Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.
Развитие творческих способностей школьников на уроках технологии
Мы живем во времена стремительного перехода человечества из века технического в век технологический. Современная технологическая среда характеризуется многообразием технологий, совокупность которых отражает уровень интеллектуального и духовного потенциала общества. Интенсивное внедрение прогрессивных технологий создает благоприятные условия для развития общества и каждого отдельного человека.
"В наше время задача развития творческих способностей учащихся является социальным заказом общества", - пишет известный педагог М.И. Махмутов. (3, с.8)
В 1993 году в нашей стране с учетом новых социально-экономических условий начался процесс реформирования образования. В его практической реализации важной вехой стало введение нового Базисного плана, в структуре которого была выделена самостоятельная образовательная область "Технология". Это важное новшество связано с необходимостью серьезной модернизации трудового обучения: обогащения его интеллектуально-творческой составляющей, внедрения метода проектов, открывающего большие возможности для развития творческих способностей учащихся.
Как уже отмечалось одним из направлений образовательной области "Технология" является внедрение методики проектов.
Под методом проектов понимается способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта (продукта труда). (1)
Проектная деятельность основана на более гибкой организации процесса обучения учащихся, в результате которой полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, выполняются и осваиваются ими не только конкретные трудовые действия, но и решаются разнообразные конструкторско-технологические задачи.
Метод проектов позволяет активно развивать у учащихся основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом при работе с "непослушными инструментами" и" неподатливыми материалами", "технологическими системами". Использование метода проектов позволяет на деле реализовать личностно-ориентированный, активно-деятельный подход в трудовом обучении школьников и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.
Работа над проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, предоставляет свободу в выражении идей и их отстаивании.
Но главной педагогической задачей, в процессе обучения с помощью метода проектов является не репродуктивное – строго последовательное соблюдение этапов проектирования, а вооружение учащихся целостной культурной организацией проектной деятельности, развитие у них способности к генерации идей, их анализу, самостоятельному принятию решения, формирование своего мнения, позиции, взаимодействию и диалогу в процессе решения совместных задач. За учителем остается право на выбор наиболее рациональных в конкретной ситуации форм занятий и отдельных обучающих методов и приемов.
Экспериментальная проверка использования метода проектов в технологическом образовании школьников показало значительное повышение интереса учащихся к технологическому образованию. Школьники всех возрастов с удовольствием включаются в исследовательскую деятельность. Они видят социальную и личную значимость своего труда, а это ведёт к повышению мотивации обучения. В результате у учащихся развивается трудолюбие, чувство долга и ответственности за принятое решение, стремление к высоким результатам. Появляются такие качества, как бережливость, расчетливость, деловитость, умение взаимодействовать с людьми.
Можно сказать, что проектирование рассматривается как способ учебной работы. И это не просто единица знания или отдельное умственное умение, а личностно-развивающее образование и воспитание, которые развивают индивидуальные особенности и возможности каждого ученика.
Таким область "Технология" предоставляет огромные возможности для развития творческих способностей школьников.
Для разработки методики развития творческих способностей школьников на уроках технологии можно проанализировать состояние изучаемой проблемы в педагогической практике:
* посещение уроков;
* определение уровня развития творческих способностей учащихся;
* предметные олимпиады.
Ни для кого не секрет, что подготовка к городской олимпиаде – дело чести каждого учителя, и, безусловно, для участия в ней выбираются сильнейшие.
Олимпиады способствуют повышения уровня технологического образования, активизации познавательной деятельности учащихся, помогают учащимся полнее оценить практическое значение учебного предмета. У многих детей они пробуждают сознательное желание овладеть ремеслом.
На олимпиаде защита творческих проектов превращается в настоящий праздник демонстрации моделей участниками. Предметной олимпиада по технологии комплексно решает сложную задачу формирование будущего труженика, позволяет определить перспективы и направления развития предмета, дает возможность учителям проникнуться новыми идеями в области проектного метода обучения.
Для определения уровня развития творческих способностей учащихся я использую (можно воспользоваться методикой) методику диагностики общей одаренности А.И. Санникова.(4) Данная методика предназначена для использования не профессиональными психологами, в отличие от других. Все указанные в ней личностные характеристики не только не скрыты от профессионального взгляда, а напротив, легко наблюдаемы, и вполне могут быть замечены любым заинтересованным взрослым (педагогом).
По результатам использованной методики можно сказать, что "Стартовая площадка" для педагогических открытий и свершений самая подходящая. И во многом только от нас, педагогов – от нашего внимания, участия, наших советов и нашей требовательности – зависит, состоится творческая личность или нет.
Многие из нас уже сегодня могут сказать о себе словами Антуан Де Сент-Экзюпери: "Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то" В этих словах призыв и предупреждение: надо "лепить человеческую глину", пока ум человека гибок и сам он восприимчив к открытому перед ним богатству мира.
Литература
Зуева Ф,А, Проектные технологии в образовательном процессе. – Челябинск. ИДП ОПР, 2001.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – Вестник образования. 2002 №6.
Махмутов М,И, Современный урок: Вопросы теории. – М.: Педагогика, 1981.
Новиков А,М, Вектор становления творческой личности. – Школа и производство. 1999. №3. С.2-4.
Программа общеобразовательных учреждений. /Научн. Рук. Ю,Л, Хотунцев, В,Д, Симоненко. – М. Просвещение, 2000.