СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЛИЧНОСТЬ.?Структура и сущностные характеристики.?

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЛИЧНОСТЬ. Структура и сущностные характеристики.

Просмотр содержимого документа
«ЛИЧНОСТЬ.?Структура и сущностные характеристики.?»

 ЛИЧНОСТЬ.  Структура и сущностные характеристики.   Байчорова М.Б. Педагог-психолог

ЛИЧНОСТЬ. Структура и сущностные характеристики.

Байчорова М.Б.

Педагог-психолог

Что такое личность:    Личность — человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности. «Атлас по психологии»     Личность — деятель общественного развития, сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль.  А.Г.Ковалев       Личность — это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное, социальное существо.  В.А.Крутецкий Личность — это динамическая организация психофизических систем внутри индивидуума, определяющее его уникальное поведение и мышление.  Г.Олпорт

Что такое личность:

Личность — человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности.

«Атлас по психологии»

Личность — деятель общественного развития, сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль.

А.Г.Ковалев

Личность — это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное, социальное существо.

В.А.Крутецкий

Личность — это динамическая организация психофизических систем внутри индивидуума, определяющее его уникальное поведение и мышление.

Г.Олпорт

ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕК   ИНДИВИД   ЛИЧНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ «Индивидом рождаются. Личностью становятся.  Индивидуальность отстаивают» .  А.Г.Асмолов

ЧЕЛОВЕК

ЧЕЛОВЕК

ИНДИВИД

ЛИЧНОСТЬ

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

«Индивидом рождаются. Личностью становятся.

Индивидуальность отстаивают» . А.Г.Асмолов

Человек — это прежде всего биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens. Человек как биологический вид характеризуется особой телесной организацией, существенными признаками которой являются:  прямохождение наличие рук, приспособленных к труду высокоразвитый мозг

Человек — это прежде всего биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens. Человек как биологический вид характеризуется особой телесной организацией, существенными признаками которой являются:

прямохождение

наличие рук,

приспособленных к труду

высокоразвитый мозг

ЧЕЛОВЕК  как биологическое существо: наделен сознанием обладает речью способен трудиться познает окружающий мир активно изменяет, преобразовывает мир

ЧЕЛОВЕК

как биологическое существо:

наделен сознанием

обладает речью

способен трудиться

познает окружающий мир

активно изменяет, преобразовывает мир

ЧЕЛОВЕК как общественное существо: общественная жизнь и труд сознание как общественный продукт самосознание соотнесение своих желаний с внешними обстоятельствами

ЧЕЛОВЕК

как общественное существо:

общественная жизнь

и труд

сознание как общественный продукт

самосознание

соотнесение своих желаний с внешними обстоятельствами

Личностью не рождаются, личностью становятся

Личностью

не рождаются,

личностью

становятся

Психологические характеристики личности: Устойчивость свойств личности: при всей пластичности, изменчивости психических проявлений личности отчетливо выступает относительное постоянство ее склада.  Единство личности: тесная связь и взаимозависимость психических процессов и психических свойств личности.  Активность личности: выражается в многообразной и многосторонней деятельности, направленной на познание, изменение, преобразование окружающего мира, на изменение собственной природы, своего психического склада (самовоспитание).

Психологические характеристики личности:

Устойчивость свойств личности:

при всей пластичности, изменчивости психических проявлений личности отчетливо выступает относительное постоянство ее склада.

Единство личности:

тесная связь и взаимозависимость психических процессов и психических свойств личности.

Активность личности:

выражается в многообразной и многосторонней деятельности, направленной на познание, изменение, преобразование окружающего мира, на изменение собственной природы, своего психического склада (самовоспитание).

 Личность - очень сложное целое    С  Т  О  Р  О  Н  Ы 1. Направленность личности — система ее отношений к окружающему миру: мотивы(причины) поведения личности , потребности, чувства, интересы. 2. Возможности личности — психологические предпосылки успешности ее деятельности (способности). 3. Стиль, психологические особенности поведения личности - темперамент и характер.

Личность - очень сложное целое

С

Т

О

Р

О

Н

Ы

1. Направленность личности — система ее отношений к окружающему миру: мотивы(причины) поведения личности , потребности, чувства, интересы.

2. Возможности личности — психологические предпосылки успешности ее деятельности (способности).

3. Стиль, психологические особенности поведения личности - темперамент и характер.

Процесс становления личности осуществляется в многообразных социальных отношениях, в которые он включается своей духовностью:  - отношения, складывающиеся в процессе производства и потребления материальных благ; - политические отношения; - идеологические отношения

Процесс становления личности осуществляется в многообразных социальных отношениях,

в которые он включается своей духовностью:

- отношения, складывающиеся в процессе

производства и потребления материальных благ;

- политические отношения;

- идеологические отношения

психология  педагогика  этика  Личность как продукт общественного развития, изучается философия медицина социология

психология

педагогика

этика

Личность

как продукт общественного развития, изучается

философия

медицина

социология

ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ № теория 1. основатель Классический психоанализ 2. 3. особенности Зигмунд Фрейд Аналитическая теория 4. Гуманистическая Карл Густав Юнг Модель личности строится на поляризации двух начал - бессознательных величин и норм, правил, законов общества. Структура личности как индивидуальное своеобразие, соотношение отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного Карл Рэнсом Роджерс, Абрахам Маслоу Когнитивная 5. Анализ двух состояний -«я» реальный и «я» идеальный. Изучение человеческого в человеке. Джордж Келли Деятельностная 6. Главная функция человеческой психики — исследование реальности в целях прогнозирования будущего и контроля за поведением. С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская Развитие личности Личность как субъект жизненного пути и субъект деятельности. Р.С.Немов, В.А. Мудрик, А.Г.Асмолов Факторы, влияющие на развитие личности. Процесс социализации в становлении личности.

ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

теория

1.

основатель

Классический психоанализ

2.

3.

особенности

Зигмунд Фрейд

Аналитическая теория

4.

Гуманистическая

Карл Густав Юнг

Модель личности строится на поляризации двух начал - бессознательных величин и норм, правил, законов общества.

Структура личности как индивидуальное своеобразие, соотношение отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного

Карл Рэнсом Роджерс,

Абрахам Маслоу

Когнитивная

5.

Анализ двух состояний -«я» реальный и «я» идеальный.

Изучение человеческого в человеке.

Джордж Келли

Деятельностная

6.

Главная функция человеческой психики — исследование реальности в целях прогнозирования будущего и контроля за поведением.

С.Л.Рубинштейн,

К.А.Абульханова-Славская

Развитие личности

Личность как субъект жизненного пути и субъект деятельности.

Р.С.Немов,

В.А. Мудрик, А.Г.Асмолов

Факторы, влияющие на развитие личности.

Процесс социализации в становлении личности.

К.Г. Юнг рассматривает личность как чрезвычайно сложную структуру, в которую входит огромное число возможных архетипов и комплексов, отношения между которыми сложны и запутаны. В качестве движущей силы развития личности К.Г. Юнг называет психическую (жизненную) энергию организма как биологической системы, которая, как и вся витальная энергия, возникает из метаболических телесных процессов. Психическая энергия рассматривается им как гипотетический конструкт, который нельзя измерить или увидеть. Она проявляется в форме актуальных (желание, воля, чувство, стремление) или потенциальных (склонность, тенденция, установка, предрасположенность) сил .

З.Фрейд создал первую развернутую теорию личности, основанную на двух предпосылках. Генетическая предпосылка раскрывает роль переживаний раннего детства в формировании взрослой личности. Именно в этом возрасте закладывается основной фундамент личности. Вторая предпосылка состоит в допущении, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо). Решающую роль в формировании личности он придавал первым пяти годам. В последующие периоды развития динамика более или менее стабилизируется. В подростковом возрасте динамика вновь усиливается, а затем – по мере перехода к взрослости - спадает.

Согласно А.Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации, причем это стремление к максимальному раскрытию своих способностей и задатков выступает наивысшей человеческой потребностью. Правда, для того чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей.

Высшая природа человека опирается на его низшую природу, нуждаясь в ней как в основании, и рушится без этого основания. Таким образом, большая часть человечества не может проявить свою высшую природу без удовлетворения базовой низшей природы.

Фундаментальным компонентом структуры личности считал Я-концепцию, формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей (прежде всего социальной) средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его поведения.

«Индивидуум имеет в себе способность понять факторы своей жизни, которые приносят ему несчастья и боль, и реорганизовать себя таким образом, чтобы преодолеть эти факторы» .

Позиция ученого:

Когда я удерживаюсь от того, чтобы приставать к людям,

они заботятся сами о себе.

Когда я удерживаюсь от того, чтобы приказывать людям,

они сами ведут себя правильно.

Если я удерживаюсь от проповедования людям,

они сами улучшают себя.

Если я ничего не навязываю людям, они становятся собой. Лао Дзы

ПИРАМИДА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ А. МАСЛОУ

ПИРАМИДА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ А. МАСЛОУ

Когнитивная психология строится на положении о решающей роли знания, когнитивных структур и схем в протекании психических процессов и поведении человека . В концепции Келли подчеркивается характер восприятия человеком действующих на него стимулов, пути истолкования и преобразования этих стимулов в отношении к уже существующим структурам и особенностям поведения индивида, связанным с такими интерпретациями и трансформациями. Дж. Келли попытался исследовать как формальные, так и содержательные характеристики познания. Ядро личности представлено системой конструктов. Понятие личностного конструкта (как средство логической организации опыта) вводится самим Келли.

Когнитивная психология строится на положении о решающей роли знания, когнитивных структур и схем в протекании психических процессов и поведении человека .

В концепции Келли подчеркивается характер восприятия человеком действующих на него стимулов, пути истолкования и преобразования этих стимулов в отношении к уже существующим структурам и особенностям поведения индивида, связанным с такими интерпретациями и трансформациями.

Дж. Келли попытался исследовать как формальные, так и содержательные характеристики познания.

Ядро личности представлено системой конструктов.

Понятие личностного конструкта (как средство логической организации опыта) вводится самим Келли.

СТРУКТУРА  личности (по С.Л.Рубинштейну): Проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, и мировоззрении.  НАПРАВЛЕННОСТЬ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ Приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности.    ИНДИВИДУАЛЬНО- ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ  Проявляются в темпераменте, характере, способностях

СТРУКТУРА личности (по С.Л.Рубинштейну):

Проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, и мировоззрении.

НАПРАВЛЕННОСТЬ

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ,

НАВЫКИ

Приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности.

ИНДИВИДУАЛЬНО-

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ

Проявляются в темпераменте, характере, способностях