ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Н.ТАТИЩЕВА»
(ИНСТИТУТ)
ФАКУЛЬТЕТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛекционнЫЙ КУРС ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
«СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ»
дисциплина «Социальное страхование в России»
Специальность: 40.02.01
«Право и организация социального обеспечения»
Тольятти, 2016
Социальное обеспечение в Великобритании
Автор: Пынчук В.А., преподаватель
факультета СПО ОАНО ВО «ВУиТ»
Социальное обеспечение в Великобритании базируется на принципах социального страхования. Основа социального обеспечения в Великобритании - страховые взносы населения (55%) и доходы от налогообложения. Страховые взносы рабочих, служащих и предпринимателей оплачиваются в течение 20 лет работы в Фонд национального страхования. Сумма взносов зависит от размера зарплаты либо от доходов предпринимателей. Есть добровольные страховые взносы для получения дополнительных видов обеспечения.
Увеличение социальных пособий населению находится в зависимости от уровня государственных доходов: они тем больше, чем выше эти доходы. Влияют на увеличение пенсий, дополнительных выплат и пособий и динамика зарплаты и розничных цен на потребительские товары и услуги.
Основой понимания понятия "социальное обеспечение" в Великобритании является термин "бедность".
Целью предоставления основных видов социального обеспечения является поддержание минимального уровня жизни человека. От уплаты взносов освобождаются рабочие, чья зарплата либо доходы ниже установленного минимума, и люди пенсионного возраста, продолжающие работать.
В основе системы социального обеспечения два вида выплат: пенсии и пособия, предусматривающие фиксированные отчисления от зарплаты всех граждан, доход которых не ниже размера, установленного законом, и выборочные пособия, обусловленные проверкой нуждаемости. Государственная помощь, не связанная со страховыми взносами, но предполагающая проверку нуждаемости, оказывается тем, кто не может обеспечить себя сам или имеет очень низкий доход. Эти пособия устанавливаются в размерах, достаточных для поддержания адекватного уровня жизни.
Главный элемент системы социального обеспечения - пенсионная система.
Основные условия выхода на пенсию:
достижение пенсионного возраста (65 л.);
факт уплаты взносов в фонды социального обеспечения или наличие пенсионных кредитов на протяжении ≈ 90% времени от общего потенциального рабочего стажа (44 года).
Лица, не удовлетворяющие этим условиям полностью, обеспечиваются пенсией в пропорционально сокращенном размере, имеющем, минимальный предел в 25% полной пенсии (11 лет).
все государственные пенсии могут быть разделены на две группы: основные и дополнительные.
1. основные государственные пенсии включают три разновидности:
1) категория "А" - пенсии, которые финансируются за счет внесенных обязательных взносов плательщиками получателями пенсии;
2) категория "Б" - пенсии, которые финансируются за счет внесенных страховых взносов плательщиками-супругами, т.е. пенсии, выплачиваемые неработающим замужним женщинам и вдовам за счет взносов их супругов;
3) категория "Д" - пенсии, выплачиваемые вне зависимости от факта уплаты взносов лицам, достигшим возраста 80 лет;
4) категория "С" на сегодняшний день практически не существует - пенсии, назначенные лицам, вышедшим на пенсию ранее 5 июля 1948 г.
Данный размер пенсии получают все британцы, но его размер невысок - около 3 000 фунтов в год для одинокого человека и около 5 000 фунтов в год для семейной пары.
2. дополнительные государственные пенсии (государственные пенсии по выслуге лет):
Дополнительное государственное пенсионное обеспечение может быть построено на основе одной из двух пенсионных схем:
Размер дополнительной государственной пенсии значительно выше базовой государственной пенсии и зависит и от стажа, и от размера уплаченных взносов.
3. Правительство М. Тэтчер провело в жизнь программу частных, или накопительных, пенсий. Каждый британец получил возможность вкладывать в пенсионный фонд часть своих доходов до вычета налогов. Частные пенсионные фонды получили большое распространение в стране в последние годы.
4. Частная пенсионная система состоит в том, что работодатель добровольно создает в организации специальный фонд для финансирования дополнительных пенсионных выплат. После его создания работодатель обязан выполнить ряд требований: предоставление гарантированного минимума пенсий, сохранение за работником приобретенных пенсионных прав при увольнении, возможность перевода пенсионных взносов в другой пенсионный фонд.
Пенсионер имеет право выбора получения вместе с базовой государственной пенсией либо дополнительной государственной пенсии, либо негосударственной пенсии.
Пенсионеры могут работать, и их заработок не влияет на размер пенсии. Лица, достигшие пенсионного возраста и продолжающие работать, при уходе на пенсию получают надбавки за каждый проработанный год, но только в тех случаях, когда сумма их страховых взносов превышает требуемую. Надбавка выплачивается государством либо частной компанией и может составить ¼ зарплаты. Право на получение основной пенсии сохраняется и для лиц, осуществляющих уход за ребенком или больными родственниками.
Институт пособий. основные - пособия по болезни и при потере трудоспособности.
Право на пособие по болезни, которое выплачивается за счет средств работодателя, работник имеет за первые 28 недель болезни. По истечении данного периода он имеет право на получение пособия по нетрудоспособности при условии уплаты взносов или на ограниченную денежную помощь при инвалидности, предоставляемую неработающим, инвалидам и т.п. категориям граждан. Данные пособия выплачиваются вне зависимости от уровня дохода лица и всем лицам без проверки нуждаемости.
Пособия по нетрудоспособности могут предоставляться лишь лицам, у которых уровень дохода ниже величины прожиточного минимума.
Лицам, утратившим трудоспособность, также до момента выхода на пенсию производится выплата сокращенной зарплаты.
Выплаты инвалидам или в связи с инвалидностью, выплата на проживание инвалида, лицам м. выплачивать пособие на уход за инвалидом.
Пособия по безработице делятся на две группы: предоставляемые безработному и предоставляемые членам семьи безработного.
Система материальной помощи семьям в воспитании детей, включая установление налоговых скидок на детей, предоставление денежных пособий семьям с детьми и льготное распределение жилья. возможно предоставление социальных выплат в связи с материнством и рождением ребенка. пособие по беременности и родам (25 фунтов стерлингов в неделю) в течение 11 недель до и 6 недель после родов. единовременное пособие в связи с рождением ребенка 25 фунтов стерлингов. Еженедельные семейные пособия равны 5,85 фунтов стерлингов на каждого ребенка в возрасте до 16 лет (и до 19 лет, если он учится). Величина пособия не зависит от очередности рождения.
Великобритания - единственная среди западных стран, где подавляющая часть (95%) медицинских учреждений принадлежит государству. В стране доминирует государственная система здравоохранения и, как дополнение к ней, есть частное (добровольное) страхование и платная медицинская помощь.
Национальная служба здравоохранения Великобритании объединяет все государственные медицинские учреждения, контролирует и оплачивает деятельность многих частных мед институтов, взявших на себя обязательство придерживаться ее правил.
Государственная система финансируется из общих налоговых поступлений в государственный бюджет. На здравоохранение выделяется 9,8% от национального дохода. Все средства формируются в центральном бюджете и распределяются сверху вниз по управленческой вертикали.
Централизованная система управления здравоохранением возглавляет министерство здравоохранения и социального обеспечения.
Государственная система здравоохранения охватывает все категории населения. Это наиболее доступная форма оказания медицинской помощи.
Положительные стороны бюджетного финансирования:
1. централизованное финансирование позволяет сдерживать рост стоимости лечения;
2. бюджетные ограничители заставляют медиков экономить, снижают вероятность навязывания пациентам ненужных процедур, манипуляций, лекарств.
Здравоохранение стран с бюджетным финансированием намного уступает по технической оснащенности странам с аналогичным уровнем экономического развития, но с другими принципами финансированием. Особенно велик разрыв по тем видам медицинской помощи, которые оказываются не по жизненным показаниям.
Значительную часть медицинских услуг оплачивает пациент: питание в стационаре, выписка рецептов на медикаменты и очки, лечение у стоматолога и офтальмолога (исключение составляют дети до 16 лет, беременные женщины и кормящие матери).
Организация медицинской помощи.
1.Служба общественного здравоохранения: только средний медицинский персонал: акушерки, патронажные и мед сестры, социальные работники. Перед ними стоят следующие задачи: профилактические мероприятия, уход за больными, осуществление мед назначений врачей, прием неосложненных родов на дому.
2. Служба общей практики (внебольничная): врач общей практики, стоматологи, офтальмологи и фармацевты. Амбулаторное обслуживание - через институт частной медицинской практики.
Основная часть населения регистрируется у частнопрактикующих врачей общего профиля, которые получают деньги за каждого, прописанного на участке, и временно проживающих, за лиц старше 60 лет, за работу в ночное и внеурочное время, в отдаленных районах и сельской местности. На зарплату врача влияет стаж работы.
3.Госпитальная служба: врач узкого профиля, который работает по участковому принципу, ведёт амбулаторный прием и оказывает медицинскую помощь стационарным больным. Медицинский персонал - наемные работники за зарплату.