СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Личностно - ориентированное обучение на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Личностно - ориентированное обучение на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах»

Просмотр содержимого документа
««Личностно - ориентированное обучение на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах»»

«Личностно - ориентированное обучение на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах»





Современные требования к результатам образования во ФГОС НОО проранжированы и начинаются с требований к личностным результатам.

В новых стандартах эти требования отражены в личностных характеристиках - «Портрет выпускника» (ФГОС НОО п.8) Таким образом, для реализации современных требований к образованию актуальным является реализация «личностно-ориентированного образования».

Н. А. Алексеев в книге «Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики» даёт личностно ориентированному обучению следующее определение – «Личностно ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога – уникальная целостная личность ребёнка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания».

Основное противоречие традиционной школы, связано с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний. Поэтому главным для меня является вопрос: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?». Разрешить это противоречие может принцип дифференцированного подхода к обучению, осуществляемый на индивидуальном уровне, когда сам учащийся, исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей, определяет личную «траекторию» своего развития.


Исходя из этого, мною поставлены следующие задачи:


•создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса; •использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности;

•создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставлять возможности для естественного самовыражения ученика;

•стремиться выявлять реальные интересы ученика и согласовывать с ними подбор и организацию учебного материала;

•помогать обучающимся самостоятельно планировать свою деятельность, вырабатывать правила и контролировать их соблюдение;

•выявлять и обобщать все версии учеников, а затем выделить и поддержать те из них, которые соответствуют теме урока, цели, задачам, научному содержанию того или иного предмета;

•вести индивидуальную работу с каждым ребёнком;

•стимулировать учащихся к высказываниям, не бояться ошибиться, получить неправильный ответ;

•оценивать деятельность обучающихся не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.

С целью достижения высоких результатов, в своей педагогической деятельности я использую различные современные образовательные технологии, такие как: здоровьесберегающие, технологию ТРИЗ, информативно – коммуникативные технологии (ИКТ), мнемотехнику, инновационные технологии.

Здоровьесберегающие технологии я рассматриваю как одну из приоритетных, как совокупность методов и приемов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья.

В своей педагогической практике здоровьесберегающие технологии я систематически применяю в образовательной деятельности: физкультурные минутки, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз; в образовательной деятельности: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика.

Разнообразие содержания и форм работы с детьми, а также реализация принципов вариативности позволяют ребенку на основе индивидуальных интересов и способностей успешно реализовать собственное устремление к совершенствованию здоровья.

Использую технологию «Теория решения изобретательских задач» (ТРИЗ), активизируя обучающих на поиск своего решения к поставленной проблеме или задаче, не даю готовых знаний, не раскрываю перед детьми истину, а стимулирую их на самостоятельный поиск. Приглашаю их к рассуждению. И наводящими вопросами подвожу к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Тем самым ставлю обучающегося в ситуацию, когда нужно найти ответ. Образовательная технология ТРИЗ органично встраивается в образовательный процесс и используется мною в процессе образовательной деятельности при реализации задач по всем образовательным областям. Технология ТРИЗ дает детям методы и инструменты творчества, владея которыми они могут легче найти общий язык, понять друг друга. В результате регулярного использования данной технологии, у обучающихся, сформированы практические навыки самостоятельности в выборе и принятии решений в игровых и бытовых ситуациях, проявление творчества в разнообразных ситуациях детской деятельности.

Изучив работы методиста Афанасьевой Н.А. «Личностный подход в обучении», познакомившись с концепцией личностно ориентированного образования Якиманской И.С., Шогана В.В., разработала свой вариант индивидуальной работы с учащимися на уроках русского языка и литературы:



  • на мотивационном этапе необходимо сформировать у учащихся желание, стремление выполнить учебное задание или дейс­твие;

  • на организационном этапе ученикам представляются такие зада­ния, которые они в состоянии выполнить самостоятельно;

  • на результативном этапе нужно, чтобы ученик испытал успех, радость от выполненного задания. Для этого он прежде всего должен уз­нать, что с заданием он справился.





































Список используемой литературы





  1. Истомина Н.Б., Смолеусова Т.В. Вариативность методических инноваций в начальном математическом образовании в условиях стандартизации // Сибирский учитель – 2016. № 2. С. 31 – 34.

  2. Кульневич С.В. Лакоценина Т.П. Педагогика нового времени. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание от формирования к развитию. - Ростов-на-Дону, 2022.

  3. Лукьянова М.И. Методика анализа личностно ориентированного урока по предметам основной школы [Текст] /М.И. Лукьянова, Н.А. Разина, Т.Н. Абдуллина //Завуч. -2006.-№2.-С.13-22.

  4. Лукьянова М.И. Теоретико–методологические основы организации личностно ориентированного урока [Текст] /М.И. Лукьянова //Завуч. -2016.-№2.-С.5-12.

  5. Лукьянова, М.И. Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке личностно ориентированной ситуации [Текст] / М.И. Лукьянова //Завуч. -2016.-№2.-С.35-43.

  6. Метенова Н.М. Искусство хвалить (родительское собрание) //Начальная школа. - 2011 г. - № 10. - С. 66-73.

  7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2021.

  8. Смолеусова Т. В. Концепция личностно-ориентированного подхода в образовании на основе проявления личности / Т. В. Смолеусова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2016. - № 6. - С. 7-16. - Библиогр.: с. 13-14 (23 назв.). -: 1 рис., 1 табл. - Доступна эл. версия в ЭБС НГПУ. - URL: https://lib.nspu.ru/views/sbo/29993/read.php (дата обращения: 05.12.2023).

  9. Смолеусова Т.В. Здоровьеразвивающая форма проведения уроков (статья).

  10. Смолеусова Т.В. Концепция личностно-ориентированного образования на

  11. Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника / Л.Ф. Тихомирова. - М.: Академия развития, 2016. - 240 c.

  12. Якиманская И.С. Основы личностно ориентированного образования / И.С. Якиманская. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014. - 464 c.




4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!