Тема занятия: Лепка из глины каравая.
Цель: дать понятие о глине как природном материале неорганического происхождения и материале для лепки; научить лепить караваи; формировать умения по лепке из глины: деление на равные части, лепка шариков, «колбасок».
Задачи: Познакомить со свойством глины – пластичностью; развивать фантазию, эстетический вкус, аккуратность.
Оборудование:
а) материалы: глины;
б) инструменты и приспособления: подкладная доска из фанеры, картона, линолеума или оргстекла; иллюстрации и образцы изделий из глины.
Ход занятия:
Организация внимания учащихся.
Проверка готовности рабочих мест.
Изучение нового материала.
Сообщение темы целей урока.
Отгадайте загадку:
Я пузырюсь, пыхчу.
Жить в квашне я не хочу,
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. (Тесто)
А теперь отгадайте, что пекут из теста.
Промеж гор Печор
Лежит бык печен,
А в брюхе мак толчен,
А в боку нож вострен. (Каравай.)
Сегодня мы тоже будем «печь» каравай, только не из теста, а из природного материала – глины.
Рассказ учителя
Глина – это природный материал неорганического происхождения, так как она образовалось не из живых существ. Глина является самым распространенным полезным ископаемым. В природе глины встречаются в пастообразном, рыхлом или уплотненном состояниях. Глины содержат в себе глинистые минералы, а также примеси – песок, гальку.
Глины, в которых есть минерал КАОЛИН, имеют белый цвет. Они идут на изготовление фарфоровой, фаянсовой посуды и на изготовление бумаги. Чем больше в бумаге каолина, тем она белее и более гладкая. Есть глины БЕНТОНИТОВЫЕ, они идут для очистки растительных и смазочных масел. Они издавна применялись как природное мыло, им стирали шерсть. Глины, в которых есть минерал ГИДРОСЛЮДА, идут на изготовление кирпича, керамзита, цемента, черепицы. Бывают в природе даже съедобные глины. Они имеют сладковатый вкус и называются ГЛЕЙ. В голодные годы такие глины ели на Урале, народы Севера добавляют их в молоко. И до сих пор их едят некоторые африканских племена.
Где и когда впервые начали применять глину?
Глиняные игрушки лепили издавна во всех уголках земного шара, благо везде есть глина. Археологи находят фигурки из обожженной глины на самых древних стоянках человека. Мы не ответим сегодня, для чего он лепил фигурки, а может быть, хотел утешить расплакавшегося ребенка? Ясно лишь одно игрушка была вечной спутницей человека, и лет ей столько же, сколько и человечеству. А вот вылепить глиняный сосуд или какую иную посуду он долгое время почему – то не догадывался. И пользовался посудой из мягкого камня. И только несколько тысячелетий назад кто-то впервые вылепил из глины некое подобие миски, а потом положил ее в огонь. Спустя некоторое время, когда изделие остыло, он взял его в руки, наполнил водой. Вода не уходила. Так появилась посуда, в которой можно было не только хранить, но и варить пищу. И еще первобытный человек нашел применение глине в строительстве жилища. Примерно пять тысячелетий назад он обмазал снаружи жерди шалаша или хижины мокрой глиной, обжег ее, разложив вокруг костры. Оказалось, совсем неплохо: ветер не продувал, дождем не заливало. Затем человек додумался выделывать из глины кирпичи и плиты, высушивать их на воздухе и выкладывать из них свои дома. Случалось, что после сушки кирпичи обжигали, и они приобретали прочность камня. Так была найдена замена природному камню. Искусственный камень стали делать из глины.
Глина обладает ПЛАСТИЧНОСТЬЮ, так как во влажном состоянии ей можно придать любую форму, которую она сохраняет при высыхании.
3) Анализ поделки:
– Из какого материала вылеплен каравай?
– Из чего он состоит?
Правильный ответ: из «жгутиков» или «колбасок».
– Какую форму имеет каравай?
Практическая работа
Повторение правил рабочего человека.
Разбор последовательности выполнения поделки по инструкционной карте (инструктаж):
– комок глины разделить стекой на две части, а затем одну из частей разделить еще на четыре части;
– взять большую часть глины и скатать из нее «колбаску» (катать ладонью по подложке); затем «колбаску» скатать на весу между ладонями, пока она не станет очень длинной и тонкой;
– выложить из нее круг – это будет каравай;
– теперь каравай нужно украсить; из меньших комков глины скатать «колбаски» и выложить из них узор по собственному замыслу.
3) Выполнение разметочных, заготовительных и сборочных операций (под руководством учителя по инструкционной карте).
5. Итог урока.
а) С каким материалом мы сегодня работали?
– Что такое глина?
– Где ее применяют?
– Какое свойство имеет глина?
б) Выставка и анализ лучших работ.
6. Уборка рабочих мест.
ПОДГОТОВКА ГЛИНЫ К РАБОТЕ. Глину для лепки можно брать любую, какая есть в вашей местности. Ее нужно отмочить; залить водой на один день, затем размешать. Дать отстояться. На поверхность всплывут сор и примеси, а на дно осядут камни и песок. Воду слить, а глину аккуратно, не затрагивая песка и камешков, переложить в другую посуду. Можно повторить отмачивание еще раз.