Личностно – ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения
Заседания ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ №5 .
Дата заседания: 20.02.2017.
Одним из важнейших показателей качества образования в настоящий момент является не только уровень образованности человека, но и его жизненная успешность – социальная адаптация, которая во многом зависит от способности человека к саморазвитию.
Сегодня невозможно представить современное образование без обращения к личности.
Суть личностно-ориентированного подхода заключается в том, чтобы идти не от учебного предмета к ребенку, а от возможностей, которыми располагает ребенок. Для этого необходимы отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, познания интересов, качеств характера, особенностей мыслительного процесса, учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе.
Обучение с личностно-ориентированным подходом:
- предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;
- обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявленных его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности;
- учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированность определенного интеллекта (его свойства, качества, характер проявлений); - подразумевает подбор средств, методов их организацию так, что ученик может проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме;
- предполагает образованность как совокупность знаний, умений, индивидуальных способностей, являющихся важнейшим средством становления духовных и интеллектуальных качеств ученика, поскольку это выступает основной целью современного образования.
Главная задача учителя – поставить ученика в позицию активного субъекта учебной деятельности, организовать её таким образом, чтобы он всё более активно и самостоятельно овладевал научными фактами и законами, формировал убеждения, совершенствовал умения и навыки. Для учителя в учебно-воспитательном процессе важно не только дать ребенку определенные знания, но и научить его самообразованию, умению пользоваться полученной информацией в повседневной жизни.
Основным принципом разработки личностно-ориентированного подхода является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Личностно-ориентированное обучение в современной системе образования рассматривается как современная педагогическая технология.
СРАВНЕНИЕ ТРАДИЦИОННОГО И ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ
Компоненты урока | Традиционный подход | Личностно-ориентированный подход |
Цели | Формулирует и объявляет учитель. Определяются им через изучаемое содержание или деятельность учителя | Учащиеся участвуют в определении целей урока, для чего педагогом специально создаются· затруднения в деятельности, ситуации выбора, неопределенности. Учитель определяет цели посредством планирования ситуаций, в которых создаются условия для развития личностных качеств школьников. |
Содержание образования | Сам предмет, т. е.· номенклатура знаний и умений, которые предусмотрены программой. | Знания являются средством для становления и развития опыта: творческой деятельности, ценностного отношения, саморазвития, целеполагания, принятия решений, решения проблем, принятия ответственности на основе выбора в ситуациях неопределенности, взаимодействия с другими людьми, рефлексии собственной деятельности и др. Этот опыт как раз является содержанием образования. При этом усваиваются и сами предметные знания. |
Методы мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности, учащихся | Внешняя мотивация: убеждение в важности и значимости знаний. Предъявление требований, упражнения в выполнении требований. Поощрение и порицание. Соревнование. | Внутренняя мотивация: опора на познавательные и коммуникативные потребности учащихся. Здесь создаются ситуации, мотивирующие учебную деятeлъностъ учащихся. Сама деятeльнocrь cтанoвитcя мотивом для ее продолжения. Опора на жизненный опыт учащихся. Отказ от отметок и преобладание самооценки, рефлексия собственной деятельнocти. |
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности | Преобладание объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов в рамках стандартной структуры урока. | Используется вся совокупность методов. Урок выступает как последовательность образовательных ситуаций развивающего типа, в которых учащиеся осуществляют полный цикл деятельности: оценка ситуации - целеполагание - планирование организация своей работы снабжение ее недостающими познавательными ресурсами - рефлексия. |
Методы контроля и самоконтроля | Индивидуальный или фронтальный опрос в начале урока, письменная контрольная работа по завершении темы. При этом контроль эпизодичен, содержание его часто засекречено. Правила «игры» неизвестны и часто меняются. Применяются поурочный балл, рейтинговая система. | Преобладают диагностическая и коррекционная функции контроля. Учителем создаются ситуации для самоконтроля и коррекции знаний и деятельности. Обеспечивается гласность сроков, содержания контроля. Сопоставляются полученные результаты с индивидуальными целями учащихся. Оценивается степень образовательного приращения учащихся. Отметки выставляются по завершении темы. |
Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика.
Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.
В таблице представлены основные различия между традиционным и личностно-ориентированным уроком.
Традиционный урок | Личностно-ориентированный урок |
1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков | 1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта |
2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий | 2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий |
3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам | 3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала |
4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми | 4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком |
5. Планирует и направляет детскую деятельность | 5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность |
6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки | 6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки |
7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми | 7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение |
8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых | 8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения |
Целью личностно – ориентированного обучения в первую очередь является развитие полноценной личности ребенка, его индивидуальности и непохожести на других детей. Процесс обучения строится таким образом, чтобы в полном объеме учитывались особенности характера ребенка, его ценностные ориентации и личные убеждения. Ведь именно на этих факторах и базируется внутренняя модель мира ребенка.
Обучение должно быть построено таким образом, чтобы механизмы обучения полностью совпадали с естественными для любого ребенка механизмами познания окружающего мира. Педагог должен учитывать как мыслительные, так и поведенческие особенности каждого конкретного своего ученика, а в основе личностно – ориентированного обучения должно лежать сотрудничество между учеником и учителем, а также полная свобода выбора ребенка.
При личностно – ориентированном же обучении учитель строит процесс обучения таким образом, чтобы на первый план выдвигались именно интересы и потребности ученика. И только со строгим учетом всех их особенностей учитель может определить основополагающую направленность именно своей деятельности. Этот момент является крайне важным, и его необходимо учитывать в обязательном порядке. То же самое касается и выявления субъектного опыта каждого конкретного ребенка. Субъектным опытом педагоги называют все те знания и умения, которыми на данный момент обладает ребенок относительно каждого конкретного направления обучения. Казалось бы, данная мера излишня, так как образовательная программа для детей, учащихся в одном классе, одинаковая.
Однако не следует забывать, что все дети очень разные. А поэтому и одну и ту же информацию, данную учителем, разные дети усваивают абсолютно по-разному,– кто-то в большей, кто-то в меньшей степени. Субъективный опыт, соответственно, дети также имеют самый различный. И если речь идет о такой образовательной методике, как личностно-ориентированное обучение, педагог должен ориентироваться именно на субъективный опыт и способности каждого конкретного ученика.
Также следует заострить внимание на таком вопросе, как выбор способа построения процесса обучения. Ни для кого не секрет, что для некоторых детей обычный ответ у доски превращается в самую настоящую пытку, в то время как с письменными работами ребенок справляется просто замечательно, причем абсолютно самостоятельно, без чьей либо посторонней помощи. А бывает и обратная ситуация – в письменных работах ребенок совершает огромное количество ошибок, зато его устные ответы просто блестящи.
То же самое касается и усвоения материала – одни дети гораздо лучше усваивают новую информацию на слух, другие – при чтении, а третьи – при записывании ее. Абсолютно все эти типы усвоения информации абсолютно нормальны и естественны – все зависит от того, какой тип памяти у ребенка развит наиболее сильно. Учитель должен выбирать те методы обучения, которые оптимально подходят каждому конкретному учителю.
Согласитесь, что это сделать достаточно сложно, учитывая тот факт, что в классе обычной школы обучается около двадцати детей. Крайне важно правильно и эффективно организовать учебный процесс таким образом, чтобы все дети получили индивидуальный подход и внимание. Именно поэтому от учителя требуется высокий уровень профессионализма и специальная подготовка, без которой личностно – ориентированное обучение просто невозможно.
Также очень важно при личностно – ориентированном обучении оценивать не только конечные результат – полученные оценки, но и сам процесс достижения этого результата. Учитель должен помнить о том, что все дети изначально обладают различными способностями и уровнем знаний. И зачастую ребенок с более низким уровнем успеваемости для того, чтобы получить «тройку», прикладывает гораздо больше усилий, чем более «сильный» ребенок для получения «четверки».
Это педагог обязательно должен учитывать при выставлении оценок – иногда имеет смысл завысить или занизить оценку, принимая во внимание те усилия, которые прилагает ребенок к процессу обучения. Однако учитель должен быть крайне тактичным и внимательным – в противном случае все остальные дети могут воспротивиться такой, на и взгляд, «несправедливости». Гораздо разумнее будет объяснить детям свое решение – поверьте, дети в состоянии это понять и, что немаловажно, принять этот факт.
Этапы личностно-ориентированного обучения
Личностно – ориентированное обучение состоит из нескольких этапов. Каждый этап очень важен, и игнорировать их ни в коем случае нельзя, в противном случае необходимого ожидаемого результата добиться не удастся. Как мы уже выяснили, подобный подход к обучению предполагает гораздо большую свободу в процессе учебы. Ребенок больше не вынужден подстраиваться под учителя – именно учитель подстраивается под особенности и потребности учителя.
Итак, что же включают в себя этапы личностно – ориентированного обучения?
В первую очередь, при выборе методики личностно – ориентированного обучения, в отличие от привычных учебных программ, которые широко применяются, необходимо кардинально, в корне изменить принцип отношений «учитель – ученик». Учитель должен оставить в стороне свой привычный командный стиль и перейти к сотрудничеству с учениками – в противном случае вся затея с личностно – ориентированным обучением обернется неудачей.
Данное построение отношений между учителем и учеником самым кардинальным образом меняет позицию самого ученика. От простого, зачастую механического, выполнения данных ему учителем заданий ребенок переходит к процессу активного творчества. Изменяется сам тип мышления ребенка – оно приобретает направленность на достижение результата, а не попытку просто «отсидеть» на уроке положенное время и отправиться домой. Согласитесь – для процесса обучения это немаловажный момент.
Да и сама атмосфера на уроках кардинально меняется – становится гораздо более раскрепощенной, дружелюбной и активной. Дети не боятся задавать вопросы учителю, а учитель не отмахивается от учеников, словно от назойливой мухи. Уроки становятся гораздо более похожими на дружеское общение, а не назидание и контроль. Однако, само собой разумеется, что дети, как бы то ни было, остаются детьми. И контроль им просто необходим – и учитель должен обладать достаточным мастерством для того, чтобы вести этот контроль незаметно для ребенка, никоим образом не умаляя его способностей, и уж тем более не ущемляя его достоинство.
Для того чтобы личностно – ориентированное обучение принесло ожидаемые результаты, ребенок должен определить цели, разумеется, с помощью учителя. Причем для достижения положительного результата ребенку не следует ставить перед собой слишком уж глобальных целей. Гораздо полезнее поставить перед собой несколько более маленьких целей – на день, неделю, месяц, учебную четверть.
И это не спроста – детские психологи давно доказали, что для ребенка ощущение времени является совсем не таким, как для взрослого человека. Так, например, для нас год – не такой уж и длительный промежуток, а для ребенка это крайне долгий срок. И поэтому добиваться той цели, которая запланирована в необозримом будущем, ребенку просто напросто неинтересно.
А вот такие цели, добиться которых ученик сможет очень быстро, очень благотворно влияют на ребенка – повышают его самооценку, придают уверенности в себе и своих силах, а главное – повышают интерес ребенка к процессу обучения. Учебный процесс превращается в активный процесс саморазвития ребенка, который действительно заинтересован в процессе обучения, а не пытается учиться из-под палки. Само собой разумеется, что подобный процесс обучения приносит гораздо большую пользу, чем стандартные методики обучения.
Очень важно, чтобы учитель, который применяет личностно – ориентированное обучение, помнил о необходимости правильной организации учебной деятельности. И начинать он должен именно с организации своей собственной деятельности. Она должна быть построена таким образом, чтобы во главе процесса обучения стоял не учитель, а именно ученик. Именно ребенок, для успешного личностно – ориентированного образования, должен быть центральной фигурой.
А учитель должен создавать и поддерживать необходимую психоэмоциональную атмосферу – радоваться успехом ребенка и хвалить его, сопереживать его неудачам и поддерживать, не позволяя ему отчаяться и опустить руки. Кроме того, учитель должен помнить, что добиваться своей цели ребенок должен, опираясь на совместные с учителем наработки. Поэтому процессу совместной работы над учебным материалом учитель должен уделять особо пристальное внимание.
Если систематизировать и обобщить всю информацию, можно сказать, что главной задачей педагогов, которые практикуют личностно – ориентированное обучение, является обучение ребенка тому, КАК именно эффективнее всего учиться. И этот принцип выглядит вполне разумным. Помните народную притчу о бедняках и удочке? В ней говорится о том, что не стоит давать беднякам рыбу – они ее достаточно быстро съедят. Гораздо разумнее дать им удочку и научить их самостоятельно ловить рыбу. Таким образом, им будет оказана неоценимая помощь – бедняки всегда, когда захотят, есть, смогут наловить себе рыбу.
То же самое касается и личностно – ориентированного обучения детей. Если педагогу удастся объяснить ребенку то, как правильно учиться, он может быть уверен в том, что обеспечил 70% хорошей успеваемости ребенка. Ну а если учителю удастся заинтересовать ребенка образовательным процессом, шансы на успех практически стопроцентные. Именно в этом и основано личностно ориентированное обучение.
Очень многие педагоги, да и родители, полагают, что существуют такие дети, которые не просто не обладают никакими выдающимися способностями к обучению, а и вовсе откровенно «безнадежны». Однако опытнейшие и высокопрофессиональные психологи единодушно утверждают, что не существует детей, которые априори не способны к успешному обучению. Разумеется, за исключением детей, страдающих различными психическими заболеваниями. Но, кстати говоря, личностно – ориентированное обучение таких детей также приносит необычайно хорошие результаты по сравнению с классической методикой работы с подобными детьми.
Организация обучения учащихся начальной школы, ориентированная на психологические и личностные особенности младших школьников, приведет к тому, что дети научатся учиться, смогут использовать эту способность в средней и старшей школе, а главное – то желание, с которым многие малыши идут в школу, у них не только не пропадет, но и умножится.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе – Ростов н / Д: Феникс, 2006.-332 с.
Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки// Директор школы. № 2. 2006. – с. 53-57.
Лежнева Н.В. Урок в личностно - ориентированном обучении // Завуч начальной школы. № 1. 2002. – с. 14-18.
Лукьянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока // Завуч. № 2. 2006. – с. 5-21.
Разина Н.А. Технологические характеристики личностно-ориентированного урока // Завуч. № 3. 2004. – 125-127.
Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 144 с.
Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования / И. С. Якиманская. - М., 2000.
Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. - М. : Сентябрь, 2002. – 96 с.
4