к своей второй жене и в 1724 короновал ее императорской короной, намереваясь завещать ей престол.
Петр I женился на Марте Самуиловне Cкавронской, принявшей православие и именовавшейся с того времени Екатериной Алексеевной.
Екатерина Алексеевна
Петр I умер в 1725г от болезни , не оставив завещания.
Родители Петра:
- Алексей Михайлович Романов (1629-1676)
Наталья Кирилловна Нарышкина (1651-1694)
.
Политический портрет Петра Первого.
30 мая 1672 г. – 28 января 1725 г.-
годы жизни Петра Первого .
1682 -1689- регентство Софьи
1689-1725 гг. - правление
Петра Великого.
Личность Петра Великого.
30 мая 1672 года в Москве у царя Алексея Михайловича и царицы Наталии Кирилловны родился сын Петр. Теперь династия Романовых могла рассчитывать на здорового и энергичного наследника престола.
Царь-отец никак особенно не выделял младшего сына. Все заботы о ребенке легли на плечи матери, которая являлась горячей сторонницей реформ и поощряла всяческие новшества в быту. По её просьбе Петру привозились иностранные игрушки, старалась следовать западноевропейской моде. Раннее детство царевича прошло в европейском доме и его неповторимой атмосфере, что потом помогало Петру без предубеждений бывать среди иностранцев и набираться у них полезного опыта.
Детство Петра
Петр рос - сильным и выносливым, не боявшимся никакой физической работы. Дворцовые интриги выработали у него скрытность и умение скрывать свои истинные чувства и намерения. Зная кремлевские нравы, Петр усыплял бдительность всех своих кремлевских недругов. Впоследствии это помогло ему стать незаурядным дипломатом.
Предпосылки реформ Петра I
Предпосылки реформ Петра
Внутренняя политика
Причины реформ :
1.Социально-экономическое,
политическое и культурное.
Отставание России от стран Запад-
ной Европы.
2. Ослабление международного
положения России. Угроза
потери независимости.
РЕФОРМЫ :
1.Государственного аппарата управления.
2.Экономические преобразования.
Внешняя политика
З А Д А Ч И
1.Борьба с Крымским ханством
и завоевание выхода в
Азовское и Черное моря.
2. Борьба за выход в Балтийс-
кое море.
Вскоре после возвращения в столицу царь отправился (1697) с Великим посольством за границу ( Ф.Лефорт, Ф.Головнин, П.Возницын и др ). Петр побывал в Риге,Голландии, Англии, Саксонии, Австрии и Венеции, учился корабельному делу, работая на верфях, знакомился с техническими достижениями тогдашней Европы, ее образом жизни, политическим устройством.
Петр I искал союзников для войны против Турции и Швеции. Стрелецкий бунт 1698 года срывает планы Петра .
Петр Великий закладывает Петербург
Сенат
Реформы образования
Впервые при Петре I образование стало государственной политикой, поскольку для осуществления задуманных им реформ нужны были образованные люди.
Два указа Петра 1699 года
- В первом, Петр позволил молодым дворянам путешествовать вне своего страны с целью получения образования.
- Во-втором ,предписывал всем послам ,резидентам и агентам служившим в иностранных государствах ,сделать объявления о приглашении на русскую службу иностранных специалистов.
- Потребовалось издание учебников. Самым известным стала «Арифметика» Л. Магницкого изданная в 1703 году.
- В 1710 г. Петр вместо церковного шрифта ввел более удобный - гражданский.
- Петр начал посылки дворян за границу, но вскоре в стране появились бессословные школы.
- Для расширения кругозора всех русских людей в 1703 г. была издана первая русская газета «Ведомости»
- В 1701 в Москве открылась Навигацкая школа, где учителями были англичане.
- Учеников брали на полное содержание, за прогулы наказывали большими штрафами и жестокими наказаниями, а побег карался - смертной казнью.
- В изучаемые предметы входили: арифметика, геометрия, навигация, морская астрономия, основы географии. За хорошее овладение наук давали кормовые деньги.
Сухарева башня
Реформа русского языка
При Петре I старославянская азбука была заменена на ту, которой мы пользуемся сейчас.
Результаты реформ в образовании
По всей России открывались школы
математических и навигационных наук, артиллерийская,
инженерная и медицинская школы в Москве,
инженерная школа и морская академия в Петербурге,
горные школы при Уральских заводах.
В 1705 была открыта первая в России гимназия.
Для массового образования в 1714 года открыты цифирные школы ,
призванные « детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии ».
Обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы.
Для подготовки священников создана сеть духовных школ .
За время правления Петра несколько тысяч россиян были отправлены
учиться за границу. Указами Петра было введено обязательное
обучение дворян и духовенства.
1.Развитие науки.
Здание
Кунсткамеры(Музей) .
ы.
1707-открыт 1-й госпиталь и медицинская школа.
1702-открыта обсерватория в Москве.
1707-составлена карта звездного неба.
1719-открыта для публичного посещения Кунсткамера.
1724-испытание подводной лодки.
1725-открытие Академии наук после смерти Петра первого.
- В 1725 г открылась Академия наук- светское высшее учебное заведение.
В нее входили : университет, гимназия, ботанический сад, обсерватория, лаборатории, Кунсткамера, типография.
Реформы Петра I
- прекратил деятельность Боярской думы;
- создал 8 губерний;
- 1718-1720 годы вместо 50 приказов созданы 11 коллегий как центральные органы управления;
- В1710году- проведен перепись населения страны;
- В 1711 году создан новый орган управления- Сенат , который обладал судебной, административной и законодательной властью;
- 1720 году проведена городская реформа- Ратушу сменил Главный магистрат как орган управления.
- в1722 году принят Свод законов о государственной службе – Табель о рангах.
- После переписи населения введены паспортная система ,которая облегчала сыск беглых крестьян. В паспорте указывался срок возвращения крестьянина домой.
- Фискалы - должностные лица осуществляющие контроль над всеми центральными и местными административными учреждениями.
Финансовая реформа
- В 1704 году Петром была проведена денежная реформа, в результате которой основной денежной единицей стала не деньга, а копейка. Важнейшей мерой в ходе финансовой реформы стало введение подушной подати вместо существовавшего до этого подворного обложения.
«Око страны»
- В январе 1722 года Петр подписал Указ о создании прокуратуры . Она вела повсеместный надзор за действиями и решениями Сената , центральных и местных учреждений . Во главе стоял генерал-губернатор , и первым генерал-губернатором стал П . И . Ягужинский.
- Генеральный прокурор- лицо контролирующее деятельность Сената.
Военные реформы
Петр с конца XVII в. начал формировать полки в полном смысле регулярной армии. Были созданы 30 пехотных солдатских полков из рекрутов, которых брали с определенного количества дворов крестьян, холопов и из “охочих”(вольных, не из крепостных) людей.
Военные реформы
Открывались специальные заведения для обучения солдат и офицеров ;
строительство военно-морского флота;
В 1716 году вышел Воинский устав Петра I
Реформы армии и флота
Пётр I создал новую Российскую
армию и флот.
- Главные итоги военных реформ Петра сводятся к следующему:
- создание сильной регулярной армии, способной воевать с основными противниками России и побеждать их;
- создание мощного военно-морского флота – почти что из ничего;
- небывалый рост военных расходов и как следствие – покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств из простого народа.
Областная реформа
- 1708 г. Петр провел областную реформу
Россия
Губернии (8) во главе
с губернаторами
и генерал-губернаторами
Провинции во главе
с воеводами
Уезды
Областная реформа Петра I
1708 — 1715 г . - первая областная реформа.
Россия разделена на 8 губерний во главе губернаторами :
Московскую , Ингермандландскую ( Санкт-Петербургскую),
Киевскую , Смоленскую , Азовскую , Казанскую ,
Архангелогородскую и Сибирскую .
1719 — 1720 годах а вторая областная реформа.
Губернии стали делиться на 50 провинций во главе с
воеводами , а провинции на дистрикты во главе с земскими
комиссарами . В ведении губернатора остались только
военные и судебные дела.
Пётр I - основатель Петербурга 1703 году .
Церковная реформа
Петр устремил свой зоркий глаз и на церковь: потребовал от нее отчеты о доходах, заставил строить на свои средства корабли. В 1700 г. умер патриарх Адриан. Нового патриарха, которого ждали верующие, так и не назначили . В 1721 году для управления церковью был учрежден Синод.А имущество церкви поступило в Монастырский приказ. Доходы от него шли в царскую казну . Таким образом церковь была полностью подчинена интересам государства.
Указ о единонаследии. Табель о рангах
- 1714 г. указ о единонаследии, согласно которому поместья приравнивались к вотчинам и вводилось право майората. Таким образом, Петр прекратил дробление земельных владений и обеспечил государственную службу людскими ресурсами.
- 1722 г. введена Табель о рангах, вводившая принцип служебной выслуги, создавшая четкую иерархичную служебную систему: новые должности расписывались по 14 классам, каждый из которых разделялся на чины гражданские, военные и придворные. Чиновники с 14 по 9 классы получали личное дворянство, а дослужившиеся до 8 класса - потомственное
Сословная политика
- Указ о единонаследии 1714 года : землевладелец, имеющий сыновей, мог завещать всё своё недвижимое имущество только одному из них по своему выбору. Остальные были обязаны нести службу.
- « Табель о рангах » 1721 ( 1722 ) года : разделение военной, гражданской и придворной службы на 14 рангов. При достижении восьмого класса любой чиновник или военный мог получить статус потомственного дворянства.
- 1722 г. указ о престолонаследии , согласно которому император сам мог выбрать и назначить своего наследника вне зависимости от степени родства.
- Январь 1725 г. Петр I Великий скончался, не оставив завещания.
Экономические
В 1723 году на Урале был построен самый большой железоделательный завод
Было основано около 200 новых мануфактур в самых разных отраслях промышленности (металлургические , суконные,
кожевенные , парусно - полотнянные ).
Петр стремился, чтобы вывоз промышленных и сельскохозяйственных товаров из России превышал ввоз из других стран. Купцам России вывозившим товары за границу устанавливались налоговые льготы.
В области экономики государство:
- Поощряло развитие внутренней торговли и промышленности.
- Ограничивало ввоз иностранных товаров которые производились в России.
- Иностранным купцам ввозившим товары производившие в России устанавливались большие пошлины.
- Запрещало выпуск «ненужных»товаров.
Реформы Петра I начались с введения иностранного платья и приказа брить бороды всем, кроме крестьян и духовенства.
В 1699 была также осуществлена реформа календаря. Основан первый русский орден — Святого апостола Андрея Первозванного. Петр I ввел так же празднование Нового года на Руси.
Страна остро нуждалась в собственных квалифицированных кадрах, и царь распорядился отправить на учебу за границу юношей из знатных семейств. В 1701 году в Москве была открыта Навигацкая школа.
Одновременно с первыми преобразованиями интенсивно шла подготовка к войне со Швецией, для чего предварительно был подписан мирный договор с Турцией.
Северная война (1700-1721) главной целью которой было закрепление России на Балтике
Реформа в области быта.
В.Кардовский.
Ассамблея
петровского
времени.
С 1718 г. Петр начал собирать ассамблеи, куда чиновники должны были являться с женами.
На Ассамблеях играли на музыкальных инструментах, играли в игры, танцевали вели светские и политические беседы. Новшество заимствовано из Англии(парламентаризм).
Реформа в области быта.
Для тех кто не хотел расставаться с русским платьем Петр придумал налоги , например «Бородовые деньги».
С 1700 г. Россия стала отмечать новый год и вести счет лет по европейскому образцу.
В стране появились чай , кофе ,табак ,картофель помидоры.
«Бородовые» деньги.
Реформа в области быта.
Петр стремился привить в России европейские обычаи . Уже в к.17 в. он стал появляться в европейском платье, которое в 18 в. стало обязательным для государственных служащих.
Петр заботился о привитии хороших манер среди бояр, обучал из правилам этикета.
Петр I на голландской верфи.
18
Реформа времени
С Петра I началось
новое летоисчисление .
Люди
стали встречать
Новый год
не 1 сентября, как
раньше, а 1 января. Только для школьников новый
учебный год продолжал начинаться 1 сентября.
Россия- стала империей.
- 1721 году Петр первый получил титул императора России . Все проведенные преобразования в стране и военные победы при Петре первом превратили Россию в могущественную державу-империю . С Россией стали считаться все могущественные страны того времени.
Итоги правления:
Превращение России в империю с мощной армией и флотом.
Улучшение международного
положения.
Становление абсолютной монархии
в России.
Подчинение церкви государству.
Ускорение темпов социально – экономического и культурного
развития России.
Реформы значительно укрепили Российское государство, поставили его в ряд великих европейских держав.
Семейные отношения Петра
Семейные дела Петра Великого были не во всем благополучны. От первого брака с нелюбимою им Евдокиею Федоровною (Лопухиной) у Петра был сын царевич Алексей, родившийся в 1690 году. Когда в 1698 году Петр расторг свой брак с Евдокиею и отправил ее в монастырь, мальчик остался в Москве на попечении у своих теток-царевен.
Царевич Алексей умер в Петропавловской крепости в 1718 году.
Выступления против реформ. «Дело царевича Алексея»
- Реформами Петра были недовольны представители старой аристократии и духовенства. Все они группировались вокруг сына Петра и Е. Лопухиной царевича Алексея
- 1716 г. Алексей бежал в Австрию в надежде найти союзников против отца. Миссия не увенчалась успехом. Алексея вернул на родину П. А. Толстой
- Алексей был обвинен в измене и под пытками во всем сознался. Ему был вынесен смертный приговор. Однако до казни он не дожил – скончался в тюрьме при неизвестных обстоятельствах
С 1712 г. Петр жил в негласном браке с Екатериною Алексеевной, которая в начале Северной войны попала в плен в к русским в Лифляндии. До конца своей жизни Петр ценил ее характер, ее хозяйственность, умение приспосабливаться к любой обстановке, а в 1724 г. он даже короновал Екатерину, дав ей титул "императрицы, ее цесаревина величества". От Екатерины у Петра остались только две дочери:
Анна и Елизавета, остальные умирали
во младенчестве.
Личность Петра Великого.
- Петр личность противоречивая, сложная. Его таким породила его эпоха . Мировозрение , черты характера он унаследовал от отца и деда. Он отличался простотой общения , непритязательностью в быту. Но порой допускал жестокость . Петр был убежден ,что все, исходящее от него,- для блага государственного и народного. Не будь Петр человеком с железной волей , Россия не была бы сильной , развитой и могучей державой . Время Петра и его преобразования в экономике , государственном устройстве, армии, флоте, внешней политике и военном искусстве , культуре и быте сократила отставание России и поставила в ранг развитых европейских держав своего времени. Благодарная Россия ,принявшая петровское наследие , осваивала и продолжала развивать в течении двухсот лет. Наследие Петра Великого – это национальный фонд России. Он и по сей день в памяти народной является одним из лучших, достойнейших представителей нашего Отечества.
Термины по уроку:
- Протекционизм - это политика покровительства осуществляемая правительством в отношении отечественных производителей путем предоставления им льгот в торговле и обложения высоких налогов иностранным товарам производившихся в России.
- Сенат –высшая судебная .административная и частично законодательная власть.
- Синод - центральный орган управления церковью.
- Прибыльщики- люди , которые занимались изобретением новых налогов.
- Налог - это обязательные платежи в пользу государства.
- Фискалы - должностные лица осуществляющие контроль над всеми центральными и местными административными учреждениями.
- Генеральный прокурор- лицо контролирующее деятельность Сената.
- Подушный налог –введен собирался крестьян и посадского населения. Дворяне и духовенство было освобождено от налогов.
Повторение пройденного материала.
- В чем была необходимость реформ в стране при Петре первом?
- Почему первым стал обращать внимание на реформы в сфере образования?
- В каких областях были проведены реформы?
- К чему привели реформы проведенные в России Петром первым?
- Кто такие фискалы , прибыльщики , рекруты?
- Раскрыть понятия- протекционизм ,меркантелизм , прокуратура , реформа?
- В чем была необходимость введения паспортной системы?
- Почему Россия стала называться при Петре первом империей?
- Реформы Петра –это слом устоявших традиции и откат назад или что?
Расставьте даты по своим местам:
- Январь 1725 –начало Северной войны.
- 1711- «Великое посольство»в Западную Европу.
- 1718- Полтавская битва.
- 1721- Смерть Петра первого.
- 1700- Россия стала называться империей.
- 1722- Основание Санкт –Петербурга.
- 1709- указ о единонаследии Петра первого.
- 1703 – Создание Сената.
- 1698- Появилась газета «Ведомости».
- 1702 – Создание коллегий.
- 1714- Табель о рангах.
Завершение урока.
Благодарю всех за участие
на уроке !