1/29/18
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Северо-Восточный административный округ "Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа с углубленным изучением английского языка № 1415
- Предмет: Естествознание 10 класс
- Лекция 9. Теоретические методы исследования.
МАТЕРИАЛЫ ПОДГОТОВЛЕНЫ
Доцентом кафедры ПГ в составе УНК ПГиЭБ АГПС МЧС России
Учителем химии ГБОУ 1415
Герасимовой И.Н.
- План обсужден на заседании методической секции______ 27.09.2017 г. ______
- (дата)
Протокол № 2
©©©
Учебные вопросы:
- 1. Понятие МЕТОД.
- 2. Классификация и систематизация.
- 3. ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ.
1/29/18
1. Понятие МЕТОД.
1/29/18
- Методом в науке называют способ построения знания , форму практического и теоретического освоения действительности .
Фрэнсис Бэкон сравнивал метод со светильником , освещающим путнику дорогу в темноте: «Даже хромой , идущий по дороге, опережает того , кто идет без дороги » .
- Правильно выбранный метод должен быть ясным , логичным , вести к определенной цели , давать результат.
- Учение о системе методов называют методологией
1/29/18
МЕТОД
— (от греч. methodos путь, способ исследования, обучения, изложения) совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике.
Философская энциклопедия
МЕТОД, метода, муж. (греч. methodos). Путь, способ, прием теоретического исследования или практического осуществления чего нибудь.
Толковый словарь Ушакова
http://dic.academic.ru
1/29/18
1/29/18
анализ
теоретические (логические , рациональные)
синтез
сравнение
моделирование
классификация
индукция
систематизация
дедукция
абстрагирование
обобщение
1/29/18
2. Классификация и систематизация.
1/29/18
КЛАССИФИКАЦИЯ — многоступенчатое, разветвленное деление логического объема понятия. Результатом К. является система соподчиненных понятий: делимое понятие является родом, новые понятия видами, видами видов (подвидами), и т.д.
Философская энциклопедия
КЛАССИФИКАЦИЯ — [аси], классификации, жен. (книжн.). 1. Действие по гл. классифицировать. 2. Система распределения предметов или понятий какой нибудь области на классы, отделы, разряды и т.п. Классификация растений. Классификация минералов. Классификация наук.
Толковый словарь Ушакова
http://dic.academic.ru
1/29/18
систематизация — и, ж. systématisation f. Приведение чего л. в систему. Систематизация наблюдений. Систематизация растений. БАС 1. Откладывая в сторону систематизацию , пока еще невозможную, я буду передавать вам, с свободой фельетониста, все,
Исторический словарь галлицизмов русского языка
систематизация — СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ , -рую, -руешь; -анный; сов. и несов., что. Привести ( водить) в систему (в 1 знач.). С. материалы. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …
Толковый словарь Ожегова
Систематизация — процедура объединения, сведения групп однородных по неким признакам единиц (параметрам, критериям) к определенному иерархиезированному единству в функциональных целях на основе существующих между ними связей и/или взаимодополняющих связей с… …
Википедия
1/29/18
http://dic.academic.ru
3. ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ.
1/29/18
ИНДУКЦИЯ — Induction Вид доказательства, в классическом понимании определяемый как переход от частного к общему, или от фактов к закону. Тем самым противостоит дедукции, которая обычно идет от общего к частному, от принципа к следствиям.
Философский словарь Спонвиля
ИНДУКЦИЯ — (от лат. inductio наведение) умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).
Большой Энциклопедический словарь
http://dic.academic.ru
1/29/18
ДЕДУКЦИЯ — (лат. deductio, от deducere выводить). Вывод частных фактов из общих основных положений.
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.
ДЕДУКЦИЯ . [лат. deductio выведение] лог. способ рассуждения, при котором новое положение выводится чисто логическим путем из предшествующих - от общего к частному. Противоп. - ИНДУКЦИЯ
Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г., 2006.
http://dic.academic.ru
1/29/18
Нетрудно догадаться, что индукция , расширяющая поле толкования, ставит перед нами гораздо больше вопросов, чем дедукция, сокращающая это поле. Приняв допущение, что все люди смертны, мы уже не будем сомневаться, что данный конкретный человек смертен: ведь единичное есть подмножество универсального. Но сколько человеческих смертей необходимо наблюдать, чтобы убедиться, что ни один из них не бессмертен? На практике, а также психологически – гораздо меньше, чем их умирает на самом деле. Но с точки зрения логики? Как осуществить переход от единичных суждений, число которых всегда конечно («Такой-то человек смертен, и такой-то тоже, и такой-то, и т. д.»), к суждению универсального характера («Все люди смертны»)? Именно это со времен Юма и именуют проблемой индукции.
1/29/18
Сколько белых лебедей надо увидеть своими глазами, чтобы точно знать, что все лебеди белы? Сколько тел в свободном падении надо изучить, чтобы твердо усвоить: в пустоте все они падают с одинаковой скоростью? Надо или осмотреть всех лебедей и измерить скорость падения всех тел, что, разумеется, невозможно, или предположить, что после наблюдения некоторого количества случаев можно сделать вывод о том, что и все следующие наблюдения приведут к тем же результатам. Однако последнее предположение, а именно то, что будущее будет походить на настоящее, вовсе не разумеется само собой и не может быть доказано ни средствами дедукции (поскольку речь идет о фактическом вопросе), ни средствами индукции (поскольку всякая индукция уже содержит предположение). Следовательно, индукция всегда приводит к выводам, выходящим за рамки логических возможностей: формально она ненадежна, а эмпирически – сомнительна. Доверие, которое мы питаем к подобному виду доказательства, основано больше на привычке, как утверждает Юм, чем на логике («Трактат о человеческой природе», часть I, глава 3; «Исследование о человеческом познании», глава IV). Тем не менее в области познания мира обычно именно индукция поставляет дедукции общие принципы, из которых последняя выводит следствия. Если индукция сомнительна, так же сомнительна и дедукция в приложении к опыту. Да здравствуют Юм и скептицизм!
1/29/18
Ярким примерам получения знания об одном предмете
разными путями является открытие законов движения
небесных тел. И. Кеплер на основе большого количества
данных наблюдений за движением планеты Марс в начале
XVII в. открыл методом индукции эмпирические законы
движения планет в Солнечной системе . В конце этого
же века Ньютон вывел дедуктивным путем
обобщенные законы движения небесных тел на основе
закона всемирного тяготения .
В реальной исследовательской деятельности методы научных исследований взаимосвязаны .
1/29/18
« Человек живет в многоэтажном доме, на 15-м этаже. Когда он возвращается домой, он едет до 9-го этажа на лифте, а до 15 – идет пешком по лестнице. Когда он возвращается домой не один или в дождливую погоду, он до 15-этажа едет на лифте. Вопрос: почему? »
Все задачи на объективную логику развивают абстрактное мышление и оперативную память, способность поиска повторяющихся деталей, мотивов, что способствует развитию дедуктивного мышления.
Как переставить всего три спички,чтобы стрелка смотрела в противоположную сторону?(Прикрепляйте граффити,или сделайте рисунок в паинт
Все задачи на объективную логику развивают абстрактное мышление и оперативную память, способность поиска повторяющихся деталей, мотивов, что способствует развитию дедуктивного мышления.
Задание для самостоятельной подготовки на__11.10.17
Вопросы для подготовки к занятию 10. урок-практикум учимся классифицировать и систематизировать
Учебные вопросы:
- Научиться проводить классификацию и анализировать данные, полученные из текста.
- определение логической структуры на основе анализа текста.
- Использование таблиц, графиков , диаграмм для систематизации в естествознании.
1. Пользуясь справочной литературой , найдите и выпишите определения
следующих теоретических методов исследования : анализ , синтез , сравнение, абстрагирование, обобщение.
2. Проведите классификацию и составьте схему известных вам эмпирических и теоретических методов научного познания .
3. Согласны ли вы с точкой зрения французского писателя Вовнарта :
« Ум не заменяет знания » ? Ответ обоснуйте.
1/29/18