СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личность Петра 1 в произведениях С.П.Алексеева «Капитан бомбардирской роты»,« Радуйся малому,тогда и большое придёт»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к уроку "ЛичностьПетра 1 в произведениях С.П.Алексеева "Капитан бомбардирской роты", "Радуйся малому, тогда и большое придет" 

Просмотр содержимого документа
«Личность Петра 1 в произведениях С.П.Алексеева «Капитан бомбардирской роты»,« Радуйся малому,тогда и большое придёт»»

Учитель: Антонова Татьяна Николаевна

Урок чтения в 4классе. УМК «Гармония».

Тема урока: Личность Петра 1 в произведениях С.П.Алексеева «Капитан бомбардирской роты»,« Радуйся малому,тогда и большое придёт»


Цель урока: формирование представления о личности Петра 1 на основании произведений С.П.Алексеева «Капитан бомбардирской роты»,« Радуйся малому, тогда и большое придёт»


Задачи:

Образовательные:

  • Формирование умения работать с текстом: осознанно читать, находить важные сведения, сравнивать, анализировать, обобщать;

  • формирование умения работать самостоятельно, в парах, группах.

  • Развивающие:

  • развитие творческих способностей, связной правильной речи;

  • формирование умения давать характеристику героя с позиции автора и свою;

  • обогащение словаря.



Воспитательные:

воспитание гражданственности: любовь к Родине, чувство патриотизма, гордости за свой народ, любящий и защищающий Отечество


Личностные результаты :воспитывать интерес к учебному процессу и культуре общения; интерес к исторической литературе, воспитывать чувство гордости за свою Родину,. 

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУДформулировать тему урока, выводы, ставить цель, задачи; оценивать результаты своей деятельности; уметь выражать свое мнение и аргументировать его.

Познавательные УУД:  ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУДоформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; выразительно читать, работать в группе, в парах.

Предметные результаты: познакомиться с произведениями С.П.Алексеева,, работать над осмыслением прочитанного, навыками выразительного чтения, учить видеть художественные приёмы.

Тип урока: чтение и анализ художественного произведения.

Форма урока: урок обобщение

Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, в группах, в парах.

Оборудование: Костюмы для сценки петровских времён: пышные бальные платья для четырёх царских девушек( украшения, причёски, вееры), наряд юноши(кафтан, сорочка с жабо, парик, штанишки, туфли), платье и фартук для служанки, кофейный набор на подносе на 5 персон( актёры кофе пьют во время беседы)

Музыка для сопровождения ( Грибоедов. Вальс),фоновая картинка « На балу» 17 век.

Выставка книг с произведениями С П Алеексеева.

Портрет Петра 1.

Раздаточный материал:1) карточки с заданиями для групповой работы( для трёх групп)

2) Набор цветных квадратов: красный, жёлтый, зелёный (20 штук)



Мультимедийная презентация


Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организационный этап



- Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбку нашим гостям, друг другу и мне. И с хорошим настроением мы начинаем необычный урок, который в очередной раз поможет нам объединить историю и чтение. Пусть сегодняшний урок, позволит нам открыть много нового и интересного. -Сегодня, ребята, на урок литературного чтения к нам пришли гости.

Подберите к каждой букве слова «урок» слова, рассказывающие, какими мы будем на нашем занятии.

Я желаю, чтоб урок

Вам пошёл, ребята, впрок.

Чтоб вы новое узнали,

Всем об этом рассказали,

Впечатленья получили,

Знания крепко закрепили.


Проведём наш урок в форме


Поприветствуют друг друга, гостей



Умными, успешными, усидчивыми, усердными

Радостными, работящими, рассудительными, решительными

Общительными, организованными, образованными, обаятельными

Культурными, красноречивыми, креативными, коммуникативными

Личностные результаты:

воспитывать интерес к учебному процессу и культуре общения; Регулятивные УУД: уметь выражать свое мнение.

Коммуникативные УУДоформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

II.Подготовка учащихся к работе на основном этапе








Актуализация знаний
















Проверка домашнего задания:

1.Инсценировка

2.Беседа :-Кто эти люди? Их происхождение?Где происходят события?Чьё имя звучит в разговоре ?

Создание проблемной ситуации: послушайте стихотворение и скажите, о личности какого человека пойдёт речь сегодня на уроке?

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник

Определение темы и задач урока.

«Пётр 1» - одно из главных слов на уроке (вывешиваю на доску слово «царь»). И портрет.

Кто догадался, какая у нас тема урока?

(открываю на доске тему)

Используя опорные слова, поставим задачи:

Мы познакомимся с….


Мы вспомним….


Мы узнаем…


Мы сможем поразмышлять


Молодцы, ребята ,поставили цель и задачи

Тема нашего урока: : Личность Петра 1 в произведениях С.П.Алексеева «Капитан бомбардирской роты»,« Радуйся малому,тогда и большое придёт»



Как автор пытается сделать исторические сведения доступными и интересными детям?






Учащиеся показывают театрализованное мини- представление « На балу»


На балу; Ассамблея- это место, где собирается высшее общество; Это дети царей, знатные люди. Обсуждают царские указы – Петра 1.




Ответы детей:Царь Петр 1.


Царь



Мы изучаем произведения С П Алексеева, в которых рассказывается о царе, Петре 1.

Значит, тема: Личность Петра 1 в произведениях С.П.Алексеева «Капитан бомбардирской роты»,

« Радуйся малому,тогда и большое придёт»



Мы познакомимся с новыми произведеиями


Мы вспомним как описывает Петра в др. рассказах


Мы узнаем что это за личность, какую роль сыграл Пётр 1 в истории государства российского.

Мы сможем поразмышлять о прошлом, об истории.

Тема нашего урока: : Личность Петра 1 в произведениях С.П.Алексеева «Капитан бомбардирской роты»,« Радуйся малому,тогда и большое придёт»




Чтобы ответить на этот вопрос, нужно найти и проанализировать необходимую информацию, отделить существенную от несущественной.




Личностные результаты:

воспитывать интерес к учебному процессу и культуре общения; Регулятивные УУД: уметь выражать свое мнение.








Коммуникативные УУДоформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.



















ПРОБЛЕМНЫЙ

ВОПРОС


Личностные результаты:

воспитывать интерес к учебному процессу и культуре общения; Регулятивные УУД: уметь выражать свое мнение.



Коммуникативные УУДоформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.



Речевая разминка( посадка,дыхание,артикуляция)

Проведём речевую разминку



Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.


Регулятивные

УУД: волевые усилия,

самоорганизация.

III. Этап усвоения новых знаний и способов действий







Обоснование выбора ф/м





IV Физминутка





V Работа над новым материалом







Работа по учебнику (Проверка д.з)

-Откроем учебник стр.99. Найдите произведения, которые вошли в 4раздел.Что объединяет произведения? по жанру?

  1. Работа над текстом «Капитан бомбардирской роты» с перечитыванием.

а) беседа

Какие события описаны в тексте?

Что помогло автору передать движение войск?

Кто скрывался за командиром бомбардирской роты?


-Сейчас я вам назову ещѐ один рассказ С. Алексеева. Он называется «Сено, солома». А речь в нѐм идѐт о том, как Пѐтр I, чтобы научить солдат различать, где право, а где лево, приказал примотать им на левую ногу сено, а на правую – солому. На занятиях строевой подготовкой слышались команды: «Сено – солома, сено – солома!» Хотите узнать, чем всѐ закончилось? Прочитайте этот рассказ С. Алексеева.

- А сейчас встаньте, пожалуйста, и выйдите из-за парт. Наша физминутка сегодня тоже будет называться «Сено, солома». Я вам буду предлагать выполнить какое-то упражнение, но говорить буду только слова «сено, солома». Попробуем?


-Вам сейчас предлагаю сейчас познакомиться с ещё одним произведением С.П.Алексеева

-Первое впечатление

-Работа по вопросам

1)Какое дело хотел организовать царь Пётр 1?

2)Что для этого необходимо было сделать?

3) Какая была первая газета на Руси?

4)Почему так Алексеев назвал свой рассказ?






В разделе 4 рассказы « Оглянись вокруг»

О природе, о животных, о человеческой чуткости. О дружбе, .... о людях разных времён, о людях простых и не очень. О событиях маленьких, ежедневных, и о событиях государственной важности.




-Военный поход.

-Вперёд! Назад!

-царь Пётр 1






Выполняют:

Итак, лево – это «сено», право – «солома».

1. Поднимите вверх руку – сено, а теперь руку – солома.

2. Дотроньтесь до глаза – солома, до глаза – сено.

3. Сделайте наклон туловища в сторону – сено, а теперь – солома.

4. Дотроньтесь до уха – сено, теперь – солома.

5. Сделайте шаг вперѐд с ноги – солома, а теперь шаг назад с ноги – сено.

6. Сделайте наклон головы в сторону – сено, в сторону – солома. -



Читает учитель 1 абзац, затем выборочно- ученики -хорошо читающие.

Читают по абзацу( по цепочке)




-Захотел государь ,царь-батюшка, великое дело в России организовать -выпуск газеты. Нужно было отразить в ней все дела государства. Правду царь писать призывал. Газета получилась маленькая, на бумаге низкого качества. Но и это уже была победа, которой гордился Пётр, гордилась молодая Россия.

«Радуйся малому, тогда и большое придёт»-это не только о выпуске первой газеты, это как напоминание, утверждение о том, что большие свершения начинаются с малых дел.

Регулятивные УУД: уметь выражать свое мнение и аргументировать его.

Познавательные УУД:  ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы .

Коммуникативные УУДоформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других, выразительно читать рассказы.



Регулятивные УУД: выражают свое мнение и аргументируют его.

Познавательные УУД:  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Предметные результаты: работать над осмыслением прочитанного, навыком выразительного чтения; учить видеть художественные приёмы.

Зарядка для глаз


Упражнение « Круги офтальмолога»


Движение глазами в разных направлениях.



Регулятивные

УУД: волевые усилия,

самоорганизация.

VI.Этап проверки понимания изученного

Работать мы будем в группах.

У нас 3 группы

Повторим правила работы в группах

На столах лежат задания. На подготовку заданий отводится 5 минут..







Выполнение заданий.

Учитель подходит к обучающимся, контролирует работу в группах.

Проверка выполнения работы в группах



Читают правила работы в группах


Задание1 ( для 1 ряда): На основе двух тексов найти и записать, как автор описывает внешность Петра 1.


Задание2 ( для 2 ряда): На основе двух тексов найти и записать, как автор описывает характер Петра 1.


Задание3 ( для 3 ряда): На основе двух тексов найти и записать, как автор описывает деятельность Петра 1.

 

Ответы групп.



Личностные результаты:

воспитание интереса к учебному процессу и культуре общения; воспитание любви к родине,к истории отечества. 

Регулятивные УУДделать выводы уметь выражать свое мнение и аргументировать его.

Коммуникативные УУДоформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе

VIIЭтап применения знаний и способов действия




Теперь, используя ваши знания, те понятия, которыми вы характеризовали главного героя изученных произведений, составьте СИНКВЕЙН


Повторяют(по слайду) как писать синквейн

Царь Царь

Умный строгий Молодой грамотный

Управляет строит создаёт Издаёт пишет работает

Пётр 1 Батюшка

Личностные результаты:

воспитание интереса к учебному процессу и культуре общения; воспитание любви к родине. 



МОНТАЖ (9 человек)

Ученики читают сведения из биографии Петра 1 и о тех преобразованиях, которые стали судьбоносными в истории молодой России.( кратко)


VIII.Этап обобщения и систематизации знаний








IXЭтап подведения итогов занятия











XЭтап рефлексии

















выставление отметок



Обращаемся к проблемному вопросу. Так какой же проблемный вопрос у нас был поставлен в начале урока? Как автор пытается сделать исторические сведения доступными и интересными детям?


Каким был Пётр 1? Каким его изображает С.П.Алексеев в своих произведениях? Каким его представляете вы?



Игра « Вопрос- ответ»

1) Фамилия Петра I –( Романов )

2)Титул Петра – (Император Всероссийский)

3)Новая столица –( Санкт- Петербург)

4)Кто является автором книги «Капитан бомбардирской роты» - (С. П. Алексеев)

5)Прозвище, которое получил Петр I в истории России – (Петр Великий)

6)За выдающиеся заслуги в развитии России, Петру присвоили титул. - Какой титул? (Императора Всероссийского)

7)Скажите, а как стала называться Россия при Петре 1? (империя)



Возьмите наборы цветных квадратов.

Если информация, полученная вами на сегодняшнем уроке, была вам понятна, интересна и вы поднимете квадрат ЗЕЛЁНОГО цвета.

Если информация, полученная вами на сегодняшнем уроке, была вам не совсем понятна, вы затруднялись в выполнении некоторых заданий, то поднимете квадрат ЖЁЛТОГО цвета.

И если для вас информация на уроке была сложна для понимания, вы испытывали большие трудности в выполнении тех или иных заданий, поднимИте квадратик КРАСНОГО цвета.


СПАСИБО, что были честны в своих решениях.

Оценки за работу на уроке:


Домашнее задание :

1)чтение рассказа по ролям с.103-106.

2)Читать другие произведения С.П.Алексеева



Спасибо за внимание и сотрудничество!


Автору удаётся это потому, что пишет рассказы о простых житейских ситуациях, доступным языком даже маленькому читателю. Придумывает немудрёные названия им.( Гл герои, стиль изложения)....

На основании анализа двух произведений Алексеева можно сделать вывод, что царь Пётр Алексеевич был действительно великим! И как личность, и как государственный деятель.

Игра « Вопрос- ответ»

1) Фамилия Петра I –( Романов )

2)Титул Петра – (Император Всероссийский)

3)Новая столица –( Санкт- Петербург)

4)Кто является автором книги «Капитан бомбардирской роты» - (С. П. Алексеев)

5)Прозвище, которое получил Петр I в истории России – (Петр Великий)

6)За выдающиеся заслуги в развитии России, Петру присвоили титул. - Какой титул? (Императора Всероссийского)

7)Скажите, а как стала называться Россия при Петре 1? (империя)


Ученики поднимают квадраты ,сделав каждый свой выбор.











УЧИТЕЛЬ:

Посмотрите, сколько преобразований, сколько реформ провел Петр Первый, но это далеко не полный список его реформ, с которыми мы с вами познакомились. На дальнейших уроках мы будем продолжать знакомиться с деятельностью Петра, о том, какие изменения происходили при нём в стране. Но в результате этих реформ Петра I мало кому известная Московия превратилась в Российскую империю, влиятельную европейскую державу.



Регулятивные УУДделать выводы, уметь выражать свое мнение и аргументировать его.

Коммуникативные УУДоформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Умение сотрудничать с учителем, с оппонентом, с коллективом; понимать и принимать позицию другого участника диалога.



Личностные результаты:

воспитание интереса к учебному процессу и культуре общения; воспитание любви к родине, к истории отечества. Формирование чувства сопричастности к великим событиям и чувства гордости за свою великую страну. 








Регулятивные УУДделать выводы, систематизировать и структурировать информацию; умение кратко её фиксировать.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!