СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личные местоимения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - путешествие по русскому языку в шестом классе по теме "Личные местоимения".

Просмотр содержимого документа
«Личные местоимения»

Филиал МБОУ Ужовской СШ – Ильинская ОШ







Урок русского языка в 6 классе





Тема урока:


«Личные местоимения»






Учитель русского языка

и литературы

Рокунова Ольга

Николаевна











с. Ильинское

2015 год



Тема урока: Личные местоимения (Слайд №1)


Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Форма проведения урока: урок – путешествие.

Цели урока: дать понятие о личных местоимениях; показать особенности склонения личных местоимений, их значение; учить предупреждать речевые ошибки.

Планируемые результаты: знание особенностей склонения личных местоимений; умения распознавать личные местоимения в разных падежах, обнаруживать и устранять речевые ошибки, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, таблицы, индивидуальные карточки, учебник. Плакат «Море местоимений» (на лист ватмана прикреплены «острова» - местоимения каждого разряда; «жители» этого «острова» - местоимения каждого разряда. На протяжении изучения темы таблица будет перед глазами учащихся), человечки – местоимения.

Эпиграф: (слайд №2) Я, ты, он, она –

Вместе целая страна.

Вместе дружная семья.

В слове МЫ – сто тысяч Я.

Р.Рождественский.

Ход урока


1. Организационный момент.
-
Ребята, сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие по «Морю местоимений». Как вы думаете, с какой целью? (Изучить разряды местоимений). Вас ожидает много загадочного и неизвестного, но, главное, увлекательного. Нужно быть очень внимательными, чтобы все интересное, новое, что вы сегодня откроете для себя, вы смогли использовать в дальнейшей учебе и жизни. Я желаю вам удачи.

Прежде, чем отправиться в путешествие, сначала проверим домашнее задание.

2. Проверка домашнего задания: упр. № 393

Задание: укажите недочеты в употреблении местоимений. Перепишите в исправленном виде. 1. Я заходил к учительнице, но её не было дома. 2. После сна первый отряд пошел в лес. Он долго не возвращался.3. Враг был силен, но он скоро сдался.4. Собачонке было три недели, и у нее начали прорезаться глаза.

Задание для повторения изученного: подберите к выделенному слову однокоренные слова.

Сдались - дать, отдать, давать, раздаваться.

3. Объяснение нового материала.

- Самое время отправиться в путь. Карта у нас есть, необходимо определить маршрут.

Словарная работа: Маршрут – путь следования. (Слайд №3)

- Чтобы определить, к какому острову направляется наш корабль, обратимся к эпиграфу урока. Прочитайте его, пожалуйста, назовите местоимения. Какие это местоимения? (Личные). Значит, мы движемся к острову под названием «Личные». (Слайд №4) С какой целью? (Познакомиться с личными местоимениями). Не забываем, мы должны вести журнал, куда будем записывать всё, что происходит с нами во время путешествия.

Поэтому, открываем тетради, записываем сегодняшнее число и тему.

- А теперь в путь! (Включается запись морских волн, прибоя, крики чаек). Путь наш долгий, и чтобы не было скучно, выполним задание №1 на листочках.

Задание: (Слайд №5)
1. Чтение текста без предложений, заключенных в скобках. Выполнить задание.
(Я (В. Луговской) только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клена).

Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шел быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошел… Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было.

(Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне стало нехорошо, будто я предал и не уберег смешного маленького друга!)


- Можно ли сказать, кто шел и кто бежал у самой ноги человека до самой телефонной станции? Кто бы мог быть?

(Учащиеся называют разные предметы, но о кленовом листочке никто не догадывается, и, следовательно, необходимо прочитать первое предложение, без которого неясным будет повествование).

Вывод: местоимение – часть речи, которая указывает на предмет, признаки и количества, но не называют их.

А теперь выполните задания на листочках. (Выполненные задания проверяются).

- Молодцы. Мы подплываем к острову. (Слайд №6) Жители этого острова местоимения. Давайте их назовем. (Нарисованные человечки: Я, ТЫ, ОН, ОНА, ОНО, МЫ, ВЫ, ОНИ.)

- Почему данные местоимения называются личными? (Они указывают на лица, которые участвуют в речи.)

- Как вы скажете, когда будете рассказывать что-нибудь о себе? (Я)

- Как обратитесь к товарищу, с которым разговариваете? (ТЫ)

- Как скажете про товарища, который не участвует с вами в разговоре? (ОН)

- Назовите местоимения 1, 2 и 3-го лица. (Слайд №7)

(учащиеся записывают в тетрадях без таблицы.)


Личные местоимения

Лицо

Единственное число

Множественное число

1-е

2-е

3-е

я

ты

он (она, оно)

мы

вы

они

Вывод: личные местоимения бывают единственного и множественного числа.

- На кого указывает говорящий, употребляя эти местоимения? (Слайд №8)

Я, мы – местоимения 1-го лица, указывают на говорящего.

Ты, вы - местоимения 2-го лица, указывают на собеседника, т.е. на того, с кем говорят.

Он, она, оно, они - местоимения 3-го лица, указывают на того, о ком говорят, или на то, о чём говорят.

Личные местоимения 1 и 2-го лица отвечают на вопрос КТО?, а местоимения 3-го лица отвечают на вопрос КТО? Или ЧТО? В зависимости от значения, которое эти местоимения получают в предложении.

- Приведите примеры: У меня есть сестра. Она (кто?) учится в первом классе.

Я решил задачу. Она (что?) была нетрудной.


- Я прочитаю вам стихотворение М. Раскатова под названием «Моя грамматика». О чем здесь идет речь?

Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так.
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
Именительный — Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно, А за ней и вся родня. И не зря. Падеж Родительный Для кого? А для МЕНЯ;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки. Дательный — Это значит — только МНЕ! Не смотрите подозрительно,

У меня родня - броня!
И запомните:
Винительный
Не касается МЕНЯ!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной!.
Нет, друзья, падеж

Творительный Сотворен совсем не МНОЙ! Ждете, видимо, Предложного? Новых данных обо МНЕ? Не просите невозможного, Хватит с вас и так вполне.
(М. Раскатов)

- Ребята, вы поняли, о чём это стихотворение? (О склонении местоимения Я ). Давайте воспроизведём его смысл. (Задание выполняется письменно)

И.п. (кто?) я

Р.п. (кого?) меня

Д.п. (кому?) мне

В.п. (кого?) меня

Т.п. (кем?) мной

П.п. (о ком?) обо мне.

Вывод: личные местоимения изменяются по падежам, при этом изменяется не только окончание, но и всё слово. Иногда в корне происходит чередование: меня – мне.


Игра «Кто быстрее?» Просклоняйте устно местоимения мы, ты, вы.


- Поработаем с книгой и выполним упражнение № 395 на стр. 167 в соответствии с заданием. (Читается задание до образца)

Приблизился (к кому?) ко мне (Д.п.); беспокоился (о ком?) обо мне (П.п.); соревновался (с кем?) со мной (Т.п.); расстилалась (перед кем?) передо мной (Т.п.); не смейся (над кем?) надо мной (Т.п.); приготовить (для кого?) для меня (Р.п.); не расстраивай (кого?) меня (В.п.).

Вывод: предлоги с личными местоимениями пишутся раздельно.


Читается задание под жирной точкой: составьте предложения с прямой речью, включив в них словосочетания из рамки. (Слайд №9)


Грущу по вас

Тоскуешь по нас

Скучает по вас


Задание № 2. Текст. Под диктовку у доски.

Указать падеж над личными местоимениями. Сделать синтаксический разбор предложений и ответить на вопрос: какими членами предложения бывают личные местоимения?

1) Ты зайди к Вале и сообщи ему о репетиции. 2) Мы скоро закончим работу. 3) Перед нами была река. 4) Лучший мой друг — ты. 5) Лена придет позднее, она заедет на станцию за билетом. 6) Выполните задание вы.

Вывод: личные местоимения выполняют в предложении такую же роль, как и существительные, т.е. могут быть разными членами предложения.

- Дома у вас будет аналогичная работа при выполнении упр. 396.


- Ребята, вы уже знаете, что местоимения используются как средства связи предложений в тексте. Уместно ли употребление личного местоимения в данном тексте?

Задание № 3. Измените текст, устраните навязчиво повторяющиеся местоимения 1-го лица. (На листочках у каждого ученика) (Слайд №10)


Я люблю бродить по лесам и полям. Я встаю очень рано. Я хочу ещё спать, но я быстро вскакиваю, я делаю зарядку, я бегу умываться. Затем я отправляюсь в путь.


- Ребята, наше путешествие необычное. Поэтому давайте представим, что вы попали в подводное царство и царь предлагает вам сундук с сокровищами, чтобы вы остались у него навсегда развлекать его своей игрой на гуслях и пением. (Как герой былины «Садко»). (Слайд №11)

- Вы хотите остаться? (Нет). Тогда вам предстоит вежливо отказать в просьбе, которую вы не можете выполнить. Какой из вариантов отказа вы выберете? Объясните, почему вы предпочли такой отказ. (Работа выполняется в парах). (Слайд №12)


1) Не нужны мне твои сокровища, я хочу домой!
2) О подводный царь! Я бы с удовольствием взял любое из твоих бесценных сокровищ, но никак не могу остаться в твое царстве.
3) Благодарю Вас, о великий царь, за прекрасные подарки! Но не могу взять их и остаться в Вашем царстве, так как ждут меня на земле родители и друзья.

(1. Царь рассердится на тебя и бросит в темницу, подумай, как ответить ему в следующий раз.
2. Ты не убедил царя, он не понял, почему ты не можешь остаться. 3. Ты убедил царя, он отпустит тебя домой и даст в подарок маме к 8 Марта жемчужное ожерелье.)

- Итак, для выражения вежливости вместо местоимения ТЫ используется местоимение ВЫ, которое употребляется при обращении детей к взрослым и взрослых людей друг к другу. В речевом этикете, ребята, существуют понятия: ты-общение и вы-общение, т.е. с одними людьми мы можем общаться, используя местоимение «ты», а с другими можем говорить только «вы».

Словарная работа: Этикет – установленный порядок поведения. (Слайд №13)




(Слайд №14)

Работа с таблицей.


Употребление местоимений Вы, Ваш уместно:

Употребление местоимений ты, твой уместно:

1. По отношению к незнакомому, малознакомому адресату.


1. По отношению к хорошо знакомому адресату.

2. В официальной обстановке общения.


2. В неофициальной обстановке общения.

3. При подчёркнуто вежливом, сдержанном отношении к адресату.


3. При дружеском, фамильярном, интимном отношении к адресату.

4. По отношению к равному и старшему (по возрасту, положению ) адресату.


4. По отношению к равному и младшему адресату.


- Приведите свои примеры.

- Ребята, очень важно говорить так, чтобы вас правильно и быстро понимали. В том, как человек использует личные местоимения, отражается уровень его культуры, его отношение к окружающим, его самооценка.


Речевые ситуации:

(Слайд №15,16)


1. Мальчик раньше обычного вернулся из школы.

- Почему так рано? – удивилась бабушка.

- А она заболела.

- Кто она?

Какое правило речевого общения нарушил мальчик? Как проявилось в его реплике неуважение и к тому, с кем он говорил? Почему надо сначала назвать человека, о котором идет речь, а уже потом обозначить его местоимением?

(Именно существительные называют того, о ком идет речь в предложении. Местоимения, в отличие от существительных, не называют, а указывают.)

2. В автобусе один пассажир обращается к другому: «Эй, ты, выходишь?»

Можно ли сказать, что автор реплики – вежливый и грамотный человек? Какое правило речевой культуры он нарушил? Почему местоимение, как правило, не может быть обращением?

(Мы пользуемся междометиями тогда, когда слушающие находятся от нас на значительном расстоянии, когда мы кричим, чтобы привлечь внимание кого-нибудь. Говоря Эй! нашему собеседнику, который прекрасно нас слышит, мы тем самым «возносим» себя над ним, унижаем его. Такое речевое поведение признак дурного тона, т.к. русский речевой этикет требует от говорящего уважения к его собеседнику. Для того, чтобы выделить собеседника, нам нужно имя существительное, точно указывающее на того, к кому мы обращаемся.)


- Что ещё мы должны узнать о местоимениях ты, вы сегодня? Обратимся к учебнику и прочитаем теоретические сведения на стр. 161

Выполнение упр. № 397 на закрепление. Задание: В каких предложениях местоимения обозначают любое лицо?(1, 3)

Подведение итогов урока.

- Итак, на острове личных местоимений мы ещё с вами погостим. Я вам предлагаю поделиться впечатлениями о том, чего узнали нового, высказать свои пожелания и предложения. Была ли достигнута цель урока?

(Цель путешествия - изучить разряды местоимений. Цель урока -познакомиться с личными местоимениями, с их склонением, синтаксической функцией; научиться правильно употреблять личные местоимения в речи. Данные местоимения называются личными, т.к. они указывают на лиц, которые участвуют в речи.)

Оценки за урок.


Домашнее задание: Упр. 396 (Слайд №17)



Вопросы – шутки.

Учащиеся, отвечая на вопросы и называя личные местоимения, определяют их лицо.

1) Какие три местоимения самые чистые? (вы – мы - ты)

2) Какие два местоимения мешают автотранспорту? (я - мы)

Шарада.

Местоимение, предлог,

Меж них – фамилия поэта.

А целое – известный плод,

Что зреет на исходе лета.

( Я – блок - о)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!