СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностно-ориентированный подход в преподавании географии. Учитель географии МБОУ "Красногорская СОШ" Мамадышского муниципального района Республики Татарстан.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, осознавать последствия своих поступков, быть готовым к индивидуальному, так и коллективному труду. Обществу нужен человек – гражданин, человек – мыслитель, человек – носитель гуманистических ценностей. Поэтому столь громко звучит сейчас требование реализации в школе личностно ориентированной педагогики.Автор показывает организацию самостоятельной познавательной деятельности школьников на уроках и во внеклассных мероприятиях. Такая организация побуждает учащихся к усвоению знаний, к овладению умениями, воспитывает творческие способности и вызывает эмоциональное отношение к тем ценностям, которые воплощены в изучении географии.

Просмотр содержимого документа
«Личностно-ориентированный подход в преподавании географии. Учитель географии МБОУ "Красногорская СОШ" Мамадышского муниципального района Республики Татарстан.»

Личностно-ориентированный подход в преподавании географии

При переходе на обучение в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов основным становится системно-деятельностный подход, в условиях которого реализуется личностно-ориентированное развивающее обучение, направленное на формирование основных компетенций учащихся.

В последние годы в школах проводится большая работа в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации её жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения, а также и воспитания школьников.

В основе личностно-ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как «коллективного субъекта», а, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. Начав использовать в своей работе элементы личностно — ориентированного обучения на уроках географии, я в своей деятельности опираюсь на личность ребенка, его жизненный опыт, индивидуальность. Естественно, возникает проблема, как выявить индивидуальность и субъективный опыт каждого ребенка в образовательном процессе. Личность ребёнка — главная ценность и основной объект заботы учителя. Это педагогическая идея является основной в системе моей работы.

Рассматривая основные требования к личностно-ориентированному уроку, И.С. Якиманская отмечает, что его цель — создание условий для проявления познавательной активности учеников. Эти цели и средства организации личностно-ориентированного урока мною конкретизируются в зависимости от возрастных, психологических особенностей учащихся, назначения урока, его тематического содержания. Важно, чтобы каждый ученик должен чувствовать себя на уроке комфортно. Все это заключается в следующем:

чаще поощрять за правильные решения вопроса, тактично поправлять ошибки;

создавать условия для самостоятельного получения знаний учащимися;

создавать на уроке ситуацию успеха, так строить задания, чтобы каждый ученик мог добиться успеха;

организовать работу таким образом, чтобы дети получали навыки не только индивидуальной работы, но и работы в коллективе, учить их терпимости, взаимопониманию и взаимовыручке;

заниматься отдельно с учениками, которые хотят знать больше.

Учитель призван создавать условия для развития и саморазвития личности ученика. Это по силам лишь тем педагогам, которые способны не только передавать знания учащимся, но и побуждать потребность в общественно-полезной деятельности, содействовать развитию и саморазвитию интеллектуальной, духовной, нравственной сфер личности.

Одной из задач школьного курса географии, как известно, является подготовка учащихся к ориентации в мировом пространстве и формирование умения адаптироваться к окружающей среде: природной, экономической, социальной, культурной. Тем более что сама окружающая реальность быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориентироваться в ней.

Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках. Поэтому формирование личностных образовательных траекторий развития учащихся невозможно без включения в образовательный процесс различных элементов развивающего обучения. Среди приемов есть такие, которые позволяют учащимся овладеть навыками самостоятельной работы с источниками информации, в том числе и ИКТ.

Уроки географии имеют большое значение в развитии личности учащихся. А реализовать эту сложную задачу мне позволяют различные виды деятельности: лекции, семинары, практикумы, творческие и самостоятельные работы, зачёты, презентации, рефераты, опережающие задания и разноуровневые задания, работа с одаренными детьми, со слабоуспевающими учащимися. Высшей формой проявления личностно-ориентированного обучения является работа над научным проектом, подготовка к олимпиаде.

Например: практическую работу по теме: «Население России» учащиеся выполняют на основе работы с различными источниками информации: учебником, атласами, газетами, справочниками, энциклопедией. В течение урока практикума учащиеся в группах выполняют задания, используя при этом инструктивные карточки. В каждой карточке есть задания для устной работы (анализ карт, таблиц, диаграмм, пирамид, рисунков, текста ученика) и работы в тетрадях (построение графиков, заполнение таблиц). В течение 30 минут учащиеся самостоятельно работают в группах. После этого каждая группа выступает по своему вопросу у доски. Остальные в это время слушают выступления, могут задавать вопросы и обязательно делают записи в тетради. Оцениваю каждого ученика группы индивидуально. И так как одной из целей личностно-ориентированного обучения является развитие личности учащихся на основе личного опыта, то данная деятельность дает хороший результат.

Реализовать сложные задачи по развитию личности школьника (наряду с другими условиями) позволяет лекционная система обучения. Лекционные занятия практикую редко, но считаю, что для старшеклассников такая форма работы крайне важна.

Умение слушать необходимо каждому человеку в любых жизненных ситуациях, и этому необходимо учить. Слушание лекции — это сложный творческий процесс, к которому учеников начинаю готовить, постепенно увеличивая время на объяснение и рассказ, давая при этом определенные задания с учетом возраста и подготовки школьников.

Мною разработаны памятки для учащихся, как обучиться слушать лекцию, рекомендации учащихся для работы на семинарских занятиях.

Слушать лекцию — это значит, понимать содержание, запоминать, выделять главное в содержании краткими записями, составлять план, графический конспект. Проведение лекций приводит, как правило, к перегруппировке материала.

Так, в 9 классе практикую уроки-лекции по теме «Характеристика хозяйства Центрального района».

Особое место в личностно-ориентированном обучении в моей практике занимает уроки в форме семинара.

Семинар — такая форма обучения, при котором источником информации являются сами ученики. На семинаре в результате предварительной работы над программным материалом решаем задачи познавательного, развивающего и воспитательного характера. По уровню познавательной активности школьников выделяют традиционные и проблемные материалы.

На традиционном семинаре высокая самостоятельность активность наблюдается лишь у тех детей, которые выступают с сообщениями и у обсуждающих их, поэтому я отдаю предпочтение проблемным семинарам. Проблемные семинары дают возможность каждому ученику отстаивать свою точку зрения, принимать решения. Так, например, в классе, рассматривая тему «Городское и сельское население», выношу на обсуждение следующие вопросы дискуссионного плана:

Существует ли взаимосвязь между уровнем экономического развития и наличием крупных городов? Урбанизация — благо или зло для планеты? Согласны ли вы с утверждением, что к 2030 году в мире более 90% населения будут жить в городской местности?

При личностно-ориентированном обучении развитию познавательного интереса способствуют применяемые мной на уроках географии игровые технологии. Игра — это такой вид деятельности, который направлен на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление в ученическом коллективе. Так при обобщении темы «Топливно-энергетический комплекс» провожу игру «Что? Где? Когда?» Содержание и методика проводимых мной занятий ставит своей целью сформировать личностно-ориентированное направление в обучении, а это значит нестандартное мышление, умение выбирать существенное в содержании, делать выводы и обобщения. Учащиеся с удовлетворением участвуют в игре. При выполнении заданий учащиеся уточняют факторы размещения, сырьевую базу, характеристику месторождений. При данной форме проведения урока проявляется индивидуальная особенность учащихся в непринужденной обстановке, созданный в ходе игры.

Каждый ребенок в силу наследственности имеет определенный набор задатков, которые у него и должны развиваться в процессе обучения, но определенная социальная среда обитания подростка позволяет раскрыться не всем задаткам.

Кроме этого, ряд индивидуальных черт характера — любознательность, трудоспособность, усидчивость и многие другие, дифференцируют учеников еще больше. И, наконец, такие житейские вещи, как доход и экономические возможности семьи, разделяют детей и по степени доступности географической информации. Использую личностно-ориентирующую технологию, обучение на основе полного усвоения с дифференциацией по степени обученности учащихся. В целях обеспечения определенного уровня овладения знаниями, умениями, навыками, а также самостоятельности в учении мною разработаны разноуровневые задания, практические работы. Карточки 3-х уровневого контроля. Первый блок вопросов на репродуктивном уровне, ответы на которые легко найти в текстах учебника. Это в основном понятия, например в 9-ом классе отраслевой состав межотраслевого комплекса, факторы их размещения и другие вопросы. Второй блок вопросов — творческого поискового уровня. Как правило, формулировка начинается со слов: «Почему…?», «Сравните…», «Каковы причины возникновения…?», «Что общего…?" и т. п. Приведу лишь некоторые.

В чем вы видите различие между понятиями «трудоемкое» и «металлоемкое» машиностроение. Приведите подтверждающие примеры. Третий блок — вопросы на проблемном уровне. Как, по мере хозяйственного развития Поволжья углублялись экологические проблемы Татарстана?

Такие задания помогают мне не только выявить уровень знаний учащихся, но и уровень их мыслительной способности, готовность класса к уроку «Деловая игра», «Урок — дискуссия» и т. д. Таким образом, личностно-ориентированное обучение направлено не только на усвоение знаний и формирование умений, но и на воспитание личности, способной к творческой и самостоятельной деятельности.

Ясно, что применение развивающих методов обучения – это требование времени и оправдано в современных условиях информатизации общества, так как способствует развитию личностных качеств ребенка и его компетенций, на формирование которых направлен системно-деятельностный подход как основной инструмент реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!