выступление на ШМО учителей старших классов Личностно-ориентированные технологии обучения на уроках русского языка как способ повышения эффективности образовательного процесса
Ванькова Л.И.,
учитель русского языка МБОУ «СКШИ VIII вида»
27.10.2020г.
«Я против всего, что закрывает двери и отрезает возможности».
А.Маслоу
В работе с детьми коррекционной школы мы регулярно сталкиваемся с различными проблемами, связанными с:
а)психологической незрелостью обучающихся (умение сделать выбор, умение адекватной самооценки, низкая учебная мотивация, восприятие новых форм заданий);
б)нарушением словесно-логического мышления (умение выстраивать синтаксические единицы в соответствии с нормами и правилами русского языка;
в)нарушением норм и правил русского литературного языка (орфографическая и пунктуационная зоркость, умение применять правило).
Поэтому первоочередной целью учителя русского языка в работе с детьми с ИН можно поставить отбор и применение наиболее эффективных приёмов личностно-ориентированного обучения именно этой группы обучающихся.
В теоретическую основу личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе заложены ведущие идеи гуманистической психологии, теории самоактуализации личности А.Маслоу и клиентоцентрированная терапия К.Роджерса.
Главными составляющими жизни человека являются его наивысшие стремления: профессионально-личностный рост, самоактуализация, стремление к здоровью, саморегуляции, эффективному функционированию, поиск идентичности и автономности, жажда прекрасного. К. Р. Роджерс убежден, что тенденция к личностному росту, здоровью и самоактуализации усиливается благодаря принятию самого себя «таким, каков ты есть».
Специфика личностно-ориентированного обучения заключается в ориентации на преимущественное развитие субъективности ученика, на запуск соответствующих возрасту и возможностям здоровья механизмов саморазвития.
По определению И.С.Якиманской личностно - ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
Ученик рассматривается как субъект познания. В связи с этим обучение предлагается строить на основе познавательного опыта ребёнка, его способностей и интересов. Предоставляется возможность каждому обучающемуся реализовать себя в познании, в учебной деятельности и в учебном поведении. И для этого необходимо научить его таким способам мышления и учебной деятельности, которые обеспечат его интеллектуальное развитие.
Так, по мнению И.С.Якиманской, одним из ведущих принципов личностно-ориентированного обучения является проблемное изложение учебного материала. Подобный подход обеспечивает связь обучения с жизнью на уроках гуманитарных дисциплин, помогает выбрать наиболее эффективные виды самостоятельной работы, а также сделать процесс обучения гуманитарным наукам динамичным, дифференцированным и активным.
Применение технологий личностно-ориентированного образования имеет немаловажное значение при обучении гуманитарных дисциплин, в том числе и русскому языку.
Личностно-ориентированное образование в современной педагогике направлено на развитие тех качеств личности, которые помогут каждому ученику не только занять в жизни активную позицию, но и в полной мере реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал.
В рамках личностно-ориентированного обучения, как самосоятельные
технологии можно выделить разноуровневое обучение, коллективное
взаимообучение, модульное обучение, технологию проектного метода,
игровые и информационно-коммуникационные технологии, технология сотрудничества
т
Для достижения результатов необходимо выполнять следующие требования концепции личностно-ориентированного обучения:
1. Разноуровневый подход – ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.
1) Урочный, внеурочный материал, домашние задания делятся на базовый уровень (для всех по программе) и уровень повышенной сложности.
2) Контрольно-измерительный материал предлагается на выбор, например, задания, первого, второго и третьего уровня сложности.
3) При закреплении нового материала предлагается помимо основных упражнений выполнить дополнительные
Разноуровневое обучение
Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного каждому ученику.
3 уровень
1 уровень
2 уровень
Конструктивный
Ученик устанавливает причинно-следственную связь, использует те же правила и орфограммы, но применяет их в различных проблемных ситуациях
Творческий
Ученик умеет обобщать, анализировать, применять полученные знания. Выполняются задания повышенной сложности
Репродуктивный
Отвечает требованиям образовательного стандарта, обучающиеся усваивают базовый уровень.
Разноуровневые карточки по теме «Правописание корней»
Безударные гласные в корне, проверяемые и непроверяемые ударением
1. Прил...скать с...баку, раск...лить ск...вороду, юный зап...вала, ув...дание л...ствы, высокое загр...ждение, л...чебное г...лодание, д...лекая ст...рона, отк...затъся от услуг, зач...рованный взгляд (18 слов).
* Задание 1-го уровня
• Вставьте пропущенные буквы.
• Выделите главное слово в словосочетании.
** Задание 2-го уровня
• Вставьте пропущенные буквы, укажите в скобках проверочные слов.
• Выпишите выделенные слова, укажите рядом антонимы.
*** Задание 3-го уровня
• Вставьте пропущенные буквы, выписав сначала словосочетания сущ. + прил., а затем гл. + сущ.
• Запишите собственные словосочетания с тремя первыми главными словами (приласкать, раскалить, запевала).
- В практическом применении разноуровневый подход позволяет ребёнку учиться делать выбор, учиться адекватно оценивать свои возможности на данном этапе развития, мотивирует на выполнение более сложных заданий.
- 2. Дифференцированный подход – выделение групп детей на основе смешанной дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.
- 1) В образовательном учреждении для детей с ИН в системном порядке проводятся «коррекционные минутки» – упражнения, направленные на коррекцию текущих ошибок школьников, а также коррекционные занятия-уроки, результатом которых является освоение учениками основных норм и правил русского языка.
- 2) В связи с разным темпом деятельности школьников на занятиях предлагается наглядно представлять им алгоритм урока (план работы на уроке).
- 3) Оценивание деятельности обучающихся выполняется в соответствии с образовательной программой, но при этом можно учитывать достижение результатов «зоны ближайшего развития».
- 4) В обязательном порядке даются дополнительные задания обучающимся: более успевающим – опережающие задания, менее успевающим – задания на повторение, пропустившему по болезни – материал для самостоятельного изучения .
Исходя из педагогического опыта, стоит отметить, что коррекционные занятия легче для учителя и увлекательнее для обучающихся проходят в коллективной работе (а вовсе не в индивидуальной).
Во-первых, ученики любопытствуют, чья была ошибка, во-вторых, с большим желанием находят и поясняют правильный ответ.
Ребёнок при такой форме работы не чувствует себя «белой вороной» из-за большого количества ошибок, а наоборот, увлечённо и быстро выполняет коррекционные упражнения.
Также и наглядный алгоритм структуры урока включает соревновательный дух учеников, что способствует более активному темпу их деятельности. Очень важно ставить перед школьниками коррекционной школы конкретную задачу в освоении определённой темы, например: «Твоя задача – научиться выполнять морфологический разбор»… . Это помогает ребёнку видеть свои слабые стороны и определять для себя способы решения проблемы. Дополнительные задания нужны для того, чтобы ребёнок учился нести за себя ответственность: пропустил занятия – самостоятельно изучи материал.
3. Индивидуальный подход – распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям.
1)Индивидуальные домашние задания (доклады, сообщения, выступления).
2)Задания по внеклассной работе (олимпиады, дистанционные конкурсы, проектная деятельность).
3)Опережающие задания (сообщение по следующей теме урока, часть урока).
4) Индивидуальные задания на уроке (с учётом социального и семейного неравенства обучающихся, с учётом ограниченных возможностей здоровья детей).
Опережающие задания перекладывают часть работы учителя на ученика. Школьник становится ответственен перед всем классом, это даёт ему определённый стимул и для дальнейшего самостоятельного подхода к жизненным ситуациям. Очень любят ученики дистанционные олимпиады и конкурсы. Чтобы найти ответы, им приходится обращаться к самым разным источникам информации: к словарям, энциклопедиям, справочникам, учебным пособиям, интернет-ресурсам. Соответственно, расширяется кругозор обучающихся, развивается их самостоятельность и ответственность.
В коррекционных школах обучаются дети из неполных, из неблагополучных семей, дети с ограниченными возможностями здоровья. Естественно, выбор заданий и упражнений определяется индивидуальными особенностями обучающихся конкретного класса и конкретного ребёнка.
Здесь задача учителя – так подобрать материал и формы деятельности, чтобы как можно сильнее сплотить коллектив класса, научить детей быть толерантными друг к другу.
4.Субъективно-личностный подход – отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.
1) Индивидуальная беседа с обучающимся, с родителем или законным представителем.
2) Индивидуальные коррекционные занятия.
3) Ситуация успеха.
Субъективно-личностный подход к обучающимся каждый учитель выполняет по-своему. Главное – найти ключик к каждому ребёнку, показать пример живого общения и пример неравнодушного отношения к близким людям. Главное – не забывать, что дети перенимают наш образец общения. Чтобы субъективно-личностный подход был эффективным в педагогической практике, необходимо активно подключать к образовательному процессу и родителей (или законных представителей), и учителей-логопедов, и дефектологов, и психологов.
Стоит отметить, что мотивация на уроках с использованием личностно-ориентированных технологий является важной составляющей. Мотивация в начале урока поможет обеспечить значимость решения учебных задач и всей учебной деятельности.
Отмечу основные этапы урока с использованием личностно-ориентированного подхода к обучению:
- Организационный момент, мотивация к учебной деятельности;
- Проверка усвоения предыдущего материала;
- Постановка проблемы, создание плана работы на уроке;
- Открытие учениками новых знаний, проблемно-поисковая деятельность;
- Практическая деятельность совместно с учителем;
- Самостоятельная работа учащихся;
- Самоконтроль и самооценка результатов учеников;
- Совместное подведение итогов, рефлексия;
- Оценивание учителем работы учеников с аргументацией (по критериям);
- Комментирование домашнего задания.
Задачи дальнейшей деятельности
- Совершенствовать методику личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка с целью повышения эффективности учебного процесса.
- Продолжить формирование навыков самостоятельной работы учащихся и развитие их познавательной активности
2
- Изучать передовой педагогический опыт по использованию инновационных технологий с целью их внедрения в учебно-воспитательный процесс.
На своих уроках я использую разные дидактические материалы: тексты, карточки, таблицы, схемы, иллюстрации.
Важно, чтобы дидактический материал был разработан с учетом особенностей учеников, отвечал цели и теме урока, был доступен для самостоятельного анализа, был наглядным.
При разработке материала я учитываю, что некоторым ребятам необходимы образцы выполнения задания, правила для выполнения того или иного упражнения
Итак, мы видим, что целью применения индивидуально-личностной технологии обучения на уроках русского языка является развитие личности обучающегося, его индивидуальности и неповторимости;
в процессе обучения учитываются ограниченные возможности ребёнка, его ценностные ориентации, структура его убеждений.
Мы видим, как при индивидуально-личностном подходе весь процесс обучения согласуется с особенностями механизмов познания, с особенностями мыслительных и поведенческих стратегий обучающихся. Только с учётом индивидуальных особенностей ученика учитель сможет организовать формирование «внутренней модели мира» подростка.
Информационные ресурсы
- www . nayrok . ru ,
- www . rusedu . ru ,
Алексеев Н.А., Якиманская И.С., Газман О.С., Петровский В.А. и др. Новая профессия в педагогике // Учительская газета. 19
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика. 1989. 192 с.94. № 17-18
Лежнева Н.В. Урок в личностно-ориентированном обучении // Завуч начальной школы. № 1. 2002. – с. 14-18.
Лукъянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока // Завуч. № 2. 2006. – с. 5-21.
Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М.:НИИ школьных технологий,2005.–144 с.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.