СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Ледовое побоище" в творчестве С. Прокофьева и А. Эйзенштейна

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заметка о содружестве двух выдающихся людей на примере кантаты "Александр Невский" и одноименного фильма. Поможет преподавателям ДШИ и учителям музыки при объяснении программности.

Просмотр содержимого документа
«"Ледовое побоище" в творчестве С. Прокофьева и А. Эйзенштейна»

МАУ ДО «ДШИ» Задонского муниципального района Липецкой области

Преподаватель Комова А.В.

«Содружество двух гениев».

Музыка незрима, но иногда содружество двух гениальных людей могут породить настоящие звуковые картины которые мы можем увидеть, то есть, представить себе. Так произошло с музыкой к фильму режиссера С.М. Эйзенштейна «Александр Невский», автором которой был С.С. Прокофьев. Фильм вышел на экраны в 1938 году это был один из первых звуковых фильмов и поэтому музыке Эйзенштейн уделял огромное внимание, и она должна была создавать атмосферу того времени, усиливать художественное воздействие на зрителей. Прокофьев написал музыку к фильму на одном дыхании, просматривая немые кадры, он уже слышал то, что должно было звучать. Музыка к фильму получилась настолько яркой, что Прокофьев решил отделить ее от фильма и так у него появилась одноименная кантата. Особенно своей картинностью поражает 5 часть кантаты «Ледовое побоище».

Закрываю глаза и слушаю музыку. Брезжит рассвет, рассеивается туман, где-то каркает ворон в ожидании поживы, воины застыли в тревожном ожидании. Все в напряжении ждут вражеского войска. И вот издалека доносится призывный рожок тевтонских рыцарей, слышен шум приближающегося войска, он все ближе и ближе, вот уже слышно бряцание мечей и железных доспехов. Все громче рожок, и возникает ощущение жуткой лавины . Вот уже видны рогатые шлемы, украшенные перьями попугаев и слышен их ужасный хорал-молитва . Клин «свинья» врезается в передовые ряды русских воинов, началась жестокая битва. И вот мы видим, как- будто кадры из фильма, мчится русский воин на легком скакуне на встречу ему тяжелый тевтонский рыцарь. Испуганные скоморохи изо всех сил пытаются подбодрить своей музыкой воинов. Кажется, что победа за врагом но не тут-то было. Из-за перелеска на помощь скачет засадный полк. Я как- будто нахожусь среди этих всадников. Слышу ржание лошадей , потом я как бы поднимаюсь над землей и вижу этот полк из далека, как дальний план в фильме. Сердце наполняется верой в победу . Рыцари окружены из рожок звучит изломанно, печально и жалобно . Они сломлены и бегут. На лед Чудского озера под тяжестью их доспехов лед ломается и они погружаются в пучину, волны озера смыкаются над врагом. Вот она победа достигнута , но какой ценой. Взглядом окидываю поле брани , картина жуткого побоища открывается взору , как призрак звучит тема: На Руси родной на Руси большой не бывать врагу …

Открываю глаза и думаю каким гениальным надо быть музыкантом , что бы написать такую музыку , и каким гениальным режиссером что б заставить композитора ее написать.