СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностно-ориентированный подход (К. Роджерс).

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностно-ориентированный подход (К. Роджерс).

К. Роджерс является величайшим психологом XX столетия, основоположником гуманистической психологии и психотерапии. Карл Роджерс принципиально выступал против всякой технологичности, формирования, как противоречащих сути его концепции, подходу, взгляду на Человека.

     С точки зрения личностно-ориентированного подхода, человек владеет неисчерпаемыми ресурсами, благодаря которым, поставленная перед собой цель становится реализуемой. Личностно-ориентированный подход известен как клиент-центрированный и отличается особым подходом к клиенту, более мягким и тактичным. В терапии К. Роджерса очень важно вдохновить человека доверять собственным ресурсам, доказать, что он может самостоятельно справиться с поставленными задачами и побороть все проблемы. Клиент-центрированный подход помогает тем, кто устал от одиночества и не находит понимания у других людей, кому не хватает сочувствия, участия и тепла. Поэтому он может применяться практически во всех областях, где нам необходимо взаимопонимание. Безусловное принятие другого, сопереживание ему, открытость своим чувствам способствуют и успешному ходу переговоров, и терапии неврозов, и разрешению социальных конфликтов.

      Клиент-центрированный подход довольно часто используется в работе педагога-психолога, так как он является достаточно информативным и действенным методом. В данной методике терапевт выступает спутником клиента на некоторое время, стимулируя и направляя процесс поиска. Личностно-ориентированный подход в работе педагога-психолога предполагает создание таких условий, которые посодействуют полноценному раскрытию и развитию личностных способностей субъектов образовательного процесса. Особое внимание в работе педагога-психолога делается на взаимодействия между ребенком и психологом «здесь и теперь», что значит переживание всех эмоций в настоящее время, принятие, признание, преодоление, нахождение выхода самостоятельно.

Деятельность специалиста заключается в том, чтобы направить в нужную сторону, осознать себя личностно, раскрыть свои возможности и содействовать выявлению способов самореализации и самоопределения.

Цель личностно-ориентированного подхода – определение условий, которые позволят полноценно развивать у личности следующие функции:

- способность самостоятельно делать выбор;

- творческие, интеллектуальные, коммуникативные способности;

- определение собственного «Я»;

- умение рефлексировать;

-самореализация, саморазвитие, саморегуляция, самозащита, самовоспитание.

     Важно побудить в ребенке стремления к развитию и проявлению своих способностей. Благодаря методике личность узнает о сильных личностных сторонах. Анализируемая методика может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой формах, в любом случае устанавливаются терапевтические взаимоотношения с каждой личностью. Во время сеанса педагог-психолог располагает к пересмотру созданных условных ценностей и отказу от них. Психолог помогает устранить эмоциональные блоки и препятствия на пути к самосовершенствованию и саморазвитию личности.

     К. Роджерс выделял некоторые понятия, которые должны непосредственно относиться к личностно-ориентированной коррекционной работе: «эмпатия», «конгруэнтность», «психологический климат».

  • Эмпатия подразумевает принятие человека, таким каким он является, сочувствие, сопереживание и явное желание откликнуться на состояние клиента и увидеть личностный потенциал.
  • Конгруэнтность выражает естественное поведение консультанта, соответствие настоящим чувствам, педагог-психолог выступает перед клиентом таким, каким он является.
  • Психологический климат, выражается в проявлении подлинных переживаний и включает в себя личностные и профессиональные умения специалиста.

     Также существуют определенные техники необходимые педагогу-психологу для работы в личностно-ориентированной терапии:

- эмпатический ответ, позволяющий почувствовать личности, что его понимают;

- повторы (терапевт пересказывает сказанное), при которых клиент лучше осмысливает и понимает, то, о чем сам же говорил;

- метафора позволяет создать символический образ собственного сознания и принять решение самому без внешних ограничений;

- «зеркало», предполагает отражение переживаний и слов клиента;

     Данные способы установления терапевтических отношений не могут использоваться осознанно, иначе это означало бы неискренность и незаинтересованность специалиста.

     Коррекционный процесс считается завершенным лишь тогда, когда у клиента происходит ряд определенных изменений:

- человек становится более искренним, естественным, открытым для усвоения нового опыта,

становится мене закрытым, более реалистичным и объективным;

- клиент научился эффективно решать свои;

- личность становится менее ранимой и уязвимой к негативным внешним факторам, т.е. улучшается психологическая приспосабливаемость;

- вырабатывается умение воспринимать свое реальное «Я» - идеальное;

- увеличивается самооценка, повышается вера в собственные силы;

- выбор становится осознанным, локализированный внутри себя, человек научился доверять самому себе;

- становится более реалистичным, правильнее воспринимает окружающих и окружающие воспринимают поведение клиента как более социально зрелое;

- человек становится адаптированным и креативным к каждой новой возникшей ситуации, научился решать свои проблемы и быть неуязвимым к внешним раздражителям, ярко проявлять собственные намерения и оценки.

 

Ведущим мотивом поведения человека выступает стремление к актуализации, а частью базисного стремления к актуализации является стремление к актуализации своего Я (самоактуализация). В соответствии с этим К. Роджерс выделяет такие понятия, как «Реальное Я», «Идеальное Я», «Социальное окружение».

     Реальное Я — это система представлений о себе, своих чувствах, установках, ценностях.

     Идеальное Я — кем человек хотел бы быть, его опыт и глубинные переживания.

     Социальное окружение — это нормы, ценности, взгляды, способы поведения.

     Несоответствие, возникающее между Реальным Я и Идеальным Я, порождает у человека чувство тревоги, неадаптивные формы поведения. И чем больше он отходит от своего Идеального Я, действуя в угоду Социальному окружению, тем больше оказывается дезадаптированным, испытывает различные психологические проблемы, что вызывает активизацию психологических защит в виде искажения опыта, отрицания его.

     Чтобы жить и действовать в соответствии со своим Идеальным Я, человек должен обрести ощущение субъективной свободы. Сложности и проблемы у него возникают с выбором несвободы, т.е. когда он начинает жить в угоду социальному окружению. Отсюда следует важный вывод для психотерапии ( К.Роджерс был психотерапевтом): основная задача психотерапевта заключается в том, чтобы помочь человеку жить в согласии со своим опытом, быть самим собой. Но, в силу того что сам психотерапевт относится к социальному окружению, он не должен влиять на человека, навязывать ему что-либо. Его роль состоит в том, чтобы дать возможность пациенту самоопределиться, свободно выразить свои мысли и чувства, осознать, как он сам воспринимает себя, как его воспринимают другие люди. В конечном итоге психотерапевт должен оказать помощь —привести в соответствие Реальное Я пациента с личным опытом, глубинными переживаниями, т.е. с Идеальным Я. Но такая помощь только тогда даст положительный эффект, когда будут соблюдаться следующие принципы:

     • полное принятие или безусловное положительное отношение к пациенту как к личности;

     • адекватное эмпатическое (эмпатия — сопереживание) понимание чувств пациента и того смысла, который они имеют для него;

     • конгруэнтность, т.е. способность психотерапевта в работе с  пациентом оставаться самим собой.

     Эти принципиальные положения психотерапевтической работы К. Роджерс переносит и на педагогическую практику. Суть его педагогической теории состоит в следующем:

     1) целью педагогической деятельности является обеспечение условия для «полноценно функционирующей» личности — развитие адекватной и гибкой, здоровой Я-концепции. Это можно сделать не путем формирования личности, а посредством оказания помощи в личностном росте;

     2) признается, что источник и движущие силы личностного роста находятся не вне человека, а в нем самом. Поэтому автор выступает против термина «формирование», равно как и против понятия «усвоение знаний».

По его мнению, является ценным и становится значимым только то учение, которое основано на личном опыте, на личностном выборе с возложением на себя ответственности;

     3) в качестве исходного условия успешного личностного роста выступает принятие себя. Только уважающий себя, уверенный в себе человек открыт для непосредственного и рискованного процесса освобождения, самораскрытия и саморазвития.

     В соответствии с таким подходом принципиально меняется и роль учителя, педагога. Его функции — не просто передавать знания, формировать умения или качества личности, а стимулировать тенденции учащихся к личностному росту, самосовершенствованию и самоактуализации.

Поэтому учителя К. Роджерс называет по-другому — учитель - фасилитатор (фасилитатор — человек, который стимулирует у других людей тенденции к личностному росту). Достичь высокого звания учителяфасилитатора можно, если соблюдать следующие условия:

     • на всем протяжении учебного процесса демонстрировать детям свое полное к ним доверие;

     • помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группой, так и перед каждым в отдельности;

     • всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация учения;

     • всегда быть для учащихся «источником» разнообразного опыта, к которому можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи;

     • развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его;

     • быть активным участником группового взаимодействия;

     • открыто выражать в группе свои чувства;

     • стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника;

     • хорошо знать самого себя.

     Говоря о конкретных формах и методах учителя-фасилитатора, К. Роджерс не придавал им особого значения, так как сам проповедовал отказ от универсальных методов и способов деятельности. По его мнению, учитель имеет право на выбор методических средств, приемов и способов деятельности в соответствии с конкретной ситуацией и своими собственными возможностями. Можно назвать некоторые методики, которые использовали К.Роджерс и другие представители гуманистической психологии и педагогики: различные методы групповой работы (в частности, дискуссии), обучение в диаде, использование элементов социально-психологического тренинга.

Определенную известность приобрел, например, метод «контрактов», которые индивидуально заключаются между каждым учеником и педагогом. Контракты предусматривают: изучение отдельных тем и целых курсов, возможность работать индивидуально или в группе, конечный результат и критерии оценки. После подписания контракты оглашаются в классе.

     Терапия К. Роджера широко применяется в работе с подростками в школе. Но есть ограничения, описанные ученым. Существует опасность того, что помощь, оказанная клиенту, не принесет ему личностного роста. Для педагога-психолога есть опасность чрезмерного сопоставления себя с личностью и переживаниями клиента. Переход от психокоррекционного воздействия к реальной жизни может стать тяжелым испытанием для клиента, создавая некие проблемы.

Итак, личностно-ориентированный подход является действенной методикой, позволяющей человеку справиться со сложившимися жизненными сложностями и найти верный путь к их преодолению. Задача педагога-психолога заключается в том, чтобы помочь найти этот путь.

      К. Роджерс и другие представители гуманистической психологии и педагогики показали возможный путь новой организации учебно-воспитательного процесса, в полной мере решающий проблемы полноценного самопознания и саморазвития личности.

 

Список использованной литературы:

  1. Карл Роджерс и его последователи: психотерапия на пороге XXI века / Под ред. Девида Брэзиера. Пер. с англ. – М.: Когито-центр, 2007г.
  2. Cаенко Л.А., Горбушина И.А. Технологии социально-педагогической поддержки семьи и детства в современной России Монография Ставрополь: Изд-во «Бюро новостей», 2009. – 136 с.
  3. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К.

Роджерс. – М., 1994.

  1. Цукерман, Г.Я., Мастеров, Б.М. Психология саморазвития / Г.Я. Цукерман, Б.М. Мастеров. – М.,1995.

 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Личностно-ориентированный подход (К. Роджерс).»

Личностно-ориентированный подход (К. Роджерс).


К. Роджерс является величайшим психологом XX столетия, основоположником гуманистической психологии и психотерапии. Карл Роджерс принципиально выступал против всякой технологичности, формирования, как противоречащих сути его концепции, подходу, взгляду на Человека.

С точки зрения личностно-ориентированного подхода, человек владеет неисчерпаемыми ресурсами, благодаря которым, поставленная перед собой цель становится реализуемой. Личностно-ориентированный подход известен как клиент-центрированный и отличается особым подходом к клиенту, более мягким и тактичным. В терапии К. Роджерса очень важно вдохновить человека доверять собственным ресурсам, доказать, что он может самостоятельно справиться с поставленными задачами и побороть все проблемы. Клиент-центрированный подход помогает тем, кто устал от одиночества и не находит понимания у других людей, кому не хватает сочувствия, участия и тепла. Поэтому он может применяться практически во всех областях, где нам необходимо взаимопонимание. Безусловное принятие другого, сопереживание ему, открытость своим чувствам способствуют и успешному ходу переговоров, и терапии неврозов, и разрешению социальных конфликтов.

Клиент-центрированный подход довольно часто используется в работе педагога-психолога, так как он является достаточно информативным и действенным методом. В данной методике терапевт выступает спутником клиента на некоторое время, стимулируя и направляя процесс поиска. Личностно-ориентированный подход в работе педагога-психолога предполагает создание таких условий, которые посодействуют полноценному раскрытию и развитию личностных способностей субъектов образовательного процесса. Особое внимание в работе педагога-психолога делается на взаимодействия между ребенком и психологом «здесь и теперь», что значит переживание всех эмоций в настоящее время, принятие, признание, преодоление, нахождение выхода самостоятельно.

Деятельность специалиста заключается в том, чтобы направить в нужную сторону, осознать себя личностно, раскрыть свои возможности и содействовать выявлению способов самореализации и самоопределения.

Цель личностно-ориентированного подхода – определение условий, которые позволят полноценно развивать у личности следующие функции:

- способность самостоятельно делать выбор;

- творческие, интеллектуальные, коммуникативные способности;

- определение собственного «Я»;

- умение рефлексировать;

-самореализация, саморазвитие, саморегуляция, самозащита, самовоспитание.

Важно побудить в ребенке стремления к развитию и проявлению своих способностей. Благодаря методике личность узнает о сильных личностных сторонах. Анализируемая методика может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой формах, в любом случае устанавливаются терапевтические взаимоотношения с каждой личностью. Во время сеанса педагог-психолог располагает к пересмотру созданных условных ценностей и отказу от них. Психолог помогает устранить эмоциональные блоки и препятствия на пути к самосовершенствованию и саморазвитию личности.

К. Роджерс выделял некоторые понятия, которые должны непосредственно относиться к личностно-ориентированной коррекционной работе: «эмпатия», «конгруэнтность», «психологический климат».

  • Эмпатия подразумевает принятие человека, таким каким он является, сочувствие, сопереживание и явное желание откликнуться на состояние клиента и увидеть личностный потенциал.

  • Конгруэнтность выражает естественное поведение консультанта, соответствие настоящим чувствам, педагог-психолог выступает перед клиентом таким, каким он является.

  • Психологический климат, выражается в проявлении подлинных переживаний и включает в себя личностные и профессиональные умения специалиста.

Также существуют определенные техники необходимые педагогу-психологу для работы в личностно-ориентированной терапии:

- эмпатический ответ, позволяющий почувствовать личности, что его понимают;

- повторы (терапевт пересказывает сказанное), при которых клиент лучше осмысливает и понимает, то, о чем сам же говорил;

- метафора позволяет создать символический образ собственного сознания и принять решение самому без внешних ограничений;

- «зеркало», предполагает отражение переживаний и слов клиента;

Данные способы установления терапевтических отношений не могут использоваться осознанно, иначе это означало бы неискренность и незаинтересованность специалиста.

Коррекционный процесс считается завершенным лишь тогда, когда у клиента происходит ряд определенных изменений:

- человек становится более искренним, естественным, открытым для усвоения нового опыта,

становится мене закрытым, более реалистичным и объективным;

- клиент научился эффективно решать свои;

- личность становится менее ранимой и уязвимой к негативным внешним факторам, т.е. улучшается психологическая приспосабливаемость;

- вырабатывается умение воспринимать свое реальное «Я» - идеальное;

- увеличивается самооценка, повышается вера в собственные силы;

- выбор становится осознанным, локализированный внутри себя, человек научился доверять самому себе;

- становится более реалистичным, правильнее воспринимает окружающих и окружающие воспринимают поведение клиента как более социально зрелое;

- человек становится адаптированным и креативным к каждой новой возникшей ситуации, научился решать свои проблемы и быть неуязвимым к внешним раздражителям, ярко проявлять собственные намерения и оценки.


Ведущим мотивом поведения человека выступает стремление к актуализации, а частью базисного стремления к актуализации является стремление к актуализации своего Я (самоактуализация). В соответствии с этим К. Роджерс выделяет такие понятия, как «Реальное Я», «Идеальное Я», «Социальное окружение».

Реальное Я — это система представлений о себе, своих чувствах, установках, ценностях.

Идеальное Я — кем человек хотел бы быть, его опыт и глубинные переживания.

Социальное окружение — это нормы, ценности, взгляды, способы поведения.

Несоответствие, возникающее между Реальным Я и Идеальным Я, порождает у человека чувство тревоги, неадаптивные формы поведения. И чем больше он отходит от своего Идеального Я, действуя в угоду Социальному окружению, тем больше оказывается дезадаптированным, испытывает различные психологические проблемы, что вызывает активизацию психологических защит в виде искажения опыта, отрицания его.

Чтобы жить и действовать в соответствии со своим Идеальным Я, человек должен обрести ощущение субъективной свободы. Сложности и проблемы у него возникают с выбором несвободы, т.е. когда он начинает жить в угоду социальному окружению. Отсюда следует важный вывод для психотерапии ( К.Роджерс был психотерапевтом): основная задача психотерапевта заключается в том, чтобы помочь человеку жить в согласии со своим опытом, быть самим собой. Но, в силу того что сам психотерапевт относится к социальному окружению, он не должен влиять на человека, навязывать ему что-либо. Его роль состоит в том, чтобы дать возможность пациенту самоопределиться, свободно выразить свои мысли и чувства, осознать, как он сам воспринимает себя, как его воспринимают другие люди. В конечном итоге психотерапевт должен оказать помощь —привести в соответствие Реальное Я пациента с личным опытом, глубинными переживаниями, т.е. с Идеальным Я. Но такая помощь только тогда даст положительный эффект, когда будут соблюдаться следующие принципы:

• полное принятие или безусловное положительное отношение к пациенту как к личности;

• адекватное эмпатическое (эмпатия — сопереживание) понимание чувств пациента и того смысла, который они имеют для него;

• конгруэнтность, т.е. способность психотерапевта в работе с пациентом оставаться самим собой.

Эти принципиальные положения психотерапевтической работы К. Роджерс переносит и на педагогическую практику. Суть его педагогической теории состоит в следующем:

1) целью педагогической деятельности является обеспечение условия для «полноценно функционирующей» личности — развитие адекватной и гибкой, здоровой Я-концепции. Это можно сделать не путем формирования личности, а посредством оказания помощи в личностном росте;

2) признается, что источник и движущие силы личностного роста находятся не вне человека, а в нем самом. Поэтому автор выступает против термина «формирование», равно как и против понятия «усвоение знаний».

По его мнению, является ценным и становится значимым только то учение, которое основано на личном опыте, на личностном выборе с возложением на себя ответственности;

3) в качестве исходного условия успешного личностного роста выступает принятие себя. Только уважающий себя, уверенный в себе человек открыт для непосредственного и рискованного процесса освобождения, самораскрытия и саморазвития.

В соответствии с таким подходом принципиально меняется и роль учителя, педагога. Его функции — не просто передавать знания, формировать умения или качества личности, а стимулировать тенденции учащихся к личностному росту, самосовершенствованию и самоактуализации.

Поэтому учителя К. Роджерс называет по-другому — учитель - фасилитатор (фасилитатор — человек, который стимулирует у других людей тенденции к личностному росту). Достичь высокого звания учителяфасилитатора можно, если соблюдать следующие условия:

• на всем протяжении учебного процесса демонстрировать детям свое полное к ним доверие;

• помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группой, так и перед каждым в отдельности;

• всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация учения;

• всегда быть для учащихся «источником» разнообразного опыта, к которому можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи;

• развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его;

• быть активным участником группового взаимодействия;

• открыто выражать в группе свои чувства;

• стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника;

• хорошо знать самого себя.

Говоря о конкретных формах и методах учителя-фасилитатора, К. Роджерс не придавал им особого значения, так как сам проповедовал отказ от универсальных методов и способов деятельности. По его мнению, учитель имеет право на выбор методических средств, приемов и способов деятельности в соответствии с конкретной ситуацией и своими собственными возможностями. Можно назвать некоторые методики, которые использовали К.Роджерс и другие представители гуманистической психологии и педагогики: различные методы групповой работы (в частности, дискуссии), обучение в диаде, использование элементов социально-психологического тренинга.

Определенную известность приобрел, например, метод «контрактов», которые индивидуально заключаются между каждым учеником и педагогом. Контракты предусматривают: изучение отдельных тем и целых курсов, возможность работать индивидуально или в группе, конечный результат и критерии оценки. После подписания контракты оглашаются в классе.

Терапия К. Роджера широко применяется в работе с подростками в школе. Но есть ограничения, описанные ученым. Существует опасность того, что помощь, оказанная клиенту, не принесет ему личностного роста. Для педагога-психолога есть опасность чрезмерного сопоставления себя с личностью и переживаниями клиента. Переход от психокоррекционного воздействия к реальной жизни может стать тяжелым испытанием для клиента, создавая некие проблемы.

Итак, личностно-ориентированный подход является действенной методикой, позволяющей человеку справиться со сложившимися жизненными сложностями и найти верный путь к их преодолению. Задача педагога-психолога заключается в том, чтобы помочь найти этот путь.

К. Роджерс и другие представители гуманистической психологии и педагогики показали возможный путь новой организации учебно-воспитательного процесса, в полной мере решающий проблемы полноценного самопознания и саморазвития личности.


Список использованной литературы:

  1. Карл Роджерс и его последователи: психотерапия на пороге XXI века / Под ред. Девида Брэзиера. Пер. с англ. – М.: Когито-центр, 2007г.

  2. Cаенко Л.А., Горбушина И.А. Технологии социально-педагогической поддержки семьи и детства в современной России Монография Ставрополь: Изд-во «Бюро новостей», 2009. – 136 с.

  3. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К.

Роджерс. – М., 1994.

  1. Цукерман, Г.Я., Мастеров, Б.М. Психология саморазвития / Г.Я. Цукерман, Б.М. Мастеров. – М.,1995.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс