СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Личностно- ориентированное обучение на уроках истории и обществознания в 6 – 9 классах"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Основной целью   нашей педагогической деятельности является создание   условия для формирования ключевых предметных компетентностей учащихся через совершенствование методов, форм обучения истории и обществознания средствами различных методов, через урочную деятельность.

Просмотр содержимого документа
«"Личностно- ориентированное обучение на уроках истории и обществознания в 6 – 9 классах"»

Личностно- ориентированное обучение на уроках истории и обществознания в 6 – 9 классах.

Основной целью нашей педагогической деятельности является создание условия для формирования ключевых предметных компетентностей учащихся через совершенствование методов, форм обучения истории и обществознания средствами различных методов, через урочную деятельность.

Основными целями обучения на уроках обществознания являются- развитие социальных навыков, умений, совокупности моральных норм и гуманистических ценностей; правовых норм, лежащих в основе правомерного поведения, а также навыки познавательной и практической деятельности, включающих работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.

Для достижения поставленных целей нами использую в работе УМК авторов Л. Н.Боголюбова и др. (6-9классы).

Главными целями исторического образования являются - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления исторического опыта истории своего Отечества и мира в целом, становление духовного мира человека, применяющего исторические знания в своей деятельности. Для реализации данной цели нами были поставлены следующие задачи: изучение истории, формирующей важные гражданские, социальные, культурные самоидентификации в окружающем мире, а также воспитание в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству. Для решения этих задач использую в работе УМК под ред. К.А.Соловьёва, А.П.Шевырёв (6–9 классы), С. П. Карпова (6–9 классы).

В 2022–2023 учебном году мною была начата работа над темой самообразования: «Личностно ориентированное обучение на уроках истории и обществознания». Без личностно ориентированного обучения не может быть мыслящих учеников.

Цель: повышение интереса у школьников к истории и обществознанию, активизация деятельности учащихся, повышение эффективности уроков истории и обществознания.

Формирование и развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:

-изучить методическую и научную литературу по вопросу;

-использовать компьютер и Интернет для самореализации;

-принять участие в работе сообщества учителей на интернет-сайтах http://school.historians.ru, http://www.proshkolu.ru/,http://www.openclass.ru;

-посетить мероприятия своих коллег и принять участие в обмене опытом;

-провести самоанализ и самооценку собственных мероприятий, уроков.

В своей работе применяю технологию личностно ориентированного обучения.

Личностно ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Если в традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), то личностно ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.

Содержание современного образования требует существенных изменений в средствах и методах обучения. Поэтому я использую личностно - ориентированную образовательную технологию, которая способствует развитию необходимых в современном обществе ценностно - деятельностных и научно-исследовательских компетенций у школьников. Одной из главных задач образования становится не просто овладение суммой знаний учащимися, а развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации.

Развитие науки, техники, средств коммуникации не может обойти стороной современное образование: компьютеры, мультимедиапроекторы, доступ к глобальной информационной сети Интернет. Компьютерные технологии открывают совершенно новые возможности.

Специфика информационных технологий именно в том, что они представляют пользователю - учителю и учащимся - громадные возможности. Использование на уроках истории и обществознания ЦОР значительно расширяет возможности для лучшего усвоения материала, оптимизируют учебный процесс и конечно усиливают мотивацию к учебной деятельности.

При подготовке к урокам использую учебные презентации.

В своей практике применяю «метод проектов», совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить проблему обучающегося путём выполнения ими самостоятельных действий с обязательной презентацией полученных результатов. Он предусматривает развитие познавательных навыков, критического мышления, формирование умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Новые информационные и телекоммуникационные технологии способствуют обучению оптимальным приемам поиска информации, повышают общий информационно-культурный уровень учащихся.

Проектный метод позволяет не только формировать общеучебные умения, но и углубленно изучать материал, формировать систему научных знаний, мировоззрение.

Важным условием деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте, этапах проектирования и реализации, включая осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Учебный проект позволяет школьнику проявиться индивидуально или в группе, попробовать свои силы, продемонстрировать свои силы, знания, публично показать результаты.

Результаты этой деятельности – найденный способ решения проблемы - носит практический характер, интересен и значим для самого учащегося.

Темой проектных работ может стать создание небольших презентаций, отражающих обществоведческий, исторический материал.

Работая над проектом, ученик становится активным участником процесса обучения, а поэтому, полученные знания, надолго сохраняются и успешно используются.

Использую в работе с учащимися различные формы дискуссии для создания на уроке личностно-ориентированной ситуации – дебаты, «мозговой штурм». Проведение дебатов является эффективным средством обучения.

Проводя уроки критического мышления, помогаю учащимся вырабатывать убеждение в том, что каждый человек имеет право на свое мнение и на собственную оценку происходящих событий, развитию креативности учащихся, умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку.

Применяемые методы обучения помогают развитию у школьников активной жизненной позиции, приобретению навыков коллективной работы по достижению общих целей, умению оценивать ситуацию, принимать решение в спорных вопросах и отстаивать его.

Используя деятельностный подход в обучении, применяю педагогический приём: «Своя опора», предложенный Анатолием Александровичем Гином, помогающий решать проблему ученика, улучшить качество его знаний по предметам гуманитарного цикла. Формула предложенного педагогического приёма достаточно проста: учащийся составляет авторский опорный конспект изучаемой или ранее изученной темы. В данном случае опорно-логическая схема даёт возможность ученику самостоятельно структурировать учебный материал, находить причинно-следственные связи.

Данный приём позволяет реализовать ряд принципов: принцип свободы выбора, деятельности, обратной связи, идеальности.

В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, ученику необходимо предоставлять право выбора. Важно, чтобы право выбора всегда уравновешивалось осознанной ответственностью за свой выбор. Знание должно стать инструментом для получения образования, ученик должен с ним работать. Это развивает его навыки самообразования, что немало важно в современных условиях.

Самостоятельность ученика, однако, не исключает, а предполагает регулярный контроль процесса обучения с помощью развитой системы приёмов обратной связи: «ученик-ученик», «ученик-учитель».

Данный приём позволяет максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности, успешности учащихся в процессе получения образования. Чем больше активность и самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия.

При правильном выборе содержания и форм обучения и совпадении их с интересами ученика удаётся увеличить интерес к познаваемому предмету. Сочетание темпа, ритма, сложности обучения с возможностями ученика, помогает стать ученику успешным, повышает уровень самооценки, даёт возможность самореализации.

Составление схем способствует развитию умений анализа и синтеза, структурированию учебного материала, составление логических связей между историческими событиями, терминами и понятиями; чтение готовых схем позволяет работать над развитием монологической речи.

В течение всего периода обучения используется текущий контроль, позволяющий не только дать оценку результатам повседневной работы, но и увидеть результат предшествующей работы, качество усвоения знаний, умений и навыков и готовность к восприятию нового материала. Этот вид контроля позволяет выяснить уровень развития учеников и содействовать организации более ритмичной работы учащихся. Позволяет своевременно отреагировать на недостатки, выявить причины, принять необходимые меры к устранению.

Провожу тестирование, подвожу итоги и анализирую, выявляя ошибки.

Ребята обязательно знакомятся с результатами работы, проводится анализ допущенных ошибок.

Как оценка результатов обучения за определённый, достаточно большой промежуток учебного времени используется итоговый контроль, который проводится в конце четверти, полугодия, года.

Использую различные методы и формы организации контроля. Считаю, что необходимо применять групповые формы проверки знаний, при которых ученики одного звена спрашивают друг друга. При такой организации воспроизводится материал всеми учащимися, выясняются непонятные вопросы. Это способствует развитию речи учащихся и усвоению системы знаний, содействует повышению уровня самоконтроля.


Таким образом система работы на уроках истории и обществознания включает в себя:

1) Теоретический блок: изучение передового педагогического опыта, научно-методической литературы по предмету, а также изучение дополнительной литературы по истории и обществознанию.

2)Практический блок: индивидуализация и дифференциация процесса обучения. Работа, направленная на подготовку, учащихся к единому государственному экзамену, где ведётся не только отработка заданий с выбором ответов, но и особая роль отводится написанию эссе-сочинения. Повышение мотивации к учению.

3)Аналитический блок: анализ полученных результатов на основе мониторинга. В целях повышения уровня обучения и воспитания учащихся регулярно анализирую свою педагогическую деятельность, ставлю новые педагогические задачи и цели.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!