Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Буткинский Дом детского творчества»
Аналитический отчёт
за межаттестационный период
( 2014-2019 г.)
«Личностно-ориентированное обучение – основа развития творческих способностей обучающихся».
Составитель:
Зенкова Людмила Евгеньевна - педагог дополнительного образования МКУ ДО «Буткинский ДДТ»
2019 год
Оглавление.
| | |
| Введение | 3 |
1. | Личностно-ориентированное обучение – основа развития творческих способностей обучающихся | 5 |
2. | Аналитическая часть. | 11 |
3. | Проектная деятельность. | 23 |
| Заключение. | 25 |
| Список используемых источников. | 26 |
| Приложения | |
Введение.
Научными основаниями современной концепции образования выступают классические и современные педагогические и психологические подходы – гуманистический, развивающий, компетентности, возрастной, индивидуальный, деятельный, личностно-ориентированный. Задача дополнительного образования: развитие индивидуальности с учетом социальных требований и запросов к развитию ее качеств, что предполагает по существу социально-личностную модель ориентации образования. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» обозначено, что «дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности».
Возможность осуществления выбора направлений личностного становления характеризует дополнительное образование как особый тип, самоценную подсистему образования, способную осуществлять свою деятельность в контексте личностно-ориентированного подхода. Этим объясняется востребованность дополнительного образования со стороны его потребителей: детей, родителей. В то же время, в контексте стремительных изменений, происходящих в мире, стране, к системе дополнительного образования предъявляются все новые требования.
В настоящее время роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения к взрослой жизни существенно возрастает. Она призвана решить важнейшую социальную проблему, связанную с выявлением и развитием тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие во взрослой жизни.
В нормативных и концептуальных федеральных документах закреплены указанные выше научные основания и заложены организационные принципы их реализации. Реализацией этих идей служит личностно-ориентированное образование.
В связи с новыми требованиями выдвигаемыми в образовательной сфере, возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. Личностно-ориентированный метод преподавания позволяет усвоить знания на творческом уровне с элементами репродуктивного усвоения. Главная задача организаций дополнительного образования - развитие ребёнка, причем не только развитие его мышления, а, в первую очередь, целостное развитие его личности и готовность к дальнейшему развитию за стенами образовательной организации. Именно этот метод в полной мере является ориентированным на развитие личности в целом, а не отдельных ее свойств. Он предполагает отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости, помогает создать условия для того, чтобы природные творческие способности детей не утрачивались, а развивались и в будущем нашли свое полезное применение. Это явилось причиной выбора данной темы.
Цель аналитического отчёта: самоанализ и самооценка профессиональной деятельности за период межаттестационной деятельности, анализ эффективности формирования и развития творческих качеств личности обучающихся.
Объект исследования: процесс формирование и развитие творческих качеств личности обучающихся.
Предмет исследования: применение личностно-ориентированных технологий в обучении.
1. Личностно-ориентированное обучение – основа развития творческих способностей обучающихся
Личностное развитие человека зависит от его индивидуальных особенностей. С ними связан характер деятельности человека, особенности мышления, круг интересов и запросов, а также его поведение в социуме. Именно поэтому индивидуальные особенности необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. Кроме того, каждому возрасту свойственны определённые особенности в развитии. Известно, что развитие памяти и мыслительных способностей наиболее активно происходит в детском и подростковом возрасте. Если в этот период использовать данные особенности не в полной мере, то позднее будет сложно наверстать упущенное. Вместе с тем, попытки слишком забегать вперёд, не учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности ученика, могут не дать ожидаемого педагогом эффекта. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей послужил основой для всё более активного применения в рамках обучения новой личностно – ориентированной образовательной парадигмы.
Теория и практика личностно-ориентированной технологии обучения разрабатывалась: А.В. Петровским, В.И. Слободчиковым, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманской и другими. Все педагоги – исследователи считают, что при личностно-ориентированном образовании на первый план выходит развитие личности. Таким образом, осуществление личностно-ориентированного подхода в образовании возможно при соблюдении следующих условий: наличие комфортных и безопасных условий обучения; осуществление воспитания саморегулирующего поведения личности; формирование и развитие мышления ;учёт уровня способностей и возможностей каждого ученика; адаптация учебного процесса к особенностям групп учащихся. Личностно-ориентированное обучение предполагает поэтапный характер процесса обучения: от изучения личности ученика через осознание и коррекцию личности, и основано, в основе своей, на когнитивных аспектах.
Технология личностно-ориентированного обучения основана на принципе индивидуального подхода, при котором учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, что, позволяет содействовать развитию личности ученика.
Личностно ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности обучающегося – субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося.
Л.С. Выготский отмечал ведущую роль обучения в психическом развитии ребёнка. Но обучение может быть развивающим только в том случае, если ориентироваться не на завершённые циклы развития ребёнка, а на зарождающиеся.. Выготский писал: «Определение уровня развития и его отношения к возможностям обучения составляет незыблемым и основной факт, от которого мы можем, смело отправляться как от несомненного». Таким образом, необходимо выделить не менее двух уровней развития ребёнка, без знания которых невозможно найти правильное отношение между ходом детского развития и возможностями его обучения. Первый уровень – уровень актуального развития психических функций ребёнка, сложившийся в результате определённых, уже завершившихся, циклов его развития. В данном случае имеется в виду наличный уровень подготовки ученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнять самостоятельно, без помощи взрослого. Второй уровень – уровень, отражающий психический потенциал развития личности, это зона ближайшего развития. Этот уровень является показателем того, что ребёнок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью. Зоны актуального и ближайшего развития у каждого ученика индивидуальны, что и объясняет разные темпы умственного развития. Личностно-ориентированное обучение в большей мере, чем традиционное, соответствует возможностям и способностям ребёнка.
Как известно, при осуществлении личностно-ориентированного подхода в обучении необходимо опираться на субъективный опыт ученика, а также учитывать индивидуальную избирательность ученика к формам заданий, типу и виду изучаемого материала. Осуществление личностно-ориентированного подхода невозможно без изучения личности ученика. При этом необходимо выявлять и учитывать психофизиологические особенности ученика, его интересы, жизненные ценности, личные потребности и т.д.
Важным является ещё один фактор – оценка знаний. Здесь оцениваются не только итоговые знания, но и усилия ученика. Такое положение особенно важно для осуществления эмоциональной поддержки подростков с низким уровнем интеллектуального развития и стимулирования более продуктивной учебной деятельности с высоким уровнем интеллектуальных способностей. При проектировании технологии личностно-ориентированного обучения на личностной основе ученик занимает положение активного субъекта образовательного процесса, включается в совместную смыслопоисковую деятельность; творческая деятельность учителя и учеников в этом случае наполняется личностными смыслами. Совместная смыслопоисковая деятельность способствует созданию пространства нравственного развития и нравственного самоопределения подростков, если она способствует пробуждению внутренних сил для нравственного самосовершенствования; поиску личностных смыслов; осуществляется на основе субъект-субъектного взаимодействия, сотрудничества, сотворчества взрослого и ребенка; актуализирует внутренние процессы нравственного становления личности.
Таким образом, личностно-ориентированное обучение предоставляет каждому ученику возможность изучить учебный материал на различных уровнях (но не ниже базового), в зависимости от интеллектуальных способностей и индивидуальных предпочтений.
Средствами развития интеллектуальных способностей ученика при личностно-ориентированном обучении являются стремление к развитию личности, предоставление ученику возможности активной познавательной деятельности через посильную самостоятельную работу и предоставление творческой свободы.
Педагогическая проектная технология тесно перекликается с идеями Макаренко А.С., основателем теории коллективного воспитания, со ставшими уже классическими новаторскими идеями Амонашвили Ш.А, (педагогика сотрудничества), Шаталова В.Ф. (обучение - как сотворчество учителя и ученика) и др. Для воспитания высокоорганизованного целеустремленного человека, умеющего ставить конкретные цели и задачи, проектная педагогическая технология как ни одна другая решает эти задачи. Более того, она активно применима в образовательных программах обьединений в учреждениях дополнительного образования.
Современное дополнительное образование, будучи менее формальным по своей природе и имеющее добровольный характер имеет потенциал освоить и включить в ежедневную деятельность инновационные технологии (например планшеты, мобильный интернет), и отразить новейшие социальные и культурные явления (например медиапродукты) гораздо раньше чем школьное образование. Таким образом, правильная организация проектов помогает учащимся максимально совместить опыт, получаемый вне образовательных учреждений (школы и не только – я включаю сюда секции, кружки и всевозможные виды досугового обучения) и получаемый в школе.
В таком случае, процесс обучения теряет свой «внешний», «навязанный» характер, а фигура учителя превращается в сотрудника и помощника без потери для авторитета учителя. По своей природе, дети любят организованные активности, в которых они могут опереться на более опытного авторитетного наставника. Так как в таком окружении они могут обучаться без оглядки на правила кроме выбранных добровольно и самостоятельно и без страха провала. От проекта к проекту, уверенность в себе учащихся возрастает, и последующее усложнение поставленных задач позволяет закрепить успех, и учитель имеет удовольствие наблюдать, как его питомцы покоряют все более сложные вершины.
Проектирование в дополнительном образовании предоставляет детям возможность проявить самостоятельность и инициативу и получить заслуженную награду. Как дополнительное умение, дети с малолетства учатся участвовать в групповой деятельности направленной на достижение общей цели желанной для всех участников группы, выбранной в результате коллективного обсуждения – все эти навыки могут найти применение в их последующей жизни. Дети, у которых возникают трудности в самостоятельной работе могут выполнять индивидуальные проекты и презентовать их перед сверстниками, открывая и исследуя чувство уверенности в себе и результатах своей работы. Другие же, большие индивидуалисты по природе, участвуя в групповых активностях, получат развитие навыков командной работы, лидерства, сотрудничества.
Важно подбирать максимально разных детей, в такой среде группа по интересам превращается в микро социальную сеть, где все участники получают выгоду от сильных сторон друг друга, открывают новое в себе, исследуют окружающих и самих себя, и могут попробовать себя в игре под названием жизнь. Суммируя вышесказанное, следует заметить, что при всех ее возможностях и выгодах, воплощение проектной технологии в дополнительном образовании требует от учителя недюжинного трудолюбия и энтузиазма. Учителю приходится следить за новейшими социальными и культурными тенденциями и приводить проекты в соответствие с современной действительностью. Только в этом случае именно у педагога дополнительного образования будет возможность показать детям что обучение и развитие имеет практическую ценность и применимо в их жизни уже сегодня. При поддержке подобной творческой среды из них вырастут разносторонние уверенные в себе люди, знающие себя и свои цели и обладающие всем необходимым инструментарием для их достижения.
Творческие проекты позволяют учащимся развивать следующие социально значимые группы навыков:
Коммуникативные навыки развиваются благодаря коллективному сотворчеству. Начиная с разработки проекта и его презентации обучающиеся самостоятельно взаимодействуют между собой и педагогом, решают последовательные задачи по осуществлению проектной работы. Затем анализируют полученный результат. Все эти последовательные действия способствуют развитию творческих и коммуникативных навыков.
Социальные навыки необходимы для жизни в обществе. Примеряя на себя различные роли, ребенок социализуется, набирает жизненный опыт, переживает эмоциональный подъем. Решая задачи во время осуществления проекта, происходит и становление характера.
В дополнительном образовании. где нет жесткого регламентирования предмета, где приветствуется инициативность, фантазия, творчество, креативность, есть возможность детям проживать различные роли и самим преобразовывать окружающую действительность. Таким образом решается задача воспитании самодостаточной, с активной жизненной позицией, высокоразвитой личности. Кроме того, метапредметная деятельность расширяет горизонты и возможности проектной деятельности учащихся. Интеграция общего и дополнительного образования в свете проектной работы реализует главные воспитательные задачи, а именно: развитие цельной творческой социально адаптированной личности
Творческие проекты позволяют учащимся развивать следующие социально значимые навыки, испытать и поверить в свои возможности, решать любые, даже самые сложные задачи. Социальные проекты воспитывают в детях доброту и милосердие, бережное отношение с окружающей природе, внимание к людям и к себе, развивают воображение и стремление изменить улучшить мир.
2. Аналитическая часть.
Приметой последнего времени стало повышение внимания к проблеме целостности влияния на развитие всех сторон личности ребёнка. В законе РФ “Об образовании в Российской Федерации” указывается на необходимость развития творческих возможностей детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного прогресса. В современном образовании делается акцент на развитие творческих способностей обучающихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. В каждом ребенке природой заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит от окружающих его взрослых людей. Педагог, как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации. Главной целью моей педагогической деятельности я считаю: развитие творческих способностей и возможностей ребенка, его творческой активности. Обосновывая актуальность данной цели, я исхожу из того, что в современных условиях возрастает потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, необходимостью подготовки детей к жизни в быстро меняющихся условиях. Проблема развития творческой активности учащихся приобретает доминирующее значение в дополнительном образовании детей.
В своей педагогической деятельности я придерживаюсь следующих «путеводных положений», наиболее отвечающих специфике дополнительного образования детей:
Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.
Взаимное превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше – это «что-то» нужно искать.
Неизбежность перемен: ни одно суждение о ребенке не может считаться окончательным.
Успех рождает успех. Основная задача – создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.
Основные направления моей педагогической деятельности: - развитие мотивации обучающихся к познанию, творчеству, самоопределению; - совершенствования педагогического мастерства посредством приемов и технологий через личностно-ориентированный подход в обучении; - выявление способностей каждого учащегося через внедрение системы мониторинга; - представление своего педагогического опыта и повышение квалификации в различных формах педагогического взаимодействия.
Определяя главную цель воспитания и обучения как развитие личности, я исхожу из того, что каждое учебное занятие должно обеспечивать интеллектуальное и социальное развитие ребенка. В своей работе я стараюсь использовать разнообразные педагогические технологии, рассчитанные на самообразование детей и их максимальную самореализацию. В своей практике предпочтение отдаю личностно – ориентированным технологиям обучения. Отсутствие жестких стандартов, добровольность выбора деятельности, комфортные условий создают благоприятную среду для развития творческих способностей обучающихся. Индивидуальный подход к учащимся связан с учетом большого круга их индивидуальных особенностей и взаимодействия между ними. Существенной стороной организации индивидуальной работы, по моему мнению, является учет социально-психологических условий. При подготовке занятия я учитываю особенности детей, которые оказывают влияние на учебную деятельность и от которых зависят результаты обучения:
- психические - внимание, воля, способности, мотивация; - социальные - положение в коллективе, влияние, друзья; - физические - дефекты здоровья.
На своих занятиях я применяю такие личностно-ориентированные методы обучения, как метод диалога, когда педагог и ученик – собеседники; метод сравнений и ассоциаций, когда каждый ребёнок может высказать свою ассоциацию по данной ситуации; индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Основными принципами организации занятия являются: - системность и целостность содержания;
- включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы (роль наблюдения и практических работ);
- постановка проблем;
- мотивация учащихся (создание ситуации успеха);
- познавательная активность (поощрение творческой активности, использование сюжетно-ролевых игр, анализ ситуации); - сотрудничество (организация равноправного партнёрского общения)
- вариативность процесса занятия, индивидуальный подход, работа над развитием и сильных и слабых участников коллектива.
В системе занятия использую индивидуализацию и дифференциацию обучения.
Наблюдения за работой обучающихся на занятиях помогают выявить индивидуальные особенности учащихся и учитывать их при организации и проведении занятий. Использую следующие способы работы с детьми:
- варьирование времени на выполнение работы;
- использование упрощенных заданий;
- использование дополнительного материала;
- более пристальное внимание к детям со слабыми способностями, это активизирует ребят, развивает их способность, приучает работать;
- различная помощь сильным и слабым.
Чтобы дать обучающимся возможность проявить себя в творческой деятельности, научить ориентироваться в задании; планировать ход работы; уметь представить свои результаты, решаю вопросы по следующим направлениям:
- обеспечиваю благоприятную атмосферу на занятиях;
- доброжелательность,
-стараюсь разнообразить занятия новыми материалами с целью развития любознательности детей;
- использую дополнительный учебный материал, который делает обучение увлекательным, интересным, разносторонним, познавательным процессом;
- использую различные технологии (информационно – коммуникационная, проектная, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения, игровые, сотрудничество, традиционные технологии. Интерес к занятиям прививаю через активизацию познавательной деятельности, нестандартную подачу материала, использование ИКТ, презентации, видеофильмов, постановку проблемных заданий, творческих заданий с различными способами решения, вариативность обучения, его обогащение, т.е. расширение изучаемой области за счет знакомства с дополнительной литературой, изучение различных техник, необычных материалов; использование нестандартных форм ведения занятия; поощрение высказывания оригинальных идей; использование личного примера творческого подхода к решению проблем; предоставление детям возможности активно задавать вопросы; обеспечение возможностей для практического применения знаний. ИКТ-технологии позволяют раскрыть индивидуальные особенности учащихся и дать им возможность приложить свои знания, показать достигнутые результаты. познавательные и игровые потребности учащихся. Использование ИКТ помогает повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к положительным результатам:
обеспечивает процесс усвоения учебного материала;
вовлекает каждого ребенка в процесс обучения;
увеличивает объем выполненной работы;
вызывает живой интерес к предмету;
осуществляет дифференцированный подход;
Обучающиеся самостоятельны в выборе того, как раскрыть предложенную тему, в какой технике выполнить работу. Мною используются индивидуальные, групповые и коллективные формы, которые способствуют развитию самостоятельности, самоорганизации, учат работать в коллективе, распределять самостоятельно между собой задания. Обучающиеся привлекаются к участию в конкурсах детского творчества, где могут показать свои индивидуальные способности, к оформлению выставок детского творчества.
На занятии стараюсь создать условия для того, чтобы обучающиеся могли свободно высказывать свое мнение, предоставляю возможность поразмышлять, поспорить; свободно задавать вопросы.
При выполнении творческих заданий даю возможность обучающимся самостоятельно выбрать способ (технику) выполнения (живопись, графика, аппликация, лепка), сюжет к предложенной теме. Во время выполнения групповых работ ученики самостоятельно распределяют между собой задания.
Индивидуальные особенности здоровья обучающихся учитываются при проведении занятий через:
- использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс (индивидуально-дифференцированный подход к учению, групповые и игровые технологии);
рациональная организация труда обучающихся; оптимальный темп ведения занятия;
создание комфортного психологического климата;
чередование различных видов деятельности на занятии (разнообразие заданий. направленных на поддержание интереса и снятия повышенной утомляемости).
Рациональная организация труда смена деятельности, разных методов и форм работы помогают избежать однообразия на занятиях, монотонности, преждевременной усталости.
Учитывая требования здоровьесберегающих технологий, для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на занятии провожу динамические паузы, физкультминутки, минутки релаксации. При закреплении изучаемого материала использую всевозможные игровые моменты, чтобы разнообразить виды деятельности на уроке и помочь обучающимся легче усвоить новый материал.
В своей педагогической практике я придерживаюсь, педагогики сотрудничества, в которой два субъекта учебной деятельности (я - педагог и ребенок) действуем вместе, являясь равноправными партнерами. Личностный подход к ребенку, заложенный в основу педагогики сотрудничества, ставит в центр дополнительного образования развитие личности ребенка, его внутреннего мира, где скрываются неразвитые способности и возможности, не раскрытые таланты и потенции. Цель – разбудить эти внутренние силы ребенка и использовать их для более полного развития его личности. Я проявляю искреннюю заинтересованность в сотрудничестве, общении; одобряю право каждого участника образовательного процесса на собственную точку зрения. Стараюсь создать ситуаций успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности.
Большое внимание я уделяю технологии проектного обучения, при которой учащимся не даются готовые знания, а предлагается лишь тема, над которой предстоит работать. Инициатива и самостоятельность приветствуется. Учащиеся самостоятельно выбирают тему работы, составляют план, подбирают и изучают литературу, готовят презентацию. Выполнение подобных заданий позволяет активизировать такие приёмы умственной деятельности как анализ, синтез, обобщение; развивать приёмы и способы работы с информацией, связанные с ее сбором, переработкой, представлением; актуализировать, формировать и систематизировать знания.
Здесь ценен не только результат, но в большей мере сам процесс, при котором происходит развитие творческого мышления, вводятся элементы исследовательской деятельности. Моя роль сводится в этом случае лишь к помощи в поиске источников информации, ее логическому применению и координации процесса. У учащихся формируются личностные качества — способность к рефлексии и самооценке, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности. Результат проектной деятельности – это, прежде всего ход самой деятельности, а продукт (игрушка, открытка) – это одно из воплощений замысла. Многообразие и универсальность проектов позволяет выбрать соответствующий интересам детей и их возможностям.
В результате нашей исследовательской деятельности создан проект «Современные техники бумагопластики». Эта большая тема была разбита на маленькие подтемы. Дети выбирали темы своих мини – проектов самостоятельно. Каждый мини-проект посвящен конкретнойтехнике: «Айрис-фолдинг «Оригами», «Скрапбукинг», «Киригами» и др.
Кроме того, получился продукт нашего исследования – изделия. Их можно было рассмотреть, потрогать, использовать дома как предмет декора и даже игры.
Проект «Женские обережные рукоделия» разбит по темам: «Славянские обереги», «Мандалы», «Темари». В них сконцентрировалось то, что представляло истинную ценность для народа.
Творческие проекты ребят: «Автомобили» из металлического конструктора. «Животные» и «Архитектурные сооружения» созданы с использованием 3 D ручки.
В своей учебной деятельности веду систематическую работу с одарёнными детьми. Она основывается на дифференцированном подходе, способствует расширению и углублению образовательного пространства обучающихся. Включает в себя привлечение детей к участию в конкурсах и выставках; выполнение индивидуальных творческих, научно-практическая деятельность; организация творческих выставок работ одаренных детей.
По программе социально-педагогической направленности «Город мастеров» занимаются дети с ОВЗ - группа детей из Буткинской школы - интернат. Мной оцениваются не только итоговые знания, но и усилия ученика. Учащиеся отличаются по уровню способностей и потенциальным возможностям развития. Поэтому я считаю необходимым предлагать задания, отвечающие уровню их умственного развития, различные по темпу выполнения, соответственно возрасту и году обучения.
На занятиях, кроме прикладного творчества, включаю обучающихся в активное общение с друг другом, учу выстраивать отношения с людьми вне зависимости от своих симпатий и антипатий. Целенаправленно организую общение, как способ развития социальной компетентности. В учебный курс входят темы: по ОБЖ, рассказы о профессиях «Все работы хороши».
Наиболее эффективной формой формирования социальной компетентности учащихся считаю коллективные творческие дела. Они предоставляют каждому ученику возможность внести свой личный вклад в общее дело, проявить свои личностные качества, способствуют укреплению коллектива, эмоционально привлекательны для ребят.
В своей деятельности стараюсь учитывать интересы воспитанников, идти не только от требований программы, но и от склонностей и возможностей кружковцев. Такой индивидуальный подход позволяет увидеть личность в каждом и воспитать у него чувство собственного достоинства.
С целью непосредственного воспитательного воздействия на детей организую такие мероприятия как беседы; проведение интеллектуальных игр; просмотры фильмов и мультфильмов с последующим обсуждением; участие в различных акциях, конкурсах.
В своей деятельности использую следующие методы воспитания: воспитание общением, сотрудничеством, сотворчеством.
Мною подготовлена работа «Условия достижения эффективности моей воспитательной деятельности», в которой рассказываю об основных направлениях моей воспитательной деятельности; викторина по краеведению «Бутка - частица России», ежегодно проводится акция «Георгиевская ленточка»
Информирую родителей об успехах их детей, веду диагностическую работу в отношении удовлетворенности родителей.
Ведётся постоянное сотрудничество с Буткинской управой, МКОУ «Буткинская СОШ», ГКОУ СО «Буткинская школа – интернат», Буткинская сельская библиотекой, Буткинским КДЦ,
В образовательном процессе использую электронные образовательные ресурсы: лицензионные, созданные самостоятельно. Созданы сайты на портале «Мультиурок», «Инфоурок»; электронное портфолио на образовательном портале «Завуч».
Являюсь членом экспертной комиссии Всероссийского дистанционного конкурса «Ты – гений!»
Система мониторинга. В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остается одним из наименее определенных, а потому вызывает реальные затруднения. Исходя из характера программы я разработала диагностические методики, отражающие ее цели и задачи:
Тестирование по темам.
Контроль за усвоением знаний, умений, навыков в процессе освоения им дополнительной образовательной программы.
Контроль личностного развития ребенка.
Изучение творческого потенциала, социальной адаптации в обществе.
Изучение творческой активности.
Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, о ее результатах можно судить по двум группам показателей:
учебным, фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы;
личностным, выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в детском объединении.
Для диагностики данных показателей я использую «Матрицу диагностики образовательных результатов в дополнительном образовании детей» авторов Буйловой Л.Н., Клёновой Н.В.), которая позволяет наглядно представить набор основных знаний, умений и практических навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы, а также систему важнейших личностных свойств, которые желательно сформировать у ребенка за период его обучения. Кроме того, таблицы позволяют определить возможные уровни выраженности каждого измеряемого показателя у разных детей, а значит, степень соответствия этих показателей предъявляемым требованиям.
Мониторинг результатов обучения учащихся.
Мониторинг личностного развития учащихся
![]()
Результаты мониторинга подтвердили предположение о том, что личностно–ориентированный подход в обучении активизируют внимание, способность к сравнительному анализу, пробуждают ассоциативное мышление, вызывают необходимость изучать разнообразные способы композиционно-структурного, стилистического решения, что и является стимулом развития творческих способностей у учащихся. Таким образом, разумно организованная система контроля и оценки образовательных результатов детей в системе дополнительного образования дает возможность определить степень освоения каждым ребенком программы, выявить наиболее способных и одаренных учащихся, а также проследить развитие личностных качеств учащихся, оказать им своевременную помощь и поддержку.
Индивидуальная карточка развития позволяет ввести поэтапную систему контроля за обучением детей и отслеживать динамику образовательных результатов ребенка по отношению к нему самому, начиная от первого момента взаимодействия с педагогом. Этот способ оценивания — сравнение ребенка не столько с другими детьми, сколько с самим собой, выявление его собственных успехов по сравнению с исходным уровнем — важнейшее отличие дополнительного образования, стимулирующее и развивающее мотивацию обучения каждого ребенка
Полученные срезы позволяют последовательно фиксировать поэтапный процесс изменения личности каждого ребенка, а также планировать темп индивидуального развития, акцентируя внимание на выявленных проблемах.
3. Проектная деятельность.
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей.
На следующий межаттестационный период для работы я выбрала тему:
«Активизация познавательной деятельности в рамках реализации программы дополнительного образования технической направленности посредством индивидуализации и дифференциации процесса обучения».
Примерный план работы над темой самообразования
Этапы | Содержание работы | Форма представления результатов |
Первый год работы над темой | | |
I. Диагностический | 1. Анализ затруднений. 2. Постановка проблемы. 3. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. | Собеседование с заместителем директора по НМР (методистом) |
II. Прогностический | 1. Определение цели и задач работы над темой. 2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3. Прогнозирование результатов. | Выступление перед коллегами одной направленности |
Второй год работы над темой | | |
III. Практический | 1. Внедрение передового практического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы. 2. Формирование методического комплекса. 3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов. 4. Корректировка работы. | Открытые занятия, выступления на заседании педагогического совета |
Третий год работы над темой | | |
IV. Обобщающий | 1. Подведение итогов. 2. Оформление результатов работы по теме. 3. Представление материалов. | Выступления на заседании методического совета, на заседании педагогического совета, на заседании районного МО, конференциях различного уровня |
В ходе дальнейшей педагогической деятельности | | |
V. Внедренческий | 1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. 2. Распространение опыта. | Реферат, индивидуальный творческий проект и др. |
Заключение.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод: поставленные задачи реализованы. Цель достигнута, так как были созданы благоприятные условия, необходимые для формирования и развития творческих качеств личности обучающихся с применением технологии личностно-ориентированного обучения. Применение технологии личностно-ориентированного обучения обучающихся, положительно сказалось на качестве результатов образования, о чем свидетельствуют стабильные учебные показатели обучающихся.
Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения. С усилением стремления к творческой активности, постепенно увеличился объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей. Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат. Ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях. Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой активности и применяя их в учебном процессе, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании.
Развитие творческих способностей - сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает тесное сотрудничество всех субъектов образования. А сам педагог должен быть терпим к проявлениям творчества детей, будь они даже не в нужный момент или же просто кажущимися нам неумехами. Нужно уметь вовремя их увидеть, поощрить и дать возможность проявиться еще раз.
Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Для этого важно подобрать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных педагогических технологий.
Список используемых источников.
«Закон об образовании в Российской Федерации» 2012г.
Устав МКУ ДО «Буткинский Дом детского творчества».2013г.
Образовательная программа МКУ ДО «Буткинский ДДТ». 2018г.
Алгоритмы активизации творческого мышления (по Бухвалову) // Школьный психолог. 2004. №4
Бондаревская Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. - Ростов – на - Дону, 1997
Борисов П.П. Компетентностно-деятельный подход и модернизация содержания общего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2003. - №1.
Выготский Л. С. Педагогическая психология , т.5. – М, 1982
Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии…» (творчество и развивающее образование) // Вопросы психологии. 2008 №5
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. - М., 1998.
Развитие творческой одарённости детей школьного возраста // Школьный психолог. 2001. №11
Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования. – М: «Сентябрь», 2000г.
Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. №4