Материалы к ЛО уроку
При подготовке урока необходимо:
· конкретизация общей цели на отдельных этапах урока;
· подбор дидактического материала, позволяющего удовлетворять познавательную направленность школьников по содержанию, виду и форме, облегчающее его усвоение;
· разные формы организации учебной деятельности;
· продуктивная деятельность учащихся;
· использование разных форм общения;
· использование субъектного опыта детей;
· коррекция работы;
· обобщение полученных знаний и умений;
· внимание к процессу, а не только к результату.
Проведение ЛО урока предполагает:
· использование разнообразных форм и методов обучения;
· создание атмосферы заинтересованности;
· поощрение стремления учеников предлагать свой способ работы;
· создание условий для выбора содержания и деятельности;
· создание условий для делового общения;
· подведение итогов урока с детьми (научились, понравилось);
· анализировать не только правильность ответа, но и его оригинальность;
· давать рекомендации по выполнению домашней работы.
Основные особенности ЛО урока:
· дидактический материал и его разнообразие по содержанию и виду;
· продумывание возможности самоуправления детей;
· не сдерживать активность, побуждать задавать вопросы;
· обмен мнениями, оценками;
· активная работа с учебным материалом;
· создание ситуаций успеха;
· поиск альтернативных путей овладения информацией;
· использование субъектного опыта детей;
· создание проблемных, трудных ситуаций;
· чередование видов и форм работы.
Критерии анализа ЛО урока:
· создание положительных эмоций в начале урока;
· сообщение не только темы, но и организационных форм;
· гибкая организация учебной деятельности школьников;
· стимулирование учеников к выбору различных способов учения;
· использование разнообразного дидактического материала;
· активизация субъектного опыта детей;
· организация общения детей;
· анализ ответов учащихся;
· работа с классом, направленная на привлечение всех детей к обсуждению и выполнению задания на творческом уровне, а не только на репродуктивном.
Ведущим стратегическим направлением развития системы школьного образования в мире на сегодняшний день является личностно ориентированное образование. Личностно ориентированное обучение понимается как обучение, выявляющее особенности ученика – субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося.
В основе личностно ориентированного обучения лежат принципы гуманистического направления в философии, психологии и педагогике, разработанные Карлом Роджерсом (1):
- индивид находится в центре постоянно меняющегося мира: для каждого значим собственный мир восприятия окружающей действительности, этот внутренний мир не может быть до конца познан никем извне;
- человек воспринимает окружающую действительность сквозь призму собственного отношения и понимания;
- индивид стремится к самопознанию и самореализации, он обладает внутренней способностью к самосовершенствованию;
- взаимопонимание, необходимое для развития, может достигаться только в результате общения;
- самосовершенствование, развитие происходят на основе взаимодействия со средой, с другими людьми. Внешняя оценка весьма существенна для человека, для его самопознания, что достигается в результате прямых или скрытых контактов.
Ведущими идеями личностно ориентированного обучения (по И.С. Якиманской) являются:
- цели личностно ориентированного обучения: развитие познавательных способностей учащихся, максимальное раскрытие индивидуальности ребенка;
- обучение, как заданный норматив познания, переакцентируется на учение как процесс;
- учение понимается как сугубо индивидуальная деятельность отдельного ребенка, направленная на преобразование социально значимых образцов усвоения, заданных в обучении;
- субъектность ученика рассматривается не как «производная» от обучающих воздействий, а изначально ему присущая;
- при конструировании и реализации образовательного процесса должна быть проведена работа по выявлению субъектного опыта каждого ученика и его социализация («окультуривание»);
- усвоение знаний из цели превращается в средство развития ученика, учитывающее его возможности и индивидуально значимые ценности.