СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лечение животными

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для детей 1 класса. Тема для окружающего мира.

Просмотр содержимого документа
«Лечение животными»



Исследовательская работа



Секция: психология


Анималотерапия


Исмагилов Артём
















Руководитель: Капитонова Л. Н.












Казань 2010 г.








Оглавление




  1. Введение……………………………………………………………..стр.1


  1. Теоретическая часть……………………………………………… стр.2

    • Анималотерапия-история развития……………………… стр.4

    • Фелинотерапия……………………………………………….стр.8

  • Канистерапия…………………………………………………стр.11

  • Иппотерапия……………………………………………….. стр.14

  • Дельфинотерапия…………………………………………… стр.17


  • Орнитотерапия……………………..……………………… стр.20


  • Терапия при помощи аквариумных рыбок……………….. стр.21

3. Исследование…………………………………………………….. стр.22

4. Заключение…………………………………………………………. стр.26

5. Список литературы………………………………………………… стр.28

6. Приложение …………………………………………………… на диске


















Цель


Доказать актуальность анималотерапии в XXI веке, ее жизнеспособность, доступность и востребованность.




Задачи



  • Рассмотреть историю развития анималотерапии, ее востребованность на протяжении столетий.



  • Выявить причины и мотивы обращения человека к анималотерапии.



  • Обосновать альтернативность метода, его предпочтения традиционной медицине.



  • Обосновать многофункциональность и разнонаправленность анималотерапии. Узнать о ее различных направлениях.




  • Провести собственное исследование темы.



  • Доказать равноправие любых живых существ нашей планеты.



  • Выявить систему взаимосвязи животного мира и человека.










Анималотерапия


Исмагилов Артём



Меня всегда привлекала природа. Сколько себя помню, всегда старался пообщаться с братьями нашими меньшими. Почему же людей так тянет пообщаться с животными?...


Положительное действие животных на человека (тем более на больных людей) подтверждено экспериментами. Люди, у которых есть домашние любимцы, живут дольше и болеют меньше - это научных факт. При этом их нервная система находится в лучшем состоянии, чем у тех людей, у кого нет питомцев.

Научно доказано, что сопротивляемость детского организма к различным инфекциям (в первую очередь простудным и желудочно-кишечным) возрастает, если в доме есть кошки или собаки. Известно, что вещество белковой природы – иммуноглобулин, во многом определяет уровень защитных сил организма, формирует его иммунитет.


Как утверждают историки медицины, лечение животными или анималотерапию (от латинского «animal»-животное), часто называют нетрадиционным методом, который, тем не менее, имеет давнюю историю

Анималотерапия, как отрасль медицины многофункциональна.


Анималотерапию можно разделить на 2 вида – направленная и ненаправленная.


Фелинотерапия (лат. Felix – кошка) находится на одном из первых мест в анималотерапии. Лечебное воздействие кошек на людей активно изучается, и накопленные знания позволяют утверждать это воздействие комплексное.


Факты говорят, что кошачье мурлыканье это акустические колебания определённых частот (от 4ех-до 44ех герц, чаще 16 герц)


Кошки зарекомендовали себя при различных психических расстройствах.


Кошачья рефлексотерапия так же уникальна.


Канистерапия – вид анималотерапии с использованием собак. Анималотерапевты утверждают, что собака - уникальна по своим терапевтическим возможностям животное. Собака – прекрасное «лекарство» против гиподинамии вызванной малоподвижным образом жизни, снижается вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, инфарктов. Часто именно собака заполняет вакуум общения жизни человека.


Подготовка собак для работы в психиатрических клиниках ведётся на высоком профессиональном уровне.


Психолог из Франции А.Кондоре советует содержать собак в школах.


В собачьей слюне содержится лизоцим - мощное антимикробное средство.


Лечебная сила собачьей шерсти вне всяких обсуждений.


Иппотерапия (греч.hippos-лошадь) – это вид анималотерапии, использующий, как основное средство, общение с лошадьми и верховую езду.


Лечебное воздействие иппотерапии на человека можно рассмотреть в двух аспектах: физиологическом и психотерапевтическом.


Дельфинотерапия – отрасль нетрадиционной медицины, при которой исцеляющее воздействие на пациента оказывает взаимодействие «человек-дельфин».


Психологи давно установили, что общение с дельфинами даёт человеку длительный положительный психотерапевтический эффект.


Орнитотерапия (от греч..órnis, ornitos — птица и λόγος — наука) – лечение при помощи птиц. Лечебный эффект прежде всего психологический.

Терапия при помощи аквариумных рыбок. Достоверно известно, что лечебный эффект от созерцания рыбок наступает при таких заболеваниях, как различные виды нейродермитов, бронхиальная астма, простуда, многие виды психических заболеваний – истерия, эпилепсия, болезнь Альцгеймера, бессонница, прекрасно снимаются стрессы.


Ознакомившись с таким впечатляющим материалом, прочитав множество писем, заметок, статей о анималотерапии, я решил провести самостоятельное исследование этой темы. Я понял, что как бы не было технически развито человечество, какие бы открытия не совершались, в какие космические дали не отправлялись бы корабли, нельзя забывать о своих корнях. Мы все дети природы.
























Величие любой нации и уровень её

морального развития можно определить

по тому, как она относится к животным.

Махатма Ганди


Введение.


Меня всегда привлекала природа. Я стараюсь, как можно чаще бывать за городом, наблюдать жизнь растений, насекомых, животных. Если быть осторожным и внимательным, природа с удовольствием открывает свои тайны. И так приятно осознавать, что ты являешься маленькой, но очень значительной живой её частичкой. (см.приложение №1,2)

Сколько себя помню, всегда старался пообщаться с братьями нашими меньшими. Неважно кто это: кошка, живущая по соседству, или стайка любопытных воробьёв; лошадь, привозящая в соседний магазин грузы, или собака друга. Со своими родителями я часто посещаю зоопарк или цирк. Никогда не упускаю возможность сходить на выставку экзотических рыб или пресмыкающихся, выставки собак или кошек. Я заметил, что на этих мероприятий очень много людей и половина из них – дети. Почему же людей так тянет пообщаться с животными? Почему огромные верблюды и яки не вызывают у детей страха, а, наоборот, крошечные ручки доверчиво протягивают им угощение? Почему мы так стремимся потрепать за ушко пса или приласкать кошку? Почему в ожидании автобуса на остановках люди кормят семечками или хлебом птиц? Почему, отдыхая в сквере невозможно без улыбки наблюдать за шустрыми воробьями или мешковатыми голубями, которые снуют у самых ног, проверяя шелуху от семечек? Я заметил, что, когда люди общаются с животными, их лица светлеют, они улыбаются, меняется их речь – становится спокойной и плавной. И обязательно заходят разговоры об их удивительных питомцах, или случаях, которые произошли в жизни. (см.приложение №3,4,5,6)

В последнее время всё чаще говорят о лечении при помощи животных. Ведь о целительских способностях животных говорят не только окружающие люди и медицинская литература. Например, известный русский писатель А.И.Куприн в рассказе «Слон» поведал историю о том, как больная девочка Надя выздоровела благодаря слону из цирка. В произведении Пола Гэллико «Томасина» кошка возвращает к жизни свою маленькую хозяйку. В известном романе Николоса Эванса «Заклинатель» врачом для девочки, страдающей тяжёлой депрессией, становится конь. Я решил исследовать эту тему и разобраться хотя бы в части своих бесконечных «почему».



Теоретическая часть.


Значение животных для самочувствия людей становится всё более очевидным. Часто люди не умеют ладить друг с другом. Это приводит к большому числу депрессий, стрессов, одиночеству, массе заболеваний и в худших случаях к суициду. Гераклит писал: «Звери, живя вместе с людьми, становятся ручными, а люди, общаясь друг с другом, делаются дикарями». (см.приложение №7,8)

Для того чтобы получить массу удовольствия, общаясь со своей собакой или кошкой, не требуется никаких специальных навыков. Подобная психотерапия доступна каждому. Положительное действие животных на человека (тем более на больных людей) подтверждено экспериментами. Люди, у которых есть домашние любимцы, живут дольше и болеют меньше - это научных факт. При этом их нервная система находится в лучшем состоянии, чем у тех людей, у кого нет питомцев.

Современная медицина установила: дети, у которых имеются домашние животные, реже пропускают школьные занятия по болезни. Особенно это характерно для начальной школы. В среднем они учатся на восемнадцать дней в году больше, чем дети, у которых нет четвероногих друзей. Испугавшись чего-то или кого-то, дети обращаются за помощью и утешением к своим питомцам и быстро успокаиваются. Не секрет, что во многих семьях высок уровень стресса и очень низок уровень взаимопонимания. Именно в таких случаях немота наших кошек и собак становится плюсом, а не минусом. Ведь они воспринимают и любят нас такими, какие мы есть, без дополнительных оценок наших заслуг и качеств. Они всегда готовы подставить свой тёплый бок, облизать горячим языком и всячески выразить свою преданность и безмерное обожание. Порою удивляет их чуткость и мудрость, к сожалению, недоступная многим Homo sapiens. Английская писательница Джордж Эллиот сказала: «Животные - очень милые друзья: не задают вопросов и не критикуют». (см.приложение №9,10,11,12)

Научно доказано, что сопротивляемость детского организма к различным инфекциям (в первую очередь простудным и желудочно-кишечным) возрастает, если в доме есть кошки или собаки. Известно, что вещество белковой природы – иммуноглобулин, во многом определяет уровень защитных сил организма, формирует его иммунитет. При биохимическом анализе ста тридцати восьми образцов детской слюны было установлено, что уровень иммуноглобулина выше у тех детей, вместе с которыми живут их любимые животные.

До недавних пор было широко распространено мнение, что кошка в доме способствует возникновению аллергии у ребёнка. Эта точка зрения была опровергнута благодаря исследованиям американских аллергологов. Профессор Томас Плэттс-Миллз и его сотрудники из Центра астмы и аллергических исследований обследовали 200 детей, в том числе 50 – с признаками астмы. Вывод оказался ошеломляющим: у детей, возящихся с кошками, иммунитет против аллергии и астмы оказался сильнее, чем у детей, лишённых общения с животными. Профессор Плэттс-Мииз подчёркивает, что, если общение с кошками ослабевает, иммунитет может резко понизиться или вовсе исчезнуть. Вот его слова: «Если ребёнок надолго уезжает из дома, на учёбу в колледж, что ограничивает его общение с животными, он может стать вновь подвержен аллергии». (см. приложение №13,14,15)

Как утверждают историки медицины, лечение животными или анималотерапию (от латинского «animal»-животное), часто называют нетрадиционным методом, который, тем не менее, имеет давнюю историю. Животные были постоянными спутниками человека во все времена. Первооткрыватели обнаружили в городе ацтеков Теночтитлане клетки для зверей, рыбные садки, птичники.

В Древнем Риме тоже содержались животные. Тогда же у богатых возникла мода на разведение рыб. Их даже пытались дрессировать. Римский поэт конца I века н.э. Марк Валерий Марциал в одной из своих поэм пишет: «…угорь у нас прирученный – ныряет».

Зоосады впервые появились в Китае в эпоху династии Хань, примерно за 300 лет до н.э. Один из таких садов носил название «Сад разума». (см.приложение №16,17,18)

В Древней Греции в храмах, посвящённых богу врачевания Асклепию (лат. - Эскулап), жили собаки – считалось, что они помогают в целительстве.

Древние целители рекомендовали при нервных расстройствах холодный душ, ходьбу босиком и езду на лошади. В V веке до н.э. Гиппократ заметил влияние окружающей природы на человека и говорил о пользе лечебной верховой езды.

Египтяне так же использовали животных (в основном кошек) в лечебных целях.

В Древней Индии «прописывали» в качестве лекарства прослушивание птичьего пения.

В XVII веке в Европе морских свинок использовали для лечения подагры и ревматизма. Их клали в постель к больному, твёрдо веря, что болезнь перейдёт на зверька.

Анималотерапия – это вид терапии, который используют не только животных, но и их образы, рисунки, игрушки, а также сказочных героев для оказания врачебной помощи. Это цивилизованный научный метод лечения и профилактики многих заболеваний.

Впервые домашние животные в лечебных учреждениях появились в Англии в XVIII веке (1792 г.) Это произошло в Йорке в больнице для душевнобольных. Животные были частью терапевтического процесса. (см.приложение №22.)

Как самостоятельный метод анималотерапия стала приобретать популярность с шестидесятых годов XX века.

Пионером этого метода является американский детский психиатр Борис Левинсон. (см.приложение №23.) Он обнаружил, что маленькие пациенты положительно реагировали на его собаку, которая находилась в приёмной во время сеанса во время лечения, и стал экспериментировать в этом направлении.

Анималотерапия в наше время признана во всех развитых странах. Создаются институты, занимающиеся исследованием влияния животных на людей, проводятся международные семинары и конференции. В США, Великобритании, Канаде, Франции появились организации, которые занимаются оказанием помощи людям с физическими и психическими проблемами при помощи анималотерапии. В программах анималотерапии принимают участие медики, социальные работники, психологи.

Всемирная организация здравоохранения признала, что живые существа рядом с нами приносят огромную пользу. В работе Международной конференции «Взаимодействие человека и животных» (первая состоялась в США в 1982 году) каждый раз принимает участи множество врачей, использующих анималотерапию в своей практике.

В США действует около 1400 проектов, основывающих свою деятельность на анималотерапии. Во многих детских клиника, больницах, хосписах животные находятся на официальной службе.

Анималотерапия стала актуальна и в армии. (см.приложение №24,25.) Психолог Лорин Линдрен много лет работает с ветеранами войны во Вьетнаме, Персидском Заливе, бывшими военными. Она отмечает уникальные возможности психотерапии при помощи животных. Один из её пациентов признался: «Если бы не попугаи, я был бы в тюрьме». (см.приложение №26.)

В Англии в аптеках продают белых лечебных кошек.

На Кубе успешно действует специальный медицинский центр по лечению детей с детским церебральным параличом, основывающий свою работу на дельфинотерапии.

В России этот метод лечения так же не остался без внимания. В Санкт-Петербурге недалеко от станции метро «Елизаровская» располагается морской колледж. (см.приложение №27.) Здесь обосновался дельфинарий, где активно развивается и применяется дельфинотерапия. Также в Санкт-Петербурге активно работают конноспортивный клуб «Манеж» и оздоровительный центр «Кентаврик». Здесь лечение осуществляется при помощи лошадей.

В Москве активно действует группа канистерапии «Солнечный пёс». Театр зверей «Артемон» под руководством А.Тетерина даёт благотворительные представления в детских клиниках, в том числе и в онкологическом центре. Н.Ф.Арбелиани много проводит терапию с детьми и подростками при помощи собак – в приёмнике – распределителе для трудных подростков. С воспитанниками интерната для незрячих и слабовидящих.

Анималотерапия включена в программу Минздравсоцразвития по реабилитации наркоманов. Но далеко не во всех центрах есть возможность заниматься ею. Из-за больших финансовых затрат позволить себе анималотерапию могут лишь немногие благотворительные организации или реабилитационные центры. Директор института реабилитации ННЦ наркологии Росздрава Тарас Дудко сказал: « У государства пока руки до анималотерапии не дошли. Поэтому мы просто советуем нашим пациентам общаться с животными. Если есть домашние питомцы – то вообще хорошо. Когда человек познаёт счастье заботы о братьях наших меньших, он начинает быстрее идти на поправку».

Анималотерапия, как отрасль медицины многофункциональна.

  • Психофизиологическая функция. Взаимодействие с животными снимает стресс, нормализует работу нервной системы и психики.

  • Психотерапевтическая. Взаимодействие людей с животными способствует гармонизации их межличностных отношений.

  • Реабилитационная. Контакты с животными является дополнительным каналом взаимодействия человека с окружающим миром. Это способствует психической и социальной реабилитации.

  • Функция самореализации и компетентности. Общение с животными помогает человеку ощутить свою значимость и востребованность для других, почувствовать свою силу духовную и физическую.

  • Функция общения. Люди, общаются с животными никогда не чувствуют себя одинокими, легче преодолевают стеснительность и замкнутость.

Анималотерапию можно разделить на 2 вида – направленная и ненаправленная.

Ненаправленная анималотерапия – взаимодействие с животными, чаще в домашних условиях, без осознания их терапевтического значения. То есть это повседневная радость общения со своими питомцами, каждодневное получение любви и внимания от своих любимцев, которыми они щедро и бескорыстно делятся с нами. (см.приложение №28.)

Направленная анималотерапия – целенаправленное использование животных или их образов по специально-разработанным терапевтическим программам. Здесь требуется специально обученные животные. Например, в западных странах существует разветвлённая сеть фондов и обществ, которые специально готовят собак – компаньонов, собак – терапевтов, собак – помощников инвалидов. Эти собаки приравнены к служебным и имеют ряд льгот. В Норвегии подготовкой таких собак занимаются государственные учреждения. (см.приложение №29,30.)

Направленная анималотерапия подразделяется на виды, в зависимости от того, какие именно животные используются – иппотерапия, дельфинотерапия, канистерапия, апитерапия и.т.д.

В рамках данной работы невозможно рассмотреть все виды анималотерапии. Эта область очень обширна, ведь человечество контактирует практически со всеми животными и насекомыми. Это зависит не только от склонности каждого индивидуума, но и от особенностей места и культуры, где он проживает. Например, в Северо-восточных областях Турции успехом пользуется лечение змеями (неядовитыми, чаще ужами), а в Индии в большом почёте кобры и другие ядовитые пресмыкающиеся. Кто-то склонен к гирудотерапии (лечение пиявками), другие – к апитерапии (лечение пчёлами) или лечению пауками и т.д. Я остановлюсь лишь на некоторых видах анималотерапии.

Почётное место среди животных – целителей занимают кошки. По эффективности лечения фелинотерапия (лат. Felix – кошка) находится на одном из первых мест в анималотерапии. Лечебное воздействие кошек на людей активно изучается, и накопленные знания позволяют утверждать комплексное.

Целительная сила кошек – в их мощном биополе. Оно стабилизирует работу сердца, снижает артериальное давление, снимает суставные и головные боли, стимулирует быстрое заживление травм, лечит внутренние воспалительные заболевания.

Кошка – великолепный энергоинформационный прибор, угадывающий больные места своего хозяина. Когда в организме происходят какие-либо нарушения, возникают боли, это свидетельствует об изменении энергетического потенциала на каком-то участке тела. Это изменение чутко ощущает кошка. (см.приложение №31,32,33,34.)

Японские учёные доказали, что если каждое утро поглаживать кошку в течение десяти – пятнадцати минут, это нормализует давлении, снижает вероятность инфарктов и инсультов.

Кошки способны помочь даже при гриппе или ОРВИ. О том, что кошки успешно влияют на иммунитет говорилось выше. К тому же, они могут и предотвратить надвигающиеся заболевания.

И.Г.Греч кандидат медицинских наук в одном из своих интервью говорила о своём пушистом рыжем коте Апельсине: «Этот независимый кот не ластится ко мне, не запрыгивает на колени. Но, когда я простужаюсь, Апельсин деловито укладывается у меня на груди и начинает мурлыкать. Самое поразительное, что эту процедуру он начинает выполнять ещё до того, когда я не чувствую никаких признаков надвигающейся простуды. Он согревает меня, лечит своим мурлыканьем, которое вызывает у меня в груди какие-то волны, похожие на ультразвук».

Факты говорят, что кошачье мурлыканье это акустические колебания определённых частот (от 4ех-до 44ех герц, чаще 16 герц). Они очень благотворно влияют на нормализацию обменных процессов. Очень эффективно при остиопорозах – звуковые колебания повышают плотность костных тканей, снижают риск возникновения переломов. Это установили учёные университета Северной Каролины. Проводящие специальные исследования. Исследованиями руководила профессор Элизабет фон Мюггенталлер. Мурлыканье – прекрасное обезболивающее средство.

Кошки зарекомендовали себя при различных психических расстройствах.

В целом ряде психиатрических больниц кошки помогают душевнобольным обрести правильное восприятие мира. В приютах для детей, особенно страдающих различными недугами, кошки являются желанными гостями. Нередко кошек можно встретить в домах престарелых или хосписах. Известная российская исследовательница – анималотерапевт, психолог Н.Л.Княжева, автор книги «Кот и пёс спешит на помощь» считает, что кошка может служить опорой для тех людей, которым не хватает самостоятельности и умения жить в одиночестве. Кроме того кошки (впрочем, как и другие домашние любимцы) помогают нормализовать микроклимат в семье. О.Арнольд психотерапевт с многолетним стажем в своей книге «Животные, которые нас лечат» приводит слова одной из своих пациенток адресованные её коту: «При нём просто ссориться неудобно, так он этого не любит, из-за него у нас в семье стало намного меньше конфликтов». (см.приложение №35,36)

Кошачья рефлексотерапия так же уникальна. Кошки часто вылизывают своим шершавым язычком ушные раковины или кисти рук хозяев. Это не случайность. На ушных раковинах и кистях (стопах) находятся нервные окончания, соответствующие тому или иному внутреннему органу. Вылизывание – это массаж, которым мастерски владеет кошачье племя. Не так давно в СМИ рассказали об удивительном случае, произошедшем в Мексике с маленькой девочкой, которая находилась в тяжёлой коме после автокатастрофы. Традиционная медицина оказалась бессильной. Помог ей вернуться к жизни кот, который в течение месяца не отходил от ребёнка. Он старательно вылизывал ей пальцы кистей, а когда уставал, ложился рядом, тесно прижавшись к ребёнку, и вытягивался во весь рост.

Своеобразным массажем является и лёгкое кошачье царапанье. Это сродни иглотерапии. В Древнем Китае, откуда к нам пришла иглотерапия, врачи, прежде чем им разрешали самостоятельно врачевать, учились долгие годы под неустанным руководством опытных наставников. После многолетнего обучения большинство врачей – иглоукалывателей как бы «видели» на теле человека нужные точки. Учёные предполагают, что кошки также ощущают эти точки. В прессе были опубликованы сообщения о подобного рода кошачьем иглоукалывании. Прославился Воронежский кот Мурзик, который помогает своему хозяину профессиональному массажисту А.Алексееву. Семикилограммовый кот сам находит нужные точки на теле больного и своими сильными лапами массирует их. Нельзя не вспомнить слова Р.М.Рильке: «Жизнь плюс кошка - это удивительное сочетание, я клянусь вам»!

14 ноября 2002 года в Санкт-Петербурге был открыт первый в России памятник кошке. Это знак людской благодарности одним из самых любимых домашних животных, живущих бок о бок с человеком с древнейших времён. (см. приложение №37,38.)

Канистерапия (от лат. "canis", то есть "собака") – вид анималотерапии с использованием собак. Анималотерапевты утверждают, что собака - уникальна по своим терапевтическим возможностям животное. Собака – прекрасное «лекарство» против гиподинамии вызванной малоподвижным образом жизни, снижается вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, инфарктов. Часто именно собака заполняет вакуум общения жизни человека. Она восполняет собой отсутствие близких людей. «Если бы не было собаки, человек чувствовал бы себя одиноким», - высказывался М.Метерлинк. (см.приложение №39.)

Ещё древние греки изображали бога врачевания Асклепия (Эскулапа) в виде собаки, зализывающей человеческие раны. Ещё раньше в Древнем Египте собака являлась олицетворением богини Гулы, покровительницы врачевания и врачевателей. (см.приложение №40.)

Основной причиной лечебной эффективности канистерапии является незнающая аналогов собачья преданность. Собакам на генетическом уровне присуща любовь к человеку. Эту же мысль подтверждают слова Р.Киплинга: «Купите щенка и вы приобретёте самую преданную любовь на свете». (см.приложение №41.)

Собаки отличаются от кошек в первую очередь тем, что по природе своей они экстраверты (т.е. обращены во вне), а кошки – интроверты (обращены в себя). Поэтому кошки «забирают» у больного человека отрицательную биоэнергию, и тем способствуют его выздоровлению. Собаки же отдают свою энергию, и эта энергия - положительная. Им надо выплеснуть на хозяина, вместе с любовью, радостью, преданностью и часть той энергии, которую они вырабатывают. Собаки – это вечные аккумуляторы. Они способны отдавать не чувствуя при этом дискомфорта.

Об этом замечательном собачьем даре знали ещё древние викинги. У них существовал обычай – накануне сражения эти грозные воины спали, крепко обняв своих могучих боевых псов. Когда на другой день начиналась битва, они превращались в берсеркеров – воинов обладающих нечеловеческой «животной» силой и незнающих усталости на протяжении многих часов смертельной схватки. (см.приложение №42,43.)

Многие психотерапевты считают, что собаки гораздо активнее других животных выражают свои эмоции. Это свойство собак является успешным фактом их использования в психиатрии. Больные люди, особенно замкнутые более свободно идут на контакт, в присутствии собаки. (см.приложение №44,45.) Во многих американских лечебных учреждениях живут собаки. Например, в больнице при Лос-анджелесском университете постоянно проживают 12 собак. Они не только создают положительную психотерапевтическую атмосферу, но оказывают конкретную помощь. Пёс Коля сумел вывести пациентку из комы, а другой пёс Аладдин успешно справляется с человеческими истериками. (см.приложение №46,47.)

Подготовка собак для работы в психиатрических клиниках ведётся на высоком профессиональном уровне. При университете штата Южная Алабама (США) есть центр, в котором обучают собак для работы с душевнобольными; их так и называют «психиатрические служебные собаки».

Собак обучают разным навыкам, в зависимости от того для какой категории пациентов они предназначены. Эти собаки полностью сосредоточены на своём хозяине, сопровождают его повсюду и создают ему «безопасное окружение». Они хорошо умеют привлекать его внимание, даже если он отключается от внешнего мира, приносят лекарства.

Если больные подвержены приступам паники и тревоги, то собаки за 6-8 часов до начала приступа предупреждают хозяина о его наступлении. Очевидно, они улавливают какие-то особые признаки, которые не замечает человеческий глаз и самые умные медицинские приборы.

Собаки, приставленные к людям, страдающим потерей памяти и отправляющихся в неизвестном направлении, несут на себе всю документацию, которая помогает опознать их хозяина. Всюду его сопровождают. И при этом должны улучить момент, чтобы отправиться за родными такого больного и привести их к нему. (см.приложение №48,49)

Собаки, предназначенные для страдающих тяжёлыми депрессиями, обучены быть в постоянном близком контакте с ним. Самая популярная команда у них «Давай обнимемся»!

Подготовка психиатрической собаки стоит 35 тысяч долларов.

Специалисты из Германского фонда защиты детей отмечают, что взаимоотношения между собакой и ребёнком имеют большое педагогическое значение. У детей развивается чувство ответственности, общительность, готовность к жизни во взрослом мире. (см.приложение №50,51.)

Психолог из Франции А.Кондоре советует содержать собак в школах. По мнению учёного, присутствие собаки поможет стеснительному ребёнку общаться со сверстниками, а дети, страдающие нервно-психическими заболеваниями, смогут восполнить недостаток коммуникативных связей. (см.приложение №52.)

В Чехии в городе Тржебич собаки породы лабрадор один раз в неделю присутствуют на занятиях в школе вместе с учащимися младших и средних классов. Уже через месяц подобных занятий дети стали лучше учиться и меньше пропускать уроки. Школьники стали спокойнее и дружелюбнее. У агрессивных детей улучшилось поведение. (см.приложение №53.)

Особенно канистерапия полезна для детей, страдающих аутизмом. Больные дети меньше погружаются в себя, их состояние и поведение заметно улучшается.

Нередко общение с собакой является последним средством, которое способно помочь детям больным детским церебральным параличом, поскольку все остальные методы и средства оказались бессильны. Такие больные с болью и трудом двигаются, шевелят руками и ногами, им больно даже разговаривать. В медицинской практике известны случаи, когда дети с ДЦП поднимались с инвалидного кресла и начинали играть, заботиться и выгуливать подаренную собаку. Самооценка такого ребёнка резко возрастает. (см.приложение №54,55.)

Нельзя не упомянуть о таком удивительном «лекарстве» как собачья слюна. С незапамятных времён известно, что зализывание ран собаками помогает при лечении ссадин, ожогов, воспалении, и других кожных заболеваний. В собачьей слюне содержится лизоцим - мощное антимикробное средство.

Порой в жизни людей складываются такие ситуации, когда помочь им некому, кроме четвероногого друга. (см.приложение №56,57.) Известен случай, произошедший в 1942 году во время фашистской оккупации. Одна из жителей оккупированного посёлка прятала в своей избе бежавших из плена солдат Советской Армии. Солдаты были изранены, но не было ни лекарств ни перевязочных материалов. И тогда на помощь пришла собака, обыкновенная дворняга. Она ежедневно вылизывала раны бойцов и скоро они уже были здоровы.

Лечебная сила собачьей шерсти вне всяких обсуждений. Изделия из собачьей шерсти помогают при таких заболеваниях, как ревматизм, радикулит, и других заболеваниях костно-мышечной системы; ангине, отитах, воспалении лёгких, почечных коликах. Теперь никого не удивишь тем, что в аптеках продают изделия из собачьей шерсти – пояса, перчатки, носки, наколенники и.т.д.

Великолепны слова известного автора книг о собаках Е.Н.Мычко: « Во всяком случае, второй собаки у человека уже не будет, так давайте же беречь ту первую и единственную, которая избрала человека так давно, сделала это по собственной воле и ещё никогда не предавала»! (см.приложение №58,59.)

Иппотерапия (греч.hippos-лошадь) – это вид анималотерапии, использующий как основное средство, общение с лошадьми и верховую езду. (см.приложение №60.)

Палеонтологи считают, что история лошади насчитывает примерно 40-60 миллионов лет. (см.приложение №61.)

На Руси лошадь почиталась всегда. Ежегодно 31 августа отмечался церковный праздник день святых Флора и Лавра, покровителей лошадей. В этот день лошади не работали, их угощали лакомствами, просили у них прощения за причинённую когда-то обиду.

Целительное воздействие верховой езды отмечалось ещё отцом медицины Гиппократом, древним целителем Антилой и др. Гиппократ (греч. «повелитель лошадей») утверждал, что «седло избавляет от чёрных мыслей, а вызывает мысли весёлые и ясные», и рекомендовал верховую езду всем без исключения.

Похожие высказывания есть в трактатах древнеримского врача Авла Корнелия Цельса, жившего в I веке н.э.

Дени Дидро, знаменитый французский философ XVIII века написал трактат «О верховой езде и её значении для того, чтобы сохранить здоровье и вновь его обрести».

В наше время о иппотерапии (или гиппотерапии) заговорили в начале 50-х годов одновременно в разных странах – Англии, Канаде, Франции, ГДР.

У истоков современной иппотерапии стоят три человека: датчанка Л.Хартел, врач-физиотерапевт из Норвегии Э.Бодикер и французский профессор Ю.Лаллери.

Л.Хартел, переболела полиомиелитом и оказалась прикованной к инвалидной коляске. В курс её лечения была включена и верховая езда, это дало очень хорошие результаты. В 1952 году она выиграла серебряную медаль на Параолимпийскийх играх (Олимпийские игры для инвалидов).

После этого школы верховой езды стали открываться во многих западных странах. (см.приложение №62.)

Лечебное воздействие иппотерапии на человека можно рассмотреть в двух аспектах: физиологическом и психотерапевтическом.

Вслед за античными врачами современная наука подтверждает, что верховая езда – это великолепные физические упражнения, при которых тренируются и развиваются различные группы мышц, исправляются дефекты осанки, человек учится сохранять равновесие, улучшается координация движений. Так же верховая езда полезна при лечении травм головного и спинного мозга, инсультов, различных болезней желудочно-кишечного тракта, инфарктов. Замечательные результаты при лечении ДЦП. При езде на лошади у наездника сокращаются практически все мышцы тела. Это особенно важно для больных людей, пациент фактически заново учится двигаться, ходить. (см.приложение №63,64.)

В психотерапевтическом аспекте – непрерывное, тесное взаимодействие с лошадью улучшает настроение и повышает энергетику. У больных возрастает уверенность в себе и, что очень важно, действует эффект отвлечения (больной забывает о болезни, о своей неполноценности).

Иппотерапия полезна для людей, страдающих раздражительностью и вспыльчивостью, грубых и агрессивных, суетливых и гиперактивных. Ощутимый результат подобная психотерапия приносит и при таких тяжёлых заболеваниях, как аутизм, синдром Дауна. Между человеком и животным возникает удивительное чувство близости. Недаром существует так много старинных песен, баллад, сказок разных народов, где герои поверяют своему верному коню печали и горести, разговаривают с ним, вместе переживают и радуются.

Врачи из Санкт-Петербурга разработали и успешно работают по «Петербургской модели реабилитации» для лечения наркозависимых подростков. Методика даёт очень хороший результат – до 70% подростков, прошедших иппотерапию продолжают заниматься конным спортом.

В Англии, стране с давними традициями конного спорта, иппотерапия успешно применяется при лечении людей, страдающих психическими заболеваниями, наркоманией и алкоголизмом. Доктор Бреннер из лондонской клиники The Priory Hospital уверяет, что лошади являются чудодейственным лекарством для тех, кто не в состоянии контролировать свои эмоции.

Немецкие исследователи из Легастенического центра в Берлине (легастения – расстройство психических механизмов письма и чтения) осуществляют «лошадиный проект». Руководитель проекта профессор Зигфрид Шубенц утверждает, что лошади контактируют с детьми даже лучше собак и кошек. Это подкреплено практикой – дети, с тяжёлыми психическими нарушениями, счастливы иметь таких послушных и верных друзей, как лошадь. Дети начинают ускоренно развиваться, чего трудно добиться традиционными методами психотерапии. (см.приложение №65,66.)

Взгляды немецких учёных разделяют и их американские коллеги.

Выше упоминалось, что в ряде стран в хосписы (приюты для неизлечимо больных) допускаются собаки и кошки. В австралийские хосписы разрешается допускать лошадей. Общение с этими удивительными, благородными животными помогает тяжело больным людям достойно встретить конец своей жизни.

В нашей стране иппотерапия начала развиваться в 80е годы XX века. По началу в Грузии приступили к обучению специалистов по иппотерапии. В 1991 году в Москве был создан первый в стране реабилитационный центр, в нём начались занятия по лечебной верховой езде. В 1994 году в Москве состоялась первая международная конференция по иппотерапии. А в 1997 году состоялась вторая конференция, на которой была учреждена Национальная Федерация лечебной верховой езды и инвалидного спорта (НФЛВЕИКС) Базовыми организациями иппотерапии являются спортивно-оздоровительный реабилитационный центр «Солнечный мир» в г. Москве и оздоровительный конный центр «Солнечный остров» в г.Санкт-Петербурге.

Центры иппотерапии действуют в Тюмени, Красноярске, Ростове-на-Дону, на Южном Урале, на Алтае, в союзных Белоруссии и Украине.

Нельзя не упомянуть некоторых именитых поклонников верховой езды: ПётрII, ПавелI, АлександрI, АлександрII, АлександрIII, великие князья Константин и Михаил Павловичи, А.С.Пушкин, А.Грибоедов, Л.Толстой, Ф.Шаляпин. Наши известные современники: Святослав Фёдоров, Юрий Лужков, Александр Невзоров, Ментимер Шаймиев и мн.др. (см.приложение №67-78.)

Вне сомнения у иппотерапии большое будущее. А.И.Куприн в своём рассказе «Ю-Ю» писал: «А ты лучше спроси у любого природного всадника о лошади, и он тебе всегда ответит: умнее, добрее, благороднее лошади нет никого,- конечно, если только она в хороших понимающих руках».

Дельфинотерапия – отрасль нетрадиционной медицины, при которой исцеляющее воздействие на пациента оказывает взаимодействие «человек-дельфин» Интерес человека к дельфинам объясняется многими их особенностями, в том числе и удивительным дружелюбием по отношению к человеку. (см.приложение №79.)

Предания о том, что дельфины помогают душевнобольным вернуться в общество, сохранились ещё со времён античности. Плутарх в работе «О способностях животных» писал: «Дельфин – это единственное существо, которое ищет дружбы без корыстных целей». Дельфин окружён романтическим ореолом, и ему предписывают магические и даже сверхъестественные свойства. (см.приложение №80.)

Психологи давно установили, что общение с дельфинами даёт человеку длительный положительный психотерапевтический эффект.

Волну интереса к этим водным млекопитающим вызвали в 60х годах исследования доктора Дж. Лилли, который открыл, что дельфины обладают способностью издавать самые разнообразные звуки огромного диапазона, как слышимые человеком, так и ультразвуковые. Он предположил, что кроме языка дельфины обладают и разумом. Дельфины стали символом другого разума, который выбрал иную, чем человек среду обитания.

Пионером дельфинотерапии считается доктор Дэвид Натансон, он начал заниматься ею в 1978 году в океанариуме «Мир Океана» во Флориде. Работал с детьми с задержкой умственного развития, ДЦП и другими психическими заболеваниями, результаты были положительными. Дети быстрее обучались разным навыкам, овладевали речью, улучшился контакт и взаимодействие с родителями. (см.приложение №81,82.)

За последние годы дельфинотерапия шагнула далеко вперёд и стала общепризнанным методом психологической реабилитации и излечения человека от различных заболеваний. Во многих странах мира (Северная и Южная Америка, Россия, Израиль, Германия, Куба) организованы дельфинариумы, в которых происходит лечение больных.

Учёные считают, что высокая эффективность дельфинотерапии обусловлена тем, что пациент во время лечебного сеанса постоянно находится в воде. Лечение водой (акватерапия) очень эффективно само по себе, но в сочетании с целительскими особенностями дельфинов даёт отличный результат! (см.приложение №83,84,85.)

Биотерапевты высказывают предположение, что общение с дельфинами увеличивает биологическую ауру, окружающую человека. Помимо этого аура становится светлее, из неё уходят тёмные тона (отрицательная энергия).

Интересна и необычна так называемая «кранио-сакральная терапия» (cranio-sacral therapy) с использованием дельфинов (напоминает мануальную терапию, соединённую с массажем). Эти работы ведутся в Мексиканском заливе, в лагуне, отгороженной от океана невысокой оградой, там долгие годы живёт целая популяция дельфинов. Здесь проходят лечение тяжёлые инвалиды с болевым синдромом, церебральным параличом, аутизмом, различными поражениями головного и спинного мозга, раком, и т.д. Сеанс проходит в присутствии трёх терапевтов и целой стаи дельфинов. Все находятся в воде. Занятия длятся достаточно долго – за двое суток, пациент проводит в таком приятном состоянии тела и духа не менее 6 часов.

Но особенно интересны результаты в тех случаях, когда дельфины не содержатся в неволе, а свободны и добровольно контактируют с людьми. Например, на Дельфиньем мысе в Израиле в красном море живёт семейство дельфинов. Они свободно могут уходить из большого ограждённого вольера в открытое море. Когда люди входят в вольер, они всегда возвращаются и охотно вступают с ними в контакт. (см.приложение №86.)

В нашей стране, несмотря на все сложности, тоже развивается дельфинотерапия – в Москве и Санкт-Петербурге. Доктор Е.Бутова работает в московском дельфинарии и отмечает, что дельфинья психотерапия может творить чудеса. Так мальчик, страдающий тяжелейшей формой аутизма (от его лечения отказались психологи, терапевты, считая, что он неизлечим), через несколько сеансов стал контактен и впервые за многие годы заговорил. Он назвал свою мать «мамой».

Судя по всему, дельфинотерапию ждёт большое будущее. Наверняка общение с дельфинами принесёт пользу не только страдающим людям, но и приоткроет нам новые горизонты в отношениях человека с представителями других видов животных.

Один из выдающихся российских специалистов в области анималотерапии, доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор Б.В.Шеврыгин утверждает, что не только собаки, кошки, лошади, но и все живые существа могут оказать человеку помощь.

Так анималотерапевтическое общество «Дельта» в Америке использует в своей работе более 2000 животных - морских свинок, кроликов, кур, коз, ослов и т.д. (см.приложение №97-93.)

Кратко расскажу о менее распространённых областях анималотерапии.

Орнитотерапия (от греч órnis, ornitos — птица и λόγος — наука) – лечение при помощи птиц. Каких птиц можно использовать в орнитотерапии? Практически всех – гусей, уток, попугаев, канареек и т.д. Лечебный эффект прежде всего психологический. Простое созерцание весёлых щебечущих птиц предохраняет от депрессивных состояний, а прослушивание их пения – замечательное средство от нервных болезней переутомления, заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Во второй половине XX века в разных странах голоса птиц стали записываться на магнитофонные плёнки и пластинки. Многие невропатологи рекомендуют своим пациентам прослушивать птичий щебет во время отдыха или перед сном.

Так, в одной из больниц Тверской области, пакет семечек является обязательным предметом при поступлении на лечение, на ряду с общепринятыми (ложка, чашка, тапочки и т.д.). Семечки оказались нужны для того, чтобы кормить птиц, которые слетались к специально подвешенным кормушкам. Как вспоминают бывшие больные, это была самая действенна процедура в лечении. «Ведь очень важно при собственной немощи осознавать, что ты кому-то нужен и чем-то можешь помочь, а врачи проявляли внимание не только к самочувствию больных, но и интересовались птичками. Вот такая психотерапия» (из письма Т.И.Крыловой, Тверская область, г. Конаково)

Профессор В.Д.Ильичёв предложил использовать орнитотерапию для лечения заикания и устранения недостатков речи у детей. Ребёнок, обучая птицу говорить, сам учится правильному выговору и это для него гораздо интереснее, чем просто заучивать слова самому. (см.приложение №94-101.)

Терапия при помощи аквариумных рыбок. Принято считать, первыми в мире, начавшими выращивать рыбок для эстетических целей, были жители Древнего Китая. В императорском дворце рыбы содержались в драгоценных фарфоровых вазах, украшенных лотосами. Именно в Китае были выведены знаменитые золотые рыбки. Китайцы большие специалисты в области медицины считали, что созерцание рыбок благотворно сказывается на человеке. Китайские доктора советовали пациентам держать дома хотя бы двух рыбок и ежедневно наблюдать за ними. «Если обуревают тебя тягостные мысли, душу переполняют злость и уныние, если во рту – вкус горечи, а глаза твои готовы источать слёзы, взгляни на золотых рыбок их стайки весело плещутся в водоёме сядь и смотри на них, пока в душе у тебя не потеплеет, не пройдёт тоска, а во рту не станет снова сладко», - отрывок из древнекитайского медицинского трактата. (см.приложение №102,104.)

В Древней Японии 2,5 тыс. лет назад стали разводить декоративных карпов. Существует старинное хокку, посвящённое карпу-целителю: «Смотрю на повелителя вод, Вечер уже наступает, Скоро вернусь домой И больше не буду болеть». (см.приложение №103.)

Во многих домах Древнего Рима были устроены акварии – так назывались сосуды для живой рыбы. От этого слова и произошло слово «аквариум».

Испанские конкистодоры XVI века обнаружили, что у правителя Ацтеков Монтесумы, в дворцовых покоях, среди роскоши, находились чаши, в которых плавала живая рыба.

Современная аквариумистика возникла в середине XIX века.

В России первое упоминание о разведении рыбок «для любования» относится ко второй половине XVII века. Тогда англичане в знак уважения преподнесли царю Алексею Михайловичу вазу с красивыми золотыми рыбками.

Достоверно известно, что лечебный эффект от созерцания рыбок наступает при таких заболеваниях, как различные виды нейродермитов (увлечённое наблюдение за плавными движениями рыбок притупляет кожный зуд), бронхиальная астма, простуда, многие виды психических заболеваний – истерия, эпилепсия, болезнь Альцгеймера, бессонница, прекрасно снимаются стрессы. (см.приложение №105,106,107.)

Во многих аптеках США продаются видеокассеты и диски с записью плавающих рыб разных форм и расцветок. Эти кассеты и диски пользуются большим спросом. Их так же используют в приёмных покоях и отделениях лечебных учреждений. (см.приложение №108,109.)


Исследование


Ознакомившись с таким впечатляющим материалом, прочитав множество писем, заметок, статей об анималотерапии, я решил провести самостоятельное исследование этой темы.

Начну с анализа собственного опыта общения с животными.

У меня дома небольшой аквариум. Многие даже не догадываются о том, насколько насыщенна и интересна жизнь его обитателей. Я могу часами наблюдать за рыбками. Как выяснилось, они умеют испытывать симпатию и антипатию друг к другу, умеют узнавать тех людей, которые ежедневно ухаживают за ними, кормят. Когда подходишь к аквариуму, они собираются около стекла и смотрят. Интересно, как я выгляжу с их точки зрения? Увлекательно наблюдать за плавными, мягкими движениями улиток. Они методично, не спеша полируют стёкла аквариума, чистят грунт, растения. И действительно наблюдая за жизнью аквариума, чувствуешь, как уходит раздражение и усталость, более ритмично бьётся пульс, дыхание выравнивается. Если ты был чем-то расстроен, всё отступает. На душе становится светло и легко. Психотерапевтический релаксирующий эффект ощущают и мои близкие. Мама тоже утверждает, что не может оторваться от аквариума.

Я побеседовал с близкими, родными и друзьями по поводу их взаимоотношений с животными, и они рассказали мне массу интересных историй. Любой рассказ является прямым подтверждение тому, о чём говорилось выше.

У моих бабушки и дедушки, когда-то давно (лет 30 назад), был большой аквариум на 200 литров. А рядом с ним стоял новомодный по тем временам телевизор. Но дело в том, что, когда приходили гости, никто даже не обращал внимания на телевизор. Все усаживались перед аквариумом и весь вечер любовались его обитателями, тихо переговаривались, смеялись. По их словам, они уходили домой «посвежевшими» и отдохнувшими, уравновешенными, как будто некоторое время провели в оздоровительном сне.

Очень люблю наблюдать за волнистыми попугайчиками. Эти забавные птички дают удивительный заряд положительной энергии, лёгкости. После общения с ними остаётся впечатление, будто ты побывал на выступлении какого-нибудь юмориста. Так светло и радостно на душе. Когда мы с мамой наблюдаем за ними, мы всегда много смеёмся. А как известно, смех – это самое лучшее и надёжное лекарство.

А вот несколько историй, которые рассказала мне мама.

«Когда я была ребёнком, каждое лето меня отправляли на отдых в деревню в Саратовскую область. Я очень скучала по родителям, и каждый день отмечала дни на календаре, ждала их приезда. Но у меня была чудесная, удивительная подружка. Это бабушкина кошка Мурка. Обыкновенной кошачьей породы – чёрная, с белым абсолютно круглым пятнышком на груди и огромными ярко-жёлтыми глазами. Породы-то она была обыкновенной, но совершенно необыкновенно умела понимать меня и чувствовать, когда мне грустно и слёзы уже на глазах. Она появлялась неизвестно откуда, забиралась ко мне на колени тёплым клубочком и пела свои кошачьи песни. И от этих песен, её тепла и участия в моей жизни становилось легко и приятно. Часто возникало впечатление, будто она всегда меня видит, хотя я её даже не замечаю. Ведь деревенские кошки ходят там, где им вздумается, и найти их бывает непросто.

Иногда рано утром или поздним вечером она пробиралась в дом, подходила неслышно к моей кровати, запрыгивала на стул у изголовья и пела. Как я любила слушать эти колыбельные песни».

Другая история о маминой собаке. Она помогла ей выздороветь.

«Я всегда очень желала носить серьги. И вот, наконец, моя мечта сбылась. Мне купили серёжки и прокололи уши. Поначалу, всё было хорошо. Но потом мочка одного уха стала болеть и распухать, появился нарыв. Я лечила своё ухо антисептическими средствами, настойками и мазями, но они не помогали. Я стала опасаться, что придётся обратиться к хирургу. Но это не произошло. Мне помог мой любимый пёс. Как-то во время игры, он задел моё ухо и почувствовал мою боль. Блэк стал настойчиво тянуться к уху, чтобы облизать его, но я отстраняла его, боясь, что собака может сделать хуже. Но так как весовые категории были не равны, Блэк был сильнее меня, и, к тому же, так стремился полечить, что я была побеждена, и он тщательно вылизал мочку уха. Удивительно, но через сутки от нарыва не осталось и следа, боль исчезла, а ухо было совершенно здорово».

Приятельница моей бабушки рассказала про свою кошку. М.К. больна ревматизмом. Во время сильных болей её кошка укладывается ей то на кисти рук, то на колени. И так они посиживают, иногда засыпают. По её выражению кошка «вытягивает боль». После подобных сеансов лечения ей становится намного легче.

Вот ещё случай фелинотерапии. Его поведала мамина знакомая. Когда-то у неё был очень упитанный, ласковый и сообразительный кот Мурзик. Жили - не тужили. Но однажды она отравилась какими-то продуктами. Почувствовала себя ужасно – сильно болел живот, тошнило, была слабость и головокружение. С трудом добралась до постели, и тут появился Мурзик. Он стал укладываться ей на живот (а весил он 6 килограммов). Н.Л.пыталась столкнуть его, но кот настойчиво возвращался обратно. Н.Л. плохо помнит что было дальше, возможно она уснула, а когда очнулась, то почувствовала себя совершенно здоровой. Кот всё ещё лежал на её животе. И только тогда, когда Н.Л.проснулась окончательно, он с трудом покинул свой пост и буквально без сил распластался на полу. Так он проболел несколько дней. Видимо забрал болезнь себе, но вылечил любимую хозяйку.

Папина родственница рассказала удивительную историю, которая произошла с ней, когда она была маленькая. Н.отдыхала в деревне у бабушки, а так как была городским жителем, то не общалась с лошадьми вовсе и видела их только издалека. К ним во двор приехал сосед на лошади. Оставив её во дворе, он с дедушкой ушёл в дом. Н.со всех ног бросилась во двор, надев на ноги обувь, что первая попалась. Это были чьи-то тапочки намного большего размера. Так что её маленькие ступни буквально потерялись в них. Она подошла к лошади и замерла, разглядывая её. Ей так захотелось прикоснуться к ней, погладить гриву, шею и Н.протянула руку к её морде. Лошадь тоже потянулась к Н., сделала шаг и нечаянно наступила на кончик тапка. Лошадь вздрогнула всем телом, подняла ногу и не опускала её, не смотря на то, что Н.ласково разговаривала с ней и гладила её, успокаивала. Видно лошадь подумала, что отдавила ногу ребёнку и очень болезненно восприняла это. Всегда ли мы встречаем такое сопереживание от себе подобных?

Таких жизненных случаев очень много, но все они подтверждают то, что животные являются чудесными лекарями. Умудряются без дипломов ставить диагноз, чувствовать наше настроение, лечить.

Я уверен, что тот, кто хоть раз в жизни близко пообщался с животными (собаками, кошками, лошадьми, птицами и т.д.) никогда не очерствеет сердцем. Такой человек будет видеть мир другими глазами, Будет чувствовать чутче, глубже, может быть почти так же, как его питомец.

Анималотерапия будет развиваться всё интенсивнее. Человечество ищет новых, альтернативных форм лечения. И кто знает, может именно наши милые питомцы помогут излечить рак, СПИД, гепатит и другие страшные заболевания XX века.


Заключение


Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Но как часто мы, растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять легко, а вернуть трудно. Сколько уходит времени, чтобы поставить верный диагноз, пройти массу обследований, подобрать лекарство и т.д.

Человек разумный – Homo sapiens! Как много ошибок он совершает. И как гармоничны и мудры животные, которые, как мы считаем, на несколько ступеней в развитии ниже человеческого существа. Человек снисходительно называет их «братьями меньшими». А так ли это? По их природной мудрости и ещё не изученным возможностям, оказывается, что они на много превзошли людей. Живя бок о бок с человеком, они молча наблюдают нашу жизнь, дарят нам свою любовь и преданность, деликатно предлагают свою помощь. Нужно только понять и принять их заботу о нас.

Когда-то, будучи ребёнком, моя мама сказала, глядя в окно: «Папа, смотри, вон Чара с твоим коллегой гуляет!», чем сильно развеселила родителей. И действительно, ведь это собака выводит своего хозяина на прогулку, совершает необходимый ему моцион, спасая от стрессов, инфаркта, инсульта. При этом она абсолютно скромна и позволяет своему хозяину думать, что это он совершает замечательный поступок и гуляет со своей питомицей.

Пытаясь ответить на множество своих же вопросов, я понял, что как бы не было технически развито человечество, какие бы открытия не совершались, в какие космические дали не отправлялись бы корабли, нельзя забывать о своих корнях. Мы все дети природы. В чём-то мы люди, потеряли с ней связь и за это наказаны. Нельзя считать себя царём природы. Для этого очень мало оснований. Как я думаю, царя природы быть не может. Она дала жизнь всем нам, она – та часть вселенной, которая даёт возможность нам жить, творить, размножаться, она прощает своим детям очень многое. Мы должны помнить о том, что перед природой равны все живые существа – и люди, и животные, и птицы, и пресмыкающиеся.

Анималотерапия имеет большое будущее (так же как и прошлое). Не случайно в минуты сильного стресса ребёнок обращается к матери. Так же и люди в самых сложных ситуациях возвращаются к природе, к своим корням. Возможности анималотерапии изучены недостаточно полно, возможно недооценены теми, от кого зависит наша наука.

Я надеюсь, что, прочитав мою работу, кто-то по-новому увидит своих питомцев, наших попутчиков по жизни, готовых всегда придти к нам на помощь. Они ждут и надеются, что Homo sapiens наконец-то научится их понимать.

Список литературы

­­­­­­­­­­­­

  1. Агафонычев В. «Большая книга лечения с помощью животных» М., 2008

  2. Акимушкин И. «Мир животных» М., 1981

  3. Алмазов Б. «Прощайте и здравствуйте кони» Л., 1978

  4. Арнольд О. «Животные, которые нас лечат» М., 2004

  5. Бергман Ё. «Поведение собак» М., 1986

  6. Джосвик Ф. «Пособие по терапевтической верховой езде» М., 2000

  7. Зубков В. сб. «Клуб служебного собаководства» М.,1980

  8. Кузнецова Т. сб. « Взрослым и ребятам о зверятах» М., 2007

  9. Романова Н. «Дайте кошке слова» М. , 1992

  10. Ружероль Ж.В. «Книга о собаках» М., 1982

  11. Рябинин В. сб. «Твой друг» М., 1996

  12. Спинк Д. «Развивающая лечебная верховая езда» СПб., 2001

  13. Томилин А. «В мире китов и дельфинов» М., 1980

  14. Томилин А. «Снова в воду» М., 1984

  15. Хенн Х. «Лошадь в психотерапии, иппотерапии и лечебной педагогики» М.,2003

  16. Херриот Дж. «Обо всех создания больших и малых» М., 1987

  17. Штраус И. «Иппотерапия» М.,2000





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!