СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция "Факторы эволюции человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи. Сформировать знания о биологических и социальных факторах эволюции человека. Дать характеристику человеческим расам, формированию морфологических особенностей человеческих рас как результата адаптаций к различным условиям проживания.

Просмотр содержимого документа
«2. Карточка у доски»

Запишите на доске номера вопросов, против них – краткие ответы.


**********************************************



  1. Кто относится к палеоантропам?

  2. Временные рамки существования палеоантропов?

  3. Рост, объем мозга, характерный для палеоантропов?

  4. Основные линии палеоантропов?

  5. От кого произошли неоантропы?

  6. Когда существовал общий предок палеоантропов и неоантропов?

  7. Каков рост и объем мозга у неоантропа?

  8. Где появились первые неоантропы?

  9. Как неоантропы попали в Америку?

  10. Откуда неоантропы попали в Австралию?




**************************************************

Запишите ответы и садитесь на место.


Просмотр содержимого документа
«3. Карточки»

Запишите фамилию, имя, класс, вопрос. У вас 10 минут для краткого, но по возможности полного ответа.


Время существования на Земле, объем мозга, использование орудий и огня: австралопитеком, человеком умелым, архантропом, палеоантропом.

Запишите фамилию, имя, класс, вопрос. У вас 10 минут для краткого, но по возможности полного ответа.


Характеристика строения и образа жизни людей современного типа.

Запишите фамилию, имя, класс, вопрос. У вас 10 минут для краткого, но по возможности полного ответа.


Характеристика строения и образа жизни древних людей.

Запишите фамилию, имя, класс, вопрос. У вас 10 минут для краткого, но по возможности полного ответа.


Происхождение людей и расселение современного типа.


Просмотр содержимого документа
«4. Кодограмма. Человеческие расы»

Тема: Факторы эволюции человека. Расы


1. Факторы эволюции


Биологические факторы: наследственная изменчивость, естественный отбор, изоляция, дрейф генов, популяционные волны – сформировали человека современного типа.








40 000 лет не меняется физический облик человека, но факторы продолжают действовать, правда снизилась роль отбора.

Социальные факторы: общественный образ жизни, орудийная деятельность, речь и мышление выходят на первое место.


2. Человеческие расы



Е

вропеоидная – светлая кожа, вырабатывается достаточное количество противорахитного витамина D, сохраняющего в костях кальций. Узкий большой нос способствует согреванию воздуха.

Э

кваториальная (австрало-негроид-ная) – темная кожа препятствует избыточному образованию витамина D в коже, курчавые волосы, широкий и плоский нос?

Азиатско-американская (монголоидная) – жесткие прямые волосы, уплощенность лица, сильно выдающиеся скулы, эпикантус (?)



Три большие расы, не менее 25 малых рас, множество расовых групп – результат наследственной изменчивости, естественного отбора, изоляции, дрейфа генов. Приводят к морфологическим адаптациям!


Просмотр содержимого документа
«Факторы эволюции человека»

Урок. Факторы эволюции человека

Задачи. Сформировать знания о биологических и социальных факторах эволюции человека. Дать характеристику человеческим расам, формированию морфологических особенностей человеческих рас как результата адаптаций к различным условиям проживания.

Проверить знания учащихся и повторить материал по теме "Первые люди", сообщить о зачете на следующем уроке.


1. Факторы эволюции


Биологические факторы эволюции – наследственная изменчивость, естественный отбор, популяционные волны, изоляция и дрейф генов привели, в результате жизни на деревьях, к появлению приматов с их бинокулярным цветным зрением и длинными пальцами. Приспособление части приматов к жизни на открытых пространствах привело к передвижению на двух ногах, естественный отбор закреплял полезные для новых условий мутации. Выживали те, кто был наиболее приспособлен к прямохождению, освободившиеся руки использовались для сбора и переноса пищи, предметов. Выживали более крупные – им легче защищаться от хищников и они доминируют в группе. Среди австралопитековых стали выживать те, кто научился изготавливать орудия труда, отбор закреплял увеличение головного мозга, изменял руку.

С появлением человека современного типа биологические факторы эволюции утрачивают свое ведущее значение. Уменьшается ведущая роль естественного отбора, жизнь в обществе обеспечивает воспитание и передачу накопленного опыта, защиту от животных и непогоды, обеспеченность пищей. За последние 40 000 лет физический облик человека практически не изменился. Но Биологические факторы продолжают действовать и в современном мире. Мутационный процесс продолжает действовать, а большинство мутаций вредны и накапливаются в рецессивном состоянии, комбинативная изменчивость распространяет их и создает разнообразные комбинации аллей генов, уникальные у каждого организма. Снижается роль изоляции, но именно она сохраняет человеческие расы.

На первое место выходят социальные факторы — общественный образ жизни, орудийная деятельность, речь. В результате общественной жизни формируется сложное абстрактное мышление. Если раньше выживали преимущественно самые сильные, то у неоантропов важным фактором эволюции становится альтруизм, забота о ближнем. Преимущества получали те племена, в которых сохраняются люди старшего поколения, хранящие опыт изготовления орудий, охоты и воспитания.

Т

олько социальные факторы, жизнь в обществе, приводят к развитию речи, трудовых навыков и сознания. Для развития речевых центров и умственных способностей особенно важны первые годы жизни ребенка. Случаи воспитания детей животными известны, но такие дети резко отличались своими умственными способностями и поведением от обычных детей (Камала и Амала в Индии).


2. Человеческие расы. Несостоятельность расизма


Расселение популяций неоантропов в Европу, Азию и Австралию, по Берингийскому мосту на Американский континент, их дальнейшая изоляция, привели к морфологическим адаптациям, приспособлениям к различным климатическим условиям. Сформировались большие и малые человеческие расы — систематические подразделения внутри вида Homo sapiens, к которому относится все население Земли.

Различают три большие расы: евразийскую — европеоидную, экваториальную — австрало-негроидную, и азиатско-американскую — монголоидную. Внутри каждой расы выделяют малые расы и расовые группы. Все расы относятся к одному виду, об этом свидетельствует плодовитость межрасовых браков. Кроме того, все расы равноценны в биологическом и психологическом отношениях.

Для негроидной расы характера темная кожа, курчавые волосы, широкий и плоский нос. Темная кожа негроидной расы за счет пигмента меланина предохраняет организм от избытка ультрафиолетовых лучей и избыточного образования витамина D. Противорахитный витамин D образуется в коже под действием ультрафиолетовых лучей и необходим для поддержания баланса кальция в организме. Если слишком много витамина D, кальция в костях больше нормы, они становятся хрупкими. У европейцев, живущих в широтах с меньшим количеством солнечной радиации, кожа светлее, в ней меньше меланина, соответственно образуется достаточное количество витамина D.

Монголоидная раса характеризуется кожей с желтоватым оттенком, плоским лицом с широкими скулами, прямыми черными волосами, разрезом глаз и развитым эпикантусом — припухшим верхним веком. Эти особенности являются адаптациями к жизни в определенных условиях освещенности на открытых пространствах.

В каждой расе есть люди, считающие свою расу особенной, высшей. Расисты придерживаются гипотезы полицентризма, считают, что расы имеют различное происхождение, что есть «высшие» и «низшие» расы. Какие-то расы якобы произошли от кроманьонцев, какие-то от неандертальцев, какие-то вообще от питекантропов. Экономическую и культурную отсталость некоторых народов они объясняют расовой неравноценностью, а не общественно-экономическими факторами. Но никаких научных доказательств в пользу расовой неравноценности нет. Морфологические особенности рас — результат адаптаций к конкретным условиям жизни.


Вопросы к зачету по главе «Происхождение человека»


  1. Какой ученый-метафизик поместил человека вместе с полуобезьянами и обезьянами в группу приматов? Кто предположил, кто доказал, что человек произошел от гоминид?

  2. Приведите пять признаков млекопитающих, характерных для человека.

  3. По каким признакам человека относят к отряду приматов?

  4. Приведите три примера эмбриологических доказательств животного происхождения человека.

  5. Определение атавизмов и три примера атавизмов у человека.

  6. Определение рудиментов и три примера рудиментов у человека.

  7. Когда и от кого произошли приматы?

  8. Какие обезьяны относятся к понгидам (человекообразным обезьянам)?

  9. У какой обезьяны ДНК cходна с ДНК человека на 97,5% и одинакова последовательность аминокислот в гемоглобине?

  10. Какой объем мозга характерен для понгид? Сколько хромосом у понгид?

  11. Перечислите антропоморфозы, появившиеся в антропогенезе в результате прямохождения.

  12. Каковы следствия стадного образа жизни предшественников человека?

  13. Какие биологические факторы эволюции привели к появлению человека от обезьян?

  14. Какие социальные факторы привели к появлению человека?

  15. От каких обезьян произошли дриопитеки?

  16. Кто является ближайшим предком понгид и гоминид?

  17. Кто является ближайшим предком австралопитеков?

  18. Кто является ближайшим предком архантропов?

  19. Каков исторический возраст, V мозга австралопитеков?

  20. Каков исторический возраст, V мозга Человека умелого?

  21. Каков исторический возраст, V мозга Человека прямоходящего?

  22. Каков исторический возраст, V мозга палеоантропов?

  23. Каков исторический возраст, V мозга неоантропов?

  24. Кто относится к архантропам?

  25. Кто относится к палеоантропам?

  26. Кто относится к неоантропам?

  27. Кто относится к гоминидам?

  28. Какие морфологические особенности имеет европеоидная раса?

  29. Какие морфологические особенности имеет негроидно-австралоидная раса?

  30. Какие морфологические особенности имеет монголоидная раса?


Задание на дом. Подготовиться к зачету. Темы для рефератов, презентаций: «Снежный человек, гипотезы и факты», «Борьба за огонь», «Человеческие расы», «Человек будущего», «Рассказывают кости», «Родина человечества» и другие.