СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностно-ориентированное обучение младших школьников в рамках ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оганизация личностно ориентированных уроков приводит к заметным результатам, так как:

- такое построение уроков позволяет учащимся осознать способы получения знаний;

- ученик становится субъектом учебной деятельности, приобретая главное умение – умение самостоятельно учиться;

- личностно ориентированный урок даёт возможность широкого применения групповой и парной форм работы;

- развивает умения учащихся по постановке цели, прогнозированию предстоящей деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексии;

-  класс формируется как учебное сообщество, способное и склонное ставить учебную проблему, искать пути её решения;

-   такое построение уроков  обеспечивает преемственность начальным общим и основным общим образованием.

Просмотр содержимого документа
«Личностно-ориентированное обучение младших школьников в рамках ФГОС»

Личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников


Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но развитие личности - процесс длительный, протекающий в течение всей жизни человека. Именно начальная школа вносит существенный вклад в этот процесс.

Современные дети, пришедшие в первый класс, уже не те, что были десять, даже пять лет назад. Они более активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей встречается переоценка своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других (как сверстников, так и взрослых), неумение чувствовать и нежелание задумываться.

Изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века.

1. Возросла информированность детей. Увеличение объема информации порой оборачивается негативной стороной. Информация часто бессмысленная, агрессивная и представляет прямую угрозу психологической безопасности ребенка, его личностному развитию.

2. Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Двор и дворовые коллективы как особая субстанция постепенно исчезают. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со взрослыми часто оказываются ограничены во времени. Это обстоятельство значительно затрудняет усвоение детьми системы моральных норм и взаимоотношений, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости, толерантности.

3. Большинство современных детей не участвуют в деятельности детских и подростковых общественных организаций и, соответственно, лишены возможности приобрести опыт коллективных взаимоотношений, сотрудничества и взаимопомощи, бескорыстного труда на благо близких людей и общества. Определив проблемы, я стараюсь строить работу по предупреждению и профилактике данных явлений у своих учеников не только через учебную работу, но и через систему воспитательной работы.

Для того чтобы обеспечить каждому школьнику полноценное личностное развитие, я считаю наиболее актуальным личностно-ориентированный подход.

Педагог должен принять ребёнка таким, каким он есть, веря в его продвижение в развитии, в то, что силы его могут раскрыться при специально организованном обучении. Особая, доверительная атмосфера обучения, которая устанавливается в классе между учителем и учащимися, добрые, уважительные отношения детей друг к другу являются важнейшим условием эффективной реализации дидактических принципов и продвижение детей в развитии.

Важно уважение личности каждого ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям. Ребенку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая. Ведь только в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками.

Школа не может оградить детей от негативного влияния социальной среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы ближайшего окружения. Нужно организовать деятельность учащегося таким образом, чтобы ребенок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества.

В своей работе использую уроки человековедения, они носят преимущественно практический характер: беседы о дружбе, о вежливости, о равнодушии и др., всевозможные игры, направленные на развитие коммуникативных навыков, произвольности поведения, основных эмоциональных состояний, коррекции поведенческих навыков. Эту работу я провожу во время динамических пауз, на переменах, во время кружковых занятий, на классных часах.

Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Чтобы ребенок с желанием ходил в школу и стремился самостоятельно добывать знания необходимо строить образовательный процесс, ориентируясь на создание наиболее оптимальных условий для развития личности ребёнка. Задача учителя – создать каждому учащемуся ситуацию успеха, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить возможность самореализации, чтобы ребёнок был заинтересован в получении новых знаний, тогда будет происходить саморазвитие личности.

Ситуация успеха может стать спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Особенно если это касается учебы. Свою работу в 1 классе начинала с изучения личности ребёнка, условий жизни учеников, знакомства с семьёй, её проблемами.

Была проведена диагностика по общеучебным умениям и навыкам, по результатам которой оказалось, что из 18 учащихся:

у 2 уч-ся умения практически не сформированы;

у 7 уч-ся сформировано частично;

у 5уч-ся -почти сформировано;

у 4 уч-ся устойчивое владение.

Важным принципом моей работы является принцип комфортности и стремление утвердить ребёнка в мысли, что тот хорошо учится на данном этапе обучения. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке необходимо для того, чтобы учащийся ощущал себя на занятиях комфортно и учился с удовольствием.
Осуществить поставленные цели помогают используемые в работе технологии:

игровая,

элементы исследовательско-проектной

информационно-коммуникационной

личностно-ориентированный подход.

Во внеурочное время оказываю детям помощь в подготовке к конкурсам, поиске информации в Интернете, в разработке творческих проектов, исследовательской деятельности.

Современный ребенок, окруженный компьютерной техникой и дома, и в школе способен с интересом обучаться только с активным применением их в учебно-воспитательном процессе. Использование ИКТ на уроках так же положительно влияет на создание успеха в обучении и позволяет решать некоторые дидактические задачи.

Основная цель воспитательной работы в классе – формирование учащегося как личности, способной к саморазвитию, самоорганизации и самоопределению. В коллективе создаются благоприятные психологические условия для саморазвития личности каждого ребёнка и для раскрытия потенциала ученика и формирование сплочённого коллектива учащихся.

Невозможно создать ситуацию успеха для ребенка без активного участия родителей. С родителями анализировали проблемы, планировали деятельность. Проводила родительские собрания на темы: «Как раскрыть способности своего ребенка» «Алгоритм создания ситуаций успеха в семье», «Роль самооценки в формировании личности» и др

Провела Диагностику самооценки учащихся 2-го класса. Количество детей с объективной самооценкой увеличилось. А с завышенной и заниженной самооценкой сократилось. Благодаря личностно-ориентированному подходу, созданию ситуаций успеха в деятельности учащихся мои ученики стали более активными, свободно высказывают свои мысли, активно принимают участие в классных, школьных и муниципальных мероприятиях.

Продуктивность уроков по личностно-ориентированному плану возрастает в несколько раз. Все учащиеся стараются выполнить учебный план за урок.

При разработке и проведении уроков я стараюсь обеспечить права каждого школьника на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам).

Остановлюсь на некоторых формах, методах и приёмах организации личностно – ориентированного подхода, опробованных и освоенных мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его оптимизации. Класс делится на три группы, причем уровень сложности задания ребенок выбирает сам. В самом начале применения метода дети иногда завышают или необоснованно занижают свои возможности, но постепенно каждый учится выбирать необходимое. 

  • 1 уровень - самый легкий 

  • 2 уровень – рассчитан на среднего ученика 

  • 3 уровень – повышенной сложности. 

Приведу примеры. 

 На уроках обучения грамоте даю задание:
При изучении буквы с даются слоги
са, во, ка, со, ни, си, по, ру, то, су, се, ми, ва, ло, сы.

  • 1 уровень – найди слоги с буквой, подчеркни букву С. 

  • 2 уровень - придумай слово со слогом. Запиши. 

  • 3 уровень – придумай рассказ. 

Урок русского языка во втором классе:
Сле.., тра..ка, клу.., камы.., сапо.., моро.., избу…ка, ле…ка.

  • 1 уровень - вставь пропущенные буквы. 

  • 2 уровень – запиши проверочное слово. 

  • 3 уровень – придумай и запиши предложения. 

Затем даю разноуровневые задание к этому слову:

1 уровень: подобрать однокоренные слова; поставить ударение;

2 уровень: разобрать по составу; определить склонение;

3 уровень: просклонять по падежам; произвести фонетический разбор.

Учебный процесс строится таким образом, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, радости познания, развитие его индивидуальности. При таком «расслоении» каждый вносит посильный вклад в урок. Учащиеся, испытывающие трудности, обретают уверенность, охотно отвечают, свободно включаются в работу. За отведенное на задание время некоторые дети успевают сделать не только свой уровень, но и работают дополнительно, что исключает проблему свободного времени на уроке. Проверяется задание тоже по уровням, причем в обсуждении «чужого» задания может участвовать любой ученик. Все это способствует развитию речи, свободному владению изученным материалом, умению доказать свою точку зрения.

При решении задач, которые не каждый учащийся любит и может решать, также использую этот метод.

Задача. На аллее памяти посадили 15 берез, а лип на 8 больше. Сколько всего деревьев посадили?

  • 1 уровень – реши задачу. 

  • 2 уровень – измени вопрос. 

  • 3 уровень – придумай аналогичную. 

Дети знают, что каждый следующий уровень, предполагает сначала решение предыдущего, а потом выполнение выбранного задания.

Необходимым и обязательным считаю формирование содержательной учебной рефлексии, пронизывающей все моменты, этапы урока. Она позволяет учителю осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке, что они узнали, чего добились.

— Что нового вы узнали? Для чего вам могут пригодиться эти знания? — Достигли ли мы цели урока? — Какие трудности при решении задач урока возникли? Почему? Удалось ли вам их преодолеть? Что нужно сделать, чтобы они не возникли? — Как вам работалось? Что получилось? Что понравилось? Осталось ли что-нибудь непонятным?

Такие вопросы способствуют формированию у учащихся критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность, навыки самоанализа, самокоррекции, учат осмысленно работать. Можно поинтересоваться о настроении учащихся после урока в интересной, занимательной форме.

Личностно-ориентированный урок позволяет ярко проявить себя не только ученику, но и учителю.

Моя практика показала, что организация личностно ориентированных уроков приводит к заметным результатам, так как:

- такое построение уроков позволяет учащимся осознать способы получения знаний;

- ученик становится субъектом учебной деятельности, приобретая главное умение – умение самостоятельно учиться;

- личностно ориентированный урок даёт возможность широкого применения групповой и парной форм работы;

- развивает умения учащихся по постановке цели, прогнозированию предстоящей деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексии;

-  класс формируется как учебное сообщество, способное и склонное ставить учебную проблему, искать пути её решения;

-   такое построение уроков  обеспечивает преемственность начальным общим и основным общим образованием.

Методом проведения тестирования в класс был определён и зафиксирован  рост школьной мотивации учеников.

При помощи тестирования выявлено, что ученики класса осознают и принимают оценку учителя.

Методом наблюдения я обнаружила явный прогресс учащихся в умении общаться, анализировать, рефлексировать, оценивать свою работу и работу товарищей. При работе с вариативно дидактическими карточками  могу констатировать осознанность выбора  уровня задания,  стремление сделать задание нетрадиционно, творчески.

4