Леонид Андреев
«Иуда Искариот»
1907 г.
Какова
тематика
повести
Леонида Андреева ?
Церковь считает эту повесть еретической.
Законы Мёрфи.
Число разумных гипотез,
объясняющих
любое данное явление, бесконечно.
Борхес. Дом Астерия
Л. Андреев не был первым, кто обратился к теме предательства Иуды. Так, например, есть Иуда – герой и великомученик у М. Волошина , а в “биографии” Иуды, появившейся в средние века, он – “совершенный злодей во всем”. В рассказе аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса “Три версии предательства Иуды” доказано, и довольно изобретательно, что Иуда – это и есть Христос. Есть и немало других реконструкций образа Иуды и мотивов его предательства, но их количество и многообразие лишь подтверждает тот факт, что Иуда давно перестал быть только персонажем Священного Писания, превратившись в вечный образ мировой художественной культуры. Какой же Иуда у Л. Андреева? Обратимся к повести .
Какова
проблематика
повести
Леонида Андреева ?
Церковь считает эту повесть еретической.
- Психология предательства… Какова она? Как / почему / зачем / когда становятся предателями?
- Можно ли предать во имя любви, любовью оправдаться? Любовью ли был распят Иисус?
Почему
Леонида Андреева
могла заинтересовать
эта тема?
Христианские (канонические) представления
Иуда – олицетворение подлости, лжи, коварства
Христос – воплощение добра, красоты, истины
Где, по-вашему, андреевский Иуда?
Психологический портрет Иуды
Знакомство с Иудой начинается
ещё до его появления
на страницах произведения.
Каким образом и что
мы узнаем о нем?
- до появления Иуды...
- «И вот пришёл Иуда».
Психологический портрет Иуды
- Для чего Андреев наделяет Иуду такой внешностью?
О чём это говорит?
- В чём проявится потом двойственность натуры Иуды?
Ключевое значение отдельных эпизодов, страниц...
- рассказ Петра об осьминоге (гл.1)
- рассказ Иуды о собаке: убил//не убил (гл. 2)
- Иуда защитил Христа – но вызвал этим его гнев (гл. 2)
- состязание в силе: сбрасывали камни (гл. 3)
- речь Иисуса вечером того же дня (гл. 3)
- упоминание о сухой смоковнице... (к. гл. 3)
- кража + поцелуи (гл. 4)
Камни: почему так много камней (реальных + имя Пётр) в повести? (тяжесть, давление…?)
Речь Иисуса : впечатление/восприятие Иуды (возведение храма новой веры)?
Смоковница - ?
- Притча о бесплодной смоковнице, которую надо удобрить...
- Смоковница, которую проклял Христос (!) – за несколько дней до казни на Голгофе
Кража и поцелуи :
- для чего взял деньги? (+издёвка над Фомой)
- объясните отношение Иуды к поцелуям: чмокал, вытирал рот; как будто это доставляло ему удовольствие…
Предательство...
- Визит к первосвященнику...
- Куда спрятал деньги? (... аллюзия ?..)
- «...но он ничего не слышал и спал спокойно и крепко. И это был тот , кого они купили за тридцать серебреников».
- новое сравнение: «Бесшумно ... с нежной осторожностью матери...»
- Иуда для Иисуса «в эти последние дни его короткой жизни»
Терзания...
- «Одною рукою предавая Иисуса, другой рукой старательно искал расстроить свои собственные планы».
- «Но вы его любите, да?»
- «Почему ты не взял меча, который я принёс?..»
- «Тому страшно, кто греха ещё не совершал...» (разговор с Марией Магдалиной – ещё одна аллюзия?)
- «Если камни у него под ногами, а у меня под ногами – песок только?»
- Ты знаешь, куда иду я, Господи?.. И было долгое молчание... (глава шестая)
- почему Иисус не отвечает Иуде?
- почему и что отвечает Петру?
- но - «...как мягкое эхо чьих-то удалившихся шагов...»
- но - «...как мягкое эхо чьих-то удалившихся шагов...»
- проанализируем
монолог Иуды
в к. главы 6...
Апостолы (глава седьмая)
- «- Господи! вот здесь два меча.
...
- Довольно».
- «О том, что все покинут его, говорил он».
- «Побудьте здесь и бодрствуйте».
Вспомним и то, какую характеристику апостолам даёт Иуда во время визита к первосвященнику (глава 5)
Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя .
- апокалипсис
- апокриф
- благовест
- вероисповедание
- Тайная вечеря
- духовник
- еретик
- знамение
- иконопись
- молящийся
- послушник
- соборование
- умерший
- новорождённый
- воскре(ш,с)ение
- апок А липсис
- ап О криф
- бл А говест
- вероиспов Е дание
- Тайная в Е черя
- духовн И к
- ерет И к
- зн А мение
- мол Я щийся
- п О слушник
- соб О рование
- ум Е рший
- новорожд Ё нный
- воскре ш ение / воскре с ение
Леонардо да Винчи.
«Тайная вечеря».
Притча о создании картины.
«Целованием любви предаём мы тебя»
«РАДУЙСЯ, РАВВИ!»
// всп. эпизод кражи и поцелуев (гл.4)
- «-Они догадались? Они поняли?»
- «-Кто обманывает Иуду? Кто прав?»
- «-Что такое день?..Что такое солнце?»
- последний знак любви: в конце главы 8 назовёт его «прощальным поцелуем»
- чтобы понять, нужно вспомнить что еще в VII веке в Древнем Риме существовал обычай целовать умирающего в уста, чтобы с его последним дыханием принять и продолжить дела и помыслы умирающего . Существующий в настоящее время обычай целовать покойника в лоб – это память о Голгофе – страшная генетическая память человечества. Энциклопедия людей и идей: Иуда Искариот. Поцелуй Иуды. Легенда о предательстве Иуды
Равви (евр. рабби, "мой учитель"), почтит. обращение к духовным учителям
- Любит ли Иуда Иисуса?
- Тогда почему предает?!
« Да, целованием любви предаем тебя. Целованием любви предаем тебя на поругание, на истязания, на смерть! Голосом любви скликаем мы палачей из тёмных нор и ставим крест – и высоко над теменем земли мы поднимаем на кресте любовью распятую любовь».
- Какую же миссию взял на себя Иуда?
Иуда
ПОСРЕДНИК
между Иисусом и людьми
ПОСРЕДНИК-ПРОВОКАТОР
ПОСРЕДНИК-ПРЕДАТЕЛЬ
(во имя великой благой цели)
- Давайте теперь, помня о двуликости Иуды, посмотрим на его мотивы с другой стороны...
- А что думает о людях Христос?
Вспомним «гипотезу доброжелательства» Пьера из романа Л.Н.Толстого:
- сначала просто хорошее отношение к людям, не подозревает в них плохого
- затем – полюбите человека и вы найдёте в нём хорошее
— Нет, они слишком плохи для Иуды. Ты слышишь, Иисус? Теперь ты мне поверишь? Я иду к тебе. Встреть меня ласково, я устал. Я очень устал. Потом мы вместе с тобою, обнявшись, как братья, вернёмся на землю. Хорошо?
Опять качал каменеющей головою и опять широко раскрывал глаза, бормоча:
— Но, может быть, ты и там будешь сердиться на Иуду из Кариота? И не поверишь? И в ад меня пошлёшь? Ну что же! Я пойду в ад! И на огне твоего ада я буду ковать железо и разрушу твоё небо . Хорошо? Тогда ты поверишь мне? Тогда пойдёшь со мною назад на землю, Иисус?
« - Кто обманывает Иуду?
Кто прав?»
- Кто и в чём прав? Что так мучает Иуду?
- Так зачем он предает? Какова его цель, если проанализировать эти отрывки?
Иуда , подобно Раскольникову, создал теорию, согласно которой все люди плохие, и хочет эту теорию проверить на практике. Но он до последнего надеется, что люди заступятся за Христа.
- предает ради Иисуса?
- ради себя?
- Как вы думаете, с точки зрения Евангелия, на ком большая часть вины: на Иуде или на палачах, которые распяли Христа? Почему?
А почему Господь не переменил Иуду?
- Настоящая любовь жертвенная. Чем жертвует Иуда?
Обрекает себя на вечный позор.
После предательства
- Разговор с Фомой
- Иуда и синедрион (Анна и Каиафа)
- Иуда и апостолы ( ... )
- Как внешне преображается Иуда?
(«...взор его прост, и прям, и страшен в своей голой правдивости”)
Самоубийство Иуды («Иуда давно уже ... наметил то место, где он убьёт себя после смерти Иисуса...»
- Иуда покончил с собой. Почему?
- ...Но уходит он без покаяния .
- Уж если и принять необходимость поступка Иуды, то почему Бог не дал ему возможности покаяться?
- сравните последнюю фразу повести с самым началом...
Да потому, что это выбор самого Иуды - от первого шага до последнего...
Всп. диалог из пьесы Шварца «Дракон» (слова рыцаря Ланцелота):
- Меня так учили...
- Всех учили. Но зачем же ты оказался первым учеником, скотина этакая?
Символика
- поцелуй и поцелуи
- крест
- камни
- Пётр скалы почва деньги под камень возведение Храма новой веры (?) – беседа Иисуса с учениками (после состязания)
- Пётр
- скалы
- почва
- деньги под камень
- возведение Храма новой веры (?) – беседа Иисуса с учениками (после состязания)
- ветер и сор
Иисус: голый холм (Голгофа) , крест
Иуда: высоко на горе, кривое, полузасохшее дерево
Полузасохшее дерево // смоковница ?
- глава 1 : «Уж десять дней не было ветра ...»
- глава 4 : « - Когда дует сильный ветер, он поднимает сор. И глупые люди смотрят на сор и говорят: вот ветер! А это только сор ... ослиный помёт, растоптанный ногами. Вот встретил он стену и тихо лёг у подножия её, а ветер летит дальше..! »
- глава 5 (визиты к первосвященнику – до распятия):
- «Но и в третий, и в четвёртый раз пришёл к нему Искариот, настойчивый, как ветер, который и днём и ночью стучится в запертую дверь и дышит в скважины её». «...старался кричать Анна, но его старческий голос, как пух ветром, уносила отчаянно-бурная речь Иуды». (по поводу цены за предательство) «Утомлённый, совсем закружившийся Анна бешено затопал по полу мягкими туфлями...»
- «Но и в третий, и в четвёртый раз пришёл к нему Искариот, настойчивый, как ветер, который и днём и ночью стучится в запертую дверь и дышит в скважины её».
- «...старался кричать Анна, но его старческий голос, как пух ветром, уносила отчаянно-бурная речь Иуды». (по поводу цены за предательство)
- «Утомлённый, совсем закружившийся Анна бешено затопал по полу мягкими туфлями...»
- глава 9 : «...стояло там только одно дерево, кривое , измученное ветром, рвущим его со всех сторон, полузасохшее ...» (здесь и ветер, и … смоковница?)
Ветер...
Иди один и исцеляй слепых, Чтобы узнать в тяжёлый час сомненья Учеников злорадное глумление И равнодушие толпы.
А. Ахматова. 1915 г.