Современная модель образовательного процесса ориентирована, как известно, на переход от «школы знаний» к «школе мышления», что требует, кроме прочего, овладения стратегиями познавательной деятельности.
Ориентация на личность учащегося связывается в педагогической литературе с внутренней дифференциацией и внешней. Процесс образования должен быть дифференцированным с учетом природных задатков, способностей и условий социализации в современной школе. Под внутренней дифференциацией понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные способности школьников учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке в своем классе. При внешней дифференциации учащиеся разного уровня обученности специально объединяются в учебные группы.
Выделяют следующие виды дифференциации: по общим способностям, по частным способностям, по интересам, по неспособностям, по проектируемой профессии.
В своем докладе подробно остановлюсь на способах осуществления на уроках ИЯ внутренней дифференциации.
Строго говоря, любой школьный класс является неоднородным, поскольку обучающиеся в нем школьники различаются по многим параметрам: уровень обученности, потенциальная способность к овладению языками, способность к общению на иностранном языке в группе, интеллектуальные способности, опыт учения, мотивация к изучению иностранного языка. Школьники также могут различаться стилем учения, особенностями характера, общим развитием, степенью уверенности в своих возможностях, способностью к самодисциплине, а также культурными особенностями и способностями родного языка. Поэтому справедливо утверждение известного британского исследователя Пенни Ур, что любой школьный класс состоит из личностей, значительно более различающихся, чем похожих друг на друга.
В системе обучения, ориентированной на учащегося, не все учебные материалы срабатывают одинаково эффективно по причине невозможности для авторов учебников учесть все разнообразие учебных ситуаций, которые могут сложиться в том или ином классе. Поэтому одним из необходимых профессиональных умений учителя является умение адаптировать учебник, а также использовать широкий спектр учебных материалов различными способами для удовлетворения потребностей учащихся разного уровня обученности и степени мотивированности.
Анализ школьных учебников показывает, что большинство содержащихся в них заданий носит закрытый характер, то есть предполагает наличие единственно возможного правильного ответа. Такие задания нацелены на однородную аудиторию и обеспечивают благоприятные условия для весьма ограниченного круга обучаемых. Учащиеся с низким уровнем обученности либо дадут ошибочный ответ, либо вообще не выполнят такое задание. Наиболее продвинутые школьники также окажутся в неблагоприятных условиях, так как задание покажется им неинтересным, не позволяющим показать все их возможности и потому скучным.
Учет особенности работы в неоднородных классах требует изменения характера упражнений в сторону открытости. Приведу примеры того, как можно осуществить это практически.
Можно использовать вопросно-ответные упражнения. После прочтения или прослушивания рассказа учащимися предлагается ответить на серию вопросов с целью проверки понимания текста. Вместо того чтобы отвечать на вопросы в последовательности, навязанной учителем, школьники получают список вопросов и задание самим выбрать тот, на который они вначале хотели бы ответить. Это позволяет каждому обучаемому выбрать те вопросы, которые им интересны и посильны. Такой прием работы со списком вопросов позволяет увеличивать число участвующих в работе и скорость выполнения задания. Вариантом такого упражнения может быть следующее: учащимся предлагается вычеркнуть те вопросы, которые они не считают интересными, и придумать собственные.
Подбор соответствий: учащимся сообщается, что они могут сочетать любые слова (СС, части предложения) из колонки А с любыми словами (СС, частями предложения) из колонки Б при условии, что они могут обосновать свое решение. Слабые ученики отыщут наиболее очевидные соответствия, в то время как более сильные учащиеся могут предложить менее очевидные идеи и обосновать их.
Временные пары: известно, что значительно обогащается речевой опыт учащихся и улучшается психологический климат в классе, если учитель регулярно меняет состав пар и групп, включая школьников в общение с разными одноклассниками.
Вспомни и поделись с другими: учащимся предъявляется небольшой текст в письменном или звуковом виде. Спустя некоторое время учитель убирает этот материал и просит учащихся записать все, что им удалось запомнить. Далее школьники объединяются в пары или тройки и обсуждают результаты работы, что позволяет им значительно расширить свои списки. В завершении учитель может повторно предъявить материал или предложить классу обменяться результатами работы. В данном упражнении сотрудничество позволяет каждому весьма заметно улучшить свои результаты. Практика показывает, что результат, полученный группой значительно выше, чем результат, достигаемый любым из ее членов в отдельности.
«Мозговой штурм»: обучаемым предлагается сказать все, что они хотят и могут по поводу предъявленной картинки. В качестве вариантов можно предложить учащимся сказать не менее 10 предложений или, наоборот, высказать только одну мысль, связанную с изображением на картинке. Учитель также может предложить школьникам высказать свои суждения в ограниченный период времени.
Реализация дифференцированного подхода в классах с неоднородным составом обучаемых означает, что каждый школьник в любой момент урока, может максимально реализовать свой эмоциональный и интеллектуальный потенциал, выбрав из «веера» заданий подходящее лично ему. Такой подход потребует от учителя дополнительных временных и интеллектуальных затрат, поскольку предполагает необходимость внимательно отслеживать продвижение обучаемых в овладении компетенциями, адаптировать учебник и создавать собственные комплексы упражнений и, при необходимости, дополнительные дидактические материалы. Результатом таких усилий будут условия, комфортные для всех учащихся, позволяющие школьникам эффективно овладевать знаниями в классах с неоднородным составом обучаемых.
МБОУ «Селезянская средняя общеобразовательная школа»
Доклад на тему:

Подготовила: учитель немецкого языка
Мельникова Л.И.
2013-2014 учебный год