СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностно ориентированное обучение как средство развития познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пробуждать и развивать познавательную активность, творческую самостоятельность – акт жизненной необходимости.

                  Личный опыт убеждает в том, что основная трудность  неожиданным образом заключается не в ученике, а в самом учителе. Стремясь всеми силами сделать своих учеников грамотными, не хочется скатываться на форму, на натаскивание, на бесконечное закрепление, так как при этом теряешь учеников, теряешь  глубинный интерес к языку, теряешь то, без чего невозможно добиться результата – интерес ребенка к учению. Не хочется, чтобы все воплощалось во внешнем: правильно найти орфограмму, написать нужную букву, правильно задать вопрос и т.д.

                     Лингвистические задачи. Теоретические вопросы. И только! В результате можно увидеть постные лица учеников на уроке, нелюбовь к предмету и безграмотность.

Просмотр содержимого документа
«Личностно ориентированное обучение как средство развития познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС»

Личностно ориентированное обучение как средство развития познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС

Пробуждать и развивать познавательную активность, творческую самостоятельность – акт жизненной необходимости.

Личный опыт убеждает в том, что основная трудность неожиданным образом заключается не в ученике, а в самом учителе. Стремясь всеми силами сделать своих учеников грамотными, не хочется скатываться на форму, на натаскивание, на бесконечное закрепление, так как при этом теряешь учеников, теряешь глубинный интерес к языку, теряешь то, без чего невозможно добиться результата – интерес ребенка к учению. Не хочется, чтобы все воплощалось во внешнем: правильно найти орфограмму, написать нужную букву, правильно задать вопрос и т.д.

Лингвистические задачи. Теоретические вопросы. И только! В результате можно увидеть постные лица учеников на уроке, нелюбовь к предмету и безграмотность.

Одна из серьезных проблем сегодняшней школы: резкое падение интереса к учению, снижение грамотности, неумение логично выразить свою мысль. Решить эту проблему нельзя, даже научив писать правильно слово, а в нужном месте ставить запятую. Это лишь форма! А необходимо содержание.

Родной язык и русская литература для ученика должен стать способом познания окружающего мира, человека и самого себя. Язык призван осуществлять общение между людьми, чтобы один понимал другого, чтобы каждый смог быть понятым, т. е. через язык выразить часть своего «Я», мысль, настроение, отношение к чему – либо.

Таким образом, содержанием школьных предметов «Русский язык» и «Литература» должно быть развитие в ребенке способности так владеть словом, чтобы слова всегда имели значительный смысл, чтобы человек умел сказать то, что хотел, донести до другого часть своего «Я», смог самостоятельно и активно познавать мир и себя самого.

Цель моей деятельности – создание таких условий, при которых на каждом уроке формируются и развиваются умения и навыки, превращающие ученика в субъект, заинтересованный в учении и саморазвитии, готовый активно познавать мир, умеющий творчески работать. Любая грань знаний должна стать результатом его собственной деятельности. Учащийся работает весь урок. На уроке постоянный диалог: учитель – ученик.

Чтобы развить познавательную активность и творческую самостоятельность учащихся, обращаюсь к личностно ориентированному обучению.

I. Назначение личностно ориентированного подхода в обучении

Назначение личностно ориентированного подхода состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, творческого начала. При таком подходе в центре всей школьной образовательной системы стоит личность ребенка и создание бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка при таком подходе - субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой–либо отвлеченной цели. Главное – заложить в ней механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции и др.

Мне импонирует то, что личностно ориентированный подход характеризуется антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеет целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

Личностно ориентированный подход в обучении помогает добиваться решения поставленных задач:

1. Научить детей самим открывать этот мир, погружаться в него, сопереживать, негодовать, восхищаться, отрицать… и радоваться этому открытию, то есть формировать у школьников целостное восприятие мира средствами своих предметов.

2. Развивать личностно - смысловое отношение к учебным предметам «Русский язык» и «Литература»; помогать учащимся в осознании социальной, практической, личностной значимости изучаемого материала.

3. Развивать у учащихся саму потребность в творческой деятельности, в само - выражении, самоактулизации через различные виды работы.

4. Пробуждать интерес к указанным предметам, потребность выйти за пределы школьного учебника, подготовить к последующему самообразованию.

Главная задача при личностно ориентированном обучении – содействовать человеку в определении и совершенствовании его отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру, к своей деятельности в обществе. Важно, чтобы ученик сумел преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыть себя как носителя активного преобразующего начала. Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь дает возможность взаимодействия «учитель - ученик».

Мне никогда не нравился командный стиль поведения на уроке, ближе технология сотрудничества, при которой реализуются демократизм, равенство, партнерство в субъект – субъектных отношениях педагога и ученика. При сотрудничестве изменяется позиция ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству; иным становится мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся отношений, потому что педагогика сотрудничества нацелена от педагогики требований к педагогике отношений, на гуманно – личностный подход к ученику и на единство обучения и воспитания (особенно важно это единство для таких предметов, как русский язык и литература).

В «Концепции общего среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов деятельности. В работе я отталкиваюсь не от своего учебного предмета, а от ребенка к учебному предмету, иду от тех способностей, которыми располагает ученик, учу его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать. Поэтому при работе ориентируюсь на

*поиск лучших качеств личности;

*отказ от ориентировки на среднего ученика;

*применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, качества характера, особенности мыслительных процессов).

*учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;

*прогнозирование развития личности.

Поскольку каждый конкретный учащийся обладает своим индивидуальным «отношением» к действительности, своими неповторимыми особенностями, склонностями и интересами, то процесс усвоения школьных знаний всегда носит индивидуальный характер. Результатом же этого усвоения становится не единое (в смысле одинаковое) для всех учащихся знание, а всегда индивидуальное, единичное, личностное знание. Именно поэтому личностно ориентированная система образования в качестве цели обучения лучше других помогает в «накоплении» субъектного опыта.

II. Особенности содержания обучения.

Как же накопить субъектный опыт? Каким содержанием наполнить обучение?

Колоссальная движущая сила здесь – интерес. Не использовать в обучении эту энергию живого детского интереса так же неразумно, как пытаться плыть против течения по бурной горной речке. Всякое познание начинается с удивления. А удивление есть момент пробуждения интереса к предмету изучения, а далее – развитие познавательной активности и творческой самостоятельности.

В обучении опираюсь на интересы самих учащихся. Детские интересы весьма разнообразны. Они могут быть глубокими и поверхностными, долгосрочными и кратковременными, учебными и находящимися далеко за пределами школьного процесса. Все это приходится учитывать, а также развивать интерес к самим предметам: русскому языку и литературе. При организации учебного процесса опираюсь на правило: идти от естественных интересов ребенка, которые у него обнаруживаются в достаточном количестве, к интересам прививаемым. Через детский интерес к новому детскому интересу – таково правил (Л. С. Выготский).*

При проведении урока выдвигаю на первый план интересы ученика, затем уже сама деятельность, определяю собственную позицию. Цель – эффективное обогащение, накопление и развитие субъектного опыта ученика.

Ребенок учится лучше и научится многому, когда в процессе обучения он может активно использовать имеющийся у него личный опыт. В рассматриваемом мной личностно ориентированном подходе понятие субъектного опыта имеет ключевое значение. Во время учебной деятельности ребенок движется не от незнания к знанию, а от опыта к опыту, но все более совершенному. Поэтому предоставляю ученику право выбора способа изучения нового материала, уровня изучения материала, формы работы и проверки знаний.

В личностно ориентированном образовании предполагается отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную познавательную активность и творческую самостоятельность.

Строя обучение на основе учета субъектного опыта и интереса ребенка, в своей работе опираюсь на следующее:

*на принцип индивидуального подхода к каждому ребенку;

*на создание условий для проявления и раскрытия детьми своего интереса и субъектного опыта;

*на реализации ситуации успеха на уроках русского языка и литературы.

Нужен ли ребенку успех в учении? Нужен.

Интерес к учению появляется, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха. Создавая условия для успешного учения, каждый педагог ищет свои приемы и средства. Я полагаю, что разбудить в учащихся интерес, активность, самостоятельность, стремление к познанию во многом помогают нетрадиционные формы урока: урок-путешествие, урок - КВН, проблемный урок, урок-презентация, уроки развития речи, урок – «погружение», урок поиска правды, а в МБОУ Богородицкая СШ - это еще уроки семейного общения.

В ходе подготовки к таким урокам и во время их проведения задействованы все способности учащихся, развиваются их познавательная активность и творческая самостоятельность. Всем известно, что ребенок учится лучше и научится многому, когда в процессе обучения он может активно действовать, экспериментировать, исследовать на практике.

III. Основные принципы, помогающие релизовать содержание преподавания русского языка и литературы.

Независимо от типа урока у ученика должно быть право выбора на деятельность. «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя». А когда ученик сам добывает истину, действует, пробует, наблюдает, ошибается и снова пробует, тогда он напрягает все свои силы, возможности, волю. Поиск истины – один из принципов, который помогает эффективно реализовать содержание преподавания русского языка и литературы.

Второй принцип можно сформулировать так: всегда опираться на художественный текст. Художественный текст должен звучать не только на уроках литературы, но и русского языка. Не отдельные предложения и слова, а именно логически законченный отрывок из художественного произведения, способный вызвать у ученика эмоциональное переживание. Помимо развития эмоциональной сферы личности учащихся, использование текста дает школьникам те образы речи, то многообразие способов выражения собственного состояния, настроения, без которых невозможно научить детей по-настоящему чувствовать язык, владеть средствами выразительности. Но бессмысленно просто прочитать текст и дать задание. Как правило, успешным оказывается путь, который связывает своеобразие личностного восприятия ученика с предлагаемым авторским замыслом, воплощающимся в лексические, синтаксические, стилистические закономерности данного текста. Ход подобного процесса можно представить через условную схему:

Ученик Ученик + текст

От начального восприятия текста к попытке понять:

(определение своих чувств, ощущений, почему я испытываю именно это?

отношений).

Обобщение. Текст

Какие закономерности авторской речи Поиск в тексте того, что могло обусловить

служат для усиления художественного особенности моего восприятия.

воздействия на читателя.


Как видно из схемы, лингвистический анализ текста нужно начинать не с текста, а с ученика, исходить из его личности и интересов. Когда ученики говорят о себе, о своих ощущениях, чувствах и о своем отношении, они пытаются понять, почему чувствуют и думают именно это. Здесь художественный текст помогает связать личность каждого ученика с предметом. Такой путь не может не вызвать интереса к русскому языку и литературе: ведь для каждого человека, особенно для ребенка, самое интересное – это он сам.

Так вплотную подходим к третьему принципу, без которого невозможно успешное обучение: каждый урок должен удовлетворять стремление ребенка к творчеству, желание выразить и раскрыть свою личность. Необходимо предоставлять ученику возможность как можно чаще побывать в позиции автора. Стать автором творческих работ, сочинений, стихотворений, сказок. Дети любят творческие задания. Также даю право выбора:

*способа изучения нового материала (слушать учителя, работать с учебником, со схемой, опорными конспектами и т. д.);

*уровня изучения материала (репродуктивный, конструктивный, творческий);

*формы работы (индивидуально, в паре, в группе);

*формы проверки знаний (ответ у доски, письменный ответ, тест, работа с карточкой, творческая работа, проектная работа).

Именно во время урока, в естественной ситуации, веду соответствующие наблюдения:

*изучение особенностей индивидуальной избирательности учащихся к учебному материалу, формам работы на уроке, способам выполнения учебных заданий;

*выявление познавательных интересов и особенностей субъектного опыта детей по теме урока.

Все выявленные сведения использую при планировании и проведении дальнейших уроков, для создания в классе эффективной развивающей среды, а также для организации соответствующей работы с родителями.

Так как на уроке ученик должен проявить себя и раскрыть свои возможности, использовать свое право выбора, урок необходимо оснастить разнообразным дидактическим материалом, обучающим, развивающим, воспитывающим и, безусловно, увлекательным. Главная цель дидактического материала - дать качественные знания, обучить учащихся необходимым умения и навыкам.

Виды дидактического материала должны быть разнообразны: лингвистические и художественные тексты, критические статьи и заметки (урок литературы), лингвистические сказки, карточки с учетом индивидуальных способностей детей, таблицы, схемы, дидактические тесты, игры и т. д.

Часто при подготовке уроков русского языка задания составляются на основе тематического принципа, разные по уровню сложности, количеству операций, на основе разноуровневого, дифференцированного и индивидуального подходов, с учетом типа учебной деятельности учащихся (познавательной, коммуникативной, творческой).

При деятельностно - творческом способе работы на уроке каждый ученик получает оценку, поставленную учителем или учеником. Возможно применение самоконтроля и взаимоконтроля. Оценка выставляется не только за результат деятельности, но и за сам процесс достижения, за то, как ученик добывал знания.

Ориентируюсь на личность ребенка и во внеурочной и внеклассной работе. Стремлюсь задействовать в проводимых мероприятиях всех учеников класса, учитывая способности каждого, предоставляя возможность каждому проявить себя. При этом соблюдаю принцип добровольности.

IV. Другие технологии, помогающие реализовать содержание обучения.

Опираясь в работе на личностно ориентированное обучение, также включаю в систему учебной деятельности и другие технологии: развивающее, проблемное, разноуровневое обучения, КСО, исследовательские методы, технологию модульного и блочно - модульного обучения, технологию «критического мышления», информационно-коммуникативные технологии. Чаще всего использую технологию проблемного обучения. (Например, урок русского языка «Почему их назвали определительными?»).

Эффективным средством развития познавательной активности и творческой самостоятельности считаются проблемные задачи (поисковые, проблемно-занимательные, познавательные). Их решение требует от учащегося осуществления осознанного выбора признаков, определяющего способ решения задачи. Такое обучение активизирует самостоятельную деятельность учащихся по разрешению проблемной ситуации, способствует актуализации знаний, умений, придает уроку новизну, важность, красоту.

В старших классах при подготовке к ЕГЭ часто применяю блочно-модульное обучение.

Все названные технологии обращаются к ребенку как субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации, способствуют получению прочных знаний, умений и навыков, формируют уверенность в себе.

Система педагогических действий по развитию познавательной активности, творческой самостоятельности в процессе обучения русскому языку и литературе привела к определенным достижениям и результатам.

V. Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года.

Качество знаний определяется совокупностью свойств, способствующих удовлетворению образовательных потребностей человека в соответствии с интересами общества и государства. Качество знаний – результативность учебного процесса. Результаты проявляются в знаниях, умениях и навыках обучающихся. Качество знаний, умений и навыков во многом зависит от качества преподавания.

Несмотря на трудности, с которыми приходится сталкиваться, за последние три года наблюдается тенденция повышения качества знаний и уровня обученности учащихся. За эти годы удалось добиться 100% успеваемости по русскому языку (самому трудному предмету в школе) и литературе. Учащиеся 9 и 11 классов успешно сдают экзамены.


Литература


1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991.- 480с.

2 «Школа семейного общения»: Из опыта работы педколлектива Богородицкой средней школы Смоленского района. Л. Г. Гракова, Т. В. Кулехина, Т. Н. Лукина, С. А. Зазыкина. – Смоленск: Универсум, 2000г. – с. 116

3. Щуркова Н. Е. Культура современного урока. – Смоленск.,1997г. - стр. 11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!