СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личные местоимения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящён выработке навыка употребления личных местоимений в устной и письменной речи в соответствии с орфографическими, лексическими и пунктуационными нормами. Форма урока - лингвистическая лаборатория.

Просмотр содержимого документа
«Личные местоимения»

Тема: «Личные местоимения»


Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний о личных местоимениях, особенностях их склонения и употребления, развивать коммуникативные (речь, мышление), информационные (умение работать с дополнительным материалом, учебником, воспроизводить полученную информацию), ключевые (анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация материала) компетентности уч-ся, умение работать в группе, способствовать формированию бережного отношения к природе, интереса к предмету.


Планируемые образовательные результаты:


Предметные УУД: научиться употреблять личные местоимения в устной и письменной речи в соответствии с орфографическими, лексическими и грамматическими нормами.


Метапредметные УУД:

познавательные: классифицировать объекты по существенному признаку; использовать приём планирования учебных действий с опорой на заданный алгоритм; строить сообщения в устной и письменной форме; оценивать результаты выполненного задания; работать с толковым словарём, находить в нём необходимую информацию.

регулятивные: умение работать по образцу; планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей; удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи; выстраивать последовательность необходимых операций; контролировать результаты своей деятельности.

коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками; участвовать в совместной деятельности; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя правила речевого поведения; составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования; оказывать взаимопомощь; осуществлять взаимоконтроль; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.


Личностные УУД: развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, привитие бережного отношения к природе.


Тип урока: урок «открытия» новых знаний.


Форма урока: урок – исследование.


Формы организации работы учащихся: фронтальная, парная, дифференцированная.


Методы: проблемный, частично-поисковый; интерактивный.


Методы и формы контроля: наблюдение, самооценка, взаимопроверка, рефлексия.


Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, слайдовая презентация, рабочие тетради, карточки для исследовательской работы, карточки для дифференцированной работы, доска с необходимыми записями.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Встали дружно, повернулись и друг другу улыбнулись. Садитесь, ребята. Итак, начнём.

Каждый урок русского языка  это постижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь, что и этот урок станет для вас неким открытием!

Слайд 1. На экране вы видите стихотворные строки А.С. Пушкина.

О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг.
А.С. Пушкин
Парадокс – мнение, которое расходится с общепринятым, не поддаётся логике.

- Как вы понимаете слова великого поэта? (Учиться всегда интересно)

- Сегодня произведения Пушкина будут сопровождать нас на протяжении всего занятия.

2. Выявление темы урока. Целеполагание. Постановка задач. Мотивация.

-Выясним, какова тема сегодняшнего урока, обратившись ещё раз к словам на экране. Какая часть речи выделена красным цветом?

- Какова начальная форма этого местоимения? В каком падеже оно употреблено? Какой разряд?

- Все догадались, что мы сегодня будем продолжаем изучать… личные местоимения. Верно! Мы будем учиться правильно употреблять их в устной и письменной речи. Запишите дату и тему урока в тетрадь.

Восемнадцатое марта

Классная работа

(Дописать тему по ходу беседы) Личные местоимения

- Разберём по составу слово «восемнадцатое» (1 ученик у доски). Какая это часть речи? Назовите разряд числительного. Какое оно по строению?

3. Актуализация знаний с целью подготовки к изучению новой темы.

- Чтобы приступить к изучению нового материала, повторим то, что мы уже узнали на прошлом уроке. Предлагаю вашему вниманию интерактивную викторину. Потребуются 2 человека. Есть желающие? Выходят к доске... Остальные болеют за участников и помогают в случае затруднения.

Слайд 2. Интерактивная викторина.

2 участника выбирают вопросы, правильные ответы на которые приносят им баллы. Ученикам даются жетоны, чтобы подсчитать баллы.

Чтобы победить, нужно постараться дать правильные ответы на трудные вопросы, так они принесут большее количество баллов.

Вопросы викторины.

  1. Местоимение – это часть речи, которая указывает на… 4б

  2. Личные местоимения, как правило, изменяются по… 2б

  3. Какими членами предложения могут быть личные местоимения? 3б

  4. Назовите местоимения 1 лица. 1б

  5. Назовите местоимения 2 лица. 1б

  6. Назовите местоимения 3 лица. 1б

  7. При склонении каких личных местоимений меняется всё слово? (Я, мы, он, она, оно, они). 5б

  8. Какое личное местоимение изменяется по родам? (Он) 4б

  9. В корнях каких личных местоимений при склонении происходит чередование? (Мне//меня, тебя//тобой) 5б

  10. Почему личные местоимения получили такое название? (Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то) 3б

–Молодцы! Давайте подсчитаем жетоны…

4. Изучение нового материала (усвоение новых знаний, проверка понимания, первичное закрепление).

- Итак, ребята, работать сегодня мы будем в лингвистической лаборатории под девизом: «Знания – сокровища, но путь к ним – практика». Слайд 13.

-Что такое лаборатория? (Учреждение, где проводятся научные опыты, эксперименты анализы)

- Что значит «лингвистическая»? (Относящаяся к языку)

Предмет нашего исследования – употребление личных местоимений в речи.

Первый эксперимент. Итак, первый эксперимент.

Слайд 14. Рассмотрите примеры на экране. Какую особенность вы увидели в склонении местоимения он?

ждать его ждать у него

послать ему послать к нему

жить им жить с ним

-Правильно. После предлога у местоимений 3-го лица обычно добавляется буква н.

!!! У неЁ (НЕ у ней!) Также осмотрите на слово в учебнике в рамочке! Как склоняется в Р.п. местоимение она? Какая форма местоимений верная?

- Закрепим наши знания, выполнив такое задание. Слайд 15.


Работа в парах. Закончившие работу раньше всех берутся за руки и поднимают их вверх.

Спишите, ставя местоимение в нужную форму, указывая падеж, число и род (где это возможно). Выделите орфограмму. библиотеке 9 реплик) на тему «Мнтов написания.

Подошёл к (он)- нему Д.п, ед,ч., м.р, отвечал (они)- им Д.п, мн.ч., говорил с (она)- ней Т.п, ед.ч. ж.р., посмотрел на (они) – них В.п., мн.ч., стоял около (она) – неё Р.п., ед.ч., ж.р., написал (он) – ему Д.п, ед.ч, м.р., песня о (она) – ней П.п, ед.ч., ж.р.

Пара, закончившая работу раньше всех, зачитывает вслух записанные словосочетания поочерёдно.

- Проверьте написанное вами. Слайд 16.

Следующее задание - «Корректоры» Слайд 17.


Исправьте ошибки в употреблении личных местоимений, допущенные учеником. Объясните ваш выбор. Устно.

Репродукция картины на экране. Читает...


Знаменитая картина М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» написана по мотивам «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина. В центре полотна мы видим прекрасную царевну, на бледном лице которой выделяются большие выразительные глаза. В их скрывается грусть. На ей белоснежный воздушный наряд. На голове у ней серебристый кокошник, украшенный драгоценными камнями. С его ниспадает тонкая прозрачная фата. Под ей длинная коса.


Вывод. После предлога у местоимений 3-го лица обычно добавляется буква н. Нужно говорить «у неё», а не «у ней».

Второй эксперимент. Приступаем ко второму эксперименту.


«Говори правильно» Посмотрите на экран. Слайд 18.

Данные словосочетания часто встречаются в тестах ЕГЭ по русскому языку

Выберите правильный вариант употребления.

Грущу по (Вас, Вам)

Тоскуешь по (нас, нам)

Скучаешь по (Вас, Вам)


- Мнения разделились. Пригласим профессора филологических наук, который прояснит ситуацию. (Сообщение заранее подготовленного ученика).


Профессор Димаков: Сейчас указанные местоимения предпочтительнее употреблять в дательном падеже.

Скучаю, грущу, тоскую по вас - старая норма (П.п.); скучаю, грущу, тоскую по вам (Д.п.) - новая, пишут специалисты «Грамоты.ру». Сегодня эти варианты конкурируют, что находит отражение и в справочниках.

Академическая "Русская грамматика" 1980 года скучать по вам и скучать по вас рассматривает как равноправные варианты.

А вот согласно "Толковому словарю русского языка" С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой правильно: скучаю по вам, рядом с скучаю по вас стоят пометы «устарелое и просторечное».

Этот же словарь разрешает нам скучать, грустить, тосковать и о вас.

- Спасибо! Давайте запишем правильные варианты в тетрадь и запомним их.

Запись в тетрадь правильных вариантов написания.



-Ребята, вы обратили внимание, что в словосочетаниях, которые мы рассматривали, встретились местоимения, написанные как с заглавной буквы, так и со строчной. Почему? Давайте разберёмся.


«Минутка этикета» Индивидуальное задание (1 ученица). Употребление в речи местоимений вы и Вы.

Вы -личное местоимение второго лица множественного или единственного числа. Служит для обозначения нескольких лиц, а также как форма вежливости для обозначения одного лица - собеседника.

Использование уважительного «Вы» в единственном числе впервые отмечено в латыни для обращения к императору. В прошлом к одному лицу, даже князю или царю на Руси обращались исключительно на «ты». Обращения на «Вы» в единственном числе не существовало.

В Россию выканье пришло относительно недавно. В 1722 году Пётр I ввёл в России Табель о рангах, по которой ко всем вышестоящим (по рангу) надлежало обращаться на Вы. За нарушение этого правила полагался штраф в размере двухмесячного жалования.

- Когда же Вы и Ваш пишутся с заглавной буквы?

(Если местоимения «Вы», «Ваш» используется как форма вежливого обращения к одному лицу).

Учитель: - Ребята, скажите, слово «табель» в данном контексте какого рода? Как вы поняли? (По которОЙ). А в современном языке какого рода? Что такое табель? (Упорядоченный список чего-либо. Например, табель учёта рабочего времени.)


- Посмотрите на экран. Слайд 19. Прочтём данный текст. Откуда этот отрывок? ( Из романа А.С. Пушкина «Дубровский») Что это?

- Перед нами текст эпистолярного стиля –стиля речи, используемого в частной переписке для написания писем. (Относился Л. Щербой к формам делового языка.)

Письмо –эпистолярный жанр.

- Какие местоимения, используются как форма вежливого обращения? Кому оно адресовано? Как называется человек, которому адресовано письмо? (Адресат) Который адресует письмо?(Адресант) Как называются эти похожие друг на друга слова с разным значением?(Паронимы).

- Местоимение Вы требует какого числа глагола? (мн. числа).


«Государь мой премилостивый,

я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля - наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю – потому что я не шут, а старинный дворянин.

За сим остаюсь покорным ко услугам Андрей Дубровский».


5. Физминутка под музыку (проводит ученица Боева И.). Слайд 20.

- А сейчас немного отдохнём.

Я, ты, он, она. Вместе – целая страна.

Вместе – дружная семья. В слове «мы» сто тысяч я.

Большеглазых, озорных, чёрных, рыжих и льняных,

Грустных и весёлых - в городах и сёлах!

Над тобою солнце светит, родина моя.
Ты прекрасней всех на свете, родина моя!
Я люблю, страна, твои просторы,
Я люблю твои поля и горы,
Сонные озёра и бурлящие моря.



-На что вы обратили внимание, услышав текст песни? (Много личных местоимений). Для чего автор использует все личные местоимения?

Третий эксперимент. Итак, третий эксперимент. Слайд 21.

«Синтаксическая роль местоимений»

- Из каких произведений эти предложения?

- В этом году «Сказке о царе Салтане» Пушкина исполнилось 190 лет.

Выпишите местоимения со словами, к которым они относятся, поставив в нужную форму, задав вопрос к местоимению. Определите их синтаксическую роль.

Последнее предложение перепишите полностью, расставив знаки препинания и объяснив их постановку графически. Постройте схему предложения с прямой речью. 1 ученица у доски.

1) И царица у окна села ждать (он) одна. 2) На (он) она взглянула, тяжелёхонько вздохнула. 3)(Она) в приданое дано было зеркальце одно. 4)Князь Гвидон зовёт (они) в гости. 5)Рада службу оказать (ты) я в дружбу. 6) Говорит им князь тогда Добрый путь (вы) господа по морю по Окияну к славному царю Салтану. (Обращение, прямая речь).

- Каким членом предложения будет местоимение она из 2 предложения? Какова же синтаксическая роль личных местоимений? (В предложении они бывают подлежащим или дополнением).

6. Закрепление нового материала.

Четвёртый эксперимент. И наконец четвёртый эксперимент. Слайд 22.

Он называется «Борьба с речевыми повторами»

Замените, где это целесообразно, повторы личными местоимениями. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограммы. (Если времени мало останется, то устранить речевые повторы устно, а слова с пропущенными буквами выписать, выделив орфограммы, и сделать разбор под 4).

- Откуда этот отрывок? (Повесть А.С. Пушкина «Метель») 1 ученик у доски

Сер..це Марь.. Гавриловны сильно забил..сь. Марья Гавриловна стала проща(тся, ться) с отцом и матерью. Отец и мать Марью Гавриловну п..целовали и благосл..вили.4 В своей комнате Марья Гавриловна кинулась в кресла и залилАсь слезами. Девушка уговаривала Марью Гавриловну успокои(тся, ться).

- Какова функция вставленных нами местоимений в данном тексте? (Они позволяют избежать повторов).

- Какая связь предложений в этом тексте? (Последовательная).

- А сейчас послушайте стихотворение Агнии Барто и подумайте, почему сестра не поняла брата. (Ученики показывают инсценировку стихотворения А. Барто «Сильное кино»))

Агния Барто

Сильное кино

Заранее, заранее

Всё было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой придёт

Мой старший брат,

Он мне расскажет

Всё подряд,

Он объяснит мне,

Что к чему.

А я большая!

Я пойму.

И вот он начал

Свой рассказ:

- Они ползут,

А он им - раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Со зла!

Они ей - раз!

Она им - раз!

Но тут как раз

Её он спас,

И он был с нею

Заодно…

Ух, сильное кино!

Нет, видно я еще мала:

Я ничего не поняла.

- Всегда ли уместно употребление только личных местоимений? (Местоимения помогают избежать повторов слов, однако излишнее их употребление может привести к непониманию того, что хотел сказать человек).

7. Домашнее задание. Инструктаж по его выполнению.

- Итак, наш урок подошёл к концу. Откройте дневники и запишите домашнее задание. Выполнить на выбор одно.

1) Придумать рекламу личных местоимений, чтобы была понятна их важная роль в речи. Текст желательно сопроводить изображением (рисунком(ами) или слайдами презентации). 2) Сочинить лингвистическую сказку о личных местоимениях.

8. Подведение итогов. Рефлексия.

- А теперь подытожим, что мы узнали в процессе наших исследований. (Ответы выплывают на экране) Что нам позволили узнать проведённые сегодня эксперименты?

1) После предлога у местоимений 3-го лица обычно добавляется буква н.

2) Скучаю, грущу, тоскую по вас - старая норма (П.п.); скучаю, грущу, тоскую по вам (Д.п.) – новая.

3) Если местоимения «Вы», «Ваш» используется как форма вежливого обращения к одному лицу, то они пишутся с заглавной буквы.

4) В предложении личные местоимения являются подлежащими и дополнениями.

5) Личные местоимения позволяют избежать речевых повторов.

Слайд 23. Посмотрим, всё ли мы перечислили.

-Хорошо! Посмотрите на рефлексивный экран. Продолжите предложения.

Слайд 24.

Приём «Рефлексивный экран»

Сегодня я узнал(а)…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Я научил(ась)лся…
Я смогу…
Я попробую…

Слайд 25.

 И напоследок «Лесенка успеха»: - А сейчас на ступеньки, которые вы видите здесь, поместите тех человечков, которые имеются у каждого на парте.

1) человечек на нижней ступеньке - у меня ничего не получилось; 2) человечек на средней ступеньке – у меня были проблемы; 3) человечек на верхней ступеньке – мне всё удалось.

-Неплохой результат! Ребята, спасибо всем за работу на уроке! Сегодня получают оценки… Всем спасибо!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!