СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании обучающихся на уроках истории и английского языка

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы

Просмотр содержимого документа
«Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании обучающихся на уроках истории и английского языка»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ХОРОШЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ КОМБАТА

АЛЕКСЕЯ ГОРДЕЕВИЧА ЕРЁМЕНКО»











Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании

обучающихся на уроках истории и английского языка















Чеботарева Елена Григорьевна,

заместитель директора по УВР,

учитель истории и английского языка

 




2023

Современный мир предъявляет высокие требования к выпускникам школ, и школа должна соответствовать им. Новая школа, к построению которой нацеливает ФГОС ООО ориентируется на «становление личностных характеристик выпускника школы»:

- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течении всей жизни;

- владеющий основами научных методов познания мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность;

- готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность;

- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности…»

Учащиеся должны помимо знаний обладать такими качествами, как мобильность, коммуникабельность, самостоятельность, а также уметь оперативно решать проблемы, делать выбор и нести за него ответственность, самостоятельно овладевать новыми знаниями.

Моя научно - методическая проблема, над которой я работаю - «Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании обучающихся на уроках истории и английского языка».

Поэтому целью моей педагогической деятельности является обеспечение условий для формирования и развития личности каждого обучаемого, с учётом его индивидуальных способностей и возможностей.

Задачи:

• изучить особенности и средства личностно-ориентированного подхода как образовательной технологии;

• рассмотреть эффективность использования личностно-ориентированного подхода на уроках истории и английского языка для развития познавательной активности старшеклассников.

Своевременное образование сегодня невозможно без обращения к личности. Личность формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Личностно ориентированное воспитание – это утверждение человека как высшей ценности, вокруг которой основываются все остальные общественные приоритеты.

Особенностями личностно-ориентированного подхода являются: удовлетворение потребностей и интересов учащихся; развитие в каждом уникальных личностных качеств и развитие природных способностей; перераспределение субъектных полномочий в учебно-воспитательном процессе между педагогами и их учащимися; выявление и учет склонностей учащихся; использование дидактического материала для учащихся с разной успеваемостью; возможность выбора сложности материала учащимися; оценивание не только результатов, но и процесса деятельности; формирование творческой деятельности; создание ситуаций, позволяющих учащимся проявлять собственные способности.

На протяжении всего периода работы учителем истории и английского языка в школе я имею стабильные результаты в обучении и воспитании подрастающего поколения.

Результаты государственной итоговой аттестации по английскому языку

Учебный год

Класс

Всего обучающихся

Высокий уровень

Достаточный

уровень

Средний уровень

Качество знаний

Успеваемость

2017-2018

9

12

3

5

4

67 %

100%

11

6

2

4

-

100 %

100%

2018-2019

9

4

1

3

-

100%

100%

11

4

1

3

-

100%

100%

Качество знаний стабильно, успеваемость – 100 %.

Устойчивых, положительных результатов по предмету я добиваюсь благодаря использованию в своей работе разнообразных методов и приемов обучения, обеспечивающих развитие индивидуальных способностей обучающихся. На уроках я использую разнообразные формы организации работы: индивидуальные, парные, групповые, коллективные, а также методы: наглядные (фото, рисунки, видеоролики, видеофильмы, презентации, и т.п.), словесные (объяснение, чтение, рассказ и т.п.), практические (анализ документов, познавательные игры, составление хронологических таблиц, схем и т.п.), проблемные задачи, метод анализа и сравнения (анализ схем, графиков, диаграмм и т.д.), метод обобщения (составление тестов, кроссвордов, написание эссе и т.д.), интерактивный (составление и защита презентаций, проектов и т.д.).

Хороший результат на уроках дает метод дискуссии. При ее организации уделяю внимание условиям проведения дискуссии. Обучающимся необходимо создать проблемную ситуацию, что является основой дискуссии. В процессе дискуссии, дети учатся не только анализировать, сравнивать, делать выводы, но и уважать мнение других оппонентов.

Дискуссию я строю в ключе    доброжелательности, открытости к общению. Никакого навязывания своего мнения. Я создаю условия, в которых ученик сможет высказать и отстоять свою точку зрения, защитить свою позицию, решить учебную проблему. Ребенок должен проявить личностно-ориентированную активность.

Для развития индивидуальных способностей учащихся результативно использование диалогических форм общения. Диалог – это совместное обсуждение и решение проблемы. Этот метод полезно применять для активации деятельности ученика на уроке истории. Это может быть: ролевая игра; деловая игра; изучение дополнительных источников информации; установление исторических параллелей; театрализованные представления и т.д.

Создание на уроке проблемной ситуации помогает активизировать познавательную деятельность учащихся.

Проблемные ситуации должны быть выстроены в оптимальной последовательности. Они как звенья одной информационной цепи. Все это способствует выходу школьника на более высокий познавательный уровень. Серьезным  моментом в формировании умения добывать необходимую информацию играет обучение учащихся правилам написания работ научного характера (исследований, рефератов, отчетов о проделанной работе), использование метода проектирования. Одной из главных особенностей проектной деятельности, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это рисунок, аппликация или сочинение. В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.

Выполнение проектных работ на уроках истории и английского языка ведет к развитию мышления, логики, воображения, совершенствованию личности ребенка в способности успешно реализовать себя в новой жизненной ситуации. Учащиеся высказывают свое мнение, свою точку зрения. Происходит осознание себя и своих личностных качеств как ценности, что является важным условием развития самоуважения и формирование чувства собственного достоинства. Примеры выполнения проектов: брошюра, стенгазета, путеводитель, письмо, макет, мультимедийная презентация, исследовательская работа, видеофильм или фильм, создание веб – сайта, письменный доклад и т.д.

На своих уроках стараюсь создать атмосферу доброжелательности, доверия, заинтере­совать каждого учащегося. Многие из них не имеют навыка устного ответа, боятся отвечать перед классом, выходить к доске. Сломать стереотипы сло­жившегося поведения трудно. Помогает в этом создание и организация ситуации успеха, т.е. объявляю о положительных результатах до того, как они получены, оказываю реальную помощь в продвижении к успеху, поддержи­ваю в процессе выполнения работы. Часто обращаюсь к похвале как средству поощрения, что побуждает веру в собственные силы даже у самых слабых, укрепляет их волю. Успех может быть кратковременным, сиюминутным, но даже разовое переживание успеха может изменить психологическое само­чувствие, что меняет ритм, стиль деятельности, взаимоотношение с окру­жающими.

По-разному в содержании урока реализуется принцип дифференциации. Готовлю несколько заданий разной сложности и предоставляю ученику выбирать, какие задания и сколько ему выполнять, т.е. предлагаю им самостоятельно сделать свой выбор.

Не менее важен для развития личностных качеств обучающихся и метод проблемного изложения. При подготовке к уроку выявляю ту часть, в которую будут включены проблемные вопросы и задания.

Предлагаю учащимся задания на анализ теоретических по­ложений, высказываний разных личностей по одному и тому же вопросу, анализ двух высказываний на одну и ту же проблему, анализ факта, события, оценку прошлого и современности, сравнение российских и зарубежных аналогов. Например, «Брестский мир: позор или спасение?» «Феодальная раздробленность на Руси: благо или зло», «Почему восстание декабристов потерпело поражение и каковы причины этого поражения?»

Такие задания используются не только как познавательные, но и как нравственные. Они помогают выработать собственное отношение.

В условиях модернизации образования школа должна стать важнейшим фактором гуманизации, а это невозможно без хорошо отлаженной системы внеурочной деятельности. Для развития познавательного интереса учащихся большую роль играет внеклассная работа, которая сочетается с учебной деятельностью, имея общую цель, хотя и отличается организационными и методическими формами. Внеклассная работа создает условия для более полной реализации потенциала учащихся, для формирования творческих и практических умений.

Большие возможности для личностно-ориентированного обучения открываются в организации и проведении недель по предмету, внеклассных мероприятий, которые проводятся в нетрадиционных формах: игра «Умники и умни­цы», «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», игры-состязания по типу «Назови дату, событие», «Знаете ли вы», «Назовите историческую личность» и др., викторины, олимпиады, конкурсы, КВНы, исторические квесты, брейн-ринги, конкурсы чтецов, создание презентаций, музейный урок, урок-экскурсия.

Важную роль в формировании и становлении личности ребенка играет музейная педагогика. Она создает условия для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея, а также
способствует формированию самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире, развивает творческие и организаторские способности, предоставляет возможность реализоваться в соответствии со своими возможностями и интересами, выявить и подчеркнуть свою неповторимую индивидуальность, воспитывает любовь к родному краю и людям, заботящимся об его процветании.

С 2011 года я являюсь руководителем школьного музея Боевой славы, который был открыт 2 сентября 2011 года в день освобождения села Хорошее от немецко-фашистских захватчиков.

В 2015 году в музее была открыта новая экспозиция «Герои нашего времени», посвященная выпускнику нашей школы – Григоренко Николаю Сергеевичу, который погиб 1 февраля 2015 года в селе Калиново Луганской области Попаснянского района. К сожалению, данная экспозиция пополняется погибшими защитниками нашей Родины.

12 июля 2017 г. наш музей был открыт после капитального ремонта.

В музее постоянно проводятся экскурсии для учащихся школы, родителей, работников школы, представителей местных газет, телевидения, работников райгосадминистрации, депутатов Народного Совета ЛНР, для делегации Башкортостана. Также проводятся познавательные мероприятия, уроки истории, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами тыла, уроки мужества, исследовательская, поисковая работа, переписка и сбор документов, фотографий, книг о войне, работа с архивными материалами, написание рефератов, работ о юных патриотах села Хорошее, художественное оформление экспозиций, встречи с выпускниками школы, принимавшими участие в боевых операциях в Афганистане.

В своей работе я использую различные способы оценивания: устный контроль (индивидуальный, фронтальный, групповой, взаимный опрос и т.д.), письменный контроль (исторический диктант, самостоятельные работы, многовариантные и разноуровневые контрольные работы), тестовый контроль, игровой контроль (творческие задания, проектные работы, нетрадиционные уроки контроля). Стараюсь всегда комментировать оценки учащихся, больше подчеркиваю положительные результаты. Поощряю не только творческую деятельность детей, самостоятельность, но и любые усилия ребенка, направленные на приобретение знаний.

Достижения моих учащихся

Учебный год


Фамилия, имя учащегося, класс


Название конкурса, результаты


2018-2019

Кузь Ева

Республиканский конкурс-слёт юных экскурсоводов среди участников I категории в конкурсе «Видеозапись мини-экскурсии», 1 место

2018-2019

Кузь Ева, Дорошина Вероника, Веденина Елена

Республиканский конкурс-слёт юных экскурсоводов среди участников I категории, 3 место

2018-2019

Ведищев Вадим, Кузь Ева, Дорошина Вероника


Международная туриада по местам боевой славы 383, 395 Шахтерских дивизий. Викторина «Наш вклад в Победу», 3 место

2020-2021

Удот Дарина, Шебанова Виктория


Курский областной с международным участием туристско-краеведческий слет юных знатоков истории «Рубежи памяти», 2 место

2020-2021

Удот Дарина (7 класс)

Республиканская олимпиада по английскому языку (II этап), 3 место

2020-2021

Кузь Ева (11 класс)


Республиканская олимпиада по английскому языку (II этап), 3 место

Свою профессиональную деятельность совершенствую через курсы повышения квалификации, районные семинары, участие в методических объединениях учителей, посещаю уроки коллег, изучаю и внедряю передовой педагогический опыт. Свой педагогический опыт передаю начинающим учителям. Была наставником у Клочай Д.А., Крутас Н.А., Безносюк В.С, Левешко Е.В. Считаю, что в современных условиях учитель должен быть конкурентно способным, а это возможно только в режиме непрерывного развития, роста профессионализма на педагогическом и управленческом уровнях.



Дата


Учреждение, проводившее курсы


Тематика курсов


25.01.- 17.05.2022

ГОУ ВО ЛНР «ЛГПУ»


Для учителей английского языка

28.01.- 20.05.2022

ГОУ ВО ЛНР «ЛГПУ»


Для учителей истории


16.05.- 27.06.2022

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации»

«Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя»


13.09.- 01.11.2022

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации»

«Преподавание отечественной истории в школе: внешняя политика в XV – начале XX вв.»


Выступления на семинарах, РМО

Дата

Тема

Уровень

02.02.2018 г.

Патриотическая площадка «Память нетленна». Сталинградская битва.

Районный слёт волонтеров «Да будет героям наградой незыблемый мир на земле», посвященный 75-летию Сталинградской битвы.

14 марта 2018 г.

Повышение познавательного интереса к историческим событиям Великой Отечественной войны. Викторина, посвященная Великой Отечественной войне «Давайте, люди, никогда, об этом не забудем!»

Экскурсия в школьный музей Боевой славы.

Районный инструктивно-методический семинар-практикум для директоров школ


22 октября 2019 г.


Посещение музея боевой славы «Неугасима память поколений и память тех, кого так чтим!»

Заседание республиканского родительского совета при МОН ЛНР

11 марта 2020 г.


Игровые технологии в образовательном процессе.

Районный семинар-практикум для учителей начальной школы

26 марта 2021 г.

«Он жив в коротком слове «память»…», круглый стол, посвященный 115-й годовщине со дня рождения Комбата Алексея Гордеевича Ерёменко.

Заседание круглого стола при участии депутатов Народного Совета ЛНР Светланы Гизай и Андрея Лицоева, представителей районной администрации, ОД «Мир Луганщине» и общественности

За период работы я опубликовала материалы на различные темы: «Греция во II- первой половине I тыс. до н.э.», «Западная Азия в древности», «Древняя Греция», внеклассные мероприятия «Прикасаясь сердцем к подвигу», «Живы в памяти народной», «Сталинград – гордая память истории», «Непокоренные», «Великая битва на Волге» и др.

Мои профессиональные достижения отмечены грамотами различного уровня:

1. 2019 г. - Благодарность Отдела образования Администрации Славяносербского района ЛНР, ГБУ ЛНР «Славяносербский методический кабинет» за работу с творчески одарёнными детьми и подготовку призёров Республиканского слёта юных экскурсоводов;

2. 2020 г. - Благодарность Администрации Славяносербского района ЛНР за многолетнюю плодотворную педагогическую деятельность, высокий профессионализм, значительный личный вклад в обучение и формирование духовных и нравственных качеств подрастающего поколения.

3. 2021 г. - Грамота Администрации Славяносербского района ЛНР за добросовестный многолетний труд, высокий профессионализм, преданность своему делу, творческий подход к процессу обучения детей.

Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании на уроках истории и английского языка способствует раскрытию потенциальных возможностей личности учащихся, а рефлексивно-оценочная деятельность на данных уроках позволяет учащимся: осознанно планировать свою учебную деятельность; понимать цели деятельности учителя и учащихся класса; отслеживать выполнение поставленных целей и задач; корректировать их в дальнейшем.

Главным итогом своей работы вижу в том, чтобы учащиеся привыкли и не стеснялись выражать своё мнение (письменно или устно); отстаивать его в диалоге, приобрели навыки самостоятельной учебной (исследовательской) работы; давали оценку исторических деятелей и т.д. Использование личностно-ориентированного обучения позволит развить у школьников мышление, повысить успеваемость по предметам, подготовить учащихся к осознанному выбору своего жизненного пути.

Работа учителя сегодня в школе – это огромный, творческий, постоянный процесс, который требует терпения, повышения компетентности, поиска новых форм труда, толерантности в общении и любви к детям, предмету и делу, которому ты служишь.