СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности, как способ творческой самореализации учителя географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностно- ориентированное обучение - способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

Настоятельной потребностью современного образования является поиск новых, более действенных педагогических технологий обучения. В современной практике обучения инновации рассматриваются как необходимое условие развития познавательной активности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности, как способ творческой самореализации учителя географии»









«Личностно ориентированный подход

в педагогической деятельности

как способ творческой самореализации учителя географии»












Работу выполнила

учитель географии

МОУ Цильнинской СШ

Цильнинского района

Ульяновской области

Мулендеева Н.Г.







Содержание

  1. Введение ………………………………………………………….….…. 3


  1. Цели и задачи работы …………………………………………….…..... 6


3. Типы уроков личностно ориентированной направленности

(из опыта работы)………………………………………………………….7


4. Основные технологии ЛОО (личностно-ориентированного обучения)

на уроках географии (из опыта работы)

    1. уровневая дифференциация……………………………………….…16

    2. проектная деятельность………………………………………………19

    3. игровые технологии…………………………………………………..20

    4. информационно-коммуникационные технологии………………..…22

5.Заключение ……………………………………………………….………24


6.Список литературы ……………………………………………………... 25


7. Приложения ............................................................................................. 26


























  1. ВВЕДЕНИЕ

Личностно- ориентированное обучение - способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

Настоятельной потребностью современного образования является поиск новых, более действенных педагогических технологий обучения. В современной практике обучения инновации рассматриваются как необходимое условие развития познавательной активности учащихся.

Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. А вместе с ними и цели географического образования. Наступивший XXI век требует от преподавателя географии не столько “наполнения” головы школьника разнообразной информацией, сколько обучения умениям самостоятельно получать нужные географические материалы, анализировать их. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию.

Развитие индивидуальных качеств личности становится важнейшей задачей современного образования. Выпускник современной школы, которому предстоит жить и трудиться в постиндустриальном обществе, должен обладать определенными качествами личности:

- гибко адаптироваться к изменяющимся жизненным ситуациям, самостоятельно приобретать необходимые знания, умение применять их на практике для решения поставленных задач;

- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающую проблему, грамотно и рационально подобрать необходимое решение;

- уметь творчески мыслить и генерировать принципиально новые идеи;

- грамотно работать с информацией;

- быть коммуникабельным, уметь работать в команде;

Таким образом, главное стратегическое направление развития системы школьного образования лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования – такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором ведущей была бы познавательная деятельность, а не преподавание.

В условиях личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но иную. Теперь учитель выступает не только в роли носителя знания и контролирующей инстанции, но и в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности ученика.

В таких условиях педагогу необходимо владеть методами и формами построения образовательного процесса, которые бы стимулировали познавательную деятельность ученика. Этим и объясняется актуальность данной работы. Необходимостью систематизировать инновационные педагогические модели и технологии организации деятельности учащихся на уроке, определить их роль в процессе развития личности ребенка, показать варианты и способы применения в процессе обучения географии.
Отсюда очевидна необходимость построения личностно ориентированных систем обучения и воспитания школьников. Поэтому в качестве основы моей системы работы был принят именно данный подход в обучении, где во главу угла ставится личность ребенка, её самобытность, самоценность, где субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования, где ученик признаётся главной действующей фигурой всего образовательного процесса.


Основные принципы личностно-ориентированнного подхода для меня заключаются в следующем:
1. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога – это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.

3. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъективными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъективного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.

4. Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнаёт о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребёнком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».

6. Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребёнка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его стремления к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.

Реализация идей личностно ориентированного обучения в курсе школьной географии означает создание каждым школьником личностно значимого образа мира, основанного на его личном опыте. Проблема активизации процесса обучения не может на современном этапе развития образовательных систем рассматриваться без учета личностной позиции обучаемого к процессу обучения.





























2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Как уже говорилось выше, современной школе необходимо внедрение инновационных моделей образования. Преподавание географии особенно остро нуждается в инновационных моделях обучения. Современным школьникам необходима мотивация к изучению «второстепенных» на их взгляд предметов, к числу таких предметов относят и географию. Инновационные модели образования призваны стимулировать познавательную деятельность учеников, в том числе и на уроках географии.

Таким образом, объектом данной работы являются разные формы работы, предметом – способы их применения на уроках географии.

Личностно ориентированый подход в обучении решает такую цель, поставленную перед образованием, как подготовить граждан, которые могут ставить и достигать собственные цели. Для того чтобы поднять интерес к изучению географии, учитель применяет разные средства – подбирает интересные задания, использует различные энциклопедии, дополнительную литературу. Но по-моему, работа учителя будет более эффективной, если он будет знать личностные особенности школьников, учитывать их избирательное отношение к учебному материалу. Ведь почти каждый ученик использует свои, особенные способы работы с учебным материалом. Интерес к географии проявляется не только при изучении отдельных тем, но и при выполнении отдельных видов заданий.
В последние годы личностно ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России.

Цели личностно-ориентированного урока:

1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта.

2.Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий.

3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала.

4. Ведёт индивидуальную беседу с каждым ребёнком.

5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность.

6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки.

7. Побуждает детей обсуждать возникающие, между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения.

Поэтому, целью моей работы является:

- Показать, что систематическое решение познавательных разнотипных задач – средство достижений творческих способностей учащихся.

Главные задачи, отсюда вытекающие:

- показать, что познавательный интерес ведет к созданию разнообразных способов решения задач, новых средств поиска знаний;

- рассмотреть основные приемы и методы, пробуждающие у учащихся интерес к изучению географии, которые можно применять на различных этапах урока, раскрыть их сущность.

3. Типы уроков личностно-ориентированной направленности.

Основные особенности личностно-ориентированного урока

Основная цель - создание условий для проявления познавательной активности учеников. Достижение учителем этой цели достигается следующими средствами:

  • Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

  • Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

  • Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и.т.п.;

  • Использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

  • Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (« правильно- неправильно»), но и по процессу его достижения;

  • Поощрение стремление ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

  • Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.


Логика и структура деятельности учителя и учащихся в личностно-ориентированном обучении

1. Ученик становится субъектом деятельности, осуществляет её целостно на всех этапах, осознаёт процесс учения и управляет им.

2. Учитель становится координатором, организатором деятельности учеников в процессе которой учит его осуществлять целепологание, овладевать способами и приёмами учебной деятельности, формирует критерии и навыки самоанализа.

3. Основная задача обучения - обеспечения самоопределения личности в культуре, открытие учащимися новых знаний и способов деятельности, перевод ученика в режим саморазвития.


Главной формой обучения является урок. Урок направлен на развитие личности, воспитание географической культуры. Среди многих типов урока личностно ориентированную направленность имеют уроки - рефлексии, которые позволяют осознавать опыт внутреннего переживания, воспитывать чувства эмпатии, амплификации. На таких уроках я использую слайды, репродукции картин, фрагменты музыкальных произведений.
По моему мнению, поэзия является чрезвычайно эффективной формой рефлексии. Синквейн – это синтез информации в художественной форме. Поэтому для заучивания материала предлагаю своим ученикам воспользоваться стихотворной формой, которая требует соблюдения алгоритма и не вызывает значительных затруднений. Синквейн можно писать индивидуально, в парах, группах.

В 8-ом классе при изучении темы «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека» детям привожу пример, какие чувства испытывал писатель Дании Андреев, находясь вечером на берегу реки Неруссы: «И когда Луна вступила в круг моего зрения, бесшумно передвигаясь за узорно-узкой листвой развесистых ветвей ракиты, начались те часы, которые остаются едва ли не прекраснейшими в моей жизни. Тихо дыша, откинувшись навзничь на охапку сена, я слышал, как Нерусса струится не позади, в нескольких шагах за мной, но как бы сквозь мою собственную душу. Торжественно и бесшумно в поток, струившийся сквозь меня, влилось все, что было на Земле, и все, что могло быть в небе. В блаженстве, едва переносимом для человеческого сердца, я чувствовал так, будто стройные сферы, медлительно вращаясь, плыли во всемирном хороводе, но сквозь меня, и все то, что я мог помыслить или вообразить, охватывалось ликующим единством». После этого отрывка детям задаю вопросы: «Был ли у вас подобный опыт слияния с природой? Какие переживания вас охватывали?» Далее учащиеся выполняют задание творческого характера «Река моего детства».

Другим вариантом уроков-рефлексий является обобщение: «Подведем итоги», на котором проходит оценка и самооценка учащихся. Вначале ребята оценивают себя сами (проставляя баллы или плюсы), а затем в ходе обсуждения результатов самооценки происходит корректировка полученных результатов. Такие уроки я провожу в «сильных» классах.
На уроках-рефлексиях детей ставлю в ситуацию, которая позволяет им выразить свое «Я», отношение к чему-то или кому-то, осознать свою деятельность. Приведу пример задания на самооценку при изучении темы «География Ульяновской области».

Говорю учащимся о том, что известный ученый-географ и историк Л.Н. Гумилев писал: «Чтобы мы знали о прошлых веках, если бы не было ни памятников, увековечивших их в камне и бронзе, ни живописи, фресковой и станковой, ни письменности, повествующей о них в стихах и прозе. Ничего!»

Затем ученикам задаю вопросы:
1. Какие памятники природы, истории и культуры сохранились в г.Ульяновске?
2. Каково их современное состояние?
3. Какие чувства вы испытываете в связи с проблемой их сохранности:
- огорчение, беспокойство из-за невозможности их восстановления;
- надежду, уверенность в возможности преодоления этого состояния;
- потребность в выявлении и паспортизации памятников природы, истории, культуры;
- желание оказать посильную помощь в восстановлении памятников;
- отсутствие эмоциональных откликов.

Реализовать сложные задачи по развитию личности школьника (наряду с другими условиями) позволяет лекционно-семинарская система обучения. Она имеет ряд существенных преимуществ:
- осознанность школьниками процесса учения;
- возможность активного включения в него;
- планирования ими своей деятельности;
- возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности;
- широко использовать нетрадиционные формы обучения и т.д.
Лекционно-семинарские занятия практикую в 9 классе, а отдельные его элементы в 6-8 классах.

Умение слушать необходимо каждому человеку в любых жизненных ситуациях, и этому необходимо учить. Слушание лекции – это сложный творческий процесс, к которому учеников начинаю готовить с 6-го класса, постепенно увеличивая время на объяснение и рассказ, давая при этом определенные задания с учетом возраста и подготовки школьников.

Мною разработаны памятки для учащихся, как обучиться слушать лекцию, рекомендации учащимся для работы на семинарских занятиях, правила проведения урока-диалога и другие. Слушать лекцию – это значит понимать содержание, запоминать, выделять главное в содержании краткими записями, составлять план, графический конспект. Проведение лекций приводит, как правило, к перегруппировке материала. Так, в 9 классе практикую уроки-лекции по темам «Взаимодействие общества и природы», «Численность населения России», «География промышленности», «Общая характеристика хозяйства» и другие.

Умение красиво и грамотно говорить, аргументировать и отстаивать своё мнение необходимо в современном обществе. Развитию этого способствует семинар. Семинар – такая форма обучения, при которой источником информации являются сами ученики. На семинаре в результате предварительной работы над программным материалом решаем задачи познавательного, развивающего и воспитательного характера. По уровню познавательной активности школьников выделяют традиционные и проблемные материалы.

На традиционном семинаре высокая самостоятельная активность наблюдается лишь у тех детей, которые выступают с сообщениями и обсуждающих их, поэтому я отдаю предпочтение проблемным семинарам.
Проблемные семинары дают возможность каждому ученику отстаивать свою точку зрения, принимать решения. Например: в 9-ом классе, рассматривая тему «Городское и сельское население», выношу на обсуждение следующие вопросы дискуссионного плана:
1. Можно ли утверждать, что человечество вступило на путь превращения нашей Земли в «планету-город»?
2. Существует ли взаимосвязь между уровнем экономического развития и наличием крупных городов?
3. Урбанизация – благо или зло для планеты?
4. Как можно прокормить все увеличивающееся население Земли?
5. Процесс урбанизации носит стихийный характер или им можно управлять?

Отличительной особенностью личностно-ориентированных технологий является ориентация на диалогические способы общения, умение выслушать и понять друг друга. Уроки-диалоги – это занятия, которые строятся на неожиданных для учащихся вопросах в отличие от семинаров, когда они известны за две-три недели.

Диалог всегда обмен взглядами, чувствами между двумя и более учащимися, когда встречается свое «Я» и отношение к чему-то, после чего уточняется автономное «Я». Основными особенностями диалога являются: проблемность, присущая географическому содержанию, ставшему предметом диалога, значимость для ученика проблемной ситуации, интерес к содержанию, а также к процессу диалога и субъектам общения, незавершенность диалога как способа реализации потребностей учащихся, готовность школьника к обмену ценностями и его ориентировки в системе многообразных ценностей и др.
Диалоги, как правило, на уроках возникают между учителем и классом, когда дети обсуждают какой-либо спорный вопрос, проблему с целью нахождения способа ее решения. Диалог провожу, разбивая класс на группы. Так, в 9-ом классе, изучая социально-экономические особенности Поволжья, подчеркиваю, что бассейн Волги занимает 8% площади России, здесь сконцентрировано почти 45% промышленного производства страны и проживает 65 млн. человек. Экономические проблемы на этой территории наиболее остры. По мере изучения этапов освоения территории учащиеся исследуют деятельность человека как экономического фактора, выявляют реальные противоречия между обществом и природой.

В ходе взаимодействия друг с другом школьники обсуждают диалогические ситуации. Приведу лишь некоторые из них:
1. Волгу образно называют Волгой-матушкой, великой рекой, главной улицей России. Её воспевают в песнях, с ней слагают стихи. Как вы считаете, почему у русского народа такая любовь к реке?

2. Широкие круги населения и некоторые специалисты считают, что положение Волги было бы иным, если бы не было водохранилищ, затопивших плодородные земли, замедляющих сток реки и плотин-тромбов, появившихся в её русле. Другая группа утверждает, что строительство ГЭС на Волге вызвано необходимостью решения многих задач. Волжско-Камский каскад дает 20% электроэнергии, производимой на ГЭС в России, обеспечивает водными ресурсами промышленные центры. На его долю приходится половина уловов рыбы внутренних водоёмов. Какую точку зрения и почему вы будете отстаивать?

3. Автор книги «От Твери до Астрахани» братья Богомоловы в 1862 году писали о том, что ныне кажется сказкой: «Вода Волги чиста, прозрачна и не имеет вкуса, мягка и сильно напитана воздухом. Если взболтать её в закупоренной бутылке, она пузырится, подобно вину». А вот что пишет наш современник Ф.Шипунов: «Самоочищаемость Волги… снизилась в десятки раз, и она стала на большом протяжении антисанитарным водоемом. В ней обнаружено более миллиона химических веществ, многие из которых токсичны. Донные и взвешенные наносы, поступающие с территории бассейна и ранее удобрявшие пойменные и заливные земли, на 90-95% задерживаются в водохранилищах и откладываются на их днищах, загрязняя воду и теряясь безвозмездно».
Как решить проблему Волги? Какую роль в этой проблеме занимает экологическая культура человека?

Иногда диалог проходит между группой учеников (называю группу командой знатоков) и классом. Подбираю детям литературу, помогаю
отобрать наиболее важные географические данные, составить вопросы. Все остальные учащиеся готовят интересующие их вопросы. Команда знатоков готовит вопросы заранее.

Как правило, на уроки-диалоги подбираю такие темы, с содержанием которых учащиеся могут быть знакомы на уровне бытовых знаний, телевидения (например, при изучении отдельных стран). Такие уроки заканчиваются коллективным обсуждением.

Реализация творческого потенциала учащихся возможна также через различного рода творческие работы детей, рефераты. Иногда итоговый контроль по отдельным темам организую как защиту рефератов. Перед защитой рефератов провожу индивидуальные и групповые консультации. Рефераты выполняют учащиеся 7 класса по обобщению изученного материала по отдельным материкам: «Африка», «Северная Америка» и т.д. в 8 классе при изучении регионов России: «Памятники природы Русской равнины», «Байкал» и др.

В целях обеспечения определенного уровня овладения знаниями, умениями, навыками, а также самостоятельности в учении мною разработаны разноуровневые задания, практические работы.
Например, карточки трёхуровневого контроля состоят из трех блоков.


Первый блок вопросов на репродуктивном уровне, ответы на которые легко найти в текстах учебника. Это в основном понятия и определения. Например, назвать отраслевой состав межотраслевого комплекса, факторы их размещения. Второй блок вопросов – творческого, поискового уровня. Как правило, формулировка начинается со слов «Почему…», «Сравните…», «Каковы причины возникновения…», «Что общего…» и т.п. Например:
- В чем вы видите различие между понятиями «трудоемкое» и «металлоемкое» машиностроение. Приведите подтверждающие примеры.
- Сравните рельеф Южной Америки и Африки. Что общего и в чем различие?

Третий блок – вопросы на проблемном уровне. Например:
- Как, по мере хозяйственного развития Поволжья, углублялись экономические проблемы Волги?
- Каковы первопричина возникновения одной из глобальных проблем человечества – продовольственной.

Такие задания помогают мне не только выявить уровень знаний учащихся, но и уровень их мыслительной способности, готовность класса к уроку «Деловая игра», «Урок-дискуссия» и т.д.

Уже много лет, проводя первый вводный урок в 8-ом классе, когда учащиеся начинают изучать новый для них предмет «География России», я прошу их написать сочинение-размышление на тему «Россия – Родина моя». Круг вопросов строго очерчен:


1. Что я знаю о своей Родине?
2. За что её люблю?
3. Чтобы я сделал для неё: сейчас и когда вырасту большим?


Равнодушных ребят на этом уроке не бывает: настолько близка и дорога им эта тема. А сколько они знают о своей стране. Как они переживают за неё: за её успехи и неудачи. Сколько искренней заботы в словах детей, сколько планов, мечтаний о том, чтобы они хотели сделать для своей Родины. Некоторые ребята за это сочинение получают одну оценку, некоторые две!, а некоторые – даже три!!!, причем все «5». То есть по каждому из предложенных вопросов ученик вправе получить оценку. Как порою нелепо ставить «сухую» отметку за такое сочинение, когда человеком овладевает буря чувств, эмоций, тревог и надежд. Такой урок, это не просто урок, это уже сама жизнь.

Приведу выдержки из некоторых сочинений: «…Россия, сколько родного, доброго, ласкового в этом слове. Уже с детства человеку необходимо любить, уважать свою Родину, чтобы потом с честью считаться её гражданином, защитником и сыном. Каждый человек должен считать Родину – матерью, чтобы не предать её, не погубить – не поднять на неё руку. Слово «Россия» с детства было символом могучести, неисчерпаемости силы и богатств».

Или вот такие строки: «…Россия – великая держава. Любовь к Родине я впитал с детства: за то, что я живу в ней, за Волгу – реку, солнце, которое изо дня в день приветствует меня, за голубое небо, за времена года, за леса, в которых так много богатств. Ни один человек не может быть равнодушен к Родине, к своей единственной, неповторимой, которая имеет свой запах (для меня запахом моей Родины является и запах сосны, и листьев, и земли), свою Цильну, свою культуру. Вот за это я и люблю свою Родину – Россию…»
Любовь к своей Родине начинается всегда в процессе познания. Это познание складывается по частичкам: с первого упоминания о месте, где родился маленький человек, с первой школьной экскурсии, с
первой практической работы по составлению схемы школьного двора, воспитания навыков поведения в природе и роли человека в ней.
Главное – уроки географии могут повлиять на то, чтобы ребёнок не был равнодушным к происходящему, а это уже проявление человека как личности, которая много знает, умеет, хочет и может сделать не так, как того хочется кому-либо, а так как это нужно в данный момент для дела. А это уже личностный подход.

В 9-ом классе при изучении тем «Промышленность России», «Топливно-энергетический комплекс России» учащиеся рано или поздно сталкиваются с таким явлением, как стремительное обеднение природы. Предел её топливно-энергетических ресурсов, особенно это касается нефти. И обязательно они задают вопрос: «А как же быть? Что делать нашему поколению?» Таким образом проявляется один из двух существующих подходов к данной проблеме: один из них пессимистический. Именно эта нота присутствует у ребят в начале изучения этой темы. Задача педагогов в этот момент состоит в том, чтобы вывести ребят на другой уровень понимания проблемы – оптимистический. Суть его заключается в том, что человек – существо разумное и обязательно может и должен найти выход из временных трудностей. Для этого ребятам предлагаю отыскать специальную литературу и написать реферат «Нетрадиционные (альтернативные) источники энергии». На это отводится один месяц , и один из уроков посвящен дискуссионному клубу «Мир будущего», где можно обменяться представленными знаниями и , более того, предложить собственные, пусть гипотетические проекты. А квинтэссенцией урока сделать следующее, то, что стало бы личным кредо каждого молодого человека: «Человек отвечает за себя, окружающий мир, всю планету целиком!!!», т.е. человек родился на земле для того, чтобы прожить жизнь не для себя, а изменить Мир к Лучшему! А это уже глобальный подход. А все глобальное начинается с маленькой клеточки – человека, который призван стать личностью. А чтобы стать этой самой личностью, от которой очень многое зависит, надо воспитать в молодом человеке очень много нужных качеств. Одно из них – товарищество и уважение к другому человеку. Эти качества воспитываются в походах и экспедициях по родному краю. Сколько здесь новых впечатлений и открытий! Вот где всесторонне раскрывается и формируется личность. В разновозрастных туристских группах прослеживаются взаимоотношения по линии «старший – младший». Здесь воспитывается одновременно и вежливость, и уважение к старшему, и товарищество. Ведь в походе мы – товарищи, более того, - друзья, отвечающие один за другого. И мы учимся с ребятами уважать личность в другом человеке. И все это не просто проформы ради, а для того, чтобы на этих уроках, в этих походах ребята увидели свою Родину, то, с чего мы начали сегодняшний разговор. Увидели её величие и одновременно её трудности и проблемы, поняли свое место в жизни. Смело набирались опыта для того, чтобы сделать землю чуточку краше, став при этом чуточку краше самим!

Велико значение школьной географии в воспитании любви к своей Родине. Каждый человек вправе называть родную страну своей – не из желания её присвоить. Так выражается естественное патриотическое чувство. И задача школьной географии в том, чтобы, выходя из стен школы, каждый молодой человек мог сказать и такие слова: «Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем глубже знаю».

Среди учащихся 6 -9-х классов было проведено анкетирование.

Цель – выявить отношение учащихся к различным формам уроков.
По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:
1. Из всех форм урока наибольшее число учащихся, независимо от возраста, отдают предпочтение игровым.

2. Связи между игровой формой и успешностью обучения не отмечается. Выбор игр больше связан с личностными характеристиками: общительностью, активностью, социальным статусом, занимаемым в классе.

3. В 7-х, 9-х классах отдается предпочтение комбинированному уроку.

4. Урок-практикум большой интерес вызывает у учащихся 6 -7-х классов, а в 8 -9-х классах он постепенно снижается (это работа с контурными картами).

5. Отношение к уроку-зачету класса незначительно.
Главная задача игровых технологий – привить навыки изучения нового материала и закрепление пройденного, а также создать хорошее психологическое настроение в классе.

Большая часть игровых моментов в моей работе приходится на обобщение и контроль знаний. Но я стараюсь их включать и в процессе изучения нового материла и закрепления умений и навыков. Чаще использую игры в 6 -8-х классах, но есть необходимость их использования и в старших классах. Игровые формы работы описаны отдельно в моей работе.

Технология личностно ориентированного подхода в обучении, рассчитанная на раскрытие потенциальных возможностей личности. Осуществляется при всем многообразии методов и форм обучения.
Уникальность школьного курса географии заключается в том, что это единственный предмет, объединяющий знания о природе и социально-экономическом повседневном окружении подростка, следовательно, географические знания могут стать базой для разнообразной практической его деятельности, в творческом росте личности подростка. География является для подростка не только источником новых сведений о мире, не только инструментом познания части объективной деятельности, но и необходимым фактором его нормального психологического развития. В настоящее время проблемы творческого становления молодого поколения приобретают
приоритетное значение, как для системы образования, так и для развития общества в целом, для исторической судьбы России в ближайшие десятилетия.



































  1. Основные технологии ЛОО (личностно-ориентированного обучения) на уроках географии (из опыта работы)

В основе личностно – ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как “коллективного субъекта”, а, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом.

В это понятие вкладывается следующий смысл:

  • не следует ругать за ошибки, нужно хвалить за правильные решения;

  • максимально, как только возможно, способствовать самостоятельному получению знаний учащимися;

  • создавать на уроке ситуацию успеха, так строить задания, чтобы каждый ученик мог добиться успеха и даже у совсем слабых учеников пропал “комплекс двоечника”;

  • организовать работу таким образом, чтобы дети получали навыки не только индивидуальной работы, но и работы в коллективе, учить их терпимости, взаимопониманию и взаимовыручке;

  • заниматься отдельно с учениками, которые хотят знать больше.

В своей работе активно использую следующие технологии:


4.1.Технология уровневой дифференциации


Цель технологии уровневой дифференциации:

  • обеспечение достижения всеми учащимися базового уровня подготовки по предметам;

  • создание условий учащимся, проявляющим интерес и способности к предмету для усвоения материала на более высоком уровне.

Теоретические позиции:

  • дает возможность учитывать познавательные интересы учащихся;

  • устранить перегрузку программ и учащихся;

  • развивать каждого учащегося в меру его сил и способностей;

  • создавать психологический комфорт в учебе

Методическая основа:

  • индивидуализация обучения;

  • дифференцированный уровень требований;

  • материал дается всем учащимся на довольно высоком уровне, а проверка знаний, умений и навыков ведется на трех разных уровнях;

  • от ученика требуется то, что он в состоянии усвоить.

Учебная деятельность предполагает четкое планирование учебного процесса:

  • уроки объяснения

  • уроки тренировочные

  • уроки помощи и взаимопомощи

  • уроки проверки ОРО (обязательные результаты обучения)

  • уроки проверки усвоения темы (тематические зачеты)

Концептуальные положения:

  • базовый уровень должен быть задан по возможности однозначно, в форме, не допускающей разночтений, двусмысленностей;

  • мотивация, а не констатация;

  • предупредить, а не наказать незнание;

  • признание права ученика на выбор уровня обучения;

  • ученик должен испытывать учебный успех.

Результаты:

  • Позволяет учащимся реально оценивать свои возможности

  • Повышается интерес к предмету

  • Между учителем и учащимися устанавливаются партнерские отношения

  • Снижается психологическое напряжение учащихся на уроках

  • Повышается качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся

  • Исчезает страх перед проверкой знаний


Дифференциация в обучении открывает перед учащимися возможности выбора уровня обучения, а вместе с ним и уровня теоретической и практической подготовки по географии. Эффективному управлению учебной деятельностью учащихся способствует изучение их учебных возможностей, знание которых позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход в организации их учебной работы. Общеизвестно, что в классе учащиеся отличаются как своими способностями, так и отношением к работе. Поэтому изучаемый материал воспринимается ими неравномерно.

  • Ученики с высшими учебными возможностями усваивают новый материал быстро, они свободно выполняют упражнения, решают задачи. У этих учащихся проявляется высокая самостоятельность. Владея навыками самостоятельной работы лучше своих одноклассников, они могут свободно работать без постоянного надзора учителя. Эти учащиеся нуждаются в заданиях повышенной степени трудности.

  • Ученики с высокими учебными возможностями имеют прочные знания. Они обладают несколько меньшим потенциалом, чем ученики первой группы, но усваивают материал почти на том же уровне. Эти учащиеся хорошо учатся, работают в быстром темпе. Однако нуждаются в некотором корректировании их деятельности, периодическом контроле за их учебными действиями.

  • В третью группу входят учащиеся со средними учебными возможностями. Отдельные из них, обладая высокой обучаемостью, характеризуются низкой учебной работоспособностью. У них нет прилежания, высокой целеустремленности в учебной деятельности. Эти ученики нуждаются в том, чтобы их деятельность тщательно направлялась, осуществлялся оперативный контроль за их работой. В этой же группе ученики с типичными средними показателями в обучаемости. Эти учащиеся медленнее, чем их одноклассники из первой группы, усваивают понятия и всю систему знаний. В процессе учебной деятельности они не всегда могут напряженно работать, тщательно выполняют задание учителя только некоторые из них. При организации учебной деятельности учащихся этой группы необходимо строго соблюдать постепенность перехода от простых к сложным. Причем им необходимо выполнить большее число стандартных упражнений, т.е. приобрести определеннее навыки.

  • Четвертая группа - ученики с низкими учебными возможностями. Они отличаются тем, что имеют низкий уровень обучаемости. Эти ученики без помощи учителя работать не могут, они не проявляют умственной самостоятельности, отличаются низким темпом усвоения знаний. Чтобы организовать продуктивную деятельность учащихся, необходимо осуществлять на отдельных этапах урока дифференцированное обучение.

На уроках географии можно использовать индивидуальные самостоятельные работы, которые предназначаются для всех учащихся класса, но в них учитываю разный уровень. Предлагаю задания разной степени трудности. Все эти задания предусматривают знание одного и того же учебного материала, но отличаются тем, что требуют для выполнения различных умственных действий. Облегченный материал содержит большую часть индивидуализации, нужной для выполнения задания. В этом случае указывается и путь решения. Вариант повышенной трудности дает учащимся минимум информации и совсем не указывает, каким путем идти к его решению. Также использую и дифференцированно групповые формы на уроках. Групповая форма рациональна при изучении несложных теоретических понятий. Эта форма организации работы способствует повышению интереса к учебной деятельности, уровня продуктивности у всех учащихся. При этой форме каждая группа учеников работает над выполнением заданий, соответствующих их учебным возможностям.

Дифференцированное обучение использую на всех этапах урока: при проверке и закреплении знаний, работе с книгой, проведении практических работ.


















4.2.Технология проектного метода

На уроках географии существуют широкие возможности применения проектной деятельности.

Метод проектов - это:

  • совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся в процессе обучения и вне его, с обязательной презентацией результатов.

  • педагогическая технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.

Цели проектного обучения:

  • Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения;

  • Развивать у учащихся командный дух, коммуникабельность и умение сотрудничать;

  • Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения искать пути решения поставленной задачи;

  • Развивать у учащихся исследовательские умения.

Теоретические позиции проектного обучения:

  • Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика;

  • Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

  • Глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;

  • Развитие творческого потенциала учащихся.

Формы представления конечного результата проектной работы:

  • Письменный отчет;

  • Доклад;

  • Статья;

  • Фильм;

  • Презентация;

  • Выставка и т. д.


Мини проекты на уроках. Такой вид работы используется очень часто. В девятом классе, при изучении различных отраслей промышленности, ребята создают проекты различных предприятий, проекты освоения месторождений полезных ископаемых. Такие задания даются детям на весь период изучения отраслей экономики. К концу изучения темы, ребята должны представить проект любого промышленного предприятия, и обосновать свои разработки на основе знаний, которые они получили в процессе изучения данной темы.

Проекты могут быть долгосрочными. Например, в 6 классе в течение всего года дети выстраивают модель гипотетического материка. Рисуют для него всевозможные тематические карты, придумывают для него новые страны и города, сочиняют историю открытия и исследования.

Работа над таким проектом проходит в течение всего учебного года. На первом этапе дети определяются с местом положения будущего материка на карте. Определяется его географическое положение, при изучении темы «Географические координаты» определяются координаты крайних точек материка, между какими параллелями и меридианами материк располагается. Определяется, какими океанами омывается данный материк, с какими другими материками он соседствует. Таким образом, новый континент получает «прописку» на карте мира.

Далее в процессе изучения каждой новой темы на континенте появляются различные географические объекты.

В процессе изучения темы «Литосфера» дети рисуют физическую карту материка. Обозначают основные формы рельефа, основываясь на картах строения земной коры и картах зон землетрясений и вулканизма.

При изучении темы атмосфера, мы рисуем климатическую карту. К сожалению, в 6 классе дети еще не знают такого понятия как климатический пояс, и не знакомы со схемой постоянных ветров Земли, но они вполне способны обозначить на карте наиболее освещенные, наиболее теплые участки материка, обозначить некоторые виды местных ветров.

При изучении темы гидросфера, дети обозначают речные системы, продумывают то, какой режим и тип питания будет в этих реках, обозначают крупные озера, продумывают, какое происхождения они будут иметь.

Аналогично с природными зонами других материков, ученики размещают природные зоны на своем континенте. При этом они придумывают, какие животные и растения могут существовать в данных природных условиях, учитывают то, какие способы приспособления у живых организмов имеются.

При изучении темы «Население Земли» дети заселяют «свой» материк. Появляются города, страны и народы. Эта тема обычно дается на откуп детской фантазии. Дети придумывают особенности национальных костюмов, предметов быта и традиций.

Над проектами дети работают как индивидуально, так и в группах. Группы подбираются с учетом способностей и мотивированности учеников. В каждой группе обязательно есть и сильные и слабые ученики. Работа распределяется таким образом, чтобы каждый ребенок принял участие в проекте. Задания подбираются с учетом уровней способностей и развития каждого ребенка. (Приложение № 1).


4.3.Игровые технологии

Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоединение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением.

Функции игры:

  • Развлекательная (доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес)

  • Коммуникативная

  • Функция самореализации

  • Терапевтическая (преодоление игровых трудностей, сопоставимых с возникающими в жизни)

  • Диагностическая (в процессе игры можно познать себя, открыть для других свои скрытые черты)

  • Коррекционная (изменить под влиянием игровой практики, социализироваться, принять правила игры и т. д.)


Структура игры как деятельности:

  • Целеполагание

  • Планирование

  • Реализация цели

  • Анализ результатов


Рассматривая игру учащихся как феномен общечеловеческой культуры, считаю, что она направлена на взаимодействие друг с другом по обсуждению различных географических проблем. Игры с географическим содержанием позволяют учащимся моделировать деятельность специалистов в конкретной области, принимать важные решения и делать выводы, проектировать различные объекты, усваивать основные правила поведения в природе и обществе и т.д.

Включение в структуру урока игровых моментов может быть использовано для снятия усталости, развития личностной свободы, раскованности учащихся (особенно «слабых» и неуверенных в себе).
Перечислю достоинства игровых форм обучения:
1. Оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся.
2. Формируют многие умения и навыки (коммуникативные).
3. Формируют умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя.
4. Развивают организаторские способности.
5. Воспитывают чувство сопереживания.
6. Стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем.

В основном, содержанием ролевой игры становятся реальные проблемы географической науки. Например, для 7-го класса наиболее интересными являются сюжетно-ролевые игры типа игр-путешествий: «Путешествие по Австралии», «Путешествие по Атлантическому океану», «Будущее Антарктиды». В 8 – 9-х классах игры постепенно изменяются, в них используются более сложные ситуации (пресс-конференции, уроки-ярмарки, круглые столы).

Использование игр в обучении географии решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, так как есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Возможность совещаться, обсуждать проблемы позволяет также удовлетворять потребности подростков в общении.



4.4.Информационно-коммуникационные технологии

Позволяют

  • изуализировать учебный материал,

  • проводить практические работы с помощью компьютерных программ,

  • повышать мотивацию обучения на уроке,

  • повышать уровень индивидуализации и дифференциации обучения,

  • организовывать опе­ративный контроль за усвоением знаний,

  • осуществлять тренировку в процессе обучения и самоподготовку учащихся,

  • проводить исследовательскую работу.

Пришла к выводу, что использование компьютера на уроках географии – один из путей познавательной активности учащихся.

При данной форме работы направления выбираю разные и использую компьютерные технологии и мультимедиа.

Первое направление – демонстрация материалов.

Второе направление – показ процессов.

  Третье направление – практическая работа.

 Четвертое направление – проверка знаний.

Пятое направление – самостоятельная работа уч-ся во внеклассной работе.

Применение компьютерных технологий в преподавании географии стало необходимо, почти у половины детей есть персональные компьютеры, и они активно используют их в подготовке домашних заданий и выполнения творческих работ.

Программированное обучение усиливает, систематизирует самостоятельную работу учеников. Подлежащий изучению учебный материал располагается в строгой логической последовательности и делится на небольшие порции и шаги. Особенностью каждого такого шага, отличающей его от параграфа и абзаца учебника, является то, что он кроме информации (т. е. знаний) содержит, и задание для самостоятельной познавательной деятельности учащихся, при этом каждый ученик может работать в доступном для него темпе. Такая организация работы позволяет учащемуся, если он быстро усваивает материал, закончить его изучение с меньшей затратой времени по сравнению со временем, отводимым на изучения обычными методами. Оставшееся время может быть уделено более глубокому изучению материала, чтению дополнительной литературы, наконец, тому занятию, которое больше интересует учащегося. Ученик, медленно усваивающий материал, не будучи связан с общим темпом работы, имеет возможность работать в спокойной обстановке, не торопясь.


Компьютерные технологии могут быть эф­фективно использованы для формирования основных понятий.

Современное изучение географии с использованием средств мультимедиа позволяет не только выбирать логику изложения учебного материала,  но и обеспечивает различные формы подачи информации: текст, графику, звук, видео- и кинофрагменты. Наличие на рынке разнообразных компьютерных программ расширяет возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения. 

Таким образом, чтобы создать условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, для учета и развития индивидуальных особенностей школьников, учителю необходимо использовать следующие средства:

  • Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

  • Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

  • Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и.т.п.;

  • Использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

  • Оценка деятельности ученика не только по конечному результату («правильно- неправильно»), но и по процессу его достижения;

  • Поощрение стремление ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

  • Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.









  1. Заключение

В данной работе мы рассмотрели некоторые модели организации работы с учащимися, возможности их применения на уроках географии, что вполне соответствует заявленным изначально целям работы.

Необходимо отметить, что существуют и другие направления развития учебно-воспитательного процесса: информатизация образования, дистанционное обучение, интерактивное обучение и т.д.

Однако приоритетной целью современного образования является воспитание творческой, умеющей широко мыслить, мобильной личности. Можно выделить следующие основные тенденции современного образования:

  • смена парадигмы «образование=обучение» парадигмой «образование=становление»,

  • превращение знаний в основной общественный капитал,

  • развитие концепции непрерывного образования,

  • постепенное смещение приоритетов от прямого обучения к индивидуальному контакту с учениками – индивидуализация обучения,

  • диалогичность, которая проявляется в сосуществовании как различных подходов к преподаванию, так и самих методов преподавания,

  • активизации процесса использования Интернет – технологий и других новых технологий в современном школьном образовании.

В этой работе нашли свое отражение все вышеизложенные тенденции современного образования. Проведен анализ типов инновационной деятельности, разобраны возможности и варианты применения современных форм работ.

Как мы видим, основной приоритет при выборе модели работы с учащимися, принадлежит тем моделям, которые направлены на воспитание личности ребенка, развитие его индивидуальных способностей и особенностей, развитие познания ученика.

Из проделанной мною работы можно сделать следующие общие выводы: само содержание курса географии заключает в себе богатые возможности для развития познавательного интереса учащихся; нужна только соответствующая методика преподавания. А правильная организация работы по данной проблеме поможет созданию эмоционального настроения учащихся по решению учебно-воспитательных задач урока, и тем самым обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала.

Личностно ориентированное обучение предполагает признание за каждым учащимся его самоценности, индивидуальности, его субъективный опыт постоянно согласуется с содержанием образования, обогащается и углубляется. Реализация идей личностно ориентированного обучения в географии означает создание каждым учеником личностно значимого образа мира, основанного на его собственном, субъективном опыте.




  1. Список литературы


  1. Д. А. Белухин «Личностно ориентированная педагогика в вопросах и ответах» М., 2006 г.


  1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2000. – 304с. – (Серия «Учебник нового века»).



  1. Кларин М. В. Технология обучения: идеал и реальность// Кларин М. В.— Рига, «Эксперимент», 1999 г.



  1. Онищук В. А. «Урок в современной школе», Москва, «Просвещение», 1991г.



  1. Рудакова Д.Т., н.с.ЦНИТ ИОСО РАО. Интернет-технологии в деятельности учителя. Материалы НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»// www.ioso.iip.net



  1. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Е.Н. Степанов – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128с.



  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 1998. – 256с.



  1. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996г.








Приложение №1

Районная экологическая акция «Живи, елка!»

Номинация: «Ёлочка, живи!»

Проект

Проблема утилизации

выброшенных после новогодних праздников хвойных деревьев

Подготовил: ученик 6 класса

Симонов Андрей

Сколько бы экологи ни призывали население украшать квартиры на Новый год искусственным деревом, все же нет ничего лучше настоящей елки. Когда занесешь ее в дом и она, оправившись от мороза, расправит свои ветки, по всему жилищу разносится неповторимый аромат хвои. Малышня прыгает довольная, да и взрослые не могут скрыть улыбки – праздник!

Но, увы, век зеленой красавицы, призванной украшать наш дом, недолог, и вот она уже валяется никому не нужная на задворках двора и становится мусором, загрязняющим наши дворы и улицы.

После новогодних праздников коммунальные службы городов только и делают, что занимаются сбором и вывозом елок и сосен на площадки твердых бытовых отходов. А жители сельской местности или сжигают ёлки, или просто выбрасывают их где-нибудь в посадках.

Покупая ель или сосну, мы выкладываем за нее довольно приличную сумму от 200 до 600 рублей. И честно говоря, выкидывать дерево просто так на улицу жалко. Ведь если разумно подойти к этому делу, сосны и ели можно пустить на переработку и конечный продукт использовать в промышленности, фармацевтике, а стало быть, извлекать прибыль. Но, к сожалению, такой вариант в нашем регионе не предусмотрен.

Определилась цель исследования: для чего можно использовать сосну или ель после праздничных торжеств?

Задачи исследования:

– проанализировать утилизацию выброшенных после новогодних праздников хвойных деревьев;
– доказать, что вторичная переработка сосны или ели возможна;
– предложить способы вторичной переработки 28войных деревьев.

Объект исследования: экология.

Предмет исследования: хвойные деревья, возможность их вторичного использования и переработки.

Основная гипотеза: в домашних условиях, без знаний фармацевтики, можно подготовить лечебные препараты, используя ель или сосну после праздничных торжеств.

Мною использовались следующие методы исследования: анализ; обобщение. Искать ответ на этот вопрос стал в Интернете, медицинской литературе, а также в журналах, которые любит читать моя мама: «Красота и здоровье», «Моя прекрасная леди», «Лиза», «Веста», «Будуар».

Результаты исследования.

Люди с давних времен используют полезные и лечебные свойства сосны и ели в народной медицине для предотвращения и лечения многих заболеваний и недугов.

Ель (сосна)– дерево спокойствия и высоты духа. При прямом контакте сила ели унесет раздражение и досаду, которые ежедневно накапливаются в душе человека.

Одно из интересных и полезных свойств хвойных деревьев – способность очищать воздух от вредных бактерий. Установлено, что в воздухе соснового леса в 10 раз меньше бактерий, чем в лиственном лесу. В почках сосны или ели содержатся: эфирное масло (0,36%), смолы, крахмал, дубильные вещества, пиницикрин, в хвое – аскорбиновая кислота, около 5% дубильных веществ, алкалоиды, эфирное масло, составными частями которого являются лимонен, борнеол, борнилацетат, кадинен, церратендиол. В состав эфирного масла входят также смоляные кислоты. Помимо этого в иглах и коре содержатся антоциановые соединения. Витаминов больше в зимней хвое, смолистых и горьких веществ больше в молодых листьях.Фитонциды сосны полезны людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, они губительно действуют на туберкулезную палочку.

Рецепты для предотвращения и лечения заболеваний и недугов.

1. Дым от сжигания сосны укрепляет зрение и лечит глазные раны.

2. Сосновый экстракт для ванн.

Из хвои получают сосновый экстракт, который употребляют для ванн, необходимых при лечении нервных и сердечнососудистых заболеваний. Заварить 3 л кипятка 0,5-1 кг хвои, настоять 4 ч, добавлять при принятии ванн.

Эта процедура поддержит при переутомлении, взбодрит, улучшит самочувствие, поскольку эфирное масло ели является хорошим психостимулятором.

  1. Лечение суставов.

Свежие сосновые опилки, распаренные в кипятке, прикладывают к пояснице, больным суставам.

4. Настой хвои применяют для лечения и профилактики цинги.

5. Растертую хвою полезно нюхать при насморке.

6. Раньше, смолу хвойных деревьев жевали для укрепления десен и зубов. Прием в течение некоторого времени внутрь по 5-6 смоляных шариков ежедневно укрепляет грудь и внутренние сосуды (шарики переварятся). Живица сосны лечит трещины на губах, язву и катар желудка, фурункулез, мокнущую экзему. Для этого ею смазывают раны.

7. Витаминный настой для всех возрастов.

Необходимо 4 стакана зимней настриженной хвои залить 3 стаканами остуженной кипяченой воды, подкислить 2 чайными ложками разведенной 1:20 соляной кислотой. Настоять 3 дня в темном месте и процедить. Принимать по ½, стакана 2 раза в день, подсластив по вкусу.

8. Этот лосьон поможет при жирной себорее, при выпадении волос, а так же придаст приятный, свежий аромат хвои. Для приготовления лосьона необходимо 10 – 20 граммов хвои ели потолочь в неметаллической ступке. Затем залить 1 стаканом воды и довести до кипения. Прокипятить 10 – 15 минут на слабом огне, выключить и дать настояться. Остывший отвар процедить. После мытья головы 2 – 3 раза в неделю втирать этот отвар в корни волос.

9. Полноценный уход за полостью рта не обойдётся без полоскания рта. Хвойное полоскание не только освежает дыхание, но и является отличной профилактикой для многих заболеваний полости рта, в том числе пародонтоза – распространённого заболевания дёсен. Полоскание помогает так же бороться с кровоточивостью дёсен.
Налейте в пароварку немного воды, на решетку положите ветки ели, закройте крышкой и поставьте на огонь. Когда вода закипит, выключите газ. Остывший настой перелейте в чистую закрывающуюся стеклянную банку.
При пародонтозе полощите рот небольшими порциями настоя утром и вечером. Курс лечения 20 – 30 дней. Душистая вода может храниться в холодильнике 10 дней.
10. Веник в баню из хвои.

Вместо привычного берёзового веника, попробуйте попариться веником из хвои ели. Это эффективное средство оказывает сразу косметическое и лечебное действие на весь организм. Вы получаете сразу и энергичный массаж, и растирание, похлопывание, поколачивание, разминка мышц, а биологически активные вещества, присутствующие в хвое, усиливают это воздействие.

11. Бальзам для заживления кожи.

Такой бальзам можно держать в холодильнике, он поможет при небольших механических повреждениях кожи (ударились, поцарапались идр.), а так же при язвах и нарывах. Возьмите в равных долях еловую смолу, мёд, воск и подсолнечное масло. Разогрейте смесь на маленьком огне, осторожно, чтобы не подгорело. Если потребуется – воспользуйтесь рассекателем. Готовую смесь храните в стеклянной баночке или в фарфоровой, если осталась от крема.

12. Бальзам от герпеса.

Если есть возможность, то сделайте компресс из этого бальзама как можно раньше, пока герпес ещё не «расцвёл» пышным цветом.
Возьмите 1 часть смолы сосны, добавьте 2 части растительного масла и смешайте в однородную массу. Обмакните ватку в эту смесь и приложите к пораженному герпесом участку. Можно прикрепить этот мини компресс медицинским пластырем и оставить на полчасика. Можно сделать компресс ещё через 4 часа.

Вывод.

Таким образом, выдвинутая мною гипотеза подтвердилась. Вечнозелёное дерево не только красиво, оно ещё обладает и мощными целебными свойствами, которыми предлагаю воспользоваться, изготовив лечебные препараты.






















Приложение № 2.

Примеры технологических карт по курсу

«География России» 8 класс.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №1. «Географическое положение России»

Вид самостоятельной работы

Что делать

Контроль

Ответь на вопросы

Обсуди

Взаимоконтроль

1. Перечислите главные черты ГП России



2. Перечислите и покажите страны, граничащие с Россией по карте


3. Объясните значение цифр:

900 км

17,1 млн. км

60 тыс. км

13

16

4. Проверь домашнее задание, в. 6, 7 с.15

5. Заполни таблицу (см. ниже)

6. Закончите предложения:

- Наиболее мелководны моря …

- Наибольшее промысловое значение имеют моря …

- Наиболее загрязнены …

7. Подготовь рассказ о море (по выбору).

Обратись к учебнику стр. 10-13

См. учебник, с. 16

Оцени работу товарища

Работай по тексту учебника с. 17-23







Запиши в тетрадь

(Вариационная пара)


Взаимоконтроль

(статичная пара)


Учитель






Самоконтроль


Учитель

Таблица:

Моря, омывающие Россию

Глубина

Ресурсы

Значение, использование моря


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №2. «Геологическое строение. Рельеф»

Задание

Что делать

Контроль

1 уровень

Ответь на вопросы (устно)

1. Какие процессы формируют рельеф?

2. Какие и где происходят стихийные природные явления из-за внутренних сил?

3. Какие меры применяются для сбережения полезных ископаемых?

4. Какие сведения дает геохронологическая таблица?

Обратись к учебнику

с. 59-60,

с. 71-72,

с. 67-68,

с. 64-65,

с. 53-54,

Самоконтроль

Дать определение:

Бассейн

Сель

Оползень

Морена

Эрозия

Проверь и оцени, обратись к учебнику с. 50-55

Взаимоконтроль (статичная пара)

Перечислите основные черты рельефа

Оформите письменно в тетрадь

Работай с картой

Учитель

Опишите рельеф (вопрос 4 с. 76)

- Русской равнины

- Средне-Сибирского плоскогорья

Оформите в тетради

Взаимопроверка

(статичная пара)

2 уровень

Обоснуй свою точку зрения.

Какие силы—внутренние или внешние—можно считать ведущими в формировании рельефа

Проанализируй карту

Используй дополнительную литературу

Учитель

3 уровень

Составь вопросы для географического диктанта о равнинах России

Работай с картой

Используй дополнительную литературу

Учитель






Приложение № 3.

Разноуровневая самостоятельная работа с учебником

по изучению типов воздушных масс.

  1. Прочитать соответствующий текст учебника и заполнить таблицу. (Первый уровень)

Типы воздушных масс

Их особенности

Температура воздуха

Влажность



2) Задание на применение знаний и умений по образцу в сходной ситуации.

На основе анализа и сопоставления различных карт составить характеристику природных условий стран Западной Европы, затем сверить свой ответ с текстом учебника. (Второй уровень)

3) Задания на применение знаний и умений в новых ситуациях, что требует от учащихся сложной мыслительной деятельности. (Третий уровень знаний)

1. Пользуясь картами (отобрать самим) составить таблицу, в левую колонку которой выписать названия платформ, затем поясов новой складчатости. В правой колонке указать какие формы поверхности земли соответствуют каждому из этих участков земной коры.

Платформы и области новой складчатости

Рельеф



2. Проанализировав выполненную работу, сделать вывод о том, какие равнины соответствуют платформам, какие горные системы – областям новой складчатости. Какая закономерность подтверждается этими примерами в размещении крупных форм поверхности на Земле.

3. Почему в этот список не вошли Уральские горы, чем они отличаются от других гор по высоте, строению, по форме вершин. Чем можно объяснить это различие?

Приложение № 4

УРОК НА ТЕМУ:

«ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ»

8 класс

ЦЕЛЬ: Рассмотреть природную зону как зональный природный комплекс

ЗАДАЧИ:

1) Рассмотреть особенности природы и взаимосвязь природных компонентов в природных зонах северной части России;

Начать формирование представлений о возможностях хозяйственного использования природных зон и связанных с ними экологических проблем;

2) Формирование умений находить причинно-следственных связей, работы группой;

3) Прививать любовь к окружающей природе.

ОБОРУДОВАНИЕ:

атласы; карта природных зон России; рисунки с изображением растительности и животного мира арктических пустынь и тундры; схемы; гербарные экземпляры.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Проверка знаний и умений

1) Выберите правильный ответ:

а) ПТК это:

~ среда обитания производственной деятельности и отдыха человека;

~ закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы, на определенной территории

~ это глубоководная область дна мирового океана, занимающая ? его части.

б) Синонимом ПТК является:

~ природная зона;

~ фация;

~ ландшафт;

~ регион.

в) Создателем учения о ПТК (ландшафтоведение) является:

~ Берг;

~ Вавилов;

~ Сукачев;

~ Докучаев.

2) Два человека работают у доски:

Расположите данные ПТК в правильном порядке:

1) Валдайская возвышенность ? темнохвойная тайга ? Восточно-европейская равнина;

2) Возвышенность ? склон холма ? крупная равнина ? холм.

3) У доски работают 2 ученика

Из перечисленных компонентов выбрать компоненты, относящиеся к ПК суши и к ПК моря и занести их в схемы:

(схемы закреплены на доске; компоненты записаны столбиком на доске вперемешку)

4) Вопрос

- Какие факторы влияют на формирование природных комплексов? (географическая широта; количество солнечной радиации; количество влаги)

III. Подготовка к восприятию нового материала

1) Учитель: вы дома повторяли по учебнику 7 класса особенности природных зон.

Вопросы:

~ Что такое природная зона?

~ Какие существуют закономерности в размещении природных зон?

~ Какие природные зоны расположены в России?

2) Сообщение учащегося: «Докучаев – основоположник учения о природных зонах» (2 мин) – Учитель обобщает и дополняет о Л. С. Берге, который изучал природные зоны России, и дал им всем характеристику, назвал их Ландшафтами.

IV. Постановка У. З.

V. Изучение нового материала

1) Зона арктических пустынь

а) Учитель зачитывает яркое описание этой зоны из художественного произведения, затем раздает учащимся рисунки и гербарные экземпляры представителей органического мира зоны и задает вопросы: (предварительно показав зону на карте)

- Что вы можете сказать об особенностях природы зоны арктических пустынь, глядя на этот материал?

- Расскажите о чертах приспособленности растений и животных к жизни в данной зоне?

(Жизнь связана с морем, которое дает тепло и пищу; подушкообразная форма растений позволяет прогреваться солнечными лучами)

(Учитель дополняет, обобщает)

б) Учитель:

Теперь попрошу вас поработать коллективом.

Раздает учащимся карточки (каждой группе) и просит расположить описанные особенности природы арктических пустынь в порядке:

Причина ? следствие.

Напротив каждой особенности поставит порядковый номер, что зачем следует.

Особенности природы Индивидуально Коллективом ЯУ(-) Мы У(-)

1) Приурочена ко многим островам бассейна Северного Ледовитого океана и отдельным участкам материкового побережья

2) Многочисленны ледники

3) Повсеместное распространение многолетней мерзлоты

4) Пространства покрыты щебнем и облаками камней

5) Почвы примитивные, маломощные

6) Растительность с несомкнутой дерниной (осоки, лишайники, мхи)

7) Животные: тюлени, моржи, белые медведи, птичьи базары

8) Крайне медленная возобновляемость растительности

9) Лето короткое, холодное, средняя температура самого теплого месяца менее +4оС ++==

Результаты вычисляются так:

1. Коллективная индивидуальной, это хорошо, но необходимо повторить;

2. Коллективная

3. Сумма = 0 – молодец!

(Учитель подводит итоги и делает вывод об особенностях природы зоны арктических пустынь вместе с учащимися)

2) Зона тундры

а) Учитель зачитывает яркое описание зоны тундры. (См. стр. 43 журнала «География в школе» 1/94)

б) Демонстрирует учащимся картину с изображением тундры, называет ее особенности; показывает ее расположение на карте.

Задание 1.

Докажите, что подобный облик природы является характерным для данной зоны, объясните отмеченные особенности, для ответа на вопрос обратитесь к физической и тектонической карте.

(Господство низкого рельефа, т. к. побережье шельфовых морей рядом; территория молодая)

Задание 2.

- По климатической карте определите температуру июля (+8 оС)

- Сравните с температурой июля лесных зон.

Учитель зачитывает:

Например, в зоне тундры: полуостров Ямал и п-ов Таймыр в июне получают такое же количество суммарной радиации (более 15 ккал/см2), как и южные районы лесных зон, близкое соотношение наблюдается и в июле, но летние t в тундре значительно ниже, чем на юге лесных зон, почему?

После ответов учащихся учитель помещает на доску заранее заготовленную схему:

«Взаимосвязи между солнечной радиацией и летней t воздуха в тундре»

Как итог, учитель зачитывает текст на стр. 111 хрестоматии по природоведению В. П. Горощенко: об особенностях зимы и лета в зоне тундры.

Задание 3.

Проблемный вопрос:

Откуда в тундре такое обилие воды, если сумма годового количества осадков мене 300 мм в год, меньше чем в пустынях Прикаспия?

(Низкие температуры, следственно малая испаряемость, мерзлота, препятствующая просачиванию вод вглубь; малые высоты территории, что не способствует поверхностному стоку; протаивание верхнего слоя мерзлоты ведет к образованию западин, где скапливаются талые воды и атмосферные осадки, образуя многочисленные озера)

Задание 4.

Учитель раздает карточки учащимся (2 человека)

~ Определите по рис. растительноядных животных, как они приспособлены к среде обитания?

(обилие растительного корма)

подтверждение находит на стр. 134 учебника

~ Перечислите хищных зверей и птиц данной зоны, как они приспособлены к среде обитания.

(покровительственная окраска, теплый густой мех, корм морей)

Ученики получают текст с описанием растительности тундры и выполняют следующее задание:

~ Выписывает в тетрадь представителей растительного мира тундры. (1 человек)

~ Читает текст и готовит ответы на вопросы, которые получила от учителя. (1 человек)

Вопросы:

- Почему «лес» в тундре низкорослый?

- Почему в тундре нет однолетних растений?

- Почему листья растений тундры бывают свернуты, одеты волосяным покровом, имеют восковой налет?

- Почему в тундре много растений с кожистыми листьями?

- Почему тундровая растительность имеет ничтожно малый годовой прирост?

(текст см. на стр. 111 – 112 хрестоматии по природоведению В. П. Горощенко)

Учитель дополняет, обобщает после ответов учащихся.

3) Обобщение по зоне «Тундра»

Учитель закрепляет на доске схему, по которой один из учащихся делает общий вывод, исходя из схемы: причина ? следствие.

«Основные причинно-следственные связи в тундре»

4) Отношение человека к тундре.

(Комментированное чтение текста учебника на стр. 132 и стр. 134 – 135)

VI. Подведение итогов урока

~ Общий вывод по уроку

~ Оценки за урок

VII. Задание на дом

* Прочитать текст параграфа 23;

* Нанести на контурную карту зоны тундры и арктических пустынь;

* Вопрос № 6 на стр. 135



39