СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция 9. Теоретические методы исследования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Естествознание. Базовый уровень. лекция 9. Теоретические методы исследования.

Просмотр содержимого документа
«Лекция 9. Теоретические методы исследования»

1/29/18 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ  Северо-Восточный административный округ

1/29/18

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Северо-Восточный административный округ "Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа с углубленным изучением английского языка № 1415

  • Предмет: Естествознание 10 класс
  • Лекция 9. Теоретические методы исследования.

  • .

МАТЕРИАЛЫ ПОДГОТОВЛЕНЫ

Доцентом кафедры ПГ в составе УНК ПГиЭБ АГПС МЧС России

Учителем химии ГБОУ 1415

Герасимовой И.Н.

  • План обсужден на заседании методической секции______ 27.09.2017 г. ______
  • (дата)

Протокол № 2

©©©

 Учебные вопросы:   1. Понятие МЕТОД. 2. Классификация и систематизация. 3. ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ. 1/29/18

Учебные вопросы:

  • 1. Понятие МЕТОД.
  • 2. Классификация и систематизация.
  • 3. ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ.

1/29/18

 1. Понятие МЕТОД.       1/29/18

1. Понятие МЕТОД.

1/29/18

Методом  в науке называют способ построения знания , форму практического и теоретического освоения действительности . Фрэнсис Бэкон сравнивал метод со светильником , освещающим путнику дорогу в темноте: «Даже хромой , идущий по дороге, опережает того , кто идет без дороги » . Правильно выбранный метод должен быть ясным , логичным , вести к определенной цели , давать результат. Учение о системе методов называют методологией  1/29/18
  • Методом в науке называют способ построения знания , форму практического и теоретического освоения действительности .

Фрэнсис Бэкон сравнивал метод со светильником , освещающим путнику дорогу в темноте: «Даже хромой , идущий по дороге, опережает того , кто идет без дороги » .

  • Правильно выбранный метод должен быть ясным , логичным , вести к определенной цели , давать результат.
  • Учение о системе методов называют методологией

1/29/18

МЕТОД — (от греч. methodos путь, способ исследования, обучения, изложения) совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Философская энциклопедия МЕТОД, метода, муж. (греч. methodos). Путь, способ, прием теоретического исследования или практического осуществления чего нибудь. Толковый словарь Ушакова http://dic.academic.ru  1/29/18

МЕТОД

— (от греч. methodos путь, способ исследования, обучения, изложения) совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике.

Философская энциклопедия

МЕТОД, метода, муж. (греч. methodos). Путь, способ, прием теоретического исследования или практического осуществления чего нибудь.

Толковый словарь Ушакова

http://dic.academic.ru

1/29/18

 1/29/18

1/29/18

анализ  теоретические (логические , рациональные) синтез сравнение моделирование классификация индукция систематизация дедукция абстрагирование обобщение  1/29/18

анализ

теоретические (логические , рациональные)

синтез

сравнение

моделирование

классификация

индукция

систематизация

дедукция

абстрагирование

обобщение

1/29/18

 2. Классификация и систематизация.     1/29/18

2. Классификация и систематизация.

1/29/18

КЛАССИФИКАЦИЯ   — многоступенчатое, разветвленное деление логического объема понятия. Результатом К. является система соподчиненных понятий: делимое понятие является родом, новые понятия видами, видами видов (подвидами), и т.д.  Философская энциклопедия КЛАССИФИКАЦИЯ  — [аси], классификации, жен. (книжн.). 1. Действие по гл. классифицировать. 2. Система распределения предметов или понятий какой нибудь области на классы, отделы, разряды и т.п. Классификация растений. Классификация минералов. Классификация наук. Толковый словарь Ушакова http://dic.academic.ru  1/29/18

КЛАССИФИКАЦИЯ   — многоступенчатое, разветвленное деление логического объема понятия. Результатом К. является система соподчиненных понятий: делимое понятие является родом, новые понятия видами, видами видов (подвидами), и т.д. 

Философская энциклопедия

КЛАССИФИКАЦИЯ  — [аси], классификации, жен. (книжн.). 1. Действие по гл. классифицировать. 2. Система распределения предметов или понятий какой нибудь области на классы, отделы, разряды и т.п. Классификация растений. Классификация минералов. Классификация наук.

Толковый словарь Ушакова

http://dic.academic.ru

1/29/18

систематизация   — и, ж. systématisation f. Приведение чего л. в систему. Систематизация наблюдений. Систематизация растений. БАС 1. Откладывая в сторону систематизацию , пока еще невозможную, я буду передавать вам, с свободой фельетониста, все,  Исторический словарь галлицизмов русского языка систематизация  — СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ , -рую, -руешь; -анный; сов. и несов., что. Привести ( водить) в систему (в 1 знач.). С. материалы. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова Систематизация  — процедура объединения, сведения групп однородных по неким признакам единиц (параметрам, критериям) к определенному иерархиезированному единству в функциональных целях на основе существующих между ними связей и/или взаимодополняющих связей с… … Википедия    1/29/18 http://dic.academic.ru

систематизация   — и, ж. systématisation f. Приведение чего л. в систему. Систематизация наблюдений. Систематизация растений. БАС 1. Откладывая в сторону систематизацию , пока еще невозможную, я буду передавать вам, с свободой фельетониста, все,

Исторический словарь галлицизмов русского языка

систематизация СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ , -рую, -руешь; -анный; сов. и несов., что. Привести ( водить) в систему (в 1 знач.). С. материалы. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …

Толковый словарь Ожегова

Систематизация  — процедура объединения, сведения групп однородных по неким признакам единиц (параметрам, критериям) к определенному иерархиезированному единству в функциональных целях на основе существующих между ними связей и/или взаимодополняющих связей с… …

Википедия

1/29/18

http://dic.academic.ru

 3. ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ.    1/29/18

3. ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ.

1/29/18

ИНДУКЦИЯ  —   Induction    Вид доказательства, в классическом понимании определяемый как переход от частного к общему, или от фактов к закону. Тем самым противостоит дедукции, которая обычно идет от общего к частному, от принципа к следствиям. Философский словарь Спонвиля ИНДУКЦИЯ  — (от лат. inductio наведение) умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).  Большой Энциклопедический словарь http://dic.academic.ru  1/29/18

ИНДУКЦИЯ  —   Induction    Вид доказательства, в классическом понимании определяемый как переход от частного к общему, или от фактов к закону. Тем самым противостоит дедукции, которая обычно идет от общего к частному, от принципа к следствиям.

Философский словарь Спонвиля

ИНДУКЦИЯ  — (от лат. inductio наведение) умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). 

Большой Энциклопедический словарь

http://dic.academic.ru

1/29/18

ДЕДУКЦИЯ  — (лат. deductio, от deducere выводить). Вывод частных фактов из общих основных положений. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДЕДУКЦИЯ . [лат. deductio выведение] лог. способ рассуждения, при котором новое положение выводится чисто логическим путем из предшествующих - от общего к частному. Противоп. -  ИНДУКЦИЯ Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г., 2006.   http://dic.academic.ru  1/29/18

ДЕДУКЦИЯ  — (лат. deductio, от deducere выводить). Вывод частных фактов из общих основных положений.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.

ДЕДУКЦИЯ . [лат. deductio выведение] лог. способ рассуждения, при котором новое положение выводится чисто логическим путем из предшествующих - от общего к частному. Противоп. -  ИНДУКЦИЯ

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г., 2006.

 

http://dic.academic.ru

1/29/18

 Нетрудно догадаться, что индукция , расширяющая поле толкования, ставит перед нами гораздо больше вопросов, чем дедукция, сокращающая это поле. Приняв допущение, что все люди смертны, мы уже не будем сомневаться, что данный конкретный человек смертен: ведь единичное есть подмножество универсального. Но сколько человеческих смертей необходимо наблюдать, чтобы убедиться, что ни один из них не бессмертен? На практике, а также психологически – гораздо меньше, чем их умирает на самом деле. Но с точки зрения логики? Как осуществить переход от единичных суждений, число которых всегда конечно («Такой-то человек смертен, и такой-то тоже, и такой-то, и т. д.»), к суждению универсального характера («Все люди смертны»)? Именно это со времен Юма и именуют проблемой индукции.  1/29/18

Нетрудно догадаться, что индукция , расширяющая поле толкования, ставит перед нами гораздо больше вопросов, чем дедукция, сокращающая это поле. Приняв допущение, что все люди смертны, мы уже не будем сомневаться, что данный конкретный человек смертен: ведь единичное есть подмножество универсального. Но сколько человеческих смертей необходимо наблюдать, чтобы убедиться, что ни один из них не бессмертен? На практике, а также психологически – гораздо меньше, чем их умирает на самом деле. Но с точки зрения логики? Как осуществить переход от единичных суждений, число которых всегда конечно («Такой-то человек смертен, и такой-то тоже, и такой-то, и т. д.»), к суждению универсального характера («Все люди смертны»)? Именно это со времен Юма и именуют проблемой индукции.

1/29/18

Сколько белых лебедей надо увидеть своими глазами, чтобы точно знать, что все лебеди белы? Сколько тел в свободном падении надо изучить, чтобы твердо усвоить: в пустоте все они падают с одинаковой скоростью? Надо или осмотреть всех лебедей и измерить скорость падения всех тел, что, разумеется, невозможно, или предположить, что после наблюдения некоторого количества случаев можно сделать вывод о том, что и все следующие наблюдения приведут к тем же результатам. Однако последнее предположение, а именно то, что будущее будет походить на настоящее, вовсе не разумеется само собой и не может быть доказано ни средствами дедукции (поскольку речь идет о фактическом вопросе), ни средствами индукции (поскольку всякая индукция уже содержит предположение). Следовательно, индукция всегда приводит к выводам, выходящим за рамки логических возможностей: формально она ненадежна, а эмпирически – сомнительна. Доверие, которое мы питаем к подобному виду доказательства, основано больше на привычке, как утверждает Юм, чем на логике («Трактат о человеческой природе», часть I, глава 3; «Исследование о человеческом познании», глава IV). Тем не менее в области познания мира обычно именно индукция поставляет дедукции общие принципы, из которых последняя выводит следствия. Если индукция сомнительна, так же сомнительна и дедукция в приложении к опыту. Да здравствуют Юм и скептицизм!

1/29/18

Ярким примерам получения знания об одном предмете разными путями является открытие законов движения небесных тел. И. Кеплер на основе большого количества данных наблюдений за движением планеты Марс в начале XVII в. открыл методом индукции эмпирические законы движения планет в Солнечной системе . В конце этого же века Ньютон вывел дедуктивным путем обобщенные законы движения небесных тел на основе закона всемирного тяготения . В реальной исследовательской деятельности методы научных исследований взаимосвязаны .  1/29/18

Ярким примерам получения знания об одном предмете

разными путями является открытие законов движения

небесных тел. И. Кеплер на основе большого количества

данных наблюдений за движением планеты Марс в начале

XVII в. открыл методом индукции эмпирические законы

движения планет в Солнечной системе . В конце этого

же века Ньютон вывел дедуктивным путем

обобщенные законы движения небесных тел на основе

закона всемирного тяготения .

В реальной исследовательской деятельности методы научных исследований взаимосвязаны .

1/29/18

« Человек живет в многоэтажном доме, на 15-м этаже. Когда он возвращается домой, он едет до 9-го этажа на лифте, а до 15 – идет пешком по лестнице. Когда он возвращается домой не один или в дождливую погоду, он до 15-этажа едет на лифте. Вопрос: почему? » Все задачи на объективную логику развивают абстрактное мышление и оперативную память, способность поиска повторяющихся деталей, мотивов, что способствует развитию дедуктивного мышления.

« Человек живет в многоэтажном доме, на 15-м этаже. Когда он возвращается домой, он едет до 9-го этажа на лифте, а до 15 – идет пешком по лестнице. Когда он возвращается домой не один или в дождливую погоду, он до 15-этажа едет на лифте. Вопрос: почему? »

Все задачи на объективную логику развивают абстрактное мышление и оперативную память, способность поиска повторяющихся деталей, мотивов, что способствует развитию дедуктивного мышления.

Как переставить всего три спички,чтобы стрелка смотрела в противоположную сторону?(Прикрепляйте граффити,или сделайте рисунок в паинт Все задачи на объективную логику развивают абстрактное мышление и оперативную память, способность поиска повторяющихся деталей, мотивов, что способствует развитию дедуктивного мышления.

Как переставить всего три спички,чтобы стрелка смотрела в противоположную сторону?(Прикрепляйте граффити,или сделайте рисунок в паинт

Все задачи на объективную логику развивают абстрактное мышление и оперативную память, способность поиска повторяющихся деталей, мотивов, что способствует развитию дедуктивного мышления.

Задание для самостоятельной подготовки на__11.10.17  Вопросы для подготовки к занятию 10. урок-практикум учимся классифицировать и систематизировать    Учебные вопросы: Научиться проводить классификацию и анализировать данные, полученные из текста.  определение логической структуры на основе анализа текста. Использование таблиц, графиков , диаграмм для систематизации в естествознании. 1. Пользуясь справочной литературой , найдите и выпишите определения следующих теоретических методов исследования : анализ , синтез , сравнение, абстрагирование, обобщение. 2. Проведите классификацию и составьте схему известных вам эмпирических и теоретических методов научного познания . 3. Согласны ли вы с точкой зрения французского писателя Вовнарта : « Ум не заменяет знания » ? Ответ обоснуйте. 1/29/18

Задание для самостоятельной подготовки на__11.10.17

Вопросы для подготовки к занятию 10. урок-практикум учимся классифицировать и систематизировать

Учебные вопросы:

  • Научиться проводить классификацию и анализировать данные, полученные из текста.
  • определение логической структуры на основе анализа текста.
  • Использование таблиц, графиков , диаграмм для систематизации в естествознании.

1. Пользуясь справочной литературой , найдите и выпишите определения

следующих теоретических методов исследования : анализ , синтез , сравнение, абстрагирование, обобщение.

2. Проведите классификацию и составьте схему известных вам эмпирических и теоретических методов научного познания .

3. Согласны ли вы с точкой зрения французского писателя Вовнарта :

« Ум не заменяет знания » ? Ответ обоснуйте.

1/29/18


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!