ЛИЧНОСТЬ. Структура и сущностные характеристики.
Байчорова М.Б.
Педагог-психолог
Что такое личность:
Личность — человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности.
«Атлас по психологии»
Личность — деятель общественного развития, сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль.
А.Г.Ковалев
Личность — это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное, социальное существо.
В.А.Крутецкий
Личность — это динамическая организация психофизических систем внутри индивидуума, определяющее его уникальное поведение и мышление.
Г.Олпорт
ЧЕЛОВЕК
ЧЕЛОВЕК
ИНДИВИД
ЛИЧНОСТЬ
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
«Индивидом рождаются. Личностью становятся.
Индивидуальность отстаивают» . А.Г.Асмолов
Человек — это прежде всего биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens. Человек как биологический вид характеризуется особой телесной организацией, существенными признаками которой являются:
прямохождение
наличие рук,
приспособленных к труду
высокоразвитый мозг
ЧЕЛОВЕК
как биологическое существо:
наделен сознанием
обладает речью
способен трудиться
познает окружающий мир
активно изменяет, преобразовывает мир
ЧЕЛОВЕК
как общественное существо:
общественная жизнь
и труд
сознание как общественный продукт
самосознание
соотнесение своих желаний с внешними обстоятельствами
Личностью
не рождаются,
личностью
становятся
Психологические характеристики личности:
Устойчивость свойств личности:
при всей пластичности, изменчивости психических проявлений личности отчетливо выступает относительное постоянство ее склада.
Единство личности:
тесная связь и взаимозависимость психических процессов и психических свойств личности.
Активность личности:
выражается в многообразной и многосторонней деятельности, направленной на познание, изменение, преобразование окружающего мира, на изменение собственной природы, своего психического склада (самовоспитание).
Личность - очень сложное целое
С
Т
О
Р
О
Н
Ы
1. Направленность личности — система ее отношений к окружающему миру: мотивы(причины) поведения личности , потребности, чувства, интересы.
2. Возможности личности — психологические предпосылки успешности ее деятельности (способности).
3. Стиль, психологические особенности поведения личности - темперамент и характер.
Процесс становления личности осуществляется в многообразных социальных отношениях,
в которые он включается своей духовностью:
- отношения, складывающиеся в процессе
производства и потребления материальных благ;
- политические отношения;
- идеологические отношения
психология
педагогика
этика
Личность
как продукт общественного развития, изучается
философия
медицина
социология
ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
№
теория
1.
основатель
Классический психоанализ
2.
3.
особенности
Зигмунд Фрейд
Аналитическая теория
4.
Гуманистическая
Карл Густав Юнг
Модель личности строится на поляризации двух начал - бессознательных величин и норм, правил, законов общества.
Структура личности как индивидуальное своеобразие, соотношение отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного
Карл Рэнсом Роджерс,
Абрахам Маслоу
Когнитивная
5.
Анализ двух состояний -«я» реальный и «я» идеальный.
Изучение человеческого в человеке.
Джордж Келли
Деятельностная
6.
Главная функция человеческой психики — исследование реальности в целях прогнозирования будущего и контроля за поведением.
С.Л.Рубинштейн,
К.А.Абульханова-Славская
Развитие личности
Личность как субъект жизненного пути и субъект деятельности.
Р.С.Немов,
В.А. Мудрик, А.Г.Асмолов
Факторы, влияющие на развитие личности.
Процесс социализации в становлении личности.
К.Г. Юнг рассматривает личность как чрезвычайно сложную структуру, в которую входит огромное число возможных архетипов и комплексов, отношения между которыми сложны и запутаны. В качестве движущей силы развития личности К.Г. Юнг называет психическую (жизненную) энергию организма как биологической системы, которая, как и вся витальная энергия, возникает из метаболических телесных процессов. Психическая энергия рассматривается им как гипотетический конструкт, который нельзя измерить или увидеть. Она проявляется в форме актуальных (желание, воля, чувство, стремление) или потенциальных (склонность, тенденция, установка, предрасположенность) сил .
З.Фрейд создал первую развернутую теорию личности, основанную на двух предпосылках. Генетическая предпосылка раскрывает роль переживаний раннего детства в формировании взрослой личности. Именно в этом возрасте закладывается основной фундамент личности. Вторая предпосылка состоит в допущении, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо). Решающую роль в формировании личности он придавал первым пяти годам. В последующие периоды развития динамика более или менее стабилизируется. В подростковом возрасте динамика вновь усиливается, а затем – по мере перехода к взрослости - спадает.
Согласно А.Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации, причем это стремление к максимальному раскрытию своих способностей и задатков выступает наивысшей человеческой потребностью. Правда, для того чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей.
Высшая природа человека опирается на его низшую природу, нуждаясь в ней как в основании, и рушится без этого основания. Таким образом, большая часть человечества не может проявить свою высшую природу без удовлетворения базовой низшей природы.
Фундаментальным компонентом структуры личности считал Я-концепцию, формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей (прежде всего социальной) средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его поведения.
«Индивидуум имеет в себе способность понять факторы своей жизни, которые приносят ему несчастья и боль, и реорганизовать себя таким образом, чтобы преодолеть эти факторы» .
Позиция ученого:
Когда я удерживаюсь от того, чтобы приставать к людям,
они заботятся сами о себе.
Когда я удерживаюсь от того, чтобы приказывать людям,
они сами ведут себя правильно.
Если я удерживаюсь от проповедования людям,
они сами улучшают себя.
Если я ничего не навязываю людям, они становятся собой. Лао Дзы
ПИРАМИДА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ А. МАСЛОУ
Когнитивная психология строится на положении о решающей роли знания, когнитивных структур и схем в протекании психических процессов и поведении человека .
В концепции Келли подчеркивается характер восприятия человеком действующих на него стимулов, пути истолкования и преобразования этих стимулов в отношении к уже существующим структурам и особенностям поведения индивида, связанным с такими интерпретациями и трансформациями.
Дж. Келли попытался исследовать как формальные, так и содержательные характеристики познания.
Ядро личности представлено системой конструктов.
Понятие личностного конструкта (как средство логической организации опыта) вводится самим Келли.
СТРУКТУРА личности (по С.Л.Рубинштейну):
Проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, и мировоззрении.
НАПРАВЛЕННОСТЬ
ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ,
НАВЫКИ
Приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности.
ИНДИВИДУАЛЬНО-
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ
Проявляются в темпераменте, характере, способностях