ЛЕКЦИЯ 1
Тема: Цели и задачи дисциплины. Основные понятия и средства
компьютерной графики.
План лекции
Правила техники безопасности и правила поведения в компьютерном классе.
История развития компьютерной графики.
Направления изучения компьютерной графики.
3.1. Задачи компьютерной графики.
3.2. Виды компьютерной графики.
3.3. Способы визуализации.
3.4. Область применения компьютерной графики.
Вопрос 1 Правила техники безопасности и правила поведения в
компьютерном классе
К работе на компьютере допускаются студенты, прошедшие инструктаж по технике безопасности и правилам работы в кабинете.
Правила поведения в кабинете:
передвигаться по кабинету спокойно, не торопясь;
работать разрешается только на том компьютере, который выделен на данное занятие;
перед началом работы учащийся должен убедится в отсутствии видимых повреждений оборудования на рабочем месте;
включать и выключать компьютеры только с разрешения преподавателя.
Требования безопасности во время работы:
быть предельно осторожным при работе с техникой;
не подключать кабели, разъемы и другую аппаратуру к компьютеру;
соблюдать правила последовательности включения и выключения компьютера;
при появлении изменений в функционировании аппаратуры, самопроизвольного ее отключения необходимо немедленно прекратить работу и сообщить об этом преподавателю;
контролировать расстояние до экрана и правильную осанку;
не допускать работы на максимальной яркости экрана дисплея.
Запрещается:
пользоваться неисправной техникой;
при включенном напряжении сети отключать, подключать кабели, соединяющие различны устройства компьютера;
касаться экрана дисплея, тыльной стороны дисплея, разъемов, соединительных кабелей, токоведущих частей аппаратуры руками и/или острыми металлическими предметами;
самостоятельно устранять неисправность работы клавиатуры;
передвигать системный блок и дисплей;
работать грязными, влажными руками, во влажной одежде;
работать за дисплеем дольше положенного времени.
Вопрос 2 История развития компьютерной графики
На лекции разговор пойдет об изображении. Как известно, люди начали рисовать задолго до того, как научились писать. Наскальные росписи являются тому подтверждением (рис.1).
Рисунок 1 – Древние наскальные рисунки
Развитие цивилизации приводит к появлению вычислительной техники (ЭВМ), которая позволяет автоматизировать решение трудоемких математических задач. Эти ЭВМ были очень больших размеров. Площади залов, в которых они находились, можно было сравнить с площадью футбольного поля (рис.2).
Рисунок 2 – Первые ЭВМ
Со временем ЭВМ из большого калькуляторя превращаются в интеллектуальный инструмент, сфера приложения которого стремительно расширяется.
Появляются текстовые дисплеи. На черном экране высвечиваются белые надписи (рис.3).

Рисунок 3 – Текстовый дисплей
С помощью «символьной печати» программисты умудрялись получать даже художественные изображения (рис.4).


Рисунок 4 – Изображения, полученные с помощью «символьной печати»
В начале 1960-х годов родилась новая область вычислительной техники – интерактивная машинная графика (сегодня чаще называемая компьютерной), где компьютер используется уже не столько для обработки чисел, сколько для работы с графической информацией.
Настоящая революция в компьютерной графике произошла с появлением графических дисплеев, на экране которых стало возможным получать рисунки, чертежи в таком же виде, как на бумаге с помощью карандашей, красок, чертежных инструментов (рис.5).
Рисунок 5 – Графический дисплей
Вывод:

Определение:

Вопрос 3 Направления изучения компьютерной графики
Изучение компьютерной графики (в рамках данной лекции) будет проводиться по следующим направлениям:
3.1. Задачи компьютерной графики.
3.2. Виды компьютерной графики.
3.3. Способы визуализации изображения.
3.4. Области применения компьютерной графики.
Рассмотрим подробно каждый из этих подпунктов.
Задачи компьютерной графики.
Изображение – продукт компьютерной графики. Следовательно, работая с этим продуктом, решаются следующие задачи:
- изображение необходимо создать;
- в случае необходимости обработать;
- распознать изображение.
Определение:


Виды компьютерной графики
Приведем классификацию компьютерной графики по трем направлениям.
В зависимости от способа визуализации:
- растровая компьютерная графика;
- векторная компьютерная графика;
- фрактальная компьютерная графика.
В зависимости от цветового охвата:
- черно – белая;
- цветная.
В зависимости от размерности пространства:
- двухмерная графика (2D);
- трехмерная графика (3D).
Способы визуализации
Растровый – основной элемент точка (пиксель) (рис.6).
Рисунок 6 – Пример растровой графики
Растровые графические редакторы: Adobe Photoshop, Paint.
Векторный – основной элемент линия (вектор) (рис.7).
Рисунок 7 – Пример векторной графики
Вектрные графические редакторы: Corel Draw, КОМПАС.
Фрактальный – основной элемент фрактал.
Фрактал - это рисунок, который состоит из множества подобных между собой элементов: треугольников, снежинок, змеек и т.п. (рис.8).
Рисунок 8 – Пример фрактальной графики
Фрактальная графика создаётся с помощью математического расчета. И если необходимо изменить изображение, изменяют формулы, уравнения.
Области применения компьютерной графики

Научная графика
Это направление появилось самым первым. Назначение – визуализация (т.е. наглядное изображение) объектов научных исследований, графическая обработка результатов расчетов, проведение вычислительных экспериментов с наглядным представлением их результатов (рис.9).

Рисунок 9 – График функции двух переменных
Деловая графика
Эта область компьютерной графики предназначена для создания иллюстраций, часто используемых в работе различных учреждений. Плановые показатели, отчетная документация, статистические сводки – вот объекты, для которых с помощью деловой графики создаются иллюстративные материалы (рис.10).

Рисунок 10 – Пример деловой графики (графики, диаграммы)
Конструкторская графика
Конструкторская графика используется в работе инженеров-конструкторов, изобретателей новой техники. Этот вид компьютерной графики является обязательным элементом систем автоматизации проектирования (САПР) Графика в САПР используется для подготовки технических чертежей проектируемых устройств.
Графика в сочетании с расчетами позволяет проводить в наглядной форме поиск оптимальной конструкции, наиболее удачной компановки деталей, прогнозировать последствия, к которым могут привести изменения в конструкции (рис.11).
Рисунок 11 .- Пример конструкторской графики
Средствами конструкторской графики можно получать плоские изображения (2D) и пространственные, трехмерные (3D) (рис.12).

Рисунок 12 – Примеры плоской и трехмерной конструкторской графики
Иллюстративная графика
Программные средства иллюстративной графики позволяют человеку использовать компьютер для произвольного рисования, черчения подобно тому, как он это делает на бумаге с помощью кисти или карандаша.
Пакеты иллюстративной графики не имеют какой-то производственной направленности. Поэтому оно относятся к прикладному программному обеспечению общего назначения.
Простейшие программные средства иллюстративной графики называются графическими редакторами (рис.13).

Рисунок 13 – Примеры иллюстративной графики
Художественная графика
Это сравнительно новая область, но уже ставшая популярной во многом благодаря телевидению. С помощью компьютера создаются рекламные ролики, мультфильмы (рис 14), компьютерные игры, видеоуроки, видеопрезентации и многое другое.
Графические пакеты для этих целей требуют больших ресурсов компьютера по быстродействию и памяти. Отличительной особенностью этого класса графических пакетов является возможность создания реалистических (очень близких к естественным) изображений, а также движущихся картинок.
Получение движущихся изображений на дисплее ЭВМ называенся компьютерной анимацией. Слово «анимация» означает «оживление».
Рисунок 14 – Пример художественной графики
Контрольные вопросы
Какую роль играет компьютер в компьютерной графике?
К какой области науки относится компьютерная графика?
Что понимают под компьютерной графикой?
Что такое визуализация?
Какие существуют способы визуализации?
Перечислите области применения компьютерной графики.