СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личность современного учителя ДШИ

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

С течением времени изменяются государство и общество, а значит, меняются и требования, предъявляемые к учителю. Остается открытым вопрос, какие качества учителя должны быть константными, т.е. не зависящими от времени, а какие качества должны быть подвижными, т.е. необходимыми учителю в связи с требованием нового времени.

Просмотр содержимого документа
«Личность современного учителя ДШИ»









Методическое

сообщение

НА ТЕМУ:

«Личность современного учителя ДШИ»








Выполнила:

Новоселова Ю.С. методист

МБОУДО «Красноуфимская РДШИ»





С течением времени изменяются государство и общество, а значит, меняются и требования, предъявляемые к учителю. Остается открытым вопрос, какие качества учителя должны быть константными, т.е. не зависящими от времени, а какие качества должны быть подвижными, т.е. необходимыми учителю в связи с требованием нового времени.

Итак. Какой учитель необходим современному ученику? У какого учителя он будет учиться с удовольствием?

Чтобы ответить на этот вопрос учителями школ Московской области была проведена творческая работа, в которой ученики сами описывали своего самого любимого учителя.

Анализируя полученные результаты, были сделаны следующие выводы.

Самые высокие требования современные ученики предъявляют к таким профессиональным качествам учителя, как универсальная образованность, эрудиция, информированность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания. А также ученикам важна и внешняя, эстетическая сторона восприятия учителя.

Можно назвать еще ряд качеств, которыми, по их мнению, должен обладать учитель. Он понимает ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать, заинтересовывает своим предметом, хорошо его знает и преподает. Он любит детей, доброжелательный, гуманный, общительный, хороший друг, открытый, искренний. На уроке это человек изобретательный, творческий, находчивый, сообразительный. Применяет психологические знания и приемы для решения трудных ситуаций. Он умеет владеть собой, сдерживать эмоции, тактичен, эрудирован, обладает чувством юмора, легкой иронией.

Учитель, как и много лет назад, должен быть широко образованным, добрым, чутким, интеллигентным, обаятельным и хорошим психологом. Причем в век информации, когда есть телевизор, сотовые телефоны, компьютеры, Интернет и уже подавляющему большинству учеников не стоит труда этой информацией обладать, к уровню образованности учителя предъявляются еще более высокие требования. То есть в идеальном сознании образ учителя – это образ какого-то универсального человека. Уже сейчас главной задачей учителя становится не передать знания, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования.

XXI век стал важной вехой в истории развития образовательной системы РФ. Принятый федеральный закон «Об образовании» ставит перед педагогами новую цель, – это создание условий для развития творческой, разносторонней и гармонично развитой личности учащегося.

В новых условиях организационная сторона процесса обучения также претерпевает изменения. На первое место в методике преподавания выходит явление, получившее название «образовательное партнерство ученика и учителя». Образовательное партнерство трактуется как вовлечение равноправных участников, ученика и учителя, в совместный педагогический процесс для достижения общих целей.

Музыкальные школы накопили богатый практический опыт по воспитанию и обучению детей. Главную роль в этом процессе призваны сыграть педагоги всех звеньев музыкального образования. Учителя музыкальных школ должны направить все свои усилия на главный результат:

  • обогащение духовного мира подрастающего поколения;

  • развитие и формирование в нем нравственно-эстетических взглядов, чувств;

  • формирование потребности и интереса к познанию достижений Мировой культуры и искусства.

А также учителя должны доказывать результатами своего труда, что музыкальное образование необходимо обществу.

Всякая педагогика определяется ответами на четыре вопроса. Кого учить? Для чего учить? Чему учить? И как учить?

Какими личностными качествами должен обладать современный учитель музыки? К чему он должен стремиться?

С точки зрения науки и педагогики, главные качества, составляющие личность современного учителя, это:

  • профессиональная компетентность;

  • коммуникативная культура;

  • ответственность;

  • информационная грамотность;

  • готовность к обучению.

Профессиональная компетентность

В профессиональную компетентность входит:

  • знание возрастной психологии;

  • знание задач музыкального воспитания;

  • учет уровня общего и музыкального развития ребенка;

  • учет индивидуальных и возрастных особенностей;

  • знание этапа обучения;

  • этап работы над музыкальным произведением;

  • использование видов музыкальной деятельности;

  • знание типа, вида, структуры урока или музыкального занятия;

  • подбор репертуара;

  • проявление интереса детей к музыкальной деятельности;

  • знание различных методик музыкального воспитания.

Для создания эмоциональной, творческой атмосферы, которая необходима для занятий музыкой, учителю необходимо знать следующие методы, стимулирующие музыкальную деятельность:

  • метод эмоционального воздействия (умение учителя выражать свое отношение к музыке);

  • метод создания эффекта удивления (мастерство ситуаций) и создание ситуаций успеха (стимулирование интересов);

  • метод сравнения (в плане общности и различий по эмоциональным признакам и настроениям).

К методам стимулирования музыкальной деятельности педагога должны также относить создание проблемно-исковых ситуаций, когда перед учащимися ставятся различные творческие задания, создаются ситуации, вызывающие у них интерес.

В своей работе преподаватели школ искусств должны использовать методы, направленные на развитие у учащихся самовыражения в музыкальном искусстве. Это совместное (учителя и ученика) «проживание» музыкального образа, поиск собственных трактовок и интерпретаций в исполнении музыки, выразительный показ музыкальных произведений, сравнение, контрастное сопоставление «идеального» звучания и неправильного исполнения музыки.

Еще Лев Николаевич Толстой писал о методах обучения: - «Всякий учитель должен узнавать наибольшее число метод, применяя их, как вспомогательное средство. И всякое затруднение понимания ученика принимать не как за недостаток ученика, а как за недостаток своего учения».

К профессиональной компетенции можно также отнести учителя–музыканта, поддерживающего свою исполнительскую форму.

Учитель музыки должен быть прекрасно образованным специалистом, любящим музыку и детей.

Коммуникативная культура

Коммуникативная культура педагога – это:

  • умение реализовать способности каждого обучающегося, создать комфортный микроклимат в учебно-воспитательном процессе;

  • признание положительных качеств, сильных сторон, значимости обучающегося;

  • способность к пониманию и учету эмоционального состояния ученика;

  • способность контролировать свои эмоциональные состояния;

  • умение давать положительную обратную связь;

  • умение мотивировать учащихся на деятельность и достижения результата;

  • готовность к сотрудничеству с коллегами, с родителями, общественностью;

  • речевая культура.

Информационная культура – это:

  • умение осмысливать культурные объекты;

  • поиск новых знаний;

  • самостоятельная работа с информацией;

  • умение выделять ключевую информацию;

  • активное использование знаний на практике;

  • навыки самостоятельного обучения;

  • компьютерная грамотность;

  • владение специализированными программами обеспечения.



Ответственность:

Под ответственностью понимается:

  • социальная ответственность;

  • юридические нормы;

  • этические нормы;

  • готовность принять иную позицию;

  • субъективная ответственность;

  • ответственность за качество проведения уроков;

  • качество созданного продукта, в том числе и интеллектуального;

  • безопасное использование Интернета;

  • задумываться о целях и важности знаний.

Готовность к обучению

Каким бы компетентным специалистом не был преподаватель, он должен:

  • постоянно совершенствовать свои личностные и профессиональные качества;

  • быть заинтересованным;

  • быть активным;

  • понимать важность приобретаемых знаний.











Отзвук детских впечатлений, связанный с миром звуков, неотъемлем от образа педагога. От того, кто будет учителем, зависит музыкальная судьба ребенка. Поэтому труд учителя-музыканта отличается особой ответственностью и особой значимостью.

Как важно заинтересовать тех детей, которые пришли в музыкальную школу, полюбить их, найти индивидуальный подход, видеть перспективу обучения и выстроить верную обучающую программу, чтобы в конце обучения - можно было увидеть выпускника, который приобрел ценные знания, овладел навыками музицирования, научился мыслить самостоятельно, раскрыл и осознал себя, приобщившись к миру прекрасного. Это и есть цель, которой руководствуется учитель. Это и есть смысл его творческого труда.

























Список использованной литературы

  1. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в
    общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студентов
    музыкальных факультетов педвузов. - М., 2002.

  2. Лобова А.Ф. Теория и методика музыкального воспитания в
    начальной школе: Учебное пособие. - Екатеринбург, 2002.

  3. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального
    воспитания младших школьников. - М., 2007.