Лекция концерт
«Звучит баян»
1 слайд. Добрый день всем кто пришел к нам в этот уютный зал ДМШ. Сегодня мы с вами отправимся в музыкальное путешествии – в государство – музыкальных инструментов. В этом государстве есть королевство – русских народных инструментов. А Король народных инструментов ЭТО – баян. Посмотрите внимательно на этот инструмент – у него есть кнопочки – белые и черные, ремни, чтобы его удобно было держать и играть на нем, конечно мех – с помощью, которого издается звук. Вы никогда не слышали, как дышит баян? Но если просто мы растянем меха, то услышим что он дышит. А если будем нажимать на кнопочки правой и левой рукой, то баян у нас запоет, заговорит.
А сейчас мы с вами познакомимся поближе с этим инструментом. Узнаем его историю, а ученики нашей школы исполнят для вас произведения на баяне. И так в путь!
2 слайд. В летописях и преданиях и во многих трудах иностранных писателей средних веков находится множество указаний о страстной преданности славян к музыке.
Прошли многие годы в течении которых появлялись новые инструменты.
Сейчас в моде другие музыкальные стили, но хотелось бы верить, что интерес к исконно русской музыке не угаснет.
3 слайд. Гармонь, гармонь!
Гуляют песни звонко
За каждый покачнувшийся плетень…
Гармонь, гармонь!
Родимая сторонка,
Поэзия Российских деревень…
Исп. Песни «Кнопочки баянные»
4 слайд. Многообразие музыкальных инструментов, которыми в наши дни пользуется человечество – необычайно широкое. История одних уходит в глубокую древность, другие созданы сравнительно недавно. К ним относится и гармоника. Такие инструменты как концертина, аккордеон, баян отличаются друг от друга формой, размерами, конструкцией, но все они – ГАРМОНИКИ.
Гармонь и баян - привычные инструменты для России,
но мало кто знает историю их появления и секреты.
Баян - один из наиболее совершенных из существующих в настоящее время хроматических гаpмоник. Впервые название "баян" встречается в афишах и рекламах начиная с 1891 года. До этого времени подобный инструмент назывался гармоника.
5 слайд. Гармоника произошла от азиатского инструмента, который назывался шен. Шен в России был известен очень давно в X-XIII веках в период татаро-монгольского владычества. Некоторые исследователи утверждают, что шен прошёл путь из Азии в Россию, а затем в Европу, где был усовершенствован и стал распространенным, подлинно популярным во всей Европе музыкальным инструментом - гармоникой.
Появились сначала стеклянные, потом деревянные гармоники. Они были очень простые и примитивные, сыграть на них можно было только шесть или десять нот. Столько клавиш было в правой руке, в левой не было ни одной.
6 слайд. в 1830 г. на Нижегородской ярмарке Иваном Сизовым приобрел ручною гармонику, после чего он решил открыть гармонную мастерскую. К сороковым годам XIX века появилась в Туле первая фабрика Тимофея Воронцова, которая выпускала
10 000 гармоник в год. Это способствовало самому широкому распространению инструмента, и к середине XIX в. гармоника становится символом нового народного музыкального инструмента. Она обязательная участница всех народных празднеств и гуляний.
исполнение номера________________________________
7 слайд. Появившиеся вслед за тульскими САРАТОВСКИЕ гармошки конструктивно ничем не отличались от первых, но саратовские мастера смогли найти необычный тембр звучания, добавив в конструкцию колокольчики. Эти гармошечки приобрели в народе большую популярность.
8 слайд. Вятские кустари расширили диапазон звучания гармошек (добавили кнопок в левую и правую руку). Изобретенный ими вариант инструмента получил название ВЯТСКОЙ гармони.
9 слайд. Все перечисленные инструменты имели особенность - одна и та же кнопка на разжим и сжим мехов издавала разные звуки. Эти гармони имели одно общее название - ТАЛЬЯНКИ. Тальянки могли быть с русским или немецким строем. При игре на таких гармошках нужно было прежде всего владеть техникой игры мехами чтобы правильно вывести мелодию.
10 слайд. Проблему решили ЛИВЕНСКИЕ кустари. На гармонях ливенских мастеров звук не менялся при смене меха. Гармошки не имели ремней, которые перекидывались через плечо. С правой и с левой стороны короткие ремни обхватывали кисти рук. У ливенской гармошки меха были невероятно длинными. Такую гармошку можно было буквально обмотать вокруг себя, т.к. при полном растяжении меха ее длина достигала двух метров.
11 слайд Следующим этапом в развитии гармони были двухрядные гармошки, конструкция которых пришла в Россию из Европы. Гармонь-двухрядку можно было бы еще назвать и "двухзвукорядной", т.к. за каждым рядом кнопок в правой руке закреплялся определенный звукоряд. Такие гармошки получили название РУССКИЕ ВЕНКИ.
12 слайд. В 1871 г. Тульский музыкант – самородок Николай Белобородов сконструировал новый вид инструмента – хроматическую гармонику.
13 слайд. В ней был расширенный аккомпанемент (состоял из басов, трех мажорных, двух минорных аккордов). Можно было сыграть целых 42 звука!
14 слайд. Оркестры гармоник. Первый в мире оркестр хроматических гармоник под управлением Н.И.Белобородова
Оркестр В.П.Хегстрема.
15 слайд. Баян своим появлением обязан талантливому русскому мастеру - конструктору Петру Стерлигову. Хроматические гармоники (впоследствии баяны) Стерлигова, начиная с 1905 по 1915 г. столь быстро совершенствовались, что и сегодня по их последним образцам делаются фабричные инструменты.
Сделал популярным этот инструмент выдающийся музыкант - гармонист Яков Федорович Орланский-Титаренко. Мастер и виртуоз назвал инструмент в честь легендарного русского музыканта, сказителя и певца Бояна — «баяном». Было это в 1907 году. С той поры и существует на Руси баян — инструмент ныне настолько популярный, что нет нужды говорить о том, как он выглядит.
16 слайд. Концертные номера.
17 слайд. Русская баянная школа одна из наиболее уважаемых в мире. За почти вековую историю она дала миру много талантливых исполнителей, композиторов и педагогов. Мастерство русских баянистов широко известно во многих странах мира. Сегодня мы наблюдаем большой интерес к этому удивительному инструменту по всему миру. Семинары и конкурсы проводятся в таких странах как, Америка, Канада, Франция, Германия, Италия, Дания, Финляндия, Китай, Югославия и многих, многих других. Наши баянисты достигли вершин на престижных конкурсах: "Кубок мира" (Юрий Вострелов ,Александр Скляров и другие),"Гран При" (Борис Никитин ,Владимир Грачев и другие),"Трофей мира"(Владимир Чугунов),"Фогтландские дни музыки" (Фридрих Липс ,Виктор Романько , Владимир Зубитский) и это далеко не полный список победителей и призёров международных конкурсов.
Игра на баяне доставляет огромное удовольствие исполнителю, возможности баяна безграничны, репертуар от простых застольных песен до сложных полифонических и оркестровых произведений даёт возможность полностью раскрыть себя как музыканту и творческой личности. Учитесь играть на русском баяне это по- настоящему интересно!