СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Личностно-ориентированный подход в формировании и развитии музыкальных способностей детей через творческое музицирование по системе К. Орфа»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Личностно-ориентированный подход в формировании и развитии музыкальных способностей детей через творческое музицирование по системе К. Орфа»»

«Личностно-ориентированный подход в формировании и развитии музыкальных способностей детей через творческое музицирование по системе К. Орфа»


Важнейшей из современных педагогических технологий считаю использование такого направления как принцип личностно-ориентированного подхода.

Личностно-ориентированный подход основан, в первую очередь, на признании ребенка главным действующим лицом образовательного процесса, на необходимости создания условий для самореализации, саморазвития ребёнка, раскрытии его индивидуальности.

Личностно-ориентированный подход предполагает поддержку предложений, идей ребенка, создание и стимулирование «ситуации выбора» различных видов творческой деятельности.

Я давно задавалась вопросом как наиболее эффективно реализовать личностно-ориентированный подход на музыкальных занятиях, как развивать музыкальные задатки детей интересно, ненавязчиво, как научить их слышать, понимать, фантазировать, придумывать.

Ответы на эти вопросы я нашла в системе композитора-педагога Карла Орфа и в технологии его последователя в России Т.Э.Тютюнниковой, которая написала несколько программ в том числе «Учусь творить. Элементарное музицирование» и «Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Игры звуками».

Суть методики К. Орфа заключается в раскрытии музыкальных талантов детей через импровизацию в музыке, движении и речи.

Задуманное полвека назад Карлом Орфом обучение детей музыке в импровизационном музицировании, которое будет рождаться на самом занятии в совместном творчестве, в полной мере является тем, что называется «личностно-ориентированным обучением».

Методика учитывает индивидуальные особенности ребенка и позволяет эффективно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями; закладывает огромный потенциал для формирования и развития музыкальных способностей детей и дальнейшей творческой деятельности.

В видении Карла Орфа по-особому выглядят отношения «педагог – дети». Педагог - не авторитарный персонаж на уроке, он помогает детям раскрыться, он общается с детьми с помощью музыки. Работа педагога, по Орфу, - это импровизация. Он может придумать вместе с детьми аккомпанемент из хлопков, звоночков к известной народной песенке, дать детям побренчать на инструментах. Ведь дети обожают придумывать, творить, фантазировать, и подход Карла Орфа в этом смысле сродни природе ребенка.

Карл Орф считает, что самое главное – атмосфера занятия: увлеченность детей, их внутренний комфорт, то, что позволяет ребёнку быть не только слушателем или исполнителем, но и главным образом творцом, создателем музыки. Таким образом, на занятиях достигается цель развития творческого начала ребенка. Создаётся атмосфера игрового общения, где каждый ребёнок наравне с взрослым может проявить свою индивидуальность.


Мне эти принципы близки, и на основе этих методик я написала дополнительную развивающую программу по творческому музицированию «Волшебные звуки».


Формы и методы обучения и развития воспитанников в моей программе построены на синтезировании различных видов музыкальной деятельности (пение, движение, игра на музыкальных инструментах) и импровизации.

Эти занятия я провожу в средних и старших группах, деля детей на подгруппы по 8-10 человек.

Использование именно личностно – ориентированного подхода к формированию и развитию музыкальных способностей детей в процессе творческого музицирования, дает возможность и шанс каждому ребенку выразить себя:

- придумать интонацию;

- изменить уже придуманное;

- самостоятельно «изобрести» способ игры на том или ином инструменте;

- показать свое отношение к музыке в различных движениях, украсить жестом, соединить все вместе и т.д.

Как показывает практика, элементарное музицирование – одна из интереснейших для детей форм музыкальной деятельности. Это позволяет мне решить следующие задачи:

-развитие музыкальности детей, их эмоционального отклика на исполняемые произведения;

- раскрепостить внутреннее «Я» ребенка,

- создать условия для импровизации посредством музыки и движения,

- формировать и развивать метроритмическое чувство

- развивать звуковысотный и тембровый слух,

- развивать социально-коммуникативные качества,


Творческое музицирование предполагает участие каждого ребёнка, независимо от способностей. Если ребёнок нечисто поёт, он может играть на музыкальных инструментах или декламировать, или исполнять ритмические (танцевальные) движения и т.д. В творческом музицировании степень сложности очень подвижна и можно без особого труда регулировать занятие в соответствии с задачами и способностями детей.


В элементарном музицировании ребёнок является творцом, а педагог только умело его направляет.


Двумя основными принципами обучения в творческом музицировании являются: импровизационно-творческая деятельность и игра, что позволяет незаметно вовлечь детей в процесс обучения.


Виды деятельности по данной программе:

- речевое музицирование

- музицирование с аккомпанементом «звучащих жестов»

- игры со звуками

- музицирование на детских музыкальных и шумовых инструментах

- движение и активное слушание

- игры – импровизации

- игры с пением и движением.


Речевое музицирование – это ритмические декламации стихотворного или прозаического текста. Ритмической основой для декламации служит как естественный ритм модели, так и специально сочинённый, изменённый в педагогических целях. Базой для речевых упражнений служат: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки и даже просто имена и названия предметов.

Например, игра «Фруктово-овощное ассорти». Проговаривая названия овоща или фрукта дети прохлопывают ритмическую основу слова. Кукуруза-огурец-морковь.

Дети сами загадывают такие ритмические загадки друг другу и отстукивают ритм на палочках-клавесах.


Речевая игра.

Едем, едем на тележке                            Скрип-скрип

Распевать в лесу потешки.

Листья ласково шуршат,                          Ш-ш-ш

Птички звонко так свистят.                              Фью-фью

Белочка на ветке орешки грызёт,            Цок-цок

Рыжая лисичка зайца стережёт.              Тс-тс

Едем, едем на тележке                             Скрип-скрип

Распевать в лесу потешки.

Ручеёк журчит,                                         Болтание языком

В речку он бежит.

Долго-долго ехали,                                  Скрип-скрип

Наконец, приехали!

Ух!                                                             Хором


Речевые игры развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов.


Музицирование со звучащими жестами - это игра звуками своего тела: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами. Это лучшее средство метроритмического воспитания.

Например «Тюшки-тютюшки» (автор Тютюнникова). Педагог читает стихотворение и задаёт ритм. Этот ритм дети должны повторить.

«Тюшки – тютюшки»

Тюшки –тютюшки, сделай топотушки! – дети под музыку топают ножками.

Тюшки – тютюшки, сделаем хлопушки! – хлопают

Тюшки-тютюшки, сделаем щелкушки!

Тюшки – тютюшки, сделаем шлепушки! – шлёпают по плечам, щёчкам, животику ит.д.

Тюшки – тютюшки, шлепушки, топотушки! – шлёпают, топают.


Или например «Дождик»

Дождик, дождик, кап-кап-кап. (хлопки)

Ты не капай дождик так. (шлепки)

Мы хотим идти гулять. (притопы)

Солнце выгляни опять. (щелчки).


Можно придумать вместе с детьми самое простое: аккомпанемент из звучащих жестов к дразнилке


Игры со звуками- игры со звуками окружающего мира через самостоятельный поиск звукоизвлечений. Очень важно изучать с детьми звуковые свойства разных материалов и предметов из них (стеклянных, металлических, деревянных, бумажных). Направленны на развитие фантазии, тембрового слуха, сенсорное развитие.

Например, предлагаю взять инструменты (рубель, трещотку, ксилофон, ложки) и «поговорить» друг с другом.

Дети озвучивают разговор лошадки с кузнечиком (ложки с ксилофоном, белки с дятлом.


Музицирование на детских музыкальных и шумовых инструментах - сопровождение  фонограммы ритмичным звучанием определенных музыкальных или шумовых инструментов.  Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей различать тембровое звучание инструментов, взаимодействовать между собой.

Например, Озвучивание «Осенняя сказка». Дети выбирают инструменты, которые могли бы озвучить шорох листьев, капли дождя, дуновение ветра.

Ещё можно музицировать на заданную тему «Моё сегодняшнее настроение». Дети изображают настроение с помощью окружающих предметов и муз.инструментов.

Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя.

Движение и активное слушание - форма игры, которая учит передавать музыкальные образы в ритме музыки  в сочетании с

элементарными движениями. В таких играх используются атрибуты: платочки, султанчики, шляпы, ленты, ритмические кубики, игрушки.

Выполняя музыкально-двигательные упражнения, ребенок исполняет и творит одновременно, он начинает воспринимать музыку через движение.

Например, Двигательная импровизация «Осенний ветер». С помощью движений и ленточек передавали разный ветер – сильный слабый затухающий.

Или Осенняя импровизация - Предложить детям движения: кто-то из ребят будет дождинками, паутинками и паучками импровизационно танцевать под соответствующую музыку.


Игры с пением и движением (пантомима-импровизация, ритмо-

двигательные каноны).Ритмо-двигательный канон – это канон, в котором есть речевой канон и канон движений. Дети сами придумывают движения и мелодии.


Одно из преимуществ моей программы по творческому музицированию в том что занятия построены на сказочных сюжетах маленьких музыкальных историй, объединенных в одной сказке. И каждое занятие имеет тему: Деревянные истории, Дождик бегает по крыше, Снежная сказка. Воображение переносит детей в музыкальный городок, где живут разные звуки, которые звучат так, как воспроизводят их дети. Находясь в этом волшебном музыкальном городке, дети могут фантазировать, импровизировать, ощущать себя исполнителем, дирижером, режиссером, композитором, осознавать свою значимость и желать творить.


Вывод:

Показателем эффективности работы по элементарному

музицированию является сформированность таких личностных качеств у детей, как раскрепощѐнность, активность, уверенность в своих силах, инициативность, творческое самовыражение.

За первый год работы по данной программе я увидела положительную динамику моей целенаправленной работы. У детей не иссекаемый интерес и желание играть, петь, танцевать, музицировать.

Считаю, что личностно-ориентированное взаимодействие в педагогическом процессе неизбежно приводит к установлению тёплой, дружеской атмосферы, и в этих условиях наиболее полно происходит раскрытие творческого потенциала ребёнка что несомненно способствует повышению качества образования.