СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Личностно-ориентированный подход (К. Роджерс).
К. Роджерс является величайшим психологом XX столетия, основоположником гуманистической психологии и психотерапии. Карл Роджерс принципиально выступал против всякой технологичности, формирования, как противоречащих сути его концепции, подходу, взгляду на Человека.
С точки зрения личностно-ориентированного подхода, человек владеет неисчерпаемыми ресурсами, благодаря которым, поставленная перед собой цель становится реализуемой. Личностно-ориентированный подход известен как клиент-центрированный и отличается особым подходом к клиенту, более мягким и тактичным. В терапии К. Роджерса очень важно вдохновить человека доверять собственным ресурсам, доказать, что он может самостоятельно справиться с поставленными задачами и побороть все проблемы. Клиент-центрированный подход помогает тем, кто устал от одиночества и не находит понимания у других людей, кому не хватает сочувствия, участия и тепла. Поэтому он может применяться практически во всех областях, где нам необходимо взаимопонимание. Безусловное принятие другого, сопереживание ему, открытость своим чувствам способствуют и успешному ходу переговоров, и терапии неврозов, и разрешению социальных конфликтов.
Клиент-центрированный подход довольно часто используется в работе педагога-психолога, так как он является достаточно информативным и действенным методом. В данной методике терапевт выступает спутником клиента на некоторое время, стимулируя и направляя процесс поиска. Личностно-ориентированный подход в работе педагога-психолога предполагает создание таких условий, которые посодействуют полноценному раскрытию и развитию личностных способностей субъектов образовательного процесса. Особое внимание в работе педагога-психолога делается на взаимодействия между ребенком и психологом «здесь и теперь», что значит переживание всех эмоций в настоящее время, принятие, признание, преодоление, нахождение выхода самостоятельно.
Деятельность специалиста заключается в том, чтобы направить в нужную сторону, осознать себя личностно, раскрыть свои возможности и содействовать выявлению способов самореализации и самоопределения.
Цель личностно-ориентированного подхода – определение условий, которые позволят полноценно развивать у личности следующие функции:
- способность самостоятельно делать выбор;
- творческие, интеллектуальные, коммуникативные способности;
- определение собственного «Я»;
- умение рефлексировать;
-самореализация, саморазвитие, саморегуляция, самозащита, самовоспитание.
Важно побудить в ребенке стремления к развитию и проявлению своих способностей. Благодаря методике личность узнает о сильных личностных сторонах. Анализируемая методика может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой формах, в любом случае устанавливаются терапевтические взаимоотношения с каждой личностью. Во время сеанса педагог-психолог располагает к пересмотру созданных условных ценностей и отказу от них. Психолог помогает устранить эмоциональные блоки и препятствия на пути к самосовершенствованию и саморазвитию личности.
К. Роджерс выделял некоторые понятия, которые должны непосредственно относиться к личностно-ориентированной коррекционной работе: «эмпатия», «конгруэнтность», «психологический климат».
Также существуют определенные техники необходимые педагогу-психологу для работы в личностно-ориентированной терапии:
- эмпатический ответ, позволяющий почувствовать личности, что его понимают;
- повторы (терапевт пересказывает сказанное), при которых клиент лучше осмысливает и понимает, то, о чем сам же говорил;
- метафора позволяет создать символический образ собственного сознания и принять решение самому без внешних ограничений;
- «зеркало», предполагает отражение переживаний и слов клиента;
Данные способы установления терапевтических отношений не могут использоваться осознанно, иначе это означало бы неискренность и незаинтересованность специалиста.
Коррекционный процесс считается завершенным лишь тогда, когда у клиента происходит ряд определенных изменений:
- человек становится более искренним, естественным, открытым для усвоения нового опыта,
становится мене закрытым, более реалистичным и объективным;
- клиент научился эффективно решать свои;
- личность становится менее ранимой и уязвимой к негативным внешним факторам, т.е. улучшается психологическая приспосабливаемость;
- вырабатывается умение воспринимать свое реальное «Я» - идеальное;
- увеличивается самооценка, повышается вера в собственные силы;
- выбор становится осознанным, локализированный внутри себя, человек научился доверять самому себе;
- становится более реалистичным, правильнее воспринимает окружающих и окружающие воспринимают поведение клиента как более социально зрелое;
- человек становится адаптированным и креативным к каждой новой возникшей ситуации, научился решать свои проблемы и быть неуязвимым к внешним раздражителям, ярко проявлять собственные намерения и оценки.
Ведущим мотивом поведения человека выступает стремление к актуализации, а частью базисного стремления к актуализации является стремление к актуализации своего Я (самоактуализация). В соответствии с этим К. Роджерс выделяет такие понятия, как «Реальное Я», «Идеальное Я», «Социальное окружение».
Реальное Я — это система представлений о себе, своих чувствах, установках, ценностях.
Идеальное Я — кем человек хотел бы быть, его опыт и глубинные переживания.
Социальное окружение — это нормы, ценности, взгляды, способы поведения.
Несоответствие, возникающее между Реальным Я и Идеальным Я, порождает у человека чувство тревоги, неадаптивные формы поведения. И чем больше он отходит от своего Идеального Я, действуя в угоду Социальному окружению, тем больше оказывается дезадаптированным, испытывает различные психологические проблемы, что вызывает активизацию психологических защит в виде искажения опыта, отрицания его.
Чтобы жить и действовать в соответствии со своим Идеальным Я, человек должен обрести ощущение субъективной свободы. Сложности и проблемы у него возникают с выбором несвободы, т.е. когда он начинает жить в угоду социальному окружению. Отсюда следует важный вывод для психотерапии ( К.Роджерс был психотерапевтом): основная задача психотерапевта заключается в том, чтобы помочь человеку жить в согласии со своим опытом, быть самим собой. Но, в силу того что сам психотерапевт относится к социальному окружению, он не должен влиять на человека, навязывать ему что-либо. Его роль состоит в том, чтобы дать возможность пациенту самоопределиться, свободно выразить свои мысли и чувства, осознать, как он сам воспринимает себя, как его воспринимают другие люди. В конечном итоге психотерапевт должен оказать помощь —привести в соответствие Реальное Я пациента с личным опытом, глубинными переживаниями, т.е. с Идеальным Я. Но такая помощь только тогда даст положительный эффект, когда будут соблюдаться следующие принципы:
• полное принятие или безусловное положительное отношение к пациенту как к личности;
• адекватное эмпатическое (эмпатия — сопереживание) понимание чувств пациента и того смысла, который они имеют для него;
• конгруэнтность, т.е. способность психотерапевта в работе с пациентом оставаться самим собой.
Эти принципиальные положения психотерапевтической работы К. Роджерс переносит и на педагогическую практику. Суть его педагогической теории состоит в следующем:
1) целью педагогической деятельности является обеспечение условия для «полноценно функционирующей» личности — развитие адекватной и гибкой, здоровой Я-концепции. Это можно сделать не путем формирования личности, а посредством оказания помощи в личностном росте;
2) признается, что источник и движущие силы личностного роста находятся не вне человека, а в нем самом. Поэтому автор выступает против термина «формирование», равно как и против понятия «усвоение знаний».
По его мнению, является ценным и становится значимым только то учение, которое основано на личном опыте, на личностном выборе с возложением на себя ответственности;
3) в качестве исходного условия успешного личностного роста выступает принятие себя. Только уважающий себя, уверенный в себе человек открыт для непосредственного и рискованного процесса освобождения, самораскрытия и саморазвития.
В соответствии с таким подходом принципиально меняется и роль учителя, педагога. Его функции — не просто передавать знания, формировать умения или качества личности, а стимулировать тенденции учащихся к личностному росту, самосовершенствованию и самоактуализации.
Поэтому учителя К. Роджерс называет по-другому — учитель - фасилитатор (фасилитатор — человек, который стимулирует у других людей тенденции к личностному росту). Достичь высокого звания учителяфасилитатора можно, если соблюдать следующие условия:
• на всем протяжении учебного процесса демонстрировать детям свое полное к ним доверие;
• помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группой, так и перед каждым в отдельности;
• всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация учения;
• всегда быть для учащихся «источником» разнообразного опыта, к которому можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи;
• развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его;
• быть активным участником группового взаимодействия;
• открыто выражать в группе свои чувства;
• стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника;
• хорошо знать самого себя.
Говоря о конкретных формах и методах учителя-фасилитатора, К. Роджерс не придавал им особого значения, так как сам проповедовал отказ от универсальных методов и способов деятельности. По его мнению, учитель имеет право на выбор методических средств, приемов и способов деятельности в соответствии с конкретной ситуацией и своими собственными возможностями. Можно назвать некоторые методики, которые использовали К.Роджерс и другие представители гуманистической психологии и педагогики: различные методы групповой работы (в частности, дискуссии), обучение в диаде, использование элементов социально-психологического тренинга.
Определенную известность приобрел, например, метод «контрактов», которые индивидуально заключаются между каждым учеником и педагогом. Контракты предусматривают: изучение отдельных тем и целых курсов, возможность работать индивидуально или в группе, конечный результат и критерии оценки. После подписания контракты оглашаются в классе.
Терапия К. Роджера широко применяется в работе с подростками в школе. Но есть ограничения, описанные ученым. Существует опасность того, что помощь, оказанная клиенту, не принесет ему личностного роста. Для педагога-психолога есть опасность чрезмерного сопоставления себя с личностью и переживаниями клиента. Переход от психокоррекционного воздействия к реальной жизни может стать тяжелым испытанием для клиента, создавая некие проблемы.
Итак, личностно-ориентированный подход является действенной методикой, позволяющей человеку справиться со сложившимися жизненными сложностями и найти верный путь к их преодолению. Задача педагога-психолога заключается в том, чтобы помочь найти этот путь.
К. Роджерс и другие представители гуманистической психологии и педагогики показали возможный путь новой организации учебно-воспитательного процесса, в полной мере решающий проблемы полноценного самопознания и саморазвития личности.
Список использованной литературы:
Роджерс. – М., 1994.
Личностно-ориентированный подход (К. Роджерс).
К. Роджерс является величайшим психологом XX столетия, основоположником гуманистической психологии и психотерапии. Карл Роджерс принципиально выступал против всякой технологичности, формирования, как противоречащих сути его концепции, подходу, взгляду на Человека.
С точки зрения личностно-ориентированного подхода, человек владеет неисчерпаемыми ресурсами, благодаря которым, поставленная перед собой цель становится реализуемой. Личностно-ориентированный подход известен как клиент-центрированный и отличается особым подходом к клиенту, более мягким и тактичным. В терапии К. Роджерса очень важно вдохновить человека доверять собственным ресурсам, доказать, что он может самостоятельно справиться с поставленными задачами и побороть все проблемы. Клиент-центрированный подход помогает тем, кто устал от одиночества и не находит понимания у других людей, кому не хватает сочувствия, участия и тепла. Поэтому он может применяться практически во всех областях, где нам необходимо взаимопонимание. Безусловное принятие другого, сопереживание ему, открытость своим чувствам способствуют и успешному ходу переговоров, и терапии неврозов, и разрешению социальных конфликтов.
Клиент-центрированный подход довольно часто используется в работе педагога-психолога, так как он является достаточно информативным и действенным методом. В данной методике терапевт выступает спутником клиента на некоторое время, стимулируя и направляя процесс поиска. Личностно-ориентированный подход в работе педагога-психолога предполагает создание таких условий, которые посодействуют полноценному раскрытию и развитию личностных способностей субъектов образовательного процесса. Особое внимание в работе педагога-психолога делается на взаимодействия между ребенком и психологом «здесь и теперь», что значит переживание всех эмоций в настоящее время, принятие, признание, преодоление, нахождение выхода самостоятельно.
Деятельность специалиста заключается в том, чтобы направить в нужную сторону, осознать себя личностно, раскрыть свои возможности и содействовать выявлению способов самореализации и самоопределения.
Цель личностно-ориентированного подхода – определение условий, которые позволят полноценно развивать у личности следующие функции:
- способность самостоятельно делать выбор;
- творческие, интеллектуальные, коммуникативные способности;
- определение собственного «Я»;
- умение рефлексировать;
-самореализация, саморазвитие, саморегуляция, самозащита, самовоспитание.
Важно побудить в ребенке стремления к развитию и проявлению своих способностей. Благодаря методике личность узнает о сильных личностных сторонах. Анализируемая методика может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой формах, в любом случае устанавливаются терапевтические взаимоотношения с каждой личностью. Во время сеанса педагог-психолог располагает к пересмотру созданных условных ценностей и отказу от них. Психолог помогает устранить эмоциональные блоки и препятствия на пути к самосовершенствованию и саморазвитию личности.
К. Роджерс выделял некоторые понятия, которые должны непосредственно относиться к личностно-ориентированной коррекционной работе: «эмпатия», «конгруэнтность», «психологический климат».
Эмпатия подразумевает принятие человека, таким каким он является, сочувствие, сопереживание и явное желание откликнуться на состояние клиента и увидеть личностный потенциал.
Конгруэнтность выражает естественное поведение консультанта, соответствие настоящим чувствам, педагог-психолог выступает перед клиентом таким, каким он является.
Психологический климат, выражается в проявлении подлинных переживаний и включает в себя личностные и профессиональные умения специалиста.
Также существуют определенные техники необходимые педагогу-психологу для работы в личностно-ориентированной терапии:
- эмпатический ответ, позволяющий почувствовать личности, что его понимают;
- повторы (терапевт пересказывает сказанное), при которых клиент лучше осмысливает и понимает, то, о чем сам же говорил;
- метафора позволяет создать символический образ собственного сознания и принять решение самому без внешних ограничений;
- «зеркало», предполагает отражение переживаний и слов клиента;
Данные способы установления терапевтических отношений не могут использоваться осознанно, иначе это означало бы неискренность и незаинтересованность специалиста.
Коррекционный процесс считается завершенным лишь тогда, когда у клиента происходит ряд определенных изменений:
- человек становится более искренним, естественным, открытым для усвоения нового опыта,
становится мене закрытым, более реалистичным и объективным;
- клиент научился эффективно решать свои;
- личность становится менее ранимой и уязвимой к негативным внешним факторам, т.е. улучшается психологическая приспосабливаемость;
- вырабатывается умение воспринимать свое реальное «Я» - идеальное;
- увеличивается самооценка, повышается вера в собственные силы;
- выбор становится осознанным, локализированный внутри себя, человек научился доверять самому себе;
- становится более реалистичным, правильнее воспринимает окружающих и окружающие воспринимают поведение клиента как более социально зрелое;
- человек становится адаптированным и креативным к каждой новой возникшей ситуации, научился решать свои проблемы и быть неуязвимым к внешним раздражителям, ярко проявлять собственные намерения и оценки.
Ведущим мотивом поведения человека выступает стремление к актуализации, а частью базисного стремления к актуализации является стремление к актуализации своего Я (самоактуализация). В соответствии с этим К. Роджерс выделяет такие понятия, как «Реальное Я», «Идеальное Я», «Социальное окружение».
Реальное Я — это система представлений о себе, своих чувствах, установках, ценностях.
Идеальное Я — кем человек хотел бы быть, его опыт и глубинные переживания.
Социальное окружение — это нормы, ценности, взгляды, способы поведения.
Несоответствие, возникающее между Реальным Я и Идеальным Я, порождает у человека чувство тревоги, неадаптивные формы поведения. И чем больше он отходит от своего Идеального Я, действуя в угоду Социальному окружению, тем больше оказывается дезадаптированным, испытывает различные психологические проблемы, что вызывает активизацию психологических защит в виде искажения опыта, отрицания его.
Чтобы жить и действовать в соответствии со своим Идеальным Я, человек должен обрести ощущение субъективной свободы. Сложности и проблемы у него возникают с выбором несвободы, т.е. когда он начинает жить в угоду социальному окружению. Отсюда следует важный вывод для психотерапии ( К.Роджерс был психотерапевтом): основная задача психотерапевта заключается в том, чтобы помочь человеку жить в согласии со своим опытом, быть самим собой. Но, в силу того что сам психотерапевт относится к социальному окружению, он не должен влиять на человека, навязывать ему что-либо. Его роль состоит в том, чтобы дать возможность пациенту самоопределиться, свободно выразить свои мысли и чувства, осознать, как он сам воспринимает себя, как его воспринимают другие люди. В конечном итоге психотерапевт должен оказать помощь —привести в соответствие Реальное Я пациента с личным опытом, глубинными переживаниями, т.е. с Идеальным Я. Но такая помощь только тогда даст положительный эффект, когда будут соблюдаться следующие принципы:
• полное принятие или безусловное положительное отношение к пациенту как к личности;
• адекватное эмпатическое (эмпатия — сопереживание) понимание чувств пациента и того смысла, который они имеют для него;
• конгруэнтность, т.е. способность психотерапевта в работе с пациентом оставаться самим собой.
Эти принципиальные положения психотерапевтической работы К. Роджерс переносит и на педагогическую практику. Суть его педагогической теории состоит в следующем:
1) целью педагогической деятельности является обеспечение условия для «полноценно функционирующей» личности — развитие адекватной и гибкой, здоровой Я-концепции. Это можно сделать не путем формирования личности, а посредством оказания помощи в личностном росте;
2) признается, что источник и движущие силы личностного роста находятся не вне человека, а в нем самом. Поэтому автор выступает против термина «формирование», равно как и против понятия «усвоение знаний».
По его мнению, является ценным и становится значимым только то учение, которое основано на личном опыте, на личностном выборе с возложением на себя ответственности;
3) в качестве исходного условия успешного личностного роста выступает принятие себя. Только уважающий себя, уверенный в себе человек открыт для непосредственного и рискованного процесса освобождения, самораскрытия и саморазвития.
В соответствии с таким подходом принципиально меняется и роль учителя, педагога. Его функции — не просто передавать знания, формировать умения или качества личности, а стимулировать тенденции учащихся к личностному росту, самосовершенствованию и самоактуализации.
Поэтому учителя К. Роджерс называет по-другому — учитель - фасилитатор (фасилитатор — человек, который стимулирует у других людей тенденции к личностному росту). Достичь высокого звания учителяфасилитатора можно, если соблюдать следующие условия:
• на всем протяжении учебного процесса демонстрировать детям свое полное к ним доверие;
• помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группой, так и перед каждым в отдельности;
• всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация учения;
• всегда быть для учащихся «источником» разнообразного опыта, к которому можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи;
• развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его;
• быть активным участником группового взаимодействия;
• открыто выражать в группе свои чувства;
• стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника;
• хорошо знать самого себя.
Говоря о конкретных формах и методах учителя-фасилитатора, К. Роджерс не придавал им особого значения, так как сам проповедовал отказ от универсальных методов и способов деятельности. По его мнению, учитель имеет право на выбор методических средств, приемов и способов деятельности в соответствии с конкретной ситуацией и своими собственными возможностями. Можно назвать некоторые методики, которые использовали К.Роджерс и другие представители гуманистической психологии и педагогики: различные методы групповой работы (в частности, дискуссии), обучение в диаде, использование элементов социально-психологического тренинга.
Определенную известность приобрел, например, метод «контрактов», которые индивидуально заключаются между каждым учеником и педагогом. Контракты предусматривают: изучение отдельных тем и целых курсов, возможность работать индивидуально или в группе, конечный результат и критерии оценки. После подписания контракты оглашаются в классе.
Терапия К. Роджера широко применяется в работе с подростками в школе. Но есть ограничения, описанные ученым. Существует опасность того, что помощь, оказанная клиенту, не принесет ему личностного роста. Для педагога-психолога есть опасность чрезмерного сопоставления себя с личностью и переживаниями клиента. Переход от психокоррекционного воздействия к реальной жизни может стать тяжелым испытанием для клиента, создавая некие проблемы.
Итак, личностно-ориентированный подход является действенной методикой, позволяющей человеку справиться со сложившимися жизненными сложностями и найти верный путь к их преодолению. Задача педагога-психолога заключается в том, чтобы помочь найти этот путь.
К. Роджерс и другие представители гуманистической психологии и педагогики показали возможный путь новой организации учебно-воспитательного процесса, в полной мере решающий проблемы полноценного самопознания и саморазвития личности.
Список использованной литературы:
Карл Роджерс и его последователи: психотерапия на пороге XXI века / Под ред. Девида Брэзиера. Пер. с англ. – М.: Когито-центр, 2007г.
Cаенко Л.А., Горбушина И.А. Технологии социально-педагогической поддержки семьи и детства в современной России Монография Ставрополь: Изд-во «Бюро новостей», 2009. – 136 с.
Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К.
Роджерс. – М., 1994.
Цукерман, Г.Я., Мастеров, Б.М. Психология саморазвития / Г.Я. Цукерман, Б.М. Мастеров. – М.,1995.