Министерство образования и науки Республики Дагестан
ДАГЕСТАНСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе в условиях реализации ФГОС.
Тема: Личные местоимения
Выполнила: учитель русского языка и литературы
МКОУ « Шидибская СОШ» Тляратинского района
Баширова Байгинат Абдулаевна.
с Ланда 2020г
Технологическая карта урока.
Класс : 6
Тема : «Личные местоимения».
Цели : расширить знания о местоимениях, развивать умения правильного употребления личных местоимений в речи
Задачи : развитие творческого и логического мышления, научить выделять местоимения среди других частей речи, наблюдать за ролью местоимений в предложении.
Наглядность: презентация к уроку , карточки, тесты.
Этап урока Деятельность учителя. Деятельность учащихся.
1)Организационный момент. Проверка готовности к началу урока.
2) Актуализация знаний.
-Что такое местоимение?
- Каких разрядов местоимений вы знаете?
Сегодня мы остановимся на личных местоимениях и подробнее расскажем об особенностях этого разряда. Изучая личные местоимения , мы будем по такому алгоритму.
1 Общее грамматическое значение , вопросы.
2 Морфологические признаки.
3 Синтаксические функции.
4 Роль и употребление в речи.
3)Постановка учебной задачи.
-Ребята, как вы думаете, что обозначают личные местоимения? Почему их называют личными?
(личные местоимения обозначают участников речевого общения: я-тот , кто говорит, ты-собеседник, мы и вы – группа лиц, куда входят участники речи, он, она, оно, они- предмет или лицо(лица) , о которых говорилось раньше)
- На какие вопросы отвечают личные местоимения?
- Найдите местоимения в предложениях и определите их разряды.
Тот мальчик покинул школу.
Они очень долго ждали победу.
Некто прошел мимо дома.
Какой же человек откажется от выгодного предложения?
Никакие вопросы не возникали у учащихся.
Себя надо уважать.
-Какие морфологические признаки характерны для личных местоимений?
(род, число, лицо, падеж)
-Как склоняются личные местоимения?
(Супплетивизм - способ образования форм и основ слова от разных корней).
-Какими членами предложения выражаются личные местоимения?
Местоимения могут быть в предложении дополнениями, подлежащими, определениями.
Синтаксическая минутка.
Какими членами выражены местоимения в данных предложениях?
По вечерам мы читаем книги.
Нас пригласили в гости.
Который день отец ходит на речку?
В этой коробке лежали все письма матери.
Некто вышел из дома и отправился в сторону леса.
Ее не было дома.
Мы вынесли ее вещи.
-Какую роль играют местоимения в нашей речи?(Помогают нам избежать повторов).
-Как вы думаете, почему в поэтической речи часто употребляется личное местоимение «я»?
Но пусть не тем, что знатного я рода,
Что царская во мне струится кровь,
Родного православного народа
Я заслужу доверье и любовь!-
Но тем, что песни русские, родные
Я буду петь немолчно, до конца,
И что во славу матушки России
Священный подвиг совершу певца.(К.К.Романов).
(В лирических произведениях поэт часто рассказывает о своих личных чувствах, переживаниях)
4 Закрепление изученного материала.
Упражнение 10
Слух ( о ком) пройдет по всей Руси великой , и назовет ( кого?) всяк сущий в ней язык. Снова тучи (где? над кем?) собралися в тишине. Как ты смеешь , мужик , спорить (с кем?) , с дворянской столбовою? Я помню чудное мгновенье ( перед кем?) явилась ты, как мимолетное виденье , как гений чистой красоты.
5 Физкультминука. Игра «Отгадай-ка»
1.В каком местоимении два звука, но одна буква?
2.Какие два местоимения мешают движению по дорогам?
3.Сколько личных местоимений в слове семья?
4. Первый слог личное местоимение 2 л, второй-звук, который издает лягушка.
5.Какое местоимение любят эгоисты?
6.16 кг+ новогоднее дерево-порода собак.
7.Главная песня страны + часть света- учебное заведение.
6.Словарная работа.
Князь- 1 вождь племени правитель государства2 почетный наследственный дворянский титул.
Пудель- одна из понятливых пород собак, с длинной курчавой шерстью.
7.Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Продолжайте предложение. Оказывается местоимения…
9Домашнее задание.
Сочинение « Какова роль местоимений в речи?»