СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностные качества современного учителя в рамках требований ФГОС нового поколения (выступление на педагогическом совете).

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационное сообщение на педагогическом совете с презентацией.

Просмотр содержимого документа
«Доклад.»

(Слайд 1) Личностные качества современного учителя в рамках требований ФГОС нового поколения

Большинство школ страны включены в инновационную деятельность, потому что понимают, что без инноваций в наше время невозможно быть успешными и поддерживать должный уровень педагогического мастерства.

Все публикации в СМИ, касающиеся вопросов введения ФГОС, условно можно разделить на две части: разъясняющие отличия нового стандарта от старого и описывающие круг новых статусов и требований к педагогу. Это объясняется тем, что главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения традиционно отведена учителю, поскольку именно на него возлагается большая часть ответственности за создание условий для развития личности школьника.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) всё настойчивее входят в массовую школу.

Одна из главных составляющих стандарта, без которого невозможно успешное внедрение ФГОС в школе, - подготовка кадров.

Учитель всегда был, есть и будет ключевой фигурой в школе. (Слайд 2)

Профессия учителя предполагает непрерывное совершенствование, как в предметной области, так и во владении методикой, формами, технологиями обучения. По Закону «Об образовании» и нормам трудового законодательства, учитель каждые пять лет повышает профессиональную компетентность в рамках курсовой переподготовки. Он должен иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способным к инновационной профессиональной деятельности, обладать уровнем методологической культуры и сформированной готовности к непрерывному образованию в течение всей жизни.

В соответствии с ФГОС меняется характер педагогической деятельности. От педагогов требуют умения учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников. Современная педагогическая ситуация характеризуется разнообразием и динамизмом, и учитель должен умело адаптироваться к непрерывно происходящим изменениям в содержании обучения. Особую роль в процессе профессионального саморазвития педагога играет его готовность к новому, передовому.

Основные составляющие готовности учителя: психологический аспект, глубокие знания предмета, умение реализовать полученные знания.

Каким же должен быть учитель нового поколения? (Слайд 3)

Чтобы вырастить новое поколение детей, учитель должен быть другой формации. Он должен быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, открытым в общении.

Учитель должен проявляться в следующих взаимосвязанных характеристиках:

- общей эрудиции, включающей глубокое знание психологических, физиологических, возрастных особенностей детей, а также способов и условий их развития;

- качествах личности учителя, стиле его педагогической деятельности и характере его общения с учеником и окружающими, его ценностных установках.

Такой учитель обладает той составляющей педагогического мастерства, которая позволяет ему успешно передавать ученику необходимый, даже расширенный объем предметных знаний, обучать его предметным действиям и применению полученных знаний в типовой ситуации.

ФГОС нового поколения отводят учителю особую роль:

- он сам должен быть примером для подражания, находиться в постоянном поиске, самообразовании, самосовершенствоваться.

Рассмотрим личностные и индивидуальные качества современного педагога.

(Слайд 4)

Этим требованиям должен отвечать любой настоящий педагог вне зависимости от того, работает ли он при капитализме, социализме, в условиях села, города, преподает ли математику, труд, язык и т. д.

Ученые-психологи отмечают обязательность таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притя­заний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры.

Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм. Основное требование к педагогу вообще, вне зависимости от учебного предмета, который он преподает - это его личностная готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает широкую и профессиональную системную компетентность, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности, потребности общения, передачи опыта.

Личностные качества педагога определяются по трём важным аспектам:
  (Слайд 5.) 1. Психологические черты личности как индивидуальности:
   а) сильный, уравновешенный тип нервной системы;
   б) тенденция к лидерству;
   в) уверенность в себе;
   г) требовательность;
   д) добросердечие и отзывчивость;
   е) гипертимность.
  (Слайд 6.) 2. Педагог в структуре межличностных отношений:
   а) преобладание демократического стиля общения с учащимися и коллегами; 
   б) незначительные конфликты только по принципиальным вопросам;
   в) нормальная самооценка;
   г) стремление к сотрудничеству с коллегами;
   д) уровень изоляции в коллективе равен нулю.
  (Слайд 7.) 3. Профессиональные черты личности преподавателя:
   а) широкая эрудиция и свободное изложение материала;
   б) умение учитывать психологические возможности учащихся;
   в) темп речи — 120—130 слов в минуту, чёткая дикция, общая и специальная грамотность;
   г) элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты;
   д) обращение к учащимся по именам;
   е) мгновенная реакция на ситуацию, находчивость;
   ж) умение чётко сформулировать конкретные цели;
   з) умение организовать всех учащихся сразу;
   и) систематическая проверка степени понимания учебного материала.
  (Слайд 8) Существуют и профессионально недопустимые, негативные качества личности, которые ведут к снижению эффективности педагогического труда, а иногда и к полной профнепригодности учителя.

   (Слайд 9) Негативные качества
   1. Пристрастность — выделение из среды учащихся «любимчиков» и «постылых», публичное выражение симпатий и антипатий по отношению к воспитанникам.
   2. Неуравновешенность — неумение контролировать свое временное психическое состояние, настроение.
   3. Мстительность — свойство личности, проявляющееся в стремлении сводить личные счеты с учеником.
   4. Высокомерие — педагогически нецелесообразное подчеркивание своего превосходства над учеником.
   5. Рассеянность — забывчивость, несобранность. 
   (Слайд 10) Профессиональные противопоказания
   1. Наличие вредных привычек, признанных обществом социально опасными (алкоголизм, наркомания и др.).
   2. Нравственная нечистоплотность.
   3. Рукоприкладство.
   4. Грубость.
   5. Беспринципность.
   6. Некомпетентность в вопросах преподавания и воспитания.
   7. Безответственность.

Готовность учителя к реализации ФГОС нового поколения определяет многое: наличие у него соответствующих ценностных ориентаций, любовь к своей профессии, предмету. Практика показывает, предмет, который преподаёт любимый учитель, часто становится любимым предметом ученика.

В компетентность учителя входит осуществление обучения и воспитания учащихся, использование современных образовательных технологий обучения, в том числе информационно-коммуникативных, способность эффективно применять учебно-методические, информационные, иные ресурсы, постоянно развиваться профессионально и интеллектуально.

Профессиональные качества учителя основываются на следующих умениях: модифицировать учебные программы, работать по учебному плану, консультировать учащихся, оказывать помощь в самостоятельном получении знаний. Нужно уважать желание ребёнка работать самостоятельно, умение воздерживаться от вмешательства в творческий процесс ребёнка, поощрять работу над проектами, предложенными учащимися, извлекать максимальную пользу из хобби, конкретных увлечений и наклонностей учащихся.

Успешность работы учителя с учеником во многом зависит от правильности выбранной учителем стратегии работы с ним. А эта стратегия, в свою очередь, зависит от присущих этому ребенку индивидуальных стратегий познания. Традиционный учитель привычен больше сам говорить, чем слушать, так как сами условия массового обучения формируют эту не лучшую учительскую привычку.

В традиционном обучении учитель достаточно жестко ведет за собой учеников. Ученик, переключивший свое внимание на что-то другое во время объяснения учителя, уходит в неуправляемый и неконтролируемый полёт мыслей, если такое переключение происходит во время выполнения тренировочных заданий - не происходит формирования необходимых навыков и закладывается дефект усвоения материала и понижение оценки.

Поскольку деятельность учителя по новым стандартам не ограничивается только наблюдением и фиксацией проявлений, а предусматривает более многообразную деятельность по анализу действий ученика, осознанию хода и направлений его мыслей, установлению причин его затруднений и ошибок, то обязательными характеристиками учителя должны быть активность мышления, сильно развитые аналитические и логические функции, воображение.

Высоки требования к учителям старшей школы. Учитель должен заниматься научными исследованиями, составлять методические разработки, уметь описывать свой опыт работы. В городах должно развиваться такое направление в работе со школьниками как научно-исследовательское движение.

Сотрудничество учителя и ученика побуждает их к постоянному действию, творчеству, работе с научно-публицистической литературой, ставить конкретные цели, определять задачи, проводить эксперименты, включаться в исследовательскую деятельность.

Системообразующим фактором всей деятельности учителя становится личность ученика и индивидуально-групповая стратегия его развития, построенная на основе детальной диагностики его особенностей и актуальных возможностей. Учитель выступает в роли координатора и организатора деятельности ученика, диагноста, консультанта, разработчика педагогических идей, реализация которых приводит к порождению ситуативных предметных идей учеником.

Сотрудничество учителя и ученика направлено на последовательное и поэтапное развитие тех компонентов интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы школьника, которые на данный момент развиты недостаточно. А формирование одних компонентов автоматически ведет к формированию других. Поэтому индивидуальная стратегия раскрытия каждого ребенка всегда многоступенчата и постепенно претерпевает изменения, необходимость которых определяется путем последующего тестирования результатов работы ученика.

(Слайд 11) Внедряя Стандарты нового поколения, каждый ставит перед собой определённые цели, определяет пути их реализации, ищет ответы на поставленные вопросы. Но вопросов больше, чем ответов.

Итак, для того чтобы перейти на ФГОС второго поколения, нужны педагоги, которые глубоко знают свой предмет, владеют разнообразными методическими средствами и имеют основательную психолого-педагогическую подготовку. (Слайд 12)

Каждый учитель должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личностным качествам, поскольку без этого, всё остальное может остаться лишь формальным и дорогостоящим нововведением, которое так и не «дойдет до живого дела».


(Слайд 13) А что касается личности учителя, то я думаю, сущность Настоящего учителя кроется в самом слове «УЧИТЕЛЬ»:

У - уникальный, умный, успешный, универсальный, умеющий профессионально преподносить материал.

Ч - честный, человечный, чуткий, с чувством юмора. И - искренний, индивидуальность. Т - тактичный, толерантный, терпеливый. Е - естественный, единомышленник.

Л - любящий детей, любящий свою работу. Ь - и очень мягкий как мягкий знак и само слово! …


и эта истина будет неподвластной времени.




Сообщение подготовлено М.И. Чистяковой, учителем начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Воскресенска, Московской области.






















У - уникальный, умный, успешный, универсальный, умеющий профессионально преподносить материал.

Ч - честный, человечный, чуткий, с чувством юмора. И - искренний, индивидуальность. Т - тактичный, толерантный, терпеливый. Е - естественный, единомышленник.

Л - любящий детей, любящий свою работу. Ь - и очень мягкий как мягкий знак и само слово!



У - уникальный, умный, успешный, универсальный, умеющий профессионально преподносить материал.

Ч - честный, человечный, чуткий, с чувством юмора. И - искренний, индивидуальность. Т - тактичный, толерантный, терпеливый. Е - естественный, единомышленник.

Л - любящий детей, любящий свою работу. Ь - и очень мягкий как мягкий знак и само слово!



У - уникальный, умный, успешный, универсальный, умеющий профессионально преподносить материал.

Ч - честный, человечный, чуткий, с чувством юмора. И - искренний, индивидуальность. Т - тактичный, толерантный, терпеливый. Е - естественный, единомышленник.

Л - любящий детей, любящий свою работу. Ь - и очень мягкий как мягкий знак и само слово!



У - уникальный, умный, успешный, универсальный, умеющий профессионально преподносить материал.

Ч - честный, человечный, чуткий, с чувством юмора. И - искренний, индивидуальность. Т - тактичный, толерантный, терпеливый. Е - естественный, единомышленник.

Л - любящий детей, любящий свою работу. Ь - и очень мягкий как мягкий знак и само слово!



Просмотр содержимого презентации
«Доклад.»

Чистякова М.И., учитель начальных классов

Чистякова М.И., учитель начальных классов

Профессия учителя предполагает непрерывное совершенствование, как в предметной области, так и во владении методикой, формами, технологиями обучения. Он должен иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способным к инновационной профессиональной деятельности, обладать уровнем методологической культуры и сформированной готовности к непрерывному образованию в течение всей жизни.

Профессия учителя предполагает непрерывное совершенствование, как в предметной области, так и во владении методикой, формами, технологиями обучения. Он должен иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способным к инновационной профессиональной деятельности, обладать уровнем методологической культуры и сформированной готовности к непрерывному образованию в течение всей жизни.

Учитель должен проявляться в следующих взаимосвязанных характеристиках:

Учитель должен проявляться в следующих взаимосвязанных характеристиках:

  • общей эрудиции, включающей глубокое знание психологических, физиологических, возрастных особенностей детей, а также способов и условий их развития;
  • качествах личности учителя, стиле его педагогической деятельности и характере его общения с учеником и окружающими, его ценностных установках.
   а) сильный, уравновешенный тип нервной системы;     б) тенденция к лидерству;     в) уверенность в себе;     г) требовательность;     д) добросердечие и отзывчивость;     е) гипертимность.

  а) сильный, уравновешенный тип нервной системы;    б) тенденция к лидерству;    в) уверенность в себе;    г) требовательность;    д) добросердечие и отзывчивость;    е) гипертимность.

а) преобладание демократического стиля общения с учащимися и коллегами;      б) незначительные конфликты только по принципиальным вопросам;     в) нормальная самооценка;     г) стремление к сотрудничеству с коллегами;     д) уровень изоляции в коллективе равен нулю.

а) преобладание демократического стиля общения с учащимися и коллегами;     б) незначительные конфликты только по принципиальным вопросам;    в) нормальная самооценка;    г) стремление к сотрудничеству с коллегами;    д) уровень изоляции в коллективе равен нулю.

    а) широкая эрудиция и свободное изложение материала;     б) умение учитывать психологические возможности учащихся;     в) темп речи — 120—130 слов в минуту, чёткая дикция, общая и специальная грамотность;     г) элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты;     д) обращение к учащимся по именам;     е) мгновенная реакция на ситуацию, находчивость;     ж) умение чётко сформулировать конкретные цели;     з) умение организовать всех учащихся сразу;     и) систематическая проверка степени понимания учебного материала.

   а) широкая эрудиция и свободное изложение материала;    б) умение учитывать психологические возможности учащихся;    в) темп речи — 120—130 слов в минуту, чёткая дикция, общая и специальная грамотность;    г) элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты;    д) обращение к учащимся по именам;    е) мгновенная реакция на ситуацию, находчивость;    ж) умение чётко сформулировать конкретные цели;    з) умение организовать всех учащихся сразу;    и) систематическая проверка степени понимания учебного материала.

1 . Пристрастность — выделение из среды учащихся «любимчиков» и «постылых», публичное выражение симпатий и антипатий по отношению к воспитанникам.     2. Неуравновешенность — неумение контролировать свое временное психическое состояние, настроение.     3. Мстительность — свойство личности, проявляющееся в стремлении сводить личные счеты с учеником.     4. Высокомерие — педагогически нецелесообразное подчеркивание своего превосходства над учеником.     5. Рассеянность — забывчивость, несобранность. 

1 . Пристрастность — выделение из среды учащихся «любимчиков» и «постылых», публичное выражение симпатий и антипатий по отношению к воспитанникам.    2. Неуравновешенность — неумение контролировать свое временное психическое состояние, настроение.    3. Мстительность — свойство личности, проявляющееся в стремлении сводить личные счеты с учеником.    4. Высокомерие — педагогически нецелесообразное подчеркивание своего превосходства над учеником.    5. Рассеянность — забывчивость, несобранность. 

   1. Наличие вредных привычек, признанных обществом социально опасными (алкоголизм, наркомания и др.).     2. Нравственная нечистоплотность.     3. Рукоприкладство.     4. Грубость.     5. Беспринципность.     6. Некомпетентность в вопросах преподавания и воспитания.     7. Безответственность.

   1. Наличие вредных привычек, признанных обществом социально опасными (алкоголизм, наркомания и др.).    2. Нравственная нечистоплотность.    3. Рукоприкладство.    4. Грубость.    5. Беспринципность.    6. Некомпетентность в вопросах преподавания и воспитания.    7. Безответственность.

1 )  идеальный психолог 10) уверенный в себе и успешный 10 1 2 ) творческая разносторонняя личность 2 9 9) стимулирующий и готовящий ребенка к будущему 3 ) профессионал,  эрудит 3 8 8) способный самосовер-шенствоваться 7 4 4)  владеющий новыми технологиями 5 6 7) внимательный, человечный, нежный 5)  достойный лучшей жизни и условий труда 6)  экспериментатор

1 ) идеальный психолог

10) уверенный в себе и успешный

10

1

2 ) творческая разносторонняя личность

2

9

9) стимулирующий и готовящий ребенка к будущему

3 ) профессионал,

эрудит

3

8

8) способный самосовер-шенствоваться

7

4

4) владеющий новыми технологиями

5

6

7) внимательный, человечный, нежный

5) достойный лучшей жизни и условий труда

6) экспериментатор

У - у никальный, у мный, у спешный, у ниверсальный,  у меющий профессионально преподносить материал. Ч - ч естный, ч еловечный, ч уткий, с ч увством юмора. И - и скренний, и ндивидуальность. Т - т актичный, т олерантный, т ерпеливый. Е - е стественный, е диномышленник. Л - л юбящий детей, л юбящий свою работу Ь - и очень мягкий как мягкий знак и само слово!
  • У - у никальный, у мный, у спешный, у ниверсальный,

у меющий профессионально преподносить материал.

  • Ч - ч естный, ч еловечный, ч уткий, с ч увством юмора.
  • И - и скренний, и ндивидуальность.
  • Т - т актичный, т олерантный, т ерпеливый.
  • Е - е стественный, е диномышленник.
  • Л - л юбящий детей, л юбящий свою работу
  • Ь - и очень мягкий как мягкий знак и само слово!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!