СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция на тему "Условия и факторы функционирования АТП на рынке транспортных услуг"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция по дисциплине Экономика отрасли для студентов специальности 23.02.03

Просмотр содержимого документа
«Лекция на тему "Условия и факторы функционирования АТП на рынке транспортных услуг"»

Тема 5.: Условия и факторы функционирования АТП на рынке транспортных услуг.


Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Основные характеристики и принципы функционирования.

  2. Условия функционирования АТП на рынке транспортных услуг.


Литература

Основная рекомендуемая литература:

  1. Экономика отрасли автомобильный транспорт: Учебник / И.С. Туревский. М.: Инфра-М, 2012. 309 с.

  2. Экономика автотранспортного предприятия: Учебник / В.П. Бычков. М.:Инфра-М, 2013. 384с.

Дополнительная рекомендуемая литература:

3. Организация, планирование и управление в автотранспортных предприятиях: Учеб. для вузов / М.П. Улицкий, К.А. Савченко-Бельский, Н.Ф. Билибина и др.; под ред. М.П. Улицкого. М.: Транспорт, 2005.


Методические рекомендации.

Среда функционирования предприятия: внешняя и внутренняя.

Среду любой организации можно определить как совокупность двух сфер внутренней среды и внешней.

Внутренняя среда организации включает в себя следующие основные эле­менты: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организацион­ная структура. Описание внутренней среды дает представление о сильных и слабых сторонах деятельности организации, ее внутренних возможностях.

Внешнюю среду фирмы составляют два других пространства: рабочая среда и общая среда. Рабочая среда - это среда непосредственных контактов с фирмой, она включает тех участников рын­ка, с которыми у фирмы есть прямые отношения или которые оказывают прямое воздействие на фирму. Это, во-первых, поставщики экономических ресурсов, необ­ходимых фирме (сырье, финансовый капитал, производительный капитал), отдельно выделяют поставщиков труда - наемных работников, затем клиенты - потребители продукции фирмы, посредники - финансовые, торговые, маркетинговые, государст­венные экономические структуры (например, налоговая инспекция), во-вторых, к элементам рабочей среды относят конкурирующие фирмы и так называемые кон­тактные аудитории - средства массовой информации, общества потребителей и т.п., которые оказывают существенное влияние на формирование благоприятного или не­благоприятного облика фирмы. Иначе рабочую среду организации называют микро­средой фирмы.

Общая среда состоит из элементов, которые не связаны с фирмой напрямую, но оказывают влияние на формирование общей атмосферы бизнеса. С этой точки зрения общую среду бизнеса иногда называют "экологией фирмы". Общая среда - это среда косвенных контактов фирмы. Выделяют четыре основных фактора общей среды - экономические, технологические, политические, социальные. Каждый из них, в свою очередь, тесно связан с остальными факторами и воздействует на них.

Если говорить о значении рабочей среды в практике планирования россий­ских экономических организаций, то в период перехода к рынку оно существенно возрастает. В централизованно управляемой экономике любые связи в рабочей среде предприятия осуществлялись при активном участии государства, которое самостоя­тельно, без учета интересов предприятий устанавливало им поставщиков и клиентов. Фактор конкуренции в экономике советского типа практически отсутствовал. Влия­ние контактных аудиторий было очень мало.

Взаимодействие субъектов рынка автотранспортных услуг

В условиях рыночных отношений любое предприятие, в том числе и автотранспортное, находится в постоянном взаимодействии с другими рыночными субъектами. Все элементы рынка связаны между собой и оказывают, в той или иной степени, влияние друг на друга, испытывая одновременно и воздействие внешней среды. Формирование рынка ин­тенсифицирует процессы обращения ценностей и перемещения людей, способствует существенному возрастанию роли транспортных и экспе­диционных предприятий, организующих и осуществляющих эти процес­сы. Особенно велико в условиях рынка значение автотранспортных предприятий, обеспечивающих прямую, надежную доставку грузов и пассажиров - фактор эффективного функционирования экономики.

Автомобильный транспорт как сфера бизнеса относится к мобиль­ному рыночному сектору экономики. Предприятия грузового авто­транспорта в условиях падения спроса на перевозки расширяют транспортно-экспедиторские и непрофильные виды услуг, открывают свои терминальные пункты со складской базой.

В условиях конкуренции потребители все в большей мере предъяв­ляют повышенные требования к качественным показателям выполне­ния грузоперевозок: срочности доставок, сохранности грузов, расшире­нию комплекса услуг, надежности транспортного партнера. Наметился повышенный спрос на доставку грузов в международном сообщении.

В специальной литературе, анализируя источники влияния на пред­приятие в условиях рынка, выделяют сферу прямого (рисунок 1) и сферу косвенного воздействия на АТП (рисунок 2).

АТП непосредственно взаимодействует с различными поставщика­ми: поставщики подвижного состава (автомобильные заводы или их ди­леры); поставщики топливных и смазочных материалов; поставщики инженерного, управленческого и рабочего персонала (вузы, технику­мы, ПТУ, школы подготовки водителей); поставщики капитала (банки); поставщики информации (средства массовой информации, специализи­рованные фирмы).

Потребителями автотранспортных услуг выступают промышленные предприятия, предприятия торговли, сферы услуг и бы­тового обслуживания, предприятия сельского хозяйства, государствен­ные организации и учреждения, индивидуальные потребители.

Конку­рентами АТП являются другие АТП и автотранспортные предпринима­тели, предприятия других видов транспорта, грузовладельцы, исполь­зующие собственный автомобильный транспорт.



В качестве посредников могут выступать транспортно-экспедиционные предприятия и фир­мы, торгующие информацией о нахождении грузов и автотранспортных средств.


Рисунок 1 – Сфера прямого воздействия на АТП


Также с АТП могут непосредственно взаимодействовать органы го­сударственного управления: местные органы исполнительной власти, отделение Российской транспортной инспекции, органы Государствен­ной налоговой инспекции, другие органы.

Косвенное воздействие на деятельность АТП оказывают такие фак­торы, как научно-технический прогресс, общеэкономическая и полити­ческая ситуация, международная обстановка, деятельность профсоюзов и другие.

Разрабатываемые в ходе научно-технического развития идеи и кон­структорские решения влияют на деятельность АТП, заставляя руко­водство предприятия внедрять достижения НТП прежде своих конку­рентов. Стабильная политическая ситуация позволяет свободно заклю­чать сделки и обеспечивать их выполнение. Напротив, возникающие региональные конфликты затрудняют осуществление перевозок, а в ряде случаев приводят даже к транспортной изоляции целых террито­рий.

Стабильное, поступательное развитие экономики страны позволяет предприятиям вкладывать деньги в расширение и модернизацию произ­водства, накапливать средства на счетах в банках и т. д. При неста­бильной экономике, характеризующейся инфляцией и кризисами, лю­бым предприятиям, в том числе и АТП, становится невыгодным вкла­дывать средства в расширение и модернизацию производства. В этой ситуации начинается свертывание производства, средства вкладывают­ся в развитие «побочного» бизнеса, обеспечивающего более быстрый оборот средств.

Благоприятная международная обстановка положительно сказыва­ется прежде всего на развитии международных торговых связей, на базе которых и осуществляются международные перевозки.




Рисунок 2 – Сфера косвенного воздействия на АТП


Конфликты, возникающие в различных регионах мира, приводят к снижению деловой активности в этих районах, а, следовательно, и к спаду объема перевозок.

Концепция рыночного поведения предприятия

Для понимания закономерностей рынка целесообразно рассмотреть возможные концепции рыночного поведения предприятий, т. е. те ос­новополагающие принципы, которыми может руководствоваться пред­приятие в своей деятельности на рынке предоставляемых услуг.

Известны, пять основных концепций рыночного поведения:

- совершенствование производства;

- совершенствование товара (услуги);

- интенсификация коммерческих усилий или сбыта;

- маркетинг;

- социально-этический маркетинг.

Концепция совершенствования производства. Основой при­менения концепции является утверждение, что потребители будут бла­госклонны к товарам (услугам), которые широко распространены и доступны по цене.

Предпосылки реализации предприятием концепции совершенство­вания производства:

а) предприятие направляет свои основные усилия на совершенство­вание производственного процесса и повышение эффективности систе­мы распределения;

б) спрос превышает предложение, в этом случае необходимо напра­вить усилия на увеличение объема производства, товаров (услуг);

в) себестоимость товара (услуг) высока и требуется ее снижение, для чего необходимо повышение производительности труда.

Например, основа производственной концепции Г. Форда состояла в снижении себестоимости до такого уровня, при котором автомобиль стал бы доступным широкому кругу потребителей. Однако этот период характеризовался однообразием выпускаемых автомобилей.


Структура рынка: потребительский рынок, рынок производителей

Одной из главных задач коммерческих служб предприятий автомо­бильного транспорта является изучение потребителей услуг АТП и осо­бенностей их рыночного поведения.

Диапазон потребителей услуг автомобильного транспорта чрезвы­чайно широк. Автотранспортные услуги потребляются и индивидуаль­ными пользователями (отдельными лицами, семьями), и предприятия­ми всех без исключения отраслей хозяйства, и другими транспортными предприятиями, и государственными учреждениями. Поведение потре­бителей каждой из этих групп при выборе автотранспортного предпри­ятия и принятии решения о заключении договора перевозки, а также их требования к предоставляемым услугам, условиям обслуживания и т. д. имеют свои особенности.

Число покупателей услуг предприятий грузового автотранспорта на этом рынке относительно мало, невелик и объем услуг, приобретаемых ими. Номенклатура услуг ограничена. Этот рынок не является домини­рующим в деятельности грузовых автотранспортных предприятий. Вме­сте с тем игнорировать его существование нецелесообразно. Поэтому рассмотрим этапы процесса покупки автотранспортных услуг и побуди­тельные факторы маркетинга, оказывающие влияние на выбор, кото­рый делает потребитель.

Возникновение потребностей в приобретении автотранспортных услуг (первый этап процесса покупки услуги) имеет у индивидуальных потребителей ярко выраженный временный и сезонный характер.

Временные потребности возникают от случая к случаю, например, для перевозки мебели, бытовой техники, при строительстве дач и т. п. В этих случаях потребители обращаются к услугам автотранспортных предприятий (предпринимателей) или транспортных агентств.

Сезонные потребности имеют место, например, при массовом вы­езде горожан на дачи или при завершении дачного сезона.

На втором этапе - этапе поиска информации - покупатель авто­транспортных услуг начинает искать информацию как об автотранс­портных предприятиях, выполняющих необходимые ему услуги, так и о самих услугах, доступных на рынке. Индивидуальный потребитель обычно пользуется следующими источниками информации:

• реклама в средствах массовой информации и в специальных рек­ламных газетах;

• знакомые, друзья, родственники. Информация, полученная от этих источников, воспринимается, как наиболее достоверная;

• собственный опыт. Если когда-либо потребитель уже прибегал к услугам данного предприятия, то он может обратиться в то же са­мое АТП.

На стадии поиска информации потребителя обычно интересуют следующие вопросы:

• ассортимент услуг. Поскольку потребности индивидуального по­требителя не очень разнообразны, то и требования к ассортименту ус­луг невелики. В основном эти требования сводятся к необходимости выполнения силами перевозчика погрузочно-разгрузочных и такелаж­ных работ;

• стоимость необходимых ему услуг;

• время выполнения услуг (в течение какого периода времени будет выполнена перевозка и оказаны другие услуги с момента подачи заяв­ки).

После сбора необходимой информации потребитель производит ее оценку. Решающее значение на этом этапе приобретает обычно источ­ник получения сведений. Более высокую оценку получает перевозчик, услугами которого пользовались родственники, знакомые, друзья или сами потребители. Как правило, и оценка информации, и принятие ре­шения происходят на «бытовом» уровне, без использования специаль­ных методов анализа.



В результате пользования услугами АТП у потребителя может сло­житься как хорошее, так и безразличное или отрицательное впечатле­ние. Для того чтобы потребитель остался доволен качеством обслужи­вания, перевозчик должен в точности выполнить все оговоренные виды работ (услуг): соблюсти сроки выполнения перевозки, предоставить весь набор необходимых услуг, определить приемлемую стоимость об­служивания.


Рисунок 3 – Возможные варианты выбора перевозчика


Необходимо отметить, что для конкретного индивидуального потре­бителя в процессе покупки автотранспортных услуг могут отсутство­вать этапы поиска и оценки информации. При возникновении потреб­ности в перевозке потребитель может сразу обратиться в ближайшее или известное ему автотранспортное предприятие или транспортное агентство. Он может также воспользоваться автомобильным транспор­том магазина или того продавца, у которого он приобретает товар. Кро­ме того, потребитель может найти перевозчика «на улице», т. е. дого­вориться прямо на дороге с владельцем грузового автомобиля о пере­возке. На рисунке 3 представлены возможные варианты выбора перевозчика.


Деятельность автотранспортных предприятий в рыночных секторах рынка

Рассмотрим теперь модель поведения потребителей при покупке автотранспортных услуг на рынке предприятий на примере предпри­ятий, производящих продукцию промышленного назначения (ППН).

Определим этот рынок как совокупность лиц и организаций, заку­пающих автотранспортные услуги для использования их при производ­стве других товаров или услуг, предназначенных прочим потребителям.

Рынок ППН обладает целым рядом характеристик, отличающих его от рынка товаров широкого назначения.

Вот эти характеристики в сравнении с рынком индивидуальных по­требителей:

• большое количество покупателей автотранспортных услуг;

• промышленные предприятия пользуются услугами грузового ав­томобильного транспорта намного чаще и в больших объемах, чем индивидуальные потребители;

• эти покупатели крупнее и обычно сконцентрированы территори­ально. В каждом городе или регионе существуют так называемые про­мышленные зоны, в которых сосредоточено большинство промышлен­ных предприятий;

• спрос на перевозки продукции промышленного назначения опре­деляется спросом на продукцию соответствующих предприятий. Любое предприятие покупает автотранспортные услуги для доставки на свое производство сырья, комплектующих, запасных частей и т. д. с целью их последующей обработки и выпуска готовой продукции;

• спрос на автотранспортные услуги со стороны промышленных предприятий, как правило, менее эластичен по цене, чем у индивиду­альных потребителей. Не существует очевидной прямой зависимости между тарифом автотранспортного предприятия и объемом автотранс­портных услуг, закупаемых промышленным предприятием. Например, если продукция предприятия пользуется в данный момент времени вы­соким спросом, то оно вне зависимости от цены на автотранспортные услуги будет их закупать в необходимом объеме;

• спрос на перевозки для промышленных предприятий может резко и неожиданно изменяться. Так, например, незначительный прирост спроса на потребительские товары может привести к неизмеримо большему приросту спроса на машины и оборудование, необходимые для выпуска дополнительного количества товаров широкого потребле­ния, а следовательно, возрастет и объем закупки автотранспортных услуг;

• покупатели продукции промышленного назначения - это про­фессионалы.

Автотранспортные услуги для нужд промышленных предприятий за­купают профессионально подготовленные специалисты, которые учат­ся, как совершать закупки наиболее выгодным образом. Индивидуаль­ный потребитель гораздо менее искушен в искусстве рациональной по­купки автотранспортных услуг. Поэтому он обращается к брокеру - (тот «сводит» грузовладельца с перевозчиком), который не принимает на себя ответственности за выполнение транспортных услуг. В этом есть коренное отличие брокеров от классических экспедиторов.

Брокерские услуги наиболее типичны для организации помашинных перевозок.

Процесс покупки автотранспортных услуг на рынке продукции про­мышленного назначения состоит из восьми этапов.

Рассмотрим эти этапы последовательно.

Осознание проблемы необходимости приобретения услуг АТП. Здесь могут сыграть роль различные события, например, предприятие решает начать выпуск новой продукции, для чего требуется доставка нового оборудования. Имеющееся на предприятии оборудование уста­ревает, либо выходит из строя. Требуется замена на новое оборудова­ние или необходима доставка запасных частей.

Поиск надежного перевозчика. Потребитель остался недоволен качеством обслуживания и приходит к необходимости поиска другого перевозчика, оказывающего аналогичные услуги по более низким тари­фам и лучшего качества.

Воздействие внешних факторов. На потребителя могут оказать влияние и внешние факторы, такие, как реклама, личный контакт с представителем перевозчика и т. д.

Обобщенное описание нужды. Осознав необходимость обращения к перевозчику, потребитель должен определить наиболее важные для себя стороны в работе перевозчика и обобщенно описать ему свои ну­жды.

На этом этапе перевозчик может оказать потребителю большое со­действие. Во многих случаях представитель потребителя может не пол­ностью разбираться в тонкостях работы АТП и быть неосведомленным о некоторых видах обслуживания и услуг, выполняемых перевозчиком.

Оценка характеристик автотранспортных услуг. На данном этапе потребитель уточняет перечень необходимых ему характеристик АТП и отдельных автотранспортных услуг.

Поиск перевозчиков. На этом этапе потребитель пытается вы­явить наиболее подходящих перевозчиков. Он может заняться изучением рекламы, справочников, запросить рекомендации от других фирм. Часть перевозчиков будет исключена сразу, поскольку они не соответ­ствуют сформулированным на предыдущем этапе требованиям, или их провозные возможности могут быть ниже объема перевозок, необходи­мого заказчику, либо они имеют плохую репутацию в смысле обеспече­ния надежности перевозок. Итогом данной работы станет ограничен­ный список квалифицированных АТП.

Запрашивание предложений. Потребитель начинает запрашивать коммерческие предложения от выделенных им перевозчиков. Некото­рые из них пришлют свои прайс-листы, с другими потребитель прове­дет переговоры. Таким образом, заказчик получит информацию для ее дальнейшей оценки.

Выбор перевозчика. На этом этапе потребитель на основе изуче­ния поступивших предложений переходит к окончательному выбору пе­ревозчика.

На рисунке 4 представлены варианты такого выбора.



Рисунок 4 – Возможные варианты выбора перевозчика потребителями




Вопросы для самоконтроля

        1. Почему предприятие называют основным звеном экономики?

        2. Как влияет внешняя и внутренняя среда предприятия на его развитие?

        3. Каковы основные элементы внутренней среды предприятия?

        4. Назовите основные компоненты внешней среды предприятия.