«Планирование урока с использованием личностно-ориентированных педагогических технологий, направленных на достижение образовательных результатов ФГОС»
«Цель обучения ребёнка состоит в том,
чтобы сделать его способным развиваться
дальше без помощи учителя».
Э. Хаббарт
1.Личностно - ориентированное обучение в рамках реализации ФГОС
ФГОС ООО определил цели образования на современном этапе российского образования. В нём говорится о необходимости «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но в первую очередь на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».
Педагогическая проблема, над которой я работаю « Организация урока математики на основе личностно- ориентированного подхода», напрямую связанна с современными требованиями ФГОС, также обусловлена гуманизацией образования и индивидуализацией обучения. Формирование личности, его критического мышления, мировоззрения всегда было востребованным, было и остаётся основной задачей школы.
В соответствии с ФГОС, учитель должен заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Учитель должен помочь детям быть личностями, помочь стать не только субъектом своей учебной деятельности, но и всей своей жизни – настоящей и будущей. Поэтому я рассматриваю подход к воспитанию,как к созданию условий для саморазвития личности.
Личностно-ориентированное обучение, по моему мнению, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не "учет", а "включение" собственно личностных функций субъекта или востребование его субъектного опыта.
То есть, моя роль, как учителя, состоит не в передаче знаний, умений и навыков, а в организации такой образовательной среды, которая позволяет ученику, опираясь на свой потенциал и соответствующую технологию обучения, проявить познавательную активность. Для этого я строю образовательную деятельность так, чтобы она была направлена на индивидуальную самореализацию учащегося и развитие его личностных качеств.
Но какие бы новации не вводились, только на уроке встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.
2. Проблемно-диалогическая технология как средство реализации личностно - ориентированного обучения.
«Все самые замечательные идеи и образовательные реформы могут быть проиграны в школьном классе, если не будет готов учитель». (Майкл Барбер)
Урок – это первый шаг к раскрытию, формированию и реализации личностные особенности учащихся. Объединению этих задач и служит мой личностно-ориентированный урок.
На уроке я стараюсь реализовать следующие цели:
заинтересовать каждого математикой и обеспечить его развитие в условиях атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;
развить творческий потенциал учащихся;
развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка;
помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться .
Для реализации этих целей я использую проблемно – диалогическую технологию. На мой взгляд, именно она является тем арсеналом личностно-ориентированного обучения, который направлен на поддержку индивидуального развития обучаемого, на предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения …. Данная технология предполагает, что на уроке должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, так как нельзя не понимать того, до чего додумался лично.
Послушайте стихотворение Н.Рыленкова
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Действительно знания, полученные в результате поиска, исследования, запомнятся на всю жизнь.
Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. Постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога.
Обозначу некоторые приемы создания проблемной ситуации
Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями. Одновременно предъявляются ученикам противоречивые факты, теории, мнения. В данном случае факт понимается как единая научная информация, теория – система научных знаний, мнение – позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: « Что вас удивило?», «Что интересного вы заметили?», «Какое противоречие налицо?»
Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Сколько было вопросов?» «А сколько ответом, мнений?» или «Задание было выполнено?» « А как так получилось( все решили по – разному)?» «Чего вы не знаете?»
Пример: урок алгебры 7 класс по теме «Свойство степени с натуральным показателем»
Анализ | Учитель | Ученики |
вопрос на новый материал побуждение к осознанию побуждение к проблеме тема | – Посмотрите на примерына доске. – Как вы думаете, какие действия можно выполнять со степенями? – Вопрос я задала один, иответ должен быть один, а сколько вы высказали мнений? – Так чего мы еще не знаем,какой возникает вопрос? Фиксирует вопрос на доске | Видят примеры: а3 + а5 ; а3 ∙ а5; (а3)5 а3 - а5; а3 : а5 - Все, возможно. – Только умножение и деление. – Только возведение в степень.(Проблемная ситуация.) – Много разных мнений. (Осознание противоречия.) – Какие же действия можно выполнять со степенями? (Вопрос.) |
Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским представлением учеников и научным фактом, осуществляется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель выявляет житейское представление учащихся вопросом, можно предложить учащимся задание «найти ошибку». Затем (шаг 2)предъявляет научный факт сообщением, наглядностью, расчетами. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: « Как вы думали?» « А как на самом деле?»
Пример:
Урок математики в 6 классе по теме «Задачи на проценты»:
Анализ | Учитель | Ученик |
вопрос «на ошибку» предъявление научного факта расчетами побуждение к осознанию побуждение к проблеме тема | – Предположим, цена то вара была А. Затем цена повысилась на 10%, а к Новому году снизилась на 10%. Изменилась ли цена товара? – Считаем. Цена товара была 100 руб. После повышения на 10% стала 110 руб. А после понижения на 10% стала? – Что вы сказали сначала? – А что оказывается на самом деле? – Значит, каких задач мы еще не умеем решать? Какая будет тема урока? Фиксирует тему на доске | – Цена товара не изменилась. (Житейское представление.) – 99 руб ! (Проблемная ситуация.) – Цена не изменится. – Цена уменьшилась. (Осознание противоречия.) – Задачи на проценты. (Тема.) |
Пример: Предположим, цена товара была 100 рублей, затем цена увеличилась на 10%, а к Новому году снизилась на 10%. Изменилась ли цена товара? Часто учащиеся отвечают – не изменилась. Учитель показывает в ходе решения задачи, что это не так. Учащиеся понимают, какие задачи они не умеют решать, ставят цель: научиться решать задачи на проценты.
Прием 4. Проблемная ситуация между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим. Сначала классу предлагаются задания на пройденный материал, с которыми ученики успешно справляются. Последним заданием предъявляется задание (задача, пример) на новый материал, которое при отсутствии знаний по сегодняшней теме чаще всего вызывает у школьников затруднение. Проблемная ситуация на уроках обычно создаётся фронтально, т.е. каждый ученик выполняет задание самостоятельно. Далее учитель разворачивает с классом побуждающий диалог. Для того чтобы ученики осознали противоречие, учитель произносит следующие реплики: «Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Чем это задание (задача, пример) не похоже на предыдущее?». Заканчивается побуждающий диалог одной из двух возможных фраз: « Какой возникает вопрос? Или «Какая будет тема урока?».
Пример: задания найти площади данных фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг). Учащиеся сталкиваются с проблемой – не знают, как найти площадь круга. Формулируем тему урока: Площадь круга. Ставим цель: научиться находить площадь круга.
На уроках использую метод «Сообщения темы с мотивирующим приемом». Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.
Пример: урок алгебры в 7 класс по теме «Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля»
Анализ | Учитель | Ученик |
«яркое пятно» в форме ребуса | – Сегодня мы продолжим решать уравнения. Но какие именно – догадаетесь сами. Чтобы определить ключевое слово темы, надо отгадать понятия, которым я дала определение. Первые буквы угаданных понятий и образуют задуманное слово. – Столица России. – Участок суши, со всех сторон окруженный водой (океанов, морей, рек, озер). – Способ размножения одноклеточных организмов. – Геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки. – Естественный спутник Земли. – Последняя буква в фамилии русского писателя, автора произведений: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Мертвые души». – Итак, какое же слово я загадала? – Значит, тема урока? – Точнее, «Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля». Фиксирует тему на доске. | - Москва - Остров - Деление -Угол - Луна ь - Модуль - Решение уравнений с модулем |
Еще один метод «Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог».Представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения, при необходимости продолжается подсказкой, в крайнем случае, завершается сообщением учителя. Общее побуждение осуществляется стандартной репликой:«Какие есть гипотезы?», которая провоцирует выдвижение любых гипотез – как и ошибочных, так и решающей. При проверке гипотез побуждающий диалог выглядит так: «Вы согласны с гипотезой? Почему?», подсказка дается к аргументу или контраргументу, в крайнем случае последнее сообщается в готовом виде. Для практической проверки гипотезы общее побуждение осуществляется стандартной репликой «Как нам проверить эту гипотезу?». По ходу диалога учителю необходимо обеспечивать безоценочное принятие любых мыслительных результатов учащихся: ошибочных или решающих гипотез, ошибочных или верных проверок.
| | |
материал для выдвижения гипотез побуждение к гипотезам подсказка к решающей гипотезе представление гипотез группами побуждение к проверке подсказка к плану вывод учебник | – Сейчас будете по группам решать пример 56 х 21 = ? Подходит к каждой группе: – Какие есть гипотезы? С чего нужно начать? – Воспользуйтесь распределительным свойством! – Группы, поместите листы на доску и прокомментируйте свой способ решения. – Как проверить, какой из двух способов верный? – Может быть, воспользуемся какимто прибором? – Делайте! Что получилось? – Значит, как надо умножать на двузначное число? – Сравните свой вывод с учебником | Разбиваются по группам, начинают работу. Каждая группа выдвигает гипотезу и фиксирует ее на листе. Представляют две гипотезы: 50 х 20 + 6 х 1 = 1006 (ошибочная) 56 х 20 + 56 х 1 = 1176 (решающая) Молчат. – Можно проверить на калькуляторе! (План проверки.) – При умножении на калькуляторе получается 1176. (Аргумент.) Формулируют правило. (Открытие нового знания.) – Все верно |
Различие методов - в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий от проблемной ситуации диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом лишь имитируют творческий процесс. При этом подводящий диалог успешно формирует логическое мышление и речь учащихся, а развивающий результат сообщения темы с мотивирующим приемом незначителен.
Но в то же время у всех способов есть и принципиальное сходство: каждый завершается интересной классу учебной проблемой. Ребята хотят искать ответ на вопрос, который поставили сами. Ученики стремятся изучать тему, которую они лично сформулировали или которой их умело заинтриговал учитель. Любым из путей учитель вызывает у школьников интерес к тому новому материалу, который предстоит изучить сегодня.
Таким образом, все методы постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию учащихся.
При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:
1. умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);
2. самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);
3. креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).
Таким образом, проблемное обучение вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности; способствует развитию познавательной активности; обеспечивает более прочное усвоение знаний; делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.
Поиск решения, выдвижение гипотез учениками и само решение проблемной задачи требует творческого мышления, познавательной практики, анализа и синтеза, выявления противоречий и прочих мыслительных операций. На пути к решению проблемной задачи учащиеся не только получают новые знания, но и поднимаются на новую ступень в своем интеллектуальном развитии. Способствуя активизации мышления и речи школьников, проблемная ситуация
повышает их интерес к процессу обучения. Личность учащегося и есть ядро проблемной ситуации.
Таким образом, при проблемном обучении ученик становится субъектом своего обучения, и в результате этого он получает новые знания, овладевает новыми способами действия, универсальными учебными действиям:
Личностные:
- развитие "Я-концепции" и самооценки личности;
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия;
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".
Коммуникативные:
- построение понятных для партнёров высказываний;
- использование речи для регуляции своих действий;
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,
- построение монологического высказывания.
Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия.
Познавательные:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи,
- структурирование знания.
Считаю, что проблемно - диалогическое обучение – технология, обеспечивающая тройной эффект обучения: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.
Вывод.
Моя практика показала, что организация личностно ориентированных уроков приводит к заметным результатам, так как:
- такое построение уроков позволяет учащимся осознать способы получения знаний;
- ученик становится субъектом учебной деятельности, приобретая главное умение – умение самостоятельно учиться;
- урок развивает умения учащихся по постановке цели, прогнозированию предстоящей деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексии;
- класс формируется как учебное сообщество, способное и склонное ставить учебную проблему, искать пути её решения;
- такое построение уроков обеспечивает преемственность начальным общим и основным общим образованием.
Методом проведения тестирования был определён и зафиксирован рост школьной мотивации учеников.
При помощи тестирования выявлено, что ученики класса осознают и принимают оценку учителя.