Личностно - ориентированное обучение биологии посредством исследования природных объектов
Одна из центральных проблем современной школы- личностно-ориентированное обучение, т.к. без внутренней мотивации, без пробуждений интереса, усадив детей за парты, освоения знаний не произойдет. Смысл личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми и природой. До сих пор, хотя этот вопрос уже решается довольно давно, существуют реальные противоречия между объективной необходимостью личностного развития ученика и рамками тех организационно-педагогических условий, в которых осуществляется учебный процесс. С одной стороны, везде признается обязательность личностно ориентированных учебных программ, планов, разнообразие учебно-методической литературы, организационных форм и приемов обучения, декларируется необходимость творческого развития личности, а с другой стороны, существует строго регламентированные государственные программы, образовательные стандарты, классно-урочная система и др. Нынешняя система преподавания биологии сосредоточены в основном на изучении сложных теоретических представлений о внутреннем строении объектов, общем устройстве мира и, к сожалению, далека от реальной природы…[1]. Эти противоречия заставляют учителя искать пути собственного выхода учащихся в более широкое образовательное поле. Данную проблему, возможно, решить за счёт комплексного использования интеллектуальных и психофизиологических возможностей организма, усиления его индивидуально-личностной направленности с целью становления свободно мыслящей, активно действующей личности, владеющей навыками саморазвития и выстраивания созидательных отношений с природно-экологической и социальной средой обитания, способного адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям, с одной стороны, и доминированием традиционных подходов, не учитывающих личный и личностный опыт учащихся, их индивидуально-личностные особенности и уровень развития физической, психо - эмоциональной, интеллектуальной и духовной сфер и потому являющимися сдерживающим фактором, с другой стороны. В области практической значимости биологических знаний и умений можно значительно усилить мотивацию ученика.
Большие возможности для реализации личностно ориентированного обучения биологии создаются при изучении конкретных природных объектов. В настоящее время анализ учебного содержания школьных биологических экскурсий показывает, что программа предусматривает в основном когнитивный (100%), аксиологический (65%) и деятельностный (60%) компоненты, не уделяя должного внимания творческому и личностному компонентам личностно ориентированного обучения. Для организации личностно ориентированного обучения ввожу дополнительный материала, усиливающий творческий и личностный компоненты биологического образования. С этой целью на экскурсиях и практических работ в лабораторных условиях и во время полевого практикума работа строится с учетом инвариантной (учебная программа по биологии) и вариативной (дополнительный биологический материал) составляющих, которые включают в себя аксиологический, когнитивный, деятельностный, творческий и личностный элементы [2].
Активное познание достигается благодаря большой самостоятельной работе учащихся в исследовании состояния окружающей среды. Основная задача, которая заключается в том, что на естественных объектах показываются взаимодействия и губительные последствия их нарушения. Это дает реальную и достоверную информацию о состоянии природных и антропогенных систем. При данной работе даже учащиеся со средними способностями включаются в творческую деятельность.
К исследовательской деятельности предъявляются следующие требования:
- наличие значимой (социально или личностно) проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска решения;
- теоретическая или практическая значимость предполагаемых результатов;
- организация самостоятельной (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
- структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
- использование исследовательских методов: определение проблемы и вытекающих из нее задач работы, выдвижение гипотез для их решения, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы.
При выполнении исследовательских работ учитывается ряд особенностей:
1.Исследовательская работа по биологии и экологии чаще других имеет проблемный характер и поисковую направленность. Учащиеся в процессе эксперимента пытаются найти ключ к решению поставленной проблемы, аргументируя ее полученными результатами.
2.Объективность и достоверность обеспечивается в том случае, если работа носит систематический, комплексный характер.
3. Исследования носят междисциплинарный характер.
Темы исследований для учащихся во время полевого практикума подбираются, исходя из местных условий. Все, что изучается, должно быть для ребенка личностно – значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Делаю, чтобы исследовательская деятельность вызывала желание у учащихся работать, путем повышения познавательного интереса к теме, показа важности и необходимости работы детей для решения региональной экологической проблемы.
Для некоторых учащихся продолжением данной деятельности является работа над проектом, который основан на конкретных научных исследованиях природных объектов. Данный педагогический прием является одной из сильнейших специфических форм проявления внутренней мотивации, вызывает стремление личности ощутить себя источником своей деятельности, быть хозяином себе самого, своей деятельности и ее результатов. В этой ситуации урочная деятельность постепенно перерастает в неурочную. Ведь для подготовки полноценного проекта необходима дополнительная исследовательская работа, которая ведется поэтапно:
- подготовительный этап включает в себя изучение учащимися литературы по тематике исследований, сбор предварительных данных, подбор соответствующих методик работы и оборудования;
- исследовательский этап заключается в том, что ведутся исследования объектов, сбор информации, обработка результатов работы;
-во время аналитического этапа проводится работа по выявлению причинно-следственных связей, закономерностей, экологических проблем, составляются рекомендации и предложения;
- практический этап включает личное участие детей в практической работе по устранению выявленных недостатков и их предупреждению;
- информационный этап деятельности предусматривает ознакомление органов власти, ведомств, средств массовой информации с полученными результатами, предложениями и рекомендациями;
- отчетный этап предполагает составление отчета об исследовательской работе, написание проекта, выступление с докладами, подготовка презентаций, участие в конкурсах, олимпиадах, выставках и др.[3].
Помимо этого в результативно-диагностический компонент модели методики личностно ориентированного обучения биологии включаю комплекс диагностических тестов, позволяющих определить степень достижения поставленной цели, и повышение активности личности как результат личностно ориентированного обучения.
Список литературы
1.Боголюбов, А.С. Полевые практикумы: их место и роль в образовании школьников // Биология в школе. – 1999. - № 3. – С. 41–46.
2.Белянина, Л.А. Экскурсия – одна из форм развития творческих способностей личности / Л. А. Белянина, Н.Ю. Манькова // Биология в школе. – 2008. - № 2. – С. 44–49.
3.Овчаренко. Н.Е. Роль проектной и исследовательской деятельности в экологическом воспитании учащихся/ Шаги мастерства. Сборник методических материалов и практических разработок учителей – победителей конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование» // отв. ред. Федорченко П.Ю. – Белгород ИПЦ «Политерра», 2007 С. 220-224.