Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса в обучении и воспитании учащихся
Изумление человеком – вот что должно быть
красной нитью всего школьного воспитания. В. А. Сухомлинский.
В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способствуют формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа. Интерес к этой проблеме объясняется ещё и тем, что в наше сложное время кризисов и перемен человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки, то есть проявлять лидерские качества. Особенно это актуально для младшего школьника. Современные дети младшего школьного возраста способны проявить инициативу, активность, творчество, однако, реальная практика говорит о том, что в начальной школе в подавляющем большинстве случаев учащиеся пассивно выполняют поручения педагога, тогда как ребёнок способен активно участвовать в общественной жизни, самостоятельно принимать решения в различных ситуациях.
Что же такое личностно-ориентированный подход? Что такое коллективное творческое дело? Что их объединяет?
Основная часть
Личностно-ориентированный и деятельностный подход в обучении и воспитании связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности учащихся, проявлению его личностных качеств. Его
цель - развитие индивидуальных качеств учащихся.
ПРИНЦИПЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА:
Самоактуализации (реализация природных и социально приобретенных возможностей);
Индивидуальности (каждый член коллектива должен быть самим собой, обрести свой собственный опыт жизни);
Субъективности (педагогу следует помочь ребенку обрести жизненный опыт);
Выбора (предоставление возможности выбора форм и способов учебно-воспитательного процесса);
Творчества и успеха (выявление собственных способностей, своих сильных сторон);
Доверия и поддержки (не излишние требовательность и контроль, а вера в ребенка)
А наиболее приемлемыми методами личностно-ориентированного подхода, исходящими из его принципов, являются:
Диалог
Игра
Рефлексия
Педагогическая поддержка
Диагностика
Ситуация выбора и успеха
КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО (КТД)
КТД – это, прежде всего, полнокровная жизнь старших и младших, их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой взрослые выступают как старшие товарищи, действующие вместе с ребятами и впереди них. КТД – это не мероприятие, а забота друг о друге.
КТД позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает каждому ученику толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому, на мой взгляд, в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.
ВИДЫ КТД:
Трудовые
Познавательные
Художественно-эстетические
Этические
Спортивные
Общественные
Воспитательные возможности КТД могут быть реализованы благодаря нескольким взаимосвязанным стадиям. Структура любого КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества.
Первая стадия - предварительная работа. На этой стадии мною была составлена модель, образ будущего КТД. Сформулированы воспитательные цели, задачи. Проведен анализ сложившийся обстановки в детском коллективе. Определено место КТД в общей системе воспитательной работы. Таким образом, мне предстояло ответить на следующие вопросы:
Какова основная идея КТД?
В какой форме будет проходить КТД?
Кого привлечь к участию?
К кому обратиться за помощью?
Когда провести стартовую беседу?
Цель заключается в том, что руководитель детского коллектива “зажигает” детей интересным и полезным делом. Здесь в черновом варианте обсуждается « Что? Где? Когда?»
Вторая стадия - коллективное планирование КТД. Планирование проходило в микрогруппах, а также на общем собрании детского коллектива. Был составлен общий план жизни коллектива и план конкретного КТД. На сборе-старте выступали представители микроколлективов и отвечали на вопросы:
-Что и для кого будем делать?
-С кем вместе это будем делать?
-Кто будет участником?
-Кто и кому будет помогать?
Третья стадия - коллективная подготовка КТД. Самая сложная и ответственная стадия. Для подготовки и проведения выбранного КТД был создан специальный орган-Совет дела, в который вошли представители каждого микроколлектива. Проект КТД уточнили в микроколлективах, которые планировали и начали работу по воплощению общего замысла.
Четвертая стадия - проведение КТД. Здесь предваряется в жизнь все, что было задумано. Главное для педагога на этом этапе - создание психологического комфорта.
Пятая стадия - подведение итогов КТД. Подведение итогов будет проходить на общем сборе, которому может предшествовать письменный опрос-анкета, содержащая первичные вопросы-задачи на размышление: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее? Анализ пройдет сразу после КТД. Обсудить негативные моменты, имевшие место в подготовке и проведении дела. Наметить перспективы позитивного развития детского коллектива и отдельных личностей.
Шестая стадия - последействие. На этой стадии в исходных направляющих действиях воспитателей непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы.
Заключение
Личностно-ориентированный подход в современной методике КТД имеет огромное влияние на каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни; и в то же время, должен являться основным воспитательным средством каждого педагога. Ведь если мы не научим детей быть самостоятельными, строить жизнь на своем собственном опыте, кто поможет им обрести оптимизм, веру в себя?