Личностно-ориентированный подход на уроках ИЗО
Личностно ориентированное обучение невозможно осуществить без дифференциации и индивидуализации обучения.
При использовании понятия «индивидуализация обучения» необходимо иметь в виду, что при его практическом использовании идет речь не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам:
обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного учащегося, а в группе учащихся, обладающих примерно сходными особенностями;
учитываются лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения учения, например, общие умственные способности;
иногда происходит учёт некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если именно это важно для данного ученика (например, талантливость в какой-либо области, расстройство здоровья);
индивидуализация реализуется не во всём объёме учебной деятельности, а эпизодически или в каком-либо виде учебной работы и интегрирована с неиндивидуализированной работой.
Индивидуализацию можно рассматривать с точки зрения процесса обучения и содержание образования. Первая из них касается отбора форм, методов и приёмов обучения, вторая - создания учебных планов, программ, учебной литературы и составления заданий, предъявляемых учащимся.
Подробнее нужно раскрыть то, в чем может проявляться индивидуальность учащихся в образовательном процессе, и какие диагностические и коррекционно-развивающие действия учителя при этом необходимы:
- разная степень усвоения учащимися предшествующего материала. Учителю необходимо выяснить степень усвоения предшествующего материала как путем анализа предыдущих отметок, так и с помощью специально проводимого среза качества усвоенных ранее знаний и способов действия (объективные методы контроля);
- индивидуальный темп, скорость продвижения учащихся в учении. Основным диагностическим способом как наиболее доступным в школьных условиях является наблюдение учителя;
- различная степень сформированности социальных и познавательных мотивов и, как следствие, различная степень заинтересованности учащихся в изучении конкретных тем того или иного предмета и в целом учебной дисциплины. Учителю важно определить индивидуальные средства развития познавательного интереса учащихся к учебному материалу (предмету);
- различная степень сформированности учебной деятельности. Учителю необходимо обеспечить освоение и закрепление основных компонентов учебной деятельности: учебная задача, учебное действие, самоконтроль и самооценка результата через субъективные мнения учителей;
- индивидуально-типологические особенности учащихся (темперамент, характер, особенности эмоционально-волевой сферы). Диагностические методики, позволяющие выявить индивидуально-типологические особенности, достаточно распространены и доступны. Их использование позволяет учителю построить образовательный процесс с учетом знания реальных особенностей детей и «пристроиться» к ним.
Уровневая дифференциация
Совершенно очевидно, что наитруднейшие вопросы, которые встают перед учителем, взявшим курс на дифференциацию и индивидуализацию обучения - это вопросы о том, как дифференцировать детей: по каким критериям выделять их особенности, каким образом определять тот начальный, стартовый уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения. А также, какие направления в работе с определёнными детьми будут наиболее важны.
Одним из таких оснований является индивидуальный способ учения школьников, который рассматривается как комплексная характеристика, включающая значимые для развития личности и усвоения знаний индивидуальные особенности школьников. Он позволяет решить задачу повышения эффективности процесса обучения именно за счет индивидуальных возможностей учащихся.
Для определения особенностей работы учащихся в группе следует отметить такие характеристики, как его роль в коллективе, отношение к учебному материалу, к организации работ. Рассматривая особенности взаимодействия с учителями, можно обратить внимание на то, насколько легко ученик идет на сотрудничество, в каком качестве воспринимает он учителя, какую форму обращения предпочитает, в каком виде следует высказывать ему похвалу или неодобрение.
Учет индивидуального способа учения – одно из приоритетных направлений организации учебно-познавательной деятельности, позволяющее повысить качество учебного процесса в школе. Однако он требует значительных изменений в процессе обучения. Так используя таблицу «Степень предпочтения учебных видов деятельности учащимися» можно провести исследование учащихся и определить предпочтение тех или иных видов деятельности.
Следующий пример внутренней дифференциации обучения поможет наметить «водораздел» между двумя обозначенными подходами: индивидуальным и личностным. Речь идет о внутренней дифференциации, выделении в пределах класса таких групп, которые выполняют разные (по какому-либо критерию) задания.
На итоговых уроках группы создают по одной творческой работе, тема выбирается самой группой. Это может быть портрет представителя той страны, о которой они собирали материал, украшения или одежда, обувь, эскизы ваз, архитектура и т.д. Поисковые группы могут иметь разные названия и вид деятельности, в зависимости от темы урока. На таких уроках все ребята находят для себя интересный вид деятельности, каждый стремится проявить себя, применить свои творческие или организаторские способности, использовать по своему желанию разные художественные средства.
В зависимости от целей и задач урока дифференцированная работа может применяться на различных его этапах.
Технологические аспекты личностно ориентированного обучения
Мотивация как средство проявления активной позиции в учении
На мой взгляд, главным элементом технологии личностно ориентированного обучения является создание мотива урока, заинтересованности в нем, желания активно работать. На этом этапе обращаюсь к потребностям, интересам учащихся. Надо помочь ребенку выявить его внутреннюю мотивацию к изучению нового материала и к учению вообще.
Принято считать, что главный «возрастной» мотив школьников – мотив достижения. Это стремление личности добиваться успехов и избегать неудач с целью повышения или сохранения самоуважения, самооценки в деятельности.
Учителю следует принимать во внимание те этапы, по которым обычно выстраивается ситуация успеха:
на мотивационном этапе необходимо сформировать у учащихся желание, стремление выполнить учебное задание или действие;
на организационном этапе ученикам представляются такие задания, которые они в состоянии выполнить самостоятельно;
на результативном этапе нужно, чтобы ученик испытал успех, радость от выполненного задания. Для этого он, прежде всего, должен узнать, что с заданием он справился.
Также одним из самых важных элементов конструкта, цель которого вовлечь учащихся в свою игру, является интрига. Начинается урок с игровой ситуации: учитель задает вопросы интригующие, не имеющие, на первый взгляд, решения,он вовлекает в эту игру детей. Например:
- Художник пришел писать поляну цветов, а у него оказалось только три основные краски...
- «Рассердилось» и ушло за горизонт солнце. Каким мы увидим весь мир?
- Что, если бы на свете не было художников? А если бы не было мастеров?
Существуют и другие приемы создания мотива урока. Но, самое главное, нужно помнить, что работа должна иметь не рутинный, а творческий характер. Поэтому не может быть строгих алгоритмов, нормативных регламентов и предписаний по изучению предметных знаний. На любом этапе обучения школьник имеет возможность выбирать деятельность, что, однако, не снимает с него ответственности за его выбор и действия. Свобода выбора предполагает приоритет самостоятельной деятельности
Только после того как выстроены взаимоотношения и включены внутренние мотивационные установки, можно рассчитывать на активное изучение и освоение учеником нового опыта, знаний, способов действия. Ведь как бы не менялась цель обучения, но задачи урока остаются неизменными: воспитание и развитие личности, основным средством решения которых продолжает оставаться познавательная активность. Педагогическая деятельность на этом этапе может быть разнообразной по форме, методам и средствам. Следует отметить принципиальную важность чередования индивидуальных и групповых форм работы учащихся. Оно помогает сохранить высокий уровень мотивации.
Основные средства:
1) определение темы учителем;
2) оказание педагогической поддержки ученикам в доформулировании, уточнении и конкретизации цели.
Задача учителя на этом этапе: помочь школьнику сформулировать самому цель, т.е. проговорить ее.
Совместная постановка темы и целей учебной деятельности возможна и в процессе самостоятельной или исследовательской деятельности. В рамках такого подхода актуальны проблемы, связанные с непосредственным опытом учащихся, их жизненными потребностями и интересами.
Затем ученики рассматривают произведения художников, отвечают на вопросы.
«Мозговая атака» (используя формулировку темы урока, организовать «мозговую атаку» и выделить цель урока)
Актуализация знаний (определить тему урока, организовать фронтальную беседу по определению и формулированию цели познания). Например, в 6 классе при изучении темы «Картина-натюрморт» предлагается рассмотреть на доске разные жанры и виды изобразительного искусства ( портрет, пейзаж, скульптура, натюрморт и т.д)
- Назовите жанры ИЗО
-Дайте определение каждому известному жанру
-Какое из изображений лишнее? Почему?
-Рассмотрите оставшееся изображение.
На повторительно-обобщающем уроке по теме «Роспись по дереву» в 7 классе намеренно допускаю ошибку в подборе элемента мезенской росписи.
«Эпиграф» (учащимся предлагается осмыслить текст, записанный на доске, и придумать, как он может быть связан с новой темой урока). Например, на уроке в 7 классе по теме «Роспись по дереву» можно записать в качестве эпиграфа строки: «Работа хорошо, если в ней польза и душа. Не то золото, что дорого и блестит, а то, что руками мастера создано».
Порядок работы:
- сообщаю тему;
- обращаю внимание на эпиграф;
- объясняем смысл высказывания;
- формулируем цели урока.
Рефлексивные процессы
Рефлексия – самоанализ, самооценка участника образовательного процесса, потребность и готовность учащегося и педагога зафиксировать изменения своего состояния, определить причины этих изменений.
Рефлексия относится к содержанию предметных знаний и деятельности субъекта, подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результата и повышения ее эффективности в целом.
Овладение навыками рефлексии предполагает последовательное освоение следующих уровней:
осмысление учеником выполненной деятельности;
фиксация рассматриваемого содержания, его границ;
выявление своих результатов и способов их получения;
выявление имеющихся или возникающих противоречий;
выявление причин и способов разрешения противоречий;
вербальные (словесные) формы деятельности за небольшой промежуток времени;
эмоционально-образные способы рефлексии.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, воспринятого каждым. Её цель - не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия деятельности;
рефлексия содержания учебного материала;
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял задания…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я почувствовал, что…
- Я приобрел…
- Я научился…
- У меня получилось …
- Я смог…
- Я попробую…
- Меня удивило…
- Урок дал мне для жизни…
- Мне захотелось…
Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте, можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Этот вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Дидактический материал в системе личностно ориентированного обучения
Чтобы учитель мог индивидуально работать с каждым учеником, необходимо иметь соответствующий дидактический материал.
Основные требования в разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса:
- учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;
- изложение знаний в учебнике (учителем) направлено не только на расширение их объёма, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ученика;
- в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;
- активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечить ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
- учебный материал организуется таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий;
- необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;
- необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но и главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;
- образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности. Для этого требуется выделение единиц учения, их описание, использование учителем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции).
Дидактический материал при всем различии в содержании, функциях, средствах и методах его использования предназначен для отработки учебной программы, обеспечения обученности школьников необходимыми знаниями, умениями, навыками; для осуществления предметной разноуровневой дифференциации учащихся.
«Личностно ориентированное обучение на уроках изобразительного искусства»- имеет практическую значимость и актуален при реализации такой цели, как формирование у учащихся системы знаний, творческих возможностей, освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации их субъектного опыта.
Результативность системы личностно ориентированного обучения характеризуется 100% успеваемостью и хорошим качеством знаний учащихся.
Применение технологии личностно-ориентированного обучения на уроках ИЗО способствует индивидуальному развитию, активизации деятельности учащихся, повышает мотивацию к обучению. Работая индивидуально, я смогу помочь учащимся в их развитии. Личностно ориентированное обучение позволит усовершенствовать знания, умения, навыки каждого ученика, развить творческие способности исходя из их интересов и индивидуальных особенностей. А создание на уроке благоприятных психолого-педагогических условий обеспечит активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.