СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная разработка является, проявлением лидерских качеств подростка через уроки физической культуры.
Содержание
I. Актуальность…………………………………………………………… 2
II. Концепция проекта………………………………………………….. . 5
III. Содержание деятельности проекта…………………………………....18
IV. Ресурсное обеспечение……………………………………………… 24
V. Этапы реализации проекта………………………………………….... 25
VI. План реализации проекта …………………………………………….. 26
VII. Ожидаемые результаты……………………………………………….. 28
VIII. Критерии оценки эффективности проекта………………………… . 30
IX. Результаты деятельности ……………...…………………………….. 32
X. Перспективы дальнейшего развития проекта………………………. 34
XI. Выводы о проделанной работе……………………………………… 35
XII. Список литературы…………………………………………………… 36
XIII. Приложение……………………………………………………………37-52
I. Актуальность
«Лидерство начинается с личных качеств лидера».
Хесселбайн Ф.
Благополучно жить в современном мире – сложном, динамичном, быстро меняющемся - значит быть человеком, способным вписаться в этот своеобразный ритм. Одним из основных качеств, способствующих этому процессу, являются лидерские способности.
И чем раньше современный человек начнет развивать в себе такие качества, как активность, творчество, уверенность в себе и в своих силах, выносливость, решительность, оптимистичность, тем более гладко произойдет его включение в современное общество.
В связи с этим особую важность приобретает изучение лидерства среди подростков, так как именно в этом возрасте закладываются и формируются основы лидерского потенциала, который впоследствии раскрывается во взрослой жизни.
Среди специалистов до сих пор не завершена дискуссия о том, являются ли лидерские качества и способности врожденными или они приобретаются в процессе жизнедеятельности человека. Несмотря на отсутствие однозначного ответа на данный вопрос психологические проблемы лидерства, в том числе формирования и развития лидерских качеств личности привлекают внимание многих ученых. В их числе Г.К.Ашин, А.В.Петровский, А.П.Панкрухин, Б.Д.Парыгин, М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури, Р.Бейлс и др.
Среди факторов, которые могут оказывать влияние на формирование и развитие лидерских способностей можно выделить такие: особенности семейного воспитания, сфера деятельности, в которую включен человек, среда его общения, особенности его досуга и т. д.
Итак, цель данной работы - изучить взаимосвязь занятий уроков физической культуры и развития лидерских качеств в личности подростков.
Предмет исследования – особенности влияния уроков физической культуры на развитие лидерских качеств подростка
Объектом исследования данной работы является процесс проявления лидерских качеств подростка через уроки физической культуры.
Таким образом, гипотеза нашего исследования такова: существуют значимые различия в выраженности лидерских качеств у подростков, которые занимались спортом и у подростков, которые не занимались спортом. Конкретизация:
Подростки, которые занимаются или занимались спортом, имеют более сильную выраженность лидерских способностей, чем подростки, которые не занимались спортом.
Подростки, которые не занимались спортом, имеют более слабую выраженность лидерских способностей, чем подростки, которые занимались спортом.
Цель и гипотеза нашего исследования определили круг теоретических и эмпирических задач:
анализ литературы на тему лидерских качеств человека и на тему влияния спорта на формирование личности подростка;
планирования исследования;
проведение выбранной методики;
обработка и анализ полученных результатов
оформление выводов и составление рекомендаций.
Анализ ситуации: проанализировав работу учителя на уроках физической культуры, мы видим, что основные задачи, которые выполняет педагог- это развитие физических качеств (сила, быстрота, ловкость и т.д. - повышение уровня двигательной активности - воспитание здорового образа жизни. Противоречия: урок несёт в основном воспитательный образовательный потенциал, но не достаточно используется для развития ключевых компетенций личности в частности лидерских качеств. Знание социально-психологических основ формирования взаимоотношений, управления классом помогает учителю сделать более эффективной деятельность всего коллектива. Выделение лидеров из общей массы может помочь тренеру в его деятельности. Условия и возможности проявления лидерских качеств на уроке физкультуры представляются нам особенно интересными. Проблема: как развивать лидерские качества школьников на уроке физической культуры? Идея: от лидерских качеств к новым образовательным результатам. Замысел: включение учащихся в активную организаторскую деятельность на уроках физического воспитания. Способствовать развитию лидерских умений. Проект предполагает подготовку учащихся –лидеров, которые выполняют роль ассистента учителя и помогают организовать физкультурно-оздоровительную деятельность на уроке. Цель: Развитие лидерских качеств ученика на уроках физической культуры. Задачи:
II. Концепция проекта Концептуальное обоснование: Лидерство – это искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь неких целей. Лидер – это человек, который объединяет, направляет действия всей группы, принимающей и поддерживающей его действия. Это человек, за которым группа людей признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в этой группе. В переводе с английского лидер означает «руководитель», «командир», «глава», «вождь», «ведущий». Лидерство - способность оказывать влияние как на отдельную личность, так и на группы, направляя усилия всех на достижение целей организации. Группа, решающая значимую проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера. Без лидера ни одна группа существовать не может. Лидера можно определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели. Понятие «лидер» приобретает значение лишь вместе с понятием «цель». Действительно, нелепо бы выглядел лидер, не имеющий цели. Но иметь цель и достичь ее самостоятельно, в одиночку - недостаточно, чтобы назваться лидером. Неотъемлемым свойством лидера является наличие хотя бы одного последователя. Роль лидера заключается в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких связей между людьми в системе, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели. Т. е. лидер - это элемент упорядочивания системы людей. Существует два психологических типа лидеров: «игроки» и «открытые». Первые внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют «пускать пыль в глаза», а поэтому быстро меняют позиции, следуя исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей и плохо справляются с проблемами. «Открытые» лидеры не столь заметны, но они последовательны; берутся за любые самые трудные дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чем завоевывают прочное доверие и уважение на долгое время. Они тоже гибки и действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем, а устремлены в будущее. Именно они являются истинными лидерами, обладающими непререкаемым авторитетом у своих подчиненных. Подчиненным импонирует руководитель, берущий на себя ответственность, смело принимающий решения, честно признающий ошибки. Росту авторитета способствует также терпимость к слабостями людей, не мешающим работе. Л.С. Вечер выделяет некоторые качества и умения, которыми должен обладать лидер: Дальновидность. Лидеру нужно уметь установить цели организации и объяснить другим их смысл. С расширением дела цели организации, а следовательно, и задачи лидера усложняются, и если ему не удастся постоянно держать коллег в курсе своих планов и определять возможности их воплощения, то отношение к работе и моральный климат ухудшатся и в конце концов все хорошие начинания сойдут на нет. Рассудительность. Умение по достоинству оценить качества своих подчиненных и сделать все, чтобы заставить их «выкладываться» на работе Энергичность. Руководитель истощается физически, умственно, душевно. Выносливость - залог успешного лидерства. Решительность. Поскольку лидер прокладывает новые пути в свое работе и принимает на себя весь возможный его риск, то именно он часто терпит неудачу в своих начинаниях. Важно уметь воспрянуть после поражения. Последовательность - это своеобразная «лакмусовая бумажка», определяющая хорошего лидера. Умение руководить во многом зависит от предсказуемости методов руководителя, его взглядов и манеры принятия решения. Наиболее важным становится это качество в тех случаях, когда полномочия руководителя распределяются между партнерами по работе. Справедливость. Выстраивая отношения с людьми, мы по-разному истолковываем это понятие. Самопознание. Многие лидеры эксцентричны и эгоистичны. Для лидера чрезвычайно важны такие черты характера, как умение понять причины того, что он делает, оценить свои достоинства и недостатки, извлечь уроки как из успехов, так и из неудач. Почти всегда у лидера есть человек, которому он доверяет и совместно с которым решает такие проблемы. Способности. Лидер должен уметь говорить и слушать. Ему следует научиться устанавливать и поддерживать коэффициент полезного действия учеников, а также определять стиль принятия решений. Лидеру нужно знать, как поощрять людей и как при необходимости сделать им замечания. И наконец (но не в последнюю очередь), он должен чувствовать, когда вмешиваться и когда лучше остаться в стороне, - одним словом, уметь передать другим часть своих полномочий. Личностный подход (теория «черт лидерства»). Существенный недостаток теории «черт лидерства» — положение о том, что способность быть лидером является врожденной, лидер наделен определенными чертами изначально, они перешли к нему генетически, что способность управлять свойственна ограниченному кругу людей, которые определяют общественно-исторический процесс. Таким образом оказалось, что лидер и лидерство есть продукт не конкретных социальных условий, ситуаций, отношений, а врожденного комплекса биопсихических свойств, обеспечивающих власть человеку, наделенному этими свойствами. Этот подход утратил популярность в конце второй мировой войны, когда проанализировав свыше 100 исследований по проблемам лидерства, основанных на теории личностных особенностей, ученые выявили всего несколько одинаковых свойств личности. Эта теория признает врожденность и неповторимость свойств лидера, поэтому лидерство как социально-психологический феномен можно рассматривать в виде совокупности выдающихся черт личности, обеспечивающих лидерам возможность выдвинуться, занять ведущую позицию и удерживать власть в своих руках именно благодаря этим уникальным чертам. Ни один «набор» характеристик не обеспечивает успешного лидерства. Ученые считали, что известные лидеры имеют общие личностные особенности, которые как нельзя лучше подходят для роли лидера и которые отличают их от тех, кто не является лидером. Однако нельзя выявить действительного лидера на основании одних лишь личностных особенностей. Поведенческий подход («ситуационная теория лидерства») «Ситуационная теория лидерства» пришла на смену теории черт. Лидером группы, согласно этой теории, становится тот из ее членов, кто в данной конкретной ситуации обладает каким-то качеством, необходимым в данной ситуации, и по этому качеству этот индивид превосходит других. В другой ситуации лидером может стать другой индивид, в третьей – еще один и т.д. Необходимость иметь лидеру какие-то черты здесь не отбрасывается, но лидер лишается всякой активности, его появление ставится в зависимость от случайностей ситуации, а сам он уподобляется «флюгеру. Сторонники этого подхода изучали довольно узкий круг явлений (например, различные задачи) и совершенно игнорировали активность личности. Они считали, что человек является лишь функцией ситуаций, действует по обстоятельствам. Сторонники поведенческого подхода считают, что любого человека можно сделать лидером на основе усвоения поведения других лидеров. Таким образом, в отличии от предыдущего подхода поведенческий подход утверждает, что лидерами не рождаются, а становятся. Эффективное лидерство зависит от специфики ситуации. Одни лидеры в определенных ситуациях проявляют себя лучше, чем другие. Лидерство – способность оказывать влияние как на отдельную личность, так и на группы, направляя усилия всех на достижение целей организации. Группа, решающая значимую проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера. Без лидера ни одна группа существовать не может. Лидера можно определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой либо цели. Понятие «лидер» приобретает значение лишь вместе с понятием «цель». Действительно, нелепо бы выглядел лидер, не имеющий цели. Но иметь цель и достичь ее самостоятельно, в одиночку -- недостаточно, чтобы назваться лидером. Неотъемлемым свойством лидера является наличие хотя бы одного последователя. Роль лидера заключается в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких связей между людьми в системе, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели. Т. е. лидер - это элемент упорядочивания системы людей. Одним из важнейших условий достижения успеха в формировании у учащихся лидерских качеств является становление личности ребёнка. Известно, что ведущими качествами лидера являются: авторитетность, решительность, организаторские способности, высокий уровень развития волевых качеств, способность много и упорно трудиться.
Реализация проекта:
- игровые упражнения, в т. ч. спортивные, направленные на развитие сплоченности группы, умения вести себя в команде, формирование команды; - знакомство с принципами эффективного общения, упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков; - игровые упражнения, направленные на решения различных задач, развитие системности в решении задач; развитие качеств, необходимых для мобилизации своих сил, поиска нужного решения и эффективной реализации своего решения в малой группе; -упражнения, обучающие саморегуляции, обучение методам самостоятельного решения своих внутренних проблем. -обеспечение условий для развития здоровой, свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной, творческой деятельности. 4. Осуществление сотрудничества и взаимодействия между учеником и учителем. Срок реализации проекта: 2009-2013год Результативность проекта: учащиеся – лидеры умеют организовать работу подгруппы; Самостоятельно принимают решение в проблемной ситуации; Разрабатывают комплексы упражнений. Проводят мини соревнования. Ожидаемый результат:
В действительности разделение на деловых и эмоциональных лидеров несколько условно. Нередко обе лидерские функции выполняет один спортсмен. Риск и угроза.
Программа реализации проекта
|
Лидерские качества в структуре личности подростка
Подростковый возраст – важнейший период в жизни человека. Это период, когда в человеке закладываются уважение к себе, самооценка, способы взаимоотношений с окружающими людьми, манера взаимодействия с людьми того же и противоположного пола. От того, к чему будет подготовлен человек в подростковом возрасте, зависят его самореализация, его карьера, то, кем он станет в жизни, чего добьется и будет ли он в конечном итоге счастлив.
В современном мире гораздо проще самореализоваться человеку, обладающему такими качествами как, коммуникативные навыки, умение гармонично вливаться в коллектив и взаимодействовать в среде сверстников, способности быстро адаптироваться к сложным жизненным ситуациям и так далее. И, конечно, одними из таких качеств, на наш взгляд, являются лидерские качества. Так что же такое лидерство и кто такой лидер?
На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Можно сказать, что феномен лидерства есть результат внутригруппового развития, все члены группы в той или иной степени участники этого процесса, а лидер - это член группы с наибольшим статусом, который наиболее последовательно придерживается норм и ценностей группы. Так же лидер - это тот, кто в определенной ситуации берет на себя большую ответственность за выполнение групповых задач, чем все остальные, а лидерство – это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью.
Итак, можно прийти к выводу, что лидерство – один из способов дифференциации группы в результате деятельности, общения и взаимодействия ее членов. А лидер – это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели.
В 50-х годах Р. Бейлс экспериментально выявил, что в каждой группе, включая и группы подростков, выдвигается как минимум два типа лидеров: эмоциональный и инструментальный.
Также в организациях различают «формальное» и «неформальное» лидерство. «Формальное» лидерство связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональное отношение. «Неформальное» лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников. Поэтому у подростков официальный лидер, занимающий руководящие должности, не всегда бывает самым авторитетным человеком в коллективе. Иногда его выдвигают не столько сами подростки, сколько взрослые. Поэтому вполне может произойти такое, что возникнет конфликт между формальным и неформальным лидером.
На протяжении многих лет учёные пытались выделить основные особенности лидера. Большинство авторов (А.П.Панкрухин, Е. Жариков, Е. Крушельницкий, Р. Столдилл, Р.Бейлс и другие) теорий лидерства предлагают рассматривать лидера, как человека, обладающего рядом определенных качеств.
Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости его организаторских и коммуникативных качеств. Какими характерологическими чертами личности должен обладать настоящий лидер? Такими признаками, как отмечают Е. Жариков и Е.Крушельницкий, могут служить следующие проявления:
Волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели.
Настойчив, умеет разумно рисковать.
Инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим.
Психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями.
Хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям.
Самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи.
Требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу.
Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны.
Надежен, держит слово, на него можно положиться.
Вынослив, может работать даже в условиях перегрузок.
Восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами.
Стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях.
Оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам.
Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя.
Способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить.
Фрэнк Карделл, в свою очередь, выявил такие черты характера и привычки, которые мешают и подростку, и взрослому человеку быть лидером. Ниже следует перечень этих качеств:
Низкая самооценка и отсутствие уважения к себе
Чрезмерная склонность к обману, отговоркам, оправдания
Недостаточное использование своего воображения
Пренебрежение по отношению к своему творческому потенциалу
Потребность быть всегда правым
Слабые коммуникативные способности: неумение слушать и говорить
Недостаток обязательности
Боязнь риска и др.
Широко распространено мнение о том, что не всех людей природа наделила лидерскими качествами. Но многие исследования доказывают, что эти качества можно приобрести. В настоящее время выделяется множество факторов, которые могут влиять на формирование и развитие лидерских качеств и способностей подростков. Одним из таких факторов является урок физической культуры.
Целевая аудитория: учащиеся 9-11 классов МОБУ «СОШ№1».
Участники проекта: обучающиеся 9-11 классов МОБУ «СОШ№1» учитель физической культуры Дроздов А.А.., методист МОБУ «СОШ№1», кпн. Пашкевич А.В..
III. Содержание деятельности проекта.
3.1. Теоретические основы проекта.
В правительственных документах, определяющих стратегические направления модернизации российского образования, ставится вопрос о достижении нового качества общего образования. Потребность в новом качестве образования возникла в связи с тем, что приобретённые знания используются детьми только в контексте учебной дисциплины, а не в различных ситуациях реальной жизни. Это усилило необходимость переориентировать образование с овладения большим запасом невостребованных знаний на формирование компетенций, обеспечивающих успешную социализацию выпускников общеобразовательной школы. Для успешной социализации, проявления конкурентоспособности на рынке труда в современных условиях человеку вообще и выпускнику общеобразовательной школы в частности необходимы следующие качества:
Умение защищать свои интересы;
Умение самостоятельно обучаться;
Умение брать на себя ответственность;
Умение планировать и реализовывать свои планы;
Способность работать с разными формами предоставления информации;
Умение устанавливать бесконфликтные отношения, работать в группе и т.д.
Уровень социальной и культурной зрелости выпускника, степень проявления его способности к осмысленным и продуктивным действиям в современном мире - важнейший критерий качества полученного им образования. Федеральный государственный образовательный стандарт призван создать нормативные условия для реализации основной цели (миссии) общего среднего образования. В качестве методологической основы стандарта второго поколения заложен системно-деятельностный подход. Это формирование видов и форм деятельности ребенка, освоение которых поможет ему быть успешным на протяжении всей жизни. У современного школьника должна быть сформирована компетентность по обновлению компетенций. Т.е. формирование внутреннего ресурса человека по постоянному освоению, обновлению новых компетенций.
Среди социально–педагогических условий, объективно способствующих развёртыванию лидерского потенциала личности школьника в процессе её становления в образовательной среде, следует выделить физическую культуру. Базовым результатом образования в области физической культуры является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций).
Исходя из этого, мы определили цель образовательного процесса на уроках физической культуры как создание условий для включения учащихся в деятельностное обучение, изменение акцентов в учебной деятельности, нацеленных на интеллектуальное развитие школьников за счёт уменьшения доли репродуктивной деятельности, оказание им помощи в самоопределении, поддержки в выявлении и реализации индивидуальных возможностей.
Это может быть достигнуто через использование технологии лидерства на занятиях и вовлечение учащихся в деятельностное обучение с помощью решения следующих задач:
развивать умения в организации и управлении группой на занятиях,
развивать коммуникативные и рефлексивные умения,
развивать умения наблюдать, определять ошибки и пути их устранения,
развивать умения работать в группе.
Лидерство как социальное явление сопровождает человечество на протяжении всего его существования. Везде, где собирается группа, состоящая более чем их двух человек, может возникнуть ситуация лидирования одного и следования за ним других. Лидер - это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. В качестве базовых элементов лидерского потенциала личности И.В. Дрыгиной выделяются:
Лидерские потребности – в персонализации, самовыражении, признании, влиянии, достижении, уважении, общении, а также желание и стремление занимать ведущее положение в группе.
Лидерские возможности – способности управлять, организовывать, анализировать, влиять и др.
Лидерские ценности – ценность позитивных отношений между субъектами образовательного процесса, ценность конструктивных групповых отношений, ценность достижения познавательно – профессиональных целей и др.
Средства – (социально – педагогические) условия образовательной среды школы, объективно способствующие развёртыванию лидерского потенциала личности школьника в процессе её становления и субъективно ею принятые.
Задача учителя – помочь школьникам научиться работать в группе, доброжелательно относиться к членам группы, развивать коммуникативные способности, умение предупреждать и разрешать конфликты.
Мы решили воплотить это с помощью ресурсных карт. Ресурсная карта – это компактная «методичка» самостоятельной деятельности лидера, когда от него требуется понимание цели задания и способность организовать группу к выполнению этого задания. Качественный результат работы лидера и его группы определяется тем, насколько лидер способен демонстрировать свои умения в организации и планировании своих действий и действий группы, умения лидера применять разные способы коммуникации и, наконец, уметь оценить свою работу и работу группы.
Нами используются ресурсные карты при проведении подготовительной части урока (разминка), строевых упражнений, подвижных и спортивных игр и при измерении антропометрических показателей.
На первых занятиях мы изучаем алгоритм действий, которые должен выполнить лидер при организации группы для выполнения простого задания. Например, переместить группу из одной точки зала в другую строевым шагом. Важно, чтобы каждый ученик попробовал себя в роли лидера группы.
Для проведения разминки группе предлагается набор упражнений. Они должны выбрать те, которые соответствуют заданию, например для разминки мышц тела.
Карта представляет собой двусторонний планшет: на лицевой стороне представлены цель, описание содержания задания, комментарии методического характера. На обратной стороне карты предлагается алгоритм действий для разных ситуаций. Например, если при проведении игры нарушались правила, то, что нужно сделать, чтобы это исправить. Если игра была успешной (группа справилась с заданием), то нужно перейти к следующей игре. Практические задания в ресурсных картах даны в иллюстрациях, описаниях или же изображены в схемах. Особая часть (в конце карты), развивающая у обучающихся умения наблюдать и оценивать ключевые моменты выполнения заданий, представлена вопросами для обсуждения с группой и вопросами к лидеру. Обсуждение совместных действий по окончанию занятия организует учитель, и здесь важно создать обстановку позитивного разговора, при котором каждый участник имеет возможность говорить личные впечатления. Любое критическое мнение должно быть оформлено девизом: «Что можно улучшить?».
Для оценки личностных достижений обучающихся используется «Портфолио», в котором отражаются: уровень физической подготовленности, участие в спортивных и общественных мероприятиях, проведение занятий и спортивных соревнований обучающимся, самооценка личных достижений, рейтинговая оценка. Рейтинг выстраивается по итогам участия в мероприятиях и проведения занятий, учитывается уровень физического развития один раз в четверть. За участие в окружных, городских и т.д. мероприятиях добавляются баллы, за занятые призовые места баллы удваиваются.
Идея поддержки самостоятельной работы обучающихся с помощью различных учебных пособий не нова, она давно и успешно применяется в обучении. Мы ставили основной задачей создать универсальный практический ресурс, который бы не инструктировал ученика в его самостоятельной работе, а побуждал к поиску и анализу правильных действий через планирование и организацию, наблюдение и оценивание собственных поступков.
Преимуществами использования технологии лидерства являются:
учёт возрастных интересов, потребностей обучающихся (в том числе в социально значимых видах деятельности);
возможность включения в обучение значительного количества учащихся (на добровольной основе);
практическая направленность обучения (приобретение конкретных организаторских умений и навыков);
многообразие видов, форм культуротворческой и спортивной деятельности, в том числе досуговой;
игровая форма проведения.
Стратегия реализации технологии лидерства предполагает, что по мере реализации изменится нормативный образ школы, учителя, обучающегося. Это скажется в общей ориентации школы на успехи, действиях учителей на уроках, социально - психологическом самочувствии детей в школе, участии детей в принятии решений и организации школьной жизни, учительских ожиданиях по отношению к ученикам, ощущении их принадлежности к общему делу и развитию соревновательного индивидуализма.
Общеобразовательная школа не только обучает, на наш взгляд, её основная задача – формирование личности, личности физически, социально и нравственно здоровой, интеллектуальной и гуманной, интеллигентной и воспитанной, умеющей аналитически мыслить, видеть и решать проблемы. Из личностей состоит общество. Если школа выполнит поставленные перед ней социальные задачи, наше Российское общество будет во всех смыслах здоровым, процветающим и перспективным.
IV.Ресурсное обеспечение проекта
Направление деятельности | Содержание |
Нормативно-правовое | 1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» 2. НОИ «Наша новая школа» 3. Национальный проект «Образование» 4. ФГОС нового поколения 5. Устав МОБУ «СОШ №1» 6. Программа развития школы на 2007-2012гг. «Создание многопрофильной школы на основе компетентностного подхода» 7. Программа развития школы на 2013-2016гг. «Школа развития» |
Программно-методическое
|
индивидуального и компетентностного подхода.
|
Информационное | 1.Создание комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, памятки, публикации). 2.Создание банка данных проекта. 3.Издание методических материалов, публикация. 4.Проведение семинаров по освоению компетентностного подхода в образовании на муниципальном уровне. |
Кадровое | 1.Повышение квалификации через систему курсов, семинаров, планерок, мастерских, самообразования 2. Изучение обобщения опыта работы педагогов по данному направлению. |
Методы и средства реализации педагогического проекта
Методы теоретического исследования: изучение, отбор и систематизация материалов, анализ учебно-методического комплекса.
Методы эмпирического исследования (наблюдение).
Методы экспериментального исследования (диагностический): анкетирование, тестирование учащихся, разработка КОЗ (компетентностно-ориентированных заданий), уроков;
Математический метод: анализ, обработка полученных данных.
Сроки реализации проекта.
Внедрение проекта осуществлялось в течение 2009 – 2013гг. (9-11 классы)
V. Этапы реализации проекта
I этап.2009-2010 учебный год – проектировочный
Цель: подготовить условия для внедрения лидерских качеств на уроках.
II этап.2011-2012 учебные годы – экспериментальный
Цель: выявить лидеров в классах.
III этап.2012-2013 учебный год – переход в режим функционирования и анализ опыта работы по реализации проекта на промежуточном этапе.
Цель: анализ опыта работы по реализации проекта и корректировка его содержания с учетом результатов.
IV этап.2013-2014 учебный год – анализ работы по реализации проекта.
VI. План мероприятий по выполнению проекта.
I этап. 2009-2010 учебный год – проектировочный
|
|
II этап. 2011-2012 учебные годы – экспериментальный
|
|
III этап. 2012-2013–переход в режим функционирования и анализ опыта работы. |
|
IV этап. 2013-2014 учебный год – анализ работы по реализации проекта. |
|
повышение физической активности учащихся ;
рост качества знаний и уровня обученности;
повышение уровня социальной адаптации;
формирование личностных качеств;
развитие навыков самостоятельной работы;
совершенствование форм и методов работы, направленной на управление процессом занятий физической культурой;
разработка методических рекомендаций для работы на уроках.
VII.Ожидаемые результаты работы.
Позитивная динамика учебных достижений обучающих за последние четыре года:
Динамика качества знаний и успеваемости по физической культуре
Учебный год | Кол-во классов | Кол-во учащихся | Обучаются на 4 и 5 | Кол-во неуспев. | % абсолютной успеваемости | % качества |
2009-2010гг | 9а, б, в, г | 78 | 62 | 0 | 100% | 96% |
| 10 а, б,в | 54 | 49 | 0 | 100% | 98% |
| 11а, б,в | 43 | 41 | 0 | 100% | 98% |
| 10 | 175 | 152 | 0 | 100% | 98% |
2010-2011гг | 9а, б, в, г | 78 | 62 | 0 | 100% | 96% |
| 10 а, б,в | 54 | 49 | 0 | 100% | 98% |
| 11а, б,в | 43 | 41 | 0 | 100% | 98% |
| 10 | 175 | 152 | 0 | 100% | 98% |
2011-2012гг | 9а, б, в | 78 | 70 | 0 | 100% | 96% |
| 10 а, б | 54 | 50 | 0 | 100% | 98% |
| 11а, б | 45 | 40 | 0 | 100% | 98% |
| 10 | 169 | 170 | 0 | 100% | 98% |
2013-2014гг | | | | | | |
I полугодие | 9а, б, в | 78 | 70 | 0 | 100% | 96% |
| 10 а, б | 54 | 52 | 0 | 100% | 98% |
| 11а, б | 30 | 29 | 0 | 100% | 98% |
| 7 | 162 | 151 | 0 | 100% | 98% |
повышение физической активности учащихся ;
рост качества знаний и уровня обученности;
повышение уровня социальной адаптации;
формирование личностных качеств;
развитие навыков самостоятельной работы;
совершенствование форм и методов работы, направленной на управление процессом занятий физической культурой;
разработка методических рекомендаций для работы на уроках.
Мотивация к изучению предмета физическая культура увеличивается
(с 91% до 100 %), учащиеся испытывают интерес к изучению данного предмета.
Уровень обученности школьников по физической культуре остаётся стабильно высоким. Это свидетельствует об эффективности преподавания, успешной организации индивидуальной работы, чёткой организации уроков, рациональном отборе методов, приёмов обучения, вовлечении учащихся во внеклассную спортивную деятельность, применении здоровье сберегающих технологий.
Показатели качественной успеваемости обучаемых свидетельствуют о высоком уровне используемых приемов и методов развития физической деятельности на уроках, четкой организации уроков, умении устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с сильными, средними, слабыми учениками, ориентируясь на конечный результат.
VIII. Критерии и средства диагностики.
Результаты участия в олимпиадах муниципального и окружного уровней
№ | Ф.И. | Год, класс | Уровень | Место | Уровень | Место |
1 | Путилин Вячеслав | 2009г., 9а | муниципальный | 1 | Округ | участн |
2 | Гериев Шамиль | 2010г., 10а | муниципальный | 1 | Округ | участн |
3 | Заболотняя Александра Гатауллин Ильдар | 2011г., 11 б | муниципальный | 1 | Округ | участн |
4 | Кручереску Юлия | 2012г., 11 б | муниципальный | 1 | Округ | участн |
5 | Гиниятуллина Милана | 2013г., 8г | муниципальный | 1 | Округ |
|
Качественная и абсолютная успеваемость учащихся
№ | Наименование | 2009-2010 Физическая культура | 2010-2011 Физическая культура | 2011-2012 Физическая культура | 2012-2013 Физическая культура | ||||||
1 | Абс. успеваемость | 100% | 100% | 100% | 100% | ||||||
2 | Кач. успеваемость | 78% / 82% | 82% / 87% | 87%/96% | 96%/98% | ||||||
Спортивные соревнования | |||||||||||
| Мероприятие | Год | Уровень | Место | |||||||
| Баскетбол. Президентские состязания. Лыжные гонки.
| 2009 2011 2012 2013
| Муниципальный
| 1 место в районе 1 место в районе 1место в районе
| |||||||
Распространение опыта | |||||||||||
На уровне образовательного учреждения | |||||||||||
№ | Мероприятие
| год | класс |
| |||||||
1 | Педсовет «Критерии эффективности современного урока» (выступление)
| 2009 |
|
| |||||||
2 | Выступление для учителей кафедры «Современные технологии, направленные на формирование компетенций» | 2009 |
|
| |||||||
3 | Презентация портфолио учителя «Сундук достижений за год». | 2009 |
|
| |||||||
4 | Конструирование уроков на основе лидерских технологий (участие в семинаре в качестве содокладчика) | 2009 |
|
| |||||||
5 | Работа в отделе мониторинга развития компетенций (разработка мониторинга; работа в творческой группе) | 2010 |
|
| |||||||
7 | Практикум «Проектирование компетентностно-ориентированного урока». | 2010 |
|
| |||||||
8 | Семинар «Технология реализации компетентностного подхода» ( работа на семинаре) | 2011 |
|
| |||||||
10 | Педсовет «Компетентностный подход – ресурс развития качественного образования в школе»(выступление). | 2011 |
|
| |||||||
11 | Педсовет «Условия для реализации ФГОС: образовательные программы, мониторинг индивидуальных достижений учащихся» (содокладчик). | 2011 |
|
| |||||||
12 | Внеклассное спортивное соревнование: « Веселые старты» | 2012 | 9 |
| |||||||
13 | Внеклассное спортивное соревнование: « Баскетбол»» | 2012 | 10 |
| |||||||
14 | Отчет о работе по современным педагогическим технологиям | 2012 |
|
| |||||||
15 | Открытый компетентностно-ориентированный урок по теме: «Волейбол» | 2013 | 10 |
| |||||||
На уровне района и округа | |||||||||||
1 | Эксперт аттестационной комиссии на первую высшую категорию 2009-2011г. |
|
|
| |||||||
2 | Мастер-класс «Финты в баскетболе». | 2010 |
|
| |||||||
3 | Открытый урок « Лидерские качества на уроках физической культуры». | 2010 | 11 |
| |||||||
4 | Доклад «Подготовка к олимпиаде по физической культуре». РМО | 2013 |
|
| |||||||
5 | Руководитель школьной кафедры методического объединения « Эстетического и физического воспитания». | 2013- 2014 |
|
| |||||||
6 | Мастер-класс: «Компетентностно –ориентированные задания на уроках физической культуры РМО» | 2012 |
|
| |||||||
7 | Исследовательская работа «Спортивный досуг учащихся» | 2013 |
|
| |||||||
На федеральном уровне | |||||||||||
1 | Личный сайт на http://adrozdov.jimdo.com/ | ||||||||||
2 | Публикация и размещение материалов на сайте. http://adrozdov.jimdo.com/
|
IX. Результаты деятельности
- Положительная динамика результатов с 2009- 2013годы.
- Устойчивые положительные результаты обученности учащихся: при 100% абсолютной успеваемости за 4 года качественная успеваемость возросла до 98% при стабильно высоком уровне познавательного интереса обучающихся.
- Ежегодно растет количество участников и победителей в олимпиадах и спортивных соревнованиях (с 2009 г. по 2013 г).
Диаграмма качества знаний и общей успеваемости
по физической культуре
X. Перспективы дальнейшего развития проекта.
Выполнение задач модернизации российского образования, Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», федерального государственного образовательного стандарта, окружной целевой программы «Новая школа Югры: вектор развития»
создание условий для формирования лидерских технологий, которые должен сформировать каждый, кто хочет чувствовать себя свободно и уверенно в любом обществе;
применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для социальной адаптации в современном мире.
XI. Выводы о проделанной работе
В результате проделанной работы мы получили возможность изучить взаимосвязь занятий спортом и выраженности лидерских способностей в личности подростков. По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы:
Гипотеза, сформулированная в начале работы, о значимых различиях в уровне развития лидерских способностей у подростков, которые занимались спортом и у подростков, которые не занимались спортом, была полностью подтверждена.
По итогам исследования можно сделать вывод о том, что занятия спортом действительно могут выступать важным условием формирования лидерских способностей у подростков.
На наш взгляд, одним из возможных путей усовершенствования данного исследования могло бы стать его проведение с привлечением большего количества испытуемых, что позволило бы дать более значимые и надежные результаты.
Проведенное нами исследование может стать достойной основой для дальнейшего, более глубокого изучения данной проблемы. Мы будем трудиться над нашей работой и в дальнейшем, потому что, на наш взгляд, существует реальная потребность в изучении факторов и способов формирования и развития лидерских качеств личности.
XII. Список литературы
Андронов О.П. Физическая культура, как средство влияния на формирование личности, М.: Мир, 1992.
Батаршев А. В. Психология индивидуальных различий, 2000
Блонский П.П. Психология, 2000
Гогунов Е. Н., Мартьянов А.Н. Психология физического воспитания и спорта, М.: «Академия», 2000
Диагностика лидерских способностей //Е.Жариков, Е.Крушельницкий www.vsetesti.ru
Ивашкин В. Психологическое изучение школьников, 1990
Карделл Ф. Психотерапия и лидерство, СПб.: Изд-во «Речь», 2000
Киселёв Ю.Я. Влияние спорта на формирование личности, М.: Знание 1987
Кон И.С. Психология старшеклассника, М.: «Просвещение», 1980
Матвеев Л.П. Влияние спорта на формирование воли, М.,1987
Панкрухин А.П. Диагностика и развитие лидерских способностей www.elitarium.ru
Познание учащегося и формирование его личности, Вильнюс, 1975
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М. 2002.
XIII. Приложения
Результаты, полученные по методике диагностики лидерских способностей Е.Жарикова, Е.Крушельницкого в исследуемых группах.
Приложение 1
График 1. Распределение выраженности лидерских способностей у подростков, которые занимались спортом.
График 2. Распределение выраженности лидерских способностей у подростков, которые не занимались спортом
Приложение 2
Гистограмма 1. Процентное соотношение выраженности лидерских способностей в исследуемых группах
Группа 1: подростки, которые занимались спортом
Группа 2: подростки, которые не занимались спортом
Приложение 3
Диагностика лидерских способностей (Е.Жариков, Е.Крушельницкий)Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?
да;
нет.
Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?
да;
нет.
Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?
да;
нет.
Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?
да;
нет.
Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-либо?
да;
нет.
Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?
да;
нет.
Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?
да;
нет.
Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?
да;
нет.
Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?
да;
нет.
Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?
да;
нет.
Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?
да;
нет.
Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?
да;
нет.
Считаете ли вы себя мечтателем?
да;
нет.
Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?
да;
нет.
Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией трудовых, спортивных и других команд и коллективов?
да;
нет.
Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:
будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;
возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.
Какое из двух мнений вам ближе?
настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;
настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.
С кем вы предпочитаете работать?
с покорными людьми;
с независимыми и самостоятельными людьми.
Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?
да;
нет.
Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?
да;
нет.
Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
да;
нет.
Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как вы поступите?
предоставите принятие решения наиболее компетентному из вас;
просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.
Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?
да;
нет.
Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?
да;
нет.
Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?
да;
нет.
Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?
самый компетентный человек;
тот, у кого самый сильный характер.
Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?
да;
нет.
Уважаете ли вы дисциплину?
да;
нет.
Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?
тот, который все решает сам;
тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.
Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?
коллегиальный;
авторитарный.
Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?
да;
нет.
Какой из следующих портретов больше напоминает вас?
человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;
человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.
Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с вами не согласны?
промолчите;
будете отстаивать свое мнение.
Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?
да;
нет.
Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?
да;
нет.
Что бы вы предпочли?
работать под руководством хорошего человека;
работать самостоятельно, без руководителей.
Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов?
согласен;
не согласен.
Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?
да;
нет.
Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими?
да;
нет.
Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?
опускаете руки;
появляется сильное желание их преодолеть.
Упрекаете ли вы людей людям, если они этого заслуживают?
да;
нет.
Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?
да;
нет.
Как вы поступите, если вам предложат реорганизовать ваше учреждение или организацию?
введу нужные изменения немедленно;
не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.
Сумете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?
да;
нет.
Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?
да;
нет.
Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?
да;
нет.
Кем бы вы предпочли стать?
художником, поэтом, композитором, ученым;
выдающимся руководителем, политическим деятелем.
Какую музыку вам приятнее слушать?
могучую и торжественную;
тихую и лирическую.
Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?
да;
нет.
Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?
да;
нет.
Приложение 4
«Компетентностно-ориентированный урок с применением лидерских качеств».
Компетентно - ориентированное задание
классического типа по физической культуре раздел «Волейбол»
Тема:
«Верхняя прямая подача»
10-11 класс
Выполнил:
Дроздов А.А.
учитель физической культуры
МОБУ « СОШ № 1» пгт. Пойковский
Компетенция – учебно-познавательная, личностного самосовершенствования, коммуникативная.
Аспект – Анализ, самооценка учебно-познавательной деятельности.
Личностное самосовершенствование- освоение способов физического саморазвития, эмоциональная саморегуляция и самоподдержка. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения
Коммуникативная – способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Стимул – При оценке техники движения учитель принимает за эталон биомеханически правильное его выполнение, т.е. эффективное, рациональное и хорошо освоенное движение: стабильное, устойчивое, автоматизированное. Биомеханически правильно выполненное упражнение – это залог правильного выполнения технического элемента на условиях полного автоматизма и эффективной игры в последующем.
Задачная формулировка - определить правильное биомеханичекое выполнение технического приёма путём самоанализа, взаимооценки и оценки учителем.
Источник информации – памятка инструкция, презентация.
Бланк выполнения задания – карточка оценивания технического элемента волейбола, карточка - анализ учителем выполняемого учеником движения и его развитие от начало до конца, учитывая влияние одних фаз на структуру всего движения в целом.
Инструмент проверки – Шкала оценивания:
Технический элемент волейбола | Отметка | Допустимые ошибки | Ф.И. ученика проводившего взаимооценку |
Верхняя прямая подача | 3 | -неправильное подбрасывание мяча; -удар рукой, согнутой в локтевом суставе; -недостаточный замах для удара; -кисть бьющей руки слишком расслаблена; -после удара тяжесть тела не переносится на стоящую впереди ногу | |
4 | -при замахе тяжесть тела не переносится на стоящую сзади ногу; -плечи не поворачиваются в момент удара; -после удара тяжесть тела не переносится на стоящую впереди ногу; -кисть бьющей руки слишком расслаблена | ||
5 | -плечи не поворачиваются в момент удара; -недостаточный замах для удара; -отсутствие захлёстывающего движения кисти |
Шкала самооценивания
Технический элемент волейбола | Верхняя прямая подача «-«, «+» | Ф.И. ученика проводившего самоанализ |
Неправильное подбрасывание мяча; | | |
Удар рукой, согнутой в локтевом суставе; | | |
Недостаточный замах для удара | | |
Кисть бьющей руки слишком расслаблена | | |
После удара тяжесть тела не переносится на стоящую впереди ногу | | |
При замахе тяжесть тела не переносится на стоящую сзади ногу | | |
Плечи не поворачиваются в момент удара | | |
Отсутствие захлёстывающего движения кисти | | |
«-» - элемент не выполнен
«+» - элемент выполнен
Ключ выполнения
Ты молодец! 5 баллов | Есть ошибка, подумай! 4 балла | Посмотри на слайд (карточку), есть ошибки проанализируй и найди! 3 балла | Подтянись! 2 балла |
Движение выполнено с очень незначительными ошибками | Допущена 1 крупная ошибка или несколько мелких | Допущены 2 крупных ошибки или несколько мелких | Допущено более 3-х ошибок или не в состоянии выполнить упражнение |
Самоанализ КОЗ
Предмет: физическая культура
Тема урока, к которому разработано КОЗ:
Верхняя прямая подача
Класс- 10-11
Контекст включения КОЗ в урок – основная часть урока
Учащиеся должны уметь анализировать ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРИЁМА В ВОЛЕЙБОЛЕ
На оценивание какой компетентности ориентировано КОЗ:
Компетенция: учебно-познавательная, личностного самосовершенствования, коммуникативная.
Аспект: Анализ, самооценка учебно-познавательной деятельности.
Личностное самосовершенствование- освоение способов физического саморазвития, эмоциональная саморегуляция и самоподдержка. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения
Коммуникативная – способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Какую деятельность должен выполнить ученик – выполнить правильно биомеханически верхнюю прямую подачу, проанализировать себя и партнёра, работать в группах, парах, быть помощником учителю, консультантам партнёру (однокласснику).
4. Приложения к КОЗ:
1. Шкала оценивания (приложение 1,2,3).
2. Памятка инструкция техники верхней прямой подачи
3.Презентация
Приложение 5
Шкала взаимооценивания
Технический элемент волейбола | Отметка | Допустимые ошибки | Ф.И. ученика проводившего взаимооценку |
Верхняя прямая подача | 3 | -неправильное подбрасывание мяча; -удар рукой, согнутой в локтевом суставе; -недостаточный замах для удара; -кисть бьющей руки слишком расслаблена; -после удара тяжесть тела не переносится на стоящую впереди ногу | |
4 | -при замахе тяжесть тела не переносится на стоящую сзади ногу; -плечи не поворачиваются в момент удара; -после удара тяжесть тела не переносится на стоящую впереди ногу; -кисть бьющей руки слишком расслаблена | ||
5 | -плечи не поворачиваются в момент удара; -недостаточный замах для удара; -отсутствие захлёстывающего движения кисти |
Приложение 6
Шкала самооценивания
Технический элемент волейбола | Верхняя прямая подача «-«, «+» | Ф.И. ученика проводившего самоанализ |
Неправильное подбрасывание мяча; | | |
Удар рукой, согнутой в локтевом суставе; | | |
Недостаточный замах для удара | | |
Кисть бьющей руки слишком расслаблена | | |
После удара тяжесть тела не переносится на стоящую впереди ногу | | |
При замахе тяжесть тела не переносится на стоящую сзади ногу | | |
Плечи не поворачиваются в момент удара | | |
Отсутствие захлёстывающего движения кисти | | |
«-» - элемент не выполнен
«+» - элемент выполнен
Приложение 7
Ключ анализ учителем
Ты молодец! 5 баллов | Есть ошибка, подумай! 4 балла | Посмотри на слайд (карточку), есть ошибки проанализируй и найди! 3 балла | Подтянись! 2 балла |
Движение выполнено с очень незначительными ошибками | Допущена 1 крупная ошибка или несколько мелких | Допущены 2 крупных ошибки или несколько мелких | Допущено более 3-х ошибок или не в состоянии выполнить упражнение |
40