Русский язык. 6 «Б» класс. 22.02.18г.
Тема: Личные местоимения.
Цель урока: сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения.
Формирование УУД
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-исследование
Оборудование к уроку:
Проектор, ноутбук;
презентация к уроку;
опорные схемы, карточки, учебники, оценочный лист
Ход урока
1.Организационный этап. Настрой учащихся на работу.
.Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?
Дети: Да!
Учитель: Тогда начнём.
2.Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся.
На доске эпиграф –
Я, ты, он, она,
Вместе – дружный 6 класс,
Вместе – дружная семья.
- Посмотрите на первую строчку эпиграфа и скажите, какую часть речи мы начали изучать? (Местоимение).( слайд 1)
3. Актуализация опорных знаний.
- Что называется местоимением? (самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их).
- На какие вопросы они отвечают?
- Как они изменяются? - Как вы думаете, для чего нужны местоимения?
- Назовите разряды местоимений.(слайд 2)
- А с каких местоимений начинается эпиграф нашего урока? (личные). Определите и назовите тему нашего урока «Личные местоимения»
Сформулируйте цели урока:
1) Познакомиться с личными местоимениями.
2)Определить какова синтаксическая роль местоимения в русском языке, морфологические признаки,
3) Научится распознавать местоимения в речи.( слайд 3)
У нас необычный урок—урок-исследование. Я предлагаю вам стать настоящими исследователями. Перед вами опорные схемы, карточки и оценочный лист, который вы будете вести на протяжении урока. Эти материалы помогут нам в исследовательской работе. Откройте тетради, запишите число. Тема нашего урока: «Личные местоимения». (слайд 4)
Поможет нам провести исследование один известный русский литератор 19 века, очень любимый детьми. Догадайтесь, кто это? Вот что он пишет о себе: «Я написал повести, комедии, комическую оперу, но прославил своё имя
короткими нравоучительными стихами—баснями. В Петербурге, в Летнем саду, мне поставлен памятник».( слайд 5)
-- Кто же он? Иван Андреевич Крылов и герои его басен помогут нам в сегодняшней работе. (Слайд 6)
--Чтобы приступить к исследованию на материале басен Крылова. Выясним, лексическое значение слова исследователь?
Словарная работа
Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями.( слайд 7)
Чаще всего И.А Крылов в своих баснях использовал личные местоимения и их падежные формы.
3.Первичное усвоение новых знаний.
Работа по учебнику стр. Чтение теоретического материала.
Выполните упр. на доске и в тетради. (работа у доски).
Вывод 1. Вот это наше первое научное открытие.
4. Первичная проверка понимания.
-- Чтобы продолжить исследовательскую работу, обратимся к тексту, лежащему у вас на столах. Прочитаем его. Найдите местоимения: 1-2 выписать и подчеркнуть местоимения как члены предложения, 3группа просто выписать.
Карточка №1
И ноты есть у нас, и инструменты есть, скажи лишь, как нам сесть.
И гневаться напрасно он изволит: Питья мутить ему никак я не могу.
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только мука.
Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой, и до вешних только дней прокорми и обогрей.
Вот мы с вами определили синтаксическую роль личных местоимений в предложении. Какими членами предложения чаще всего бывают личные местоимения?
Это наше второе научное открытие. (Сделать вывод)
Вывод 2. Личные местоимения в предложении бывают подлежащими, определениями, дополнениями.
Физминутка
Мы с вами немного устали, сделали разминку и отдохнули. В хоккее, например, когда устают игроки, тренер меняет их, т. е. вместо основных игроков на лёд выходят запасные.
Местоимения так же, как и запасные игроки, заменяют в предложениях имена существительные, имена прилагательные, числительные.
1)На слайде дано предложение из басни Ивана Андреевича Крылова «Мартышка и очки».
Всё про очки лишь мне налгали; А проку на волос нет в очках (них). Мартышка тут с досады и печали о камень так хватила очки (их), Что только брызги засверкали.(Слайд 8)
2)Прочитайте его. Что заметили? (В предложении повторяются существительные, и оно не совсем красиво звучит).
3)Замените повторяющиеся существительные запасными игроками-местоимениями.
4)Прочитаем, что получилось. (Ученик читает предложение).( слайд 9)
Видите, речь стала стройной и звучной. Это наша 3-я разгадка тайны местоимения.
Что дала нам такая замена?
Вывод 3. (Делаем вывод) Местоимения позволяют избежать повторов слов, делают речь краткой, но в то же время разнообразной.
5.Первичное закрепление.
Карточка №2.Работа в парах
Вставьте пропущенные буквы. Определите, какими членами предложения являются выделенные местоимения. Укажите падежи.
Дочери только и знали, что у ворот с..деть, на улицу гл..деть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала.
Выйдет Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую к..рову, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжело жить-поживать: «Коровушка-матушка! Меня бьют, хлеба не д..ют, плакать не велят К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, поб..лить».
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Письменно составить диалог, в котором должно быть как можно больше личных местоимений.
1 вариант- тема «Отдых», 2 вариант – тема «Учеба» (по выбору)/
7.Рефлексия (подведение итогов занятия)
- Подведем итог нашего исследования. Мне бы очень хотелось услышать ваше мнение о сегодняшнем уроке. Итак, закончите фразу: «Сегодня на уроке Я….»
Поднимите красные квадратики те ребята, кто считает, что работал на уроке как настоящий учёный, исследователь на все 100% на отметку «5». Зелёные квадратики поднимут те, кто мог бы работать и лучше. Все ли заполнили оценочный лист? Выставление оценок в дневник.
Мне было хорошо работать с вами. Спасибо за урок. До свидания.