СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личные местоимения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я, ты, он, она,

Вместе – дружный 6 класс,

Вместе – дружная семья.

Просмотр содержимого документа
«Личные местоимения.»

Русский язык. 6 «Б» класс. 22.02.18г.

Тема: Личные местоимения.

Цель урока: сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения.

Формирование УУД

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-исследование

Оборудование к уроку:

  • Проектор, ноутбук;

  • презентация к уроку;

  • опорные схемы, карточки, учебники, оценочный лист

Ход урока

1.Организационный этап. Настрой учащихся на работу.

.Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?

Дети: Да!

Учитель: Тогда начнём.

2.Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся.

На доске эпиграф –

Я, ты, он, она,

Вместе – дружный 6 класс,

Вместе – дружная семья.

- Посмотрите на первую строчку эпиграфа и скажите, какую часть речи мы начали изучать? (Местоимение).( слайд 1)

3. Актуализация опорных знаний.

- Что называется местоимением? (самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их).

- На какие вопросы они отвечают?

- Как они изменяются? - Как вы думаете, для чего нужны местоимения?

- Назовите разряды местоимений.(слайд 2)

- А с каких местоимений начинается эпиграф нашего урока? (личные). Определите и назовите тему нашего урока «Личные местоимения»

Сформулируйте цели урока:

1) Познакомиться с личными местоимениями.

2)Определить какова синтаксическая роль местоимения в русском языке, морфологические признаки,

3) Научится распознавать местоимения в речи.( слайд 3)

 У нас необычный урок—урок-исследование. Я предлагаю вам стать  настоящими исследователями. Перед вами опорные схемы, карточки и оценочный лист, который вы будете вести на протяжении урока. Эти материалы помогут нам в исследовательской работе. Откройте тетради, запишите число. Тема нашего урока: «Личные местоимения». (слайд 4)    

 Поможет нам провести исследование один известный русский литератор 19 века, очень любимый детьми. Догадайтесь, кто  это? Вот  что  он  пишет  о себе: «Я написал повести, комедии, комическую оперу, но прославил своё имя

короткими нравоучительными стихами—баснями. В Петербурге, в Летнем саду, мне поставлен памятник».( слайд 5)

-- Кто же он? Иван Андреевич Крылов и герои его басен помогут нам  в сегодняшней работе. (Слайд 6)

 --Чтобы приступить к исследованию на материале басен Крылова. Выясним, лексическое значение слова исследователь?

Словарная работа

Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями.( слайд 7)

Чаще всего И.А Крылов в своих баснях использовал личные местоимения и их падежные формы.

3.Первичное усвоение новых знаний.

Работа по учебнику стр. Чтение теоретического материала.

Выполните упр. на доске и в тетради. (работа у доски).

Вывод 1. Вот это наше первое научное открытие. 

4. Первичная проверка понимания.

-- Чтобы продолжить исследовательскую работу, обратимся  к тексту, лежащему у вас на столах. Прочитаем его. Найдите местоимения: 1-2 выписать и подчеркнуть местоимения как члены предложения, 3группа просто выписать.

Карточка №1

    1. И ноты есть у нас, и инструменты есть, скажи лишь, как нам сесть.

    2. И гневаться напрасно он изволит: Питья мутить ему никак я не могу.

    3. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только мука.

    4. Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой, и до вешних только дней прокорми и обогрей.

Вот мы с вами определили синтаксическую роль личных местоимений в предложении. Какими членами предложения чаще всего бывают личные местоимения?

 Это наше второе научное открытие. (Сделать вывод)      

Вывод 2. Личные местоимения в предложении бывают подлежащими, определениями, дополнениями. 

Физминутка

 Мы с вами немного устали, сделали разминку и отдохнули. В хоккее, например, когда устают игроки, тренер меняет их, т. е. вместо основных игроков на лёд выходят запасные.

Местоимения так же, как  и запасные игроки, заменяют в предложениях  имена существительные, имена прилагательные, числительные.

1)На слайде дано предложение из басни Ивана Андреевича Крылова «Мартышка и очки».

Всё про очки лишь мне налгали; А проку на волос нет в очках (них). Мартышка тут с досады и печали о камень так хватила очки (их), Что только брызги засверкали.(Слайд 8)

2)Прочитайте его. Что заметили? (В предложении повторяются существительные, и оно не совсем красиво звучит).

3)Замените повторяющиеся существительные запасными игроками-местоимениями.

4)Прочитаем, что получилось. (Ученик читает предложение).( слайд 9)

 Видите, речь стала стройной и звучной. Это наша 3-я разгадка тайны местоимения.

Что дала нам такая замена?

Вывод 3. (Делаем вывод)  Местоимения позволяют избежать повторов слов, делают речь краткой, но в то же время разнообразной.

5.Первичное закрепление.

Карточка №2.Работа в парах

Вставьте пропущенные буквы. Определите, какими членами предложения являются выделенные местоимения. Укажите падежи.

Дочери только и знали, что у ворот с..деть, на улицу гл..деть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала.

Выйдет Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую к..рову, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжело жить-поживать: «Коровушка-матушка! Меня бьют, хлеба не д..ют, плакать не велят К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, поб..лить».

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Письменно составить диалог, в котором должно быть как можно больше личных местоимений.

1 вариант- тема «Отдых», 2 вариант – тема «Учеба» (по выбору)/

7.Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Подведем итог нашего исследования. Мне бы очень хотелось услышать ваше мнение о сегодняшнем уроке. Итак, закончите фразу: «Сегодня на уроке Я….»

Поднимите красные квадратики те ребята, кто считает, что работал на уроке как настоящий учёный, исследователь на все 100% на отметку «5». Зелёные квадратики поднимут те, кто мог бы работать и лучше. Все ли заполнили оценочный лист? Выставление оценок в дневник.

Мне было хорошо работать с вами. Спасибо за урок. До свидания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!