СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция для родителей "Семейное воспитание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная лекция была прочитана родителям на ощесадовском родительском собрании.

Просмотр содержимого документа
«Лекция для родителей "Семейное воспитание"»

Лекция для родителей

Лекция для родителей

"Семейное воспитание"

Подготовил(а):

Рябунина Лариса Васильевна

воспитатель МБДОУ

Дубровский д/сад №2

«Ромашка»

2017г.

Особенности семейного воспитания. Семья для ребенка - это место его рождения и становления. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей - продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жизнь. Семья - это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. Именно в семье склады­ваются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном от­ношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

Особенности семейного воспитания.

  • Семья для ребенка - это место его рождения и становления. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей - продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жизнь. Семья - это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. Именно в семье склады­ваются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном от­ношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.
Задачи семьи и семейного воспитания:  1) создать максимальные условия для роста и развития ребенка; 2) обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка; 3) передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим; 4) научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким; 5) воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».

Задачи семьи и семейного воспитания:

  • 1) создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
  • 2) обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка;
  • 3) передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
  • 4) научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
  • 5) воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».
Принципы семейного воспитания: 1) гуманность и милосердие к растущему человеку; 2) вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных членов; 3) открытость и доверительность отношений с детьми; 4) оптимистичность взаимоотношений в семье; 5) последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного); 6) оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Принципы семейного воспитания:

  • 1) гуманность и милосердие к растущему человеку;
  • 2) вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных членов;
  • 3) открытость и доверительность отношений с детьми;
  • 4) оптимистичность взаимоотношений в семье;
  • 5) последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
  • 6) оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.
1.Кумир семьи. Наверное, любой из нас не прочь хоть для кого-то стать кумиром, пускай на миг... и, говоря об этом типе воспитания, невольно кажется — ребенку повезло: он обожаем, он действительно любим, любим не просто, а без предела. Им восторгаются, над ним дрожат, все в доме буквально молятся на него, предупреждая каждое желание. Любая прихоть ребенка — закон. Во всех поступках его мама с папой находят лишь незаурядность, и даже шалости «кумира» неповторимы. Ежесекундно, ежеминутно, родители в нем открывают новые «таланты», любуясь ими и демонстрируя нередко эти мнимые способности знакомым, родственникам и друзьям. Такой ребенок, твердо веря в свою исключительность, растет капризным, своевольным эгоистом, лишь потребляя и не желая отдавать взамен. Опережая своих сверстников в запросах, «кумир» семьи нередко отстает от них в элементарных навыках развития: он не способен сам умыться и одеться, родители освобождают ребенка от всех обязанностей . И это скажется впоследствии, когда настанет трудовая жизнь

1.Кумир семьи.

  • Наверное, любой из нас не прочь хоть для кого-то стать кумиром, пускай на миг... и, говоря об этом типе воспитания, невольно кажется — ребенку повезло: он обожаем, он действительно любим, любим не просто, а без предела.
  • Им восторгаются, над ним дрожат, все в доме буквально молятся на него, предупреждая каждое желание. Любая прихоть ребенка — закон. Во всех поступках его мама с папой находят лишь незаурядность, и даже шалости «кумира» неповторимы. Ежесекундно, ежеминутно, родители в нем открывают новые «таланты», любуясь ими и демонстрируя нередко эти мнимые способности знакомым, родственникам и друзьям. Такой ребенок, твердо веря в свою исключительность, растет капризным, своевольным эгоистом, лишь потребляя и не желая отдавать взамен.
  • Опережая своих сверстников в запросах, «кумир» семьи нередко отстает от них в элементарных навыках развития: он не способен сам умыться и одеться, родители освобождают ребенка от всех обязанностей . И это скажется впоследствии, когда настанет трудовая жизнь

2 Гиперопека.

  • Уже само название «гиперопека» подчеркивает сущность метода, свидетельствуя о «сверхопеке» ребенка. Такой ребенок лишен самостоятельности и не стремится к ней. Ведь то, что он отличен от других, ему внушили уже с самого рождения, и он прекрасно знает, что неповторим. Ребенок привык повиноваться и следовать советам взрослых, которые продумали всю жизнь его до малейших мелочей «разработали», её маршрут, невольно превращаясь в диктаторов. Они, не сознавая этого, из самых благих побуждений диктуют каждый шаг ребёнку и контролируют его во всём, наверно, даже в мыслях. Под «пресс - контролем» их ребенок теряет индивидуальность, напоминая робота. Он твердо знает: это надо сделать так, а это — так... Ребенок загружен до предела. Он хочет оправдать надежды. И чтобы он их оправдал, его оберегают не только от превратностей судьбы, но и от дуновения любого ветерка. А раз оберегают, значит, он и вправду большая ценность. Он в самом деле неповторим... и, веря в это, ребенок возносит свою персону, день ото дня лишь погружаясь в оранжерейный климат своей семьи:
  • Гиперопека лишает творческого начала. Жизнь по подсказкам — существование. Такие дети уже став взрослыми, могут пополнить ряды неудачников, им очень трудно жить в коллективе.
3. « Гипоопека» Другая крайность наших воспитательных воз­действий. Ребёнок предоставлен сам себе. Он ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым. Родители лишь временами вспоминают, что он есть, и уделяют ему минимум внимания. А он способен хоть за капельку внимания на все. Такой ребенок не каждый день накормлен и не всегда как надо по сезону может быть одет. Он с малолетства вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям, о которых заботятся родители. Его потребности во­обще никто не хочет удовлетворить. Ему не покупают книжки и игрушки. Всё это отражается на психике ребенка, и он со време­нем вдруг начинает ощущать себя неполноценным. И этот комплекс, комплекс собственной неполноценности ребенка, пре­следует его потом всю жизнь.

3. « Гипоопека»

  • Другая крайность наших воспитательных воз­действий. Ребёнок предоставлен сам себе. Он ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым. Родители лишь временами вспоминают, что он есть, и уделяют ему минимум внимания. А он способен хоть за капельку внимания на все. Такой ребенок не каждый день накормлен и не всегда как надо по сезону может быть одет. Он с малолетства вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям, о которых заботятся родители. Его потребности во­обще никто не хочет удовлетворить. Ему не покупают книжки и игрушки. Всё это отражается на психике ребенка, и он со време­нем вдруг начинает ощущать себя неполноценным. И этот комплекс, комплекс собственной неполноценности ребенка, пре­следует его потом всю жизнь.
4. «Ежовые рукавицы». Когда ребенка держат в ежовых рукавицах, он обычно подневольное, бесправное и безголосое существо. Ему диктуют; ему приказывают, на нем срываются и разряжаются. Ему внушают лишь подчинение. Чуть что не так — ремень, угрозы и избиёния. Страх заставляет его смириться, страх правит действиями и поступками. Такой рёбенок, не зная ласки и тепла беспрекословно подчиняясь, ожесточается, черствеет и вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, довольно часто с бурными реакциями протеста.

4. «Ежовые рукавицы».

  • Когда ребенка держат в ежовых рукавицах, он обычно подневольное, бесправное и безголосое существо. Ему диктуют; ему приказывают, на нем срываются и разряжаются. Ему внушают лишь подчинение. Чуть что не так — ремень, угрозы и избиёния. Страх заставляет его смириться, страх правит действиями и поступками. Такой рёбенок, не зная ласки и тепла беспрекословно подчиняясь, ожесточается, черствеет и вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, довольно часто с бурными реакциями протеста.
5. Воспитание по типу повышенной моральной ответственности. Еще один неправильный тип воспитания, когда на плечи ребенка родителями возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для возраста ребенка. Свои не оправдавшиеся чаяния, надежды взрослые мечтают реализовать в детях. И малыши должны учить английский, играть на скрипке, писать, читать, едва родившись, чтоб оправдать тщеславие родителей. Такие дети часто обращаются к врачам по поводу неврозов.

5. Воспитание по типу повышенной моральной ответственности.

  • Еще один неправильный тип воспитания, когда на плечи ребенка родителями возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для возраста ребенка. Свои не оправдавшиеся чаяния, надежды взрослые мечтают реализовать в детях. И малыши должны учить английский, играть на скрипке, писать, читать, едва родившись, чтоб оправдать тщеславие родителей. Такие дети часто обращаются к врачам по поводу неврозов.
6. Воспитание «в культе болезни». Такой тип воспитания обычно встречается тогда, когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием или когда родители, боясь, что ребенок, заболеет, трясутся в ужасе над ним, предупреждая все его желания, а он, воспринимая всякую болезнь как свою привилегию. Такой ребенок  хочет, чтобы в доме потворствовали всем его желаниям, дрожали бы над ним. Он хорошо усвоил все свои права, не думая, что есть еще обязанности. Такой ребенок — маленький тиранчик. Он добивается всего, пусть даже иногда для этого придется притвориться, придумать новую болезнь. Он ждет сочувствия и сострадания. Такие дети, вырастая, часто с трудом могут приспособиться к действительности. Они, лелея лишь  самих себя и не привыкнув ничем жертвовать, нередко выбирают путь приспособленцев или подхалимов. Их участь — участь слабовольных и изнеженных людей.

6. Воспитание «в культе болезни».

  • Такой тип воспитания обычно встречается тогда, когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием или когда родители, боясь, что ребенок, заболеет, трясутся в ужасе над ним, предупреждая все его желания, а он, воспринимая всякую болезнь как свою привилегию. Такой ребенок  хочет, чтобы в доме потворствовали всем его желаниям, дрожали бы над ним. Он хорошо усвоил все свои права, не думая, что есть еще обязанности. Такой ребенок — маленький тиранчик. Он добивается всего, пусть даже иногда для этого придется притвориться, придумать новую болезнь. Он ждет сочувствия и сострадания. Такие дети, вырастая, часто с трудом могут приспособиться к действительности. Они, лелея лишь  самих себя и не привыкнув ничем жертвовать, нередко выбирают путь приспособленцев или подхалимов. Их участь — участь слабовольных и изнеженных людей.
Внутрисемейные психологические факторы      Принимать активное участие в жизни семьи;      Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;     Интересоваться проблемами ребенка;      Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;     Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;     Уважать право ребенка на собственное мнение.

Внутрисемейные психологические факторы

  •     Принимать активное участие в жизни семьи;     Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;    Интересоваться проблемами ребенка;     Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;    Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;    Уважать право ребенка на собственное мнение.
Родители! 

Родители! 

И пока в доме детский смех, от игрушек некуда деться,  Вы на свете счастливее всех,  Берегите, пожалуйста детство!
  • И пока в доме детский смех, от игрушек некуда деться,

Вы на свете счастливее всех,

Берегите, пожалуйста детство!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!