СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция на тему "Человек - как биосоциальное существо"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция по экологии на тему «Человек – как биосоциальный вид»

Просмотр содержимого документа
«Лекция на тему "Человек - как биосоциальное существо"»

Лекция на тему «Человек – как биосоциальный вид»

– Кто мы и какие мы? Этот вопрос веками от начала времен за­давал себе человек и не мог найти на него ответа. Этот вопрос стал самой большой загадкой его существования. По мысли древних, для человека не существует более интересного объекта для иссле­дования, чем он сам.

– Кто же такой человек?  Что нас объединяет, таких разных и таких близких?

Загадку человека, его сущности, предназначения пытались раз­гадать мыслители всех времен и народов. Место человека опреде­ляли как бы между двумя мирами – миром природных стихий, птиц, зверей и миром богов – творцов и созидателей сущего. Чело­век – мост между царствами. Тело его, плоть принадлежит низшему из миров. Дух, разум – то, что связывает нас с богами. Что же тогда наше, что принадлежит только нам – людям? Это наша душа. – А что такое душа?

Еще мудрецы древности выделяли в человеке три части, состав­ляющие человеческое существо: тело, которое материально и смертно; душа, что разлита в теле по всем его суставам; дух - со­знание, разум, ум, то, что движет и телом и душой.

По представлениям Клавдия Галена, человек живет за счет соков организма: это естественная пневма, которая производится в печени и распространяется по венам, животная пневма, которая производится в сердце и распространяется по артериям, и душевная пневма, которая образуется в мозгу и распространяется по нервам. Считал, что мозг является органом мышления.

– Откуда появился человек? Каковы теории происхождения че­ловека? Какая теория вам более близка?

Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью, посещал вопрос: откуда мы взялись?

Несмотря на то, что вопрос звучит весьма просто, единого ответа на него не существует. Существует целый ряд различных теорий, объясняющих возникновение человека на Земле.

? Какие вы знаете теории о происхождении человека? (о сотворении человека богом, о космических пришельцах)

В настоящее время наиболее известны следующие гипотезы:

  1. Теория творения (креационизм)

  2. Теория внешнего вмешательства.

  3. Эволюционная теория.

Теория творения утверждает, что человек сотворен Богом из небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой первые люди – Адам и Ева – были сотворены из глины.

Теория внешнего вмешательства говорит о том, что появление людей на Земле связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Земле в доисторическое время.

(на экране слайд)

Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.

Эволюционная теория имеет обширный набор разнообразных доказательств – археологических, генетических, культурных и других.

Колыбелью человечества является Северо-Восточная Африка.

Согласно этой теории основные стадии эволюции человека следующие:

  1. Австралопитек (слайд)

  2. Питекантроп – представитель древнейших людей (слайд)

  3. Неандерталец – представитель древних людей (слайд)

  4. Кроманьонец – представитель первых современных людей (слайд)

  5. Homo sapiens – человек разумный (слайд)

Решающим шагом на пути от обезьяны к человеку стало освобождение передних конечностей и возникновение прямохождения. Свободные верхние конечности дали возможность использовать палки, камни, а потом изготавливать первые орудия труда.

Развивался и увеличивался мозг.

Итак, человек – это творение природы. Он имеет биологические потребности: дышать, спать, питаться. Наше тело, мозг принадлежат природе. Следовательно, человек – существо биологическое.

Это проявляется в анатомии и физиологии человека, в протекании многих процессов в его организме.

Социальная сущность человека

Итак, человек родился: он растёт, развивается, взрослеет, становится добрым или, наоборот, злым, честным или нечестным, воспитанным или невоспитанным, – разным, и все эти черты, качества характера человек приобретает, только общаясь с другими людьми, то есть, – в обществе. Именно в обществе он становится личностью, уникальностью.

Как видите, ваша работа показала, что человек – весьма сложное и неоднозначное существо: с одной стороны, он очень силён, с другой, кажется крайне слабым… Но самое интересное, что, живя и развиваясь в обществе, человек во многом схож с животными! (и в этом мы уже убедились). Вероятней всего, человек произошёл от животного и никогда не освободится от свойств, присущих животному!

? Как вы думаете, что общего можно найти между животными и человеком? (биологическое строение, первичные потребности: необходимость в пище, воде, воздухе, инстинкт самосохранения и мн. др.).

– Вспомните слова древнегреческого философа Платона: «Человек – это та же курица, только без перьев!»

Но нашёлся учёный, который возразил ему (французский физик БлезПаскаль): «Человек без ног останется человеком, а курица без перьев человеком не станет никогда!»

? Что же такое человек?

Человек – это отдельный представитель всего сообщества людей без выделения его индивидуальных особенностей.

? А что отличает человека от других живых существ?Конечно, в первую очередь то, что он – существо социальное (общественное) (от латинского слова «socialis» – «общественный»).

? Какие способности человек приобретает в обществе? (способность мыслить, владеть речью, трудиться, производить орудия труда, осознавать самого себя, обладать фантазией и заниматься творчеством, планировать свои действия и ставить цель).

Но прежде чем человек научился всему этому, прошли сотни тысяч лет его эволюции (т.е. развития). (Антропогенез – процесс становления человека).

Мы уже отметили, что дитя человеческое после рождения – самое неприспособленное к жизни из всех живых существ. А настоящий, разумный человек вырастет из него только в обществе, среди других людей, которые передадут ему знания об окружающем мире, свой опыт, культуру. (Социогенез – процесс становления общества).

? Вы, вероятно, слышали о детях, которые выросли среди животных. Что вы можете сказать о них? (Они не умеют ходить, не говорят, и издают звуки, как животные).

А это значит, что биологическое (природное) и общественное (социальное) слиты в человеке воедино, и обе этих стороны необычайно важны. Поэтому учёные называют человека биосоциальным существом! И объединили два происходящих параллельно процесса в один под названием антропосоциогенез.


Домашнее задание. Выберите одно из высказываний великих людей и напишите эссе.

  1. «Человек может быть определен как животное стыдящееся».

В.С.Соловьев, русский философ

  1. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».

В.Г.Белинский, русский литературный критик

  1. «Человек – существо социальное, и высшее дело его жизни, окончательная цель его усилий лежит не в его личной судьбе, а в социальных судьбах всего человечества».

В.С.Соловьев, русский философ



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!