СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
Социальная дифференциация – разделение общества на группы.
Социальная стратификация – совокупность социальных слоёв, расположенных в вертикальном порядке вдоль некой шкалы неравенства.
Виды социальной стратификации:
экономическая – разница в уровне доходов – уровне жизни – бедные, средний слой и богатые;
политическая – управляемые и управляющие, политические лидеры и масса;
профессиональная – престижность профессии.

Социальное неравенство
Неравный доступ к благам -предоставление привилегий отдельным группам/
различных социальных групп -ограничение в правах отдельных социальных групп
социальная структура общества
социальные группы социальные общности социальные институты
Социальная группа – устойчивая совокупность людей, имеющая отличительные, только ей присущие признаки.
Виды социальных групп:
основа классификации | наименование группы | её сущность | примеры |
числен ность | малая группа | небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга, заняты общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой, имеют общие цели, психологические и поведенческие особенности | семья, школьный класс, экипаж самолёта, компания друзей |
большая группа | многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющие общие интересы | нация, класс, страта |
характер взаимо действия | первичная группа | взаимоотношения носят непосредственный, межличностный характер, взаимная поддержка | группа друзей, соседей |
вторичная группа | взаимодействие носит формально-деловой характер и обусловлено достижением конкретной цели | профсоюзы, политические партии |
факт существования | номинальная группа | искусственно сконструированная группа, которая выделяется для целей статистического учёта населения | пассажиры пригородных поездов |
реальная группа | группа по осознаваемым людьми реальным признакам (пол, возраст, доход, профессия, национальность) | мужчины, дети, русские, учителя |
способ организации и регулирования взаимо действия | формальная (официаль ная) | создаётся и существует лишь в рамках официально признанных организаций | школьный класс, ф/к «Спартак» |
неформальная (неофициальная) | возникает и существует на базе личных интересов её участников, которые могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций | поэтический кружок, болельщики ф/к «Зенит» |
Квазигруппа – малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединённая одним или немногими типами взаимодействия (аудитория, фан-группа, толпа).
Свойства квазигрупп:
анонимность
внушаемость
социальная заражаемость – быстрая передача эмоций, настроений индивиду
бессознательность – действия индивида обусловлены коллективными бессознательными инстинктами.
Социальная общность – реально существующая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.
Признаки:
сходство условий жизнедеятельности;
общность потребностей;
наличие совместной деятельности;
формирование собственной культуры;
социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности.
Виды социальной общности:
страта (слой) – большая группа людей, объединённая каким-либо социальным признаком, находящаяся на определённой позиции на некой шкале неравенства;
класс – большая группа людей, различающаяся по размеру и форме дохода (собственности);
каста – социальная группа, членство в которой человек получает исключительно по рождению, переход из одной касты в соседнюю почти невозможен (в Индии);
сословие – социальная группа, обладающая закреплёнными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
исторические формы общности
социально-демографические общности
этнические и территориальные
Социальная общность (этническая)
род племя народность (народ, этнос) нация
исторические формы общности социально-территориальная общность
Классификация этносов:
географическая – народы Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии и Океании;
языковая – 12 языковых семей;
антропологическая – 4 расы: европеоиды (евразийская раса), монголоиды (азиатско-американская раса), негроиды (африканская раса), австралоиды (океанийская раса).
Нация – исторически сложившаяся общность людей на основе общности территории, экономического уклада, системы политических связей, языка, культуры и психологического склада, проявляющегося в общегражданском сознании и самосознании.
Национальность – принадлежность человека к определённому этносу или согражданству (государству).
Признаки нации:
менталитет – образ мышления, духовная настроенность, свойственная данной конкретной этнической общности;
историческая память – память о событиях прошлого, общих для одной нации;
культура, традиции и ценности;
общность языка – люди одной нации говорят на одном национальном языке;
самосознание и самоосознание - причисление себя к определённой нации.
Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между народами (этносами):
А. интеграция – сотрудничество, сближение;
Б. дифференциация – стремление народов к национальной самостоятельности.
Социальный институт – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей.
Функции:
удовлетворение определённой потребности (явная)
повышение собственного престижа, внедрение в сознание людей определённой модели поведения (скрытая)
Типы социальных институтов:
экономические – производство, рынок, деньги, собственность – необходимость добывать средства существования;
политические – государство, власть, партия, суд - потребность в безопасности, поддержании социального порядка;
социальный институт – семья, брак, материнство, наследование – регулирует брачные отношения, рождение и воспитание детей;
социально-культурные институты – наука, образование, культура – обогащение знаний и представлений об окружающем мире, социализация молодёжи, передача опыта подрастающему поколению;
институт религии – духовные потребности – поиск смысла жизни, нравственное совершенствование.
ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА»
В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) В современном мире отмечены десятки локальных вооруженных конфликтов. (Б) Многие из них продолжаются уже много лет. (В) Вооружённый конфликт – это противостояние, борьба за что-либо с использованием вооружённых средств. (Г) Наверное, не удастся найти на карте мира ни одного абсолютно «мирного» региона. (Д) По прогнозам некоторых ученых, к 2025 году в результате вооруженных конфликтов на карте мира появятся несколько десятков новых государств.
Определите, какие положения текста носят:
1. фактический характер
2. характер оценочных суждений
3. характер теоретических утверждений
С 5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «институты общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию об институтах общества.

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ.
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС И СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ
Социальная мобильность – переход людей из одних общественных групп в другие.
Виды:
горизонтальная – переход человека в группу, расположенную на том же уровне, что и прежняя (смена гражданства, повторный брак, переход из 11 а в 11 б, с одной фабрики на другую)
вертикальная – перемещение с одной ступени иерархии на другую (вверх-вниз).
восходящая нисходящая
бомж-олигарх олигарх-бомж
Социальный лифт – путь перемещения людей из одной группы в другую:
Социальный статус – положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, социальным происхождением, профессией и другими показателями и предполагающее определённые права и обязанности.

социальный статус
предписанный (врождённый) достигаемый (приобретённый)
пол, раса, возраст образование, специальность
Престиж – оценка социальной группой или обществом общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми (профессия).
Авторитет - степень признания обществом или группой людей личный и деловых качеств какого-либо из их членов (степень влияния личности в социальной группе или обществе – вполне определённый человек).
Люмпен – человек, опустившийся на дно общественной жизни, - бродяга, нищий, бомж.
Маргинал – человек, занимающий промежуточное положение между устойчивыми общностями.
Социальная роль – ожидаемое, предписанное соответствующему социальному статусу поведение.
ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ.
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС И СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ»
В 3. Установите соответствие между видом статуса и отдельным статусом личности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из правого.
Статусы | Виды статусов |
А. русский | 1. достигаемый (приобретаемый) |
Б. люмпен |
В. командир полка |
Г. мужчина | 2. врождённый (предписанный) |
Д. профессор вуза |
Ответ:
В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Социальная роль представляет собой поведение человека, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей. (Б) Социальная роль – это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения. (В) Эту роль человек реализует в рамках того или иного статуса. (Г) По нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрироваться в любую социальную систему.
(Д) Каждому человеку по жизни приходится выполнять несколько социальных ролей одновременно.
Определите, какие положения текста носят:
1. фактический характер
2. характер оценочных суждений
3. характер теоретических утверждений
Запишите под соответствующей буквой номером положения, обозначающего его характер. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.
В 6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой ___________ (А). Это явление получило название социальной ___________ (Б). Социологи различают несколько её типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют ___________ (В) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности в другую, т.е. ___________ (Г). __________ (Д) мобильность предполагает качественные изменения социального положения человека. Примерами могут служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и т.п. Каналами мобильности выступают ___________ (Е): семья, школа, собственность, церковь, армия и т.п.».
1) миграция
2) институт
3) группа
4) мобильность
5) статус
6) стратификация
7)горизонтальная
8)вертикальная
9) маргинализация
С 7. Проанализируйте ситуацию.
После окончания института молодой человек Н. устроился менеджером в коммерческий банк. Спустя некоторое время он окончил курсы повышения квалификации, после чего был назначен исполнительным директором банка. Изменения произошли и в личной жизни Н.: он женился на дочери владельца банка. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данная ситуация? Какие факторы здесь сыграли решающую роль? Как они называются в социологии?
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ, ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ,
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
Социальные нормы – установленные в обществе правила поведения, регулирующие отношения между людьми, устанавливающие допустимые границы деятельности.

Социальные нормы
моральные относись к другим так, как хочешь чтобы относились к тебе («Золотое правило» нравственности) правила поведения, отражающие представления о хорошем и плохом, о добре и зле: устанавливает общество рекомендуемы к исполнению исполнение обеспечивается силой общественного мнения за нарушение – общественное порицание | правовые запрещена пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (Конституция РФ, ст.29) формально определённые правила поведения, установленные либо санкционированные государством: устанавливает государство общеобязательны исполнение обеспечивается силой государственного принуждения за нарушение наступает юридическая ответственность |
Виды социальных норм:
обычаи – одобренные обществом образцы массовых действий, которые рекомендуется выполнять (празднование Нового года);
традиции – ценности, нормы, унаследованные от предшественников (встречи выпускников, передача семейного кольца от дочери к дочери);
религиозные нормы – правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями («Не прелюбодействуй», - одна из 10 заповедей);
эстетические нормы – закрепляют положение о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей на производстве и в быту (мода, этикет).
Функции социальных норм:
регулирование общего хода социализации;
интегрирование личности в социальное окружение;
служат эталонами соответствующего поведения;
контролируют отклоняющееся поведение.
Способы регулирования поведения людей:
- дозволение – указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны;
- предписание – указание на требуемое действие;
- запрет – указание на действие, которое не следует совершать.
Девиантное (отклоняющееся) поведение – это социальное поведение, не соответствующее имеющейся социальной норме (относительная категория)

Девиантное поведение
негативное позитивное
пьянство, проституция коллекционирование бабочек
Деликвентное поведение – поведение, нарушающее нормы, попадающее под категорию противоправных действий – преступность (абсолютная категория).
Типы девиантного поведения:
инновация – принятие социально одобряемых целей, но достижение их незаконными способами (преступник);
ритуализм – отрицание социально принятых целей при безусловном согласии с социально одобряемыми средствами (педагог-педант);
ретритизм – отрицание и целей, и средств, бегство от действительности (самоубийца, наркоман);
бунт, мятеж – отказ от существующих целей и средств с одновременной заменой их новыми (революционер);
новаторство – стремление к изобретению нового или на основе старого или ранее не существовавшего (учитель-новатор);
героизм – стремление осознанно или неосознанно улучшить окружающий мир путём совершения каких-либо поступков, оцениваемых положительно обществом и имеющих большой общественный резонанс (национальный герой);
лидерство – стремление быть лучшим в какой – либо деятельности (политический лидер, выдающийся спортсмен, передовик производства);
……
Социальный контроль – механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

Социальный контроль
внутренний (совесть) внешний (одобрение или порицание)
самоконтроль группа или социальный институт

Социальный контроль
социальные нормы санкции
Санкция – любая реакция со стороны остальных на поведение человека или группы.

санкция
формальная неформальная
выражается в непосредственном воздействии предполагает воздействие только на психику




на человека с помощью конкретных действий человека без каких-либо поступков
негативная позитивная негативная позитивная
наказание поощрение осуждение одобрение
штраф премия выговор похвала
ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ, ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ,
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ»
А 1. Доброжелательное расположение – это пример применения санкций:
формальных позитивных
формальных негативных
неформальных позитивных
неформальных негативных
А 2. Верны ли следующие суждения о социальном контроле?
А.Общество осуществляет контроль только посредством писаных правил и норм.
Б.Одним из методов социального контроля является убеждение.
1. верно только А
2. верно только Б
3. верны оба суждения
4. оба суждения неверны
А 3. Слава и почёт – это пример применения санкций:
формальных позитивных
формальных негативных
неформальных позитивных
неформальных негативных
А 4. Обеспеченность силой общественного мнения является отличительным признаком норм
моральных
правовых
экономических
политических
А 5. В искусстве классицизма важную роль играли представления о прекрасном. Это пример
норм морали
эстетических норм
этических норм
правил этикета
А 6. Жительница Германии коллекционирует забавные и смешные фамилии. В её собрании более 5,5 тысяч фамилий. Какое поведение иллюстрирует данный пример?
соответствующее традициям
позитивное отклоняющееся
соответствующее обычаям
негативное отклоняющееся
В 4. Найдите в приведенном ниже списке примеры, иллюстрирующие применение неформальных позитивных санкций, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) Учителю школы была присвоена высшая квалификационная категория.
2) Одноклассники похвали Р. за подготовку музыкального вечера.
3) В. получил первую премию на конкурсе молодых исполнителей.
4) Л. получил степень кандидата медицинских наук.
5) Выступление танцевальной группы на юбилее школы сопровождалось бурными аплодисментами.
6) Известный врач был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством».
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
В 7. Найдите в приведённом ниже списке формальные позитивные санкции. Запишите цифры, под которыми они указаны:
почётные грамоты
выражение симпатий
дружеская похвала
государственные премии
аплодисменты
правительственные награды
БРАК И СЕМЬЯ
Брак – исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.
Виды брака:
юридический – официально оформленный в органах ЗАГС союз мужчины и женщины, который порождает взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов.
Условия вступления в брак:
добровольность – согласие на брак;
достижение брачного возраста – 18 лет (в Тамбовской области – 16, в Москве - 14);
отсутствие кровных связей;
дееспособность вступающих в брак (не умалишённый);
отсутствие опекунства;
отсутствие других одновременных браков.
сожительство – длительное открытое совместное проживание мужчины и женщины в незарегистрированном на законных основаниях браке, даже если они ведут совместное хозяйство и воспитывают общих детей. Отношения лишь материнства и отцовства, сожители не могут наследовать имущество друг друга.
церковный брак – регулируется нормами внутрицерковного права, не несёт юридических последствий с точки зрения государства.
Семья – это малая группа, объединённая кровнородственными связями, наделённая определёнными правами и обязанностями.
Функции семьи:
специфические:
репродуктивная – воспроизводство населения – рождение детей;
хозяйственно-бытовая – совместное ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и стариками;
неспецифические:
социализации – формирование индивида как личности, привитие ему социальных норм;
экономическая – материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
социально-статусная – предоставление определённого социального статуса членам семьи (национальность, образование);
эмоциональная – оказание психологической поддержки членам семьи;
защитная – физическая, экономическая, психологическая защита членов семьи;
духовно-нравственная – развитие личности каждого члена семьи;
культурно-досуговая – организация досуга.
Классификация семей:
по форме брака:
- полиандрия – ж.+ несколько м. (матриархат, многомужество – некоторые племена Южной Индии и Тибета);
- полигиния – м. + несколько ж. (гарем, многожёнство – мусульманские страны);
- групповой брак – несколько ж. + несколько м. (Маркизские о-ва);
однополые браки (равноправны с разнополыми браками - Швеция, Норвегия, Дания, Нидерланды; Германия – легализация сожительства, уравнение в правах, кроме усыновления; некоторые штаты США – регистрация браков).
по характеру распределения обязанностей:
патриархальная (традиционная)– мужчина (или старший в роду) – глава семейства, он добывает средства пропитания, экономически обеспечивает семью, принимает все важные решения; женщина фактически бесправна, не имеет права голоса, её роль – поддержание домашнего порядка и уюта, угождение мужу, рождение и воспитание детей;
демократическая (партнёрская) – равноправие супругов, совместное принятие решений, равное распределение обязанностей (эгалитарное).
по количеству проживающих совместно поколений:
нуклеарная – супружеская пара с детьми;
многопоколенная (расширенная) – несколько поколений (супружеская пара с детьми + родственники - бабушки, дедушки, тёти).
по количеству детей:
многодетный
малодетные
бездетные
по месту проживания:
неолокальная – живут отдельно;
патрилокальная – живут у родителей мужа;
матрилокальная – проживают у родителей жены;
эванкюлелокальная – проживают у родственников.
по типу воспитания:
авторитарная – основывается на авторитете родителей;
либеральная – строится на самоопределении личности независимо от традиций, привычек;
демократическая – характеризуется постепенным привитием ребёнку такой черты, как сопричастность к судьбам других людей.
Тенденции развития современной семьи:
сокращение ведущих позиций семьи в социализации индивидов, в организации их досуга;
изменение положения женщины в семье, обусловленное ростом её авторитета в обществе;
сокращение числа патриархальных семей;
развитие семьи партнёрского типа, в которой осуществляется совместное ведение супругами домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимная поддержка;
разрушение многопоколенной (расширенной, родственной) семьи;
преобладание неклеарной семьи;
разделение институтов брака и семьи, рост количества фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рождённых в них детей;
рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей.
ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «СЕМЬЯ»
А 1. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, - это:
род
сословие
семья
элита
А 2. Демократическая (партнёрская) семья в отличие от патриархальной (традиционной) характеризуется:
совместным проживанием как минимум трёх поколений
справедливым разделением домашних обязанностей
экономической зависимостью женщины от мужчины
главенствующей ролью мужчины в доме
А 3. Патриархальная (традиционная) семья в отличие от демократической характеризуется:
экономической зависимостью женщины от мужчины
совместным обсуждением семейных проблем
справедливым разделением домашних обязанностей
равным участием мужчины и женщины в совместном труде
А 4.
С 6. Назовите три характерные черты семьи демократического (партнёрского, эгалитарного) типа и проиллюстрируйте каждую из них примером.