Межрайонные педагогические чтения по теме:
«Воспитание и обучение (Традиции, инновации, результативность)».
п. Плюсса.
Лестница воспитания
или несколько историй из жизни класса.
Работу выполнила:
Шершнева Ирина Николаевна
Учитель физической культуры МОУ «Заплюсская средняя
общеобразовательная школа», п. Заплюсье, Плюсский район,
Псковская область.
п. Заплюсье
2009год
Содержание.
Аннотация………………………………………………………………………………………………..3
Введение…………………………………………………………………………………………………...4
Цели и задачи……………………………………………………………………………………………6
Лестница воспитания или несколько историй из жизни класса………...7
Литература…………………………………………………………………………………………..18
Аннотация.
Формирование личности, ее воспитанность зависят от некоторых важных факторов. Школьникам по душе любое начинание, которое принесет изменение к лучшему, потому, что все хотят, чтобы была нормальная, доброжелательная атмосфера, отличающая взаимопомощью и поддержкой, чувством защищенности, уверенностью, что товарищи тебя поймут.
И сегодня я беру на себя смелость собрать мой собственный опыт и предложить «лестницу воспитания» или несколько историй из жизни класса.
Прочитав, записи моих учеников я нахожу в них подтверждения правильности выбора ступеней в лестнице воспитании.
4
Введение.
Каждый человек, каждый ребенок пытается «выделиться» (термин Ф.М.Достоевского) в личность в этом мире. Формирование личности, ее воспитанность зависят от некоторых важных факторов.
В их числе:
положительные опыты и случаи, которые могут трогательно и замечательно повлиять на душу ребенка и, часто повторяясь, способствовать выработке у человека тех или иных качеств. И чем больше выдающихся, невероятных факторов распространится на детство и юность ребенка, тем светлее и значимее будут воспоминания и действия, суждения и помыслы его.
Научить детей искать участия, активного, во всю грудь, желания создавать, думать, чувствовать, проникать в разные стороны жизни и в этом радость – вот еще одна благодатная сторона деятельности педагога.
Есть еще важная необходимость для воспитания: изучая ребенка, зная его и о нем, постоянно вверять его в реальные обстоятельства жизни, требующие преодоления и воли, позволяющие выделиться и отличиться в хорошем смысле, создавать искусственные ситуации и условия, когда и душа, и ум в единстве своем будут решать задачи жизненные и нравственно жизнь обогащающие.
В связи с этим важно так планировать жизнедеятельность, чтобы через организацию среды общения и разнообразную деятельность целенаправленно осуществлялся процесс развития личности. Подросток,
5
проявляя себя в любом виде деятельности, проявляет свое отношение и к данной деятельности, и к ее участникам, и к самому себе.
Собственно становление личности, развитие души – это процесс, включающий в себя и коллективный поиск, работу, жизнь, и период, требующий одиночества и трудной работы души.
Можно предположить, что одна из величайших радостей, целей, загадок детей кроется в их непрестанной потребности в общении, и в ходе общения воспроизводятся и нарабатываются некие правила совместной деятельности, некие табу, нормы и правила, и ученик, с одной стороны, попадает в зависимость от оценок и суждений тех людей, которые входят в разные группы, составляющие его окружение, а с другой – его действия, умения, желания, способности и их проявления находятся под пристальным вниманием сверстников и он должен идти по тонкому льду несвободы от оценок и мнений к самостоятельности, к поиску, к выбору и возвышению.
И сегодня я беру на себя смелость собрать мой собственный опыт, кратко поделиться им с окружающими и услышать оценку коллег (что бы каждый мог сопоставить, имеющийся опыт с моим, что - то взять на вооружение, что-то проверить, с чем-то не согласиться).
6
Цель:
Систематизация педагогического и методического опыта работы с классом.
Задачи:
1.Изучение литературы по данному вопросу.
2.Создание базы опыта на разных носителях.
3.Оценка педагогического опыта.
7
Лестница воспитания
или несколько историй из жизни класса.
Ступень 1
«Возможность пробы сил»
Цель: Постараться развить любые, даже самые малые, ростки успеха.
От успеха каждого к успеху класса.
Мои действия:
Стремлюсь понять каждого как можно глубже.
Осмыслить особенности ученика.
И главное, выделить его достоинства, умения, стремления, социально значимые отношения, мечты.
Результат: Создание среды возможной успешности, когда каждый ученик может почувствовать и испытать вкус успеха.
Приложение «Соревнования»
Зная своих учеников, я как учитель физической культуры могу набрать команду из более спортивных детей, но всегда найдется место, тому, кто хочет, но не может показать результат и тому, кому надо одержать небольшую победу над собой.
8
Ступень 2
«Воспитание ситуацией»
Цель: предложить ребенку такую ситуацию, где нужно преодолеть себя, посмотреть на других, научиться работать в коллективе.
Мои действия:
Видение реальных проблем, мешающих ребенку.
Определение возможностей и путей преодоления проблем в соответствии с ситуацией, т.е. организация деятельности коллектива и включение в эту деятельность личности.
Результат: положительное решение проблемы, сравнения себя с другими, взаимодействие с другими, определение своего место в коллективе.
Приложение «Игорек»
Все прекрасно знают игру «Зарница», которая раскрывает ребенка со всех сторон. Сознательно я ввожу в состав неспокойного ребенка, чтобы он смог побыть в ситуации, где весь коллектив умеет работать в команде, где все работают на результат, где ему придется научиться тому, что умеют делать другие.
Ступень 3
«Понять, принять и использовать интересы своих учеников»
Цель: чтобы быть понятой, принятой своими учениками в деятельности.
Мои действия:
9
Наблюдение. Разговоры.
Просмотр журналов для подростков, фильмов, прослушивания музыки.
Применение значимых для учащихся моментов в работе.
Результат: школьников привлекают дела, в которых реализуются их интересы, они воспринимают дело как свое собственное.
Приложение «Классный уголок»
При изготовлении классного уголка, мы использовали анимационных персонажей, сопоставляя типажи героев и ребят.
Ступень 4
«Терпеливо идти до конца»
Цель: Создание условий для самостоятельной работы в зависимости от индивидуального стиля.
Мои действия:
1.Предоставления права выбора (самоопределения «Я выбрал», и самореализации «Я выполняю»)
2. В ходе работы не оговаривать строго способ выполнения задания, не ограничивая индивидуальные и творческие задатки.
3.Если испытывают затруднения в выборе варианта и средств и ожидают помощи, я осуществляю «точечную поддержку», помогая наводящим вопросом, аналогией, шуткой, наглядным примером.
10
Результат: Ученики должны иметь возможность любое дело довести до конца.
Приложение «Игрушка»
К новогоднему вечеру, было дано каждому классу, сделать Игрушку- поздравление. Неделя прошла в разговорах, обсуждениях. Сроки истекали. На второй неделе начали самостоятельно действовать, с ежедневным моим одобрением получился макет дома, и работа остановилась…
Остается два дня, предлагаю отказаться от участия, не соглашаются, и в ходе своего обсуждения принимают решения начать все с начала. И дело было доведено до конца.
Ступень 5
«Возможность высказаться всем»
Цель: Сплочение коллектива.
Мои действия:
Предлагаю варианты на выбор.
Время на обдумывание.
Высказывание каждого.
Принятие решения. (Если мнения разделились, повторяем действия)
Результат: Когда все думают, ищут, предлагают, претворяют в жизнь задуманное. Каждый ощущает себя не пешкой, а творцом общего замысла, потому что внес в дело свою лепту и может узнать в нем свое предложение.
11
Приложение «Музыкальная композиция»
Предлагался на выбор варианты военных песен. Нужно было выбрать ту песню, которая соответствовала бы имиджу класса, в которой у каждого была своя роль. В обсуждении все остановились на едином выборе.
Ступень 6
«Разделить ответственность»
Цель: Научить каждого, нести ответственность за общее дело.
Мои действия:
1. Каждому – дело.
2.Устоновить цепочку связи друг с другом.
3. Показать значимость работы каждого для результата.
Результат: ученик имеет возможность ощутить значимость принадлежности к данному коллективу, сравнить себя с другими, взаимодействовать с другими, определить свое место в коллективе, совместно выработать ценности коллективной жизни.
Приложение «Новый год», «Конкурс песни»
Естественным является, что не все готовы и хотят выходить на большую сцену. В конкурсе инсценировки военной песни, которую выбрали сами, у каждого была роль, и выступление зависело от действия каждого. Отказ приведет к неудаче другого и всего коллектива.
12
Ступень 7 (лестничный пролет)
«Неприятности»
Цель: учиться признавать и исправлять свои ошибки.
Мои действия:
Спокойствие.
Выяснение ситуации, с разных сторон, (устно, письменно)
Выход из неприятности (принятия решения).
Результат: каждый имеет право на ошибку и возможность исправить ее.
Приложение «Стенд»
В школе был испорчен стенд, дежурные сообщили, что мой класс имеет к этому отношение. Необходимо выяснить. Разговор с классом результатов не дал. Решила дать возможность высказаться письменно в личных тетрадях. Ответ был найден и рассмотрен с нравственной стороны.
«…я видела, только то, что наш класс находился у стенда и менял надписи…»
«…я видел, что кто-то менял надписи и вытаскивал фотографии…»
«…я видел, что Галя вытаскивала фотографии, я трогал фотографию Дениса и нечаянно оторвал одну рамку, и я хочу извиниться, что я вовремя не сказал и готов исправить испорченный стенд…»
«…я знаю, кто там был, но я секреты умею держать. И я хочу извиниться, что я не могу этих людей написать. Но я скажу это Галя и Яна…»
13
Ступень 8
«Не бояться родителей»
Цель: Повышение роли и ответственности родителей за воспитания детей
Мои действия:
Понять сторону родителей.
Доверять родителям.
Защищать их детей.
Через индивидуальную работу выход на коллективную деятельность.
Результат: «Переучивание» родителей, возвращение их в лоно школы в качестве равноправных участников воспитательного процесса.
Ступень 9
«Творчество»
Цель: Заинтересовать каждого и привлечь общим делом.
Мои действия: 1.Творчество редко возникает на голом месте. Необходима отправная точка.
2.Остановиться на каком-то варианте и развить его – дело самих ребят, и здесь им никто не указчик. Следовательно, уместно соответствующий материал давать как информацию к размышлению, к сотворчеству, как импульс к поиску.
14
Результат: создание нового, осмысление и применение к собственным условиям и возможностям предложенного.
Приложение классный час - диспут «Интересный человек»
В процессе обсуждения строили храм!
Строительством храма руководила я. Из кирпичиков – качеств мы построили храм интересного человека.
По итогам работы группы все качества оформлены в виде домика из цветных кубиков конструктора «Легго» на них подписаны качества.
Ступень 10
«Наедине с собой»
Цель: научиться высказывать свои мысли.
Мои действия:
В классе у каждого ученика заведена личная тетрадь.
На классных часах я отвожу минуты «наедине с собой», во время которых каждый из учеников может «высказать» свое мнение, свои мысли на листах тетради.
Высказывания определяют дальнейшую работу.
Результат: здесь развитие и умения оглянуться вокруг, и умения быть самим собой, и стремление нравственно расти, и гражданская позиция.
Приложение «Личная тетрадь ученика».
Что такое счастье?
15
«...быть самим собой, в труде, в борьбе (спорт)…»
«…когда ты нужен людям…»
«…в преодолении, в самосовершенствовании, когда тебя понимают…»
«…когда остаешься сама собой, когда ты нужен людям, когда есть хорошие и преданные друзья…»
16
Заключение.
Школьникам по душе любое начинание, которое принесет изменение к лучшему, потому, что все хотят, чтобы была нормальная, доброжелательная атмосфера, отличающая взаимопомощью и поддержкой, чувством защищенности, уверенностью, что товарищи тебя поймут.
Прочитав записи моих учеников, я нахожу в них подтверждения правильности выбора ступеней в лестнице воспитании.
Из сочинений в личных тетрадях: Что мне нравиться и что мне не нравиться в моем классе…
Ступень1 «Возможность пробы сил» «… мы с классом проводим много различных мероприятий, где каждый принимал участие…»
Ступень 2«Воспитание ситуацией» «… нам нужно стремиться к дружному коллективу…»
«…мне нравиться, что у нас в классе есть дисциплина, есть друзья, которые могут помочь, понять и хорошие отношения…»
Ступень 3 «Понять, принять и использовать интересы своих учеников» «…в моем классе нравиться наш классный руководитель, он нас поддерживает и понимает…»
Ступень 4 «Терпеливо идти до конца» «хорошее…если захотят, займут первое место…стенгазета…»
17
Ступень 5 «Возможность высказаться всем» « хорошее…что каждый имеет свое мнение и может его отстаивать…»
Ступень 6 «Разделить ответственность» «…что мы дружный класс и классом выступаем…»
Ступень 7 «Неприятности» «…мне не нравиться, что класс любит похулиганить (в меру)»
Ступень 9 «Творчество» «…класс дружный и не похожий на другие…»
12 детей, 12 шансов, 12 будущих – наше будущее.
Все их успехи – и мои успехи.
А если я меняюсь, в этом есть и их заслуга.
18
Литература.
Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе.Часть1. – М.: «Центр педагогический поиск»,2004.
Шемшурина А.И. Этические диалоги. – М.: «Школа-Пресс»,1999.
Журнал «Классный руководитель»,2000-2009
Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление.- М.: Просвещение,1991.
Воспитать человека:Сборник нормативно-правовых, научно-медтодических, организационно-практических материалов по проблеме воспитания/ под редакцией В.А.Березиной и др.- М.:Вентана-Графф,2002.
Газман О.С. В помощь педагогу-экспериментатору по теме «Система работы классного руководителя»- М.,1991.
Демакова И.Д. С верою в ученика. – М.: Просвещение,1989
Караковский В.А. Чтобы воспитание было успешным.- М.:Знание,1979
Притча.
Вниз всегда легче идти, чем вверх. Помните легенду про Сократа?
По садам Ликея Сократ водит своих учеников и беседует с ними о любомудрии. И они внимают ему. Но вот появляется гетера, и постепенно ученики стали больше обращать внимания на нее, чем на учителя. Тогда гетера говорит: «Всего за несколько минут я могу увести за собой твоих учеников». Сократ ответил: «Прекрасная гетера! Это не удивительно, потому что ты зовешь их вниз, а я – вверх»