СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лестница воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вооспитание на уроках и во внеурочное время

Просмотр содержимого документа
«Лестница воспитания»

Межрайонные педагогические чтения по теме:

«Воспитание и обучение (Традиции, инновации, результативность)».

п. Плюсса.





Лестница воспитания

или несколько историй из жизни класса.













Работу выполнила:

Шершнева Ирина Николаевна

Учитель физической культуры МОУ «Заплюсская средняя

общеобразовательная школа», п. Заплюсье, Плюсский район,

Псковская область.

п. Заплюсье

2009год





Содержание.

  1. Аннотация………………………………………………………………………………………………..3

  2. Введение…………………………………………………………………………………………………...4

  3. Цели и задачи……………………………………………………………………………………………6

  4. Лестница воспитания или несколько историй из жизни класса………...7

  5. Литература…………………………………………………………………………………………..18































Аннотация.

Формирование личности, ее воспитанность зависят от некоторых важных факторов. Школьникам по душе любое начинание, которое принесет изменение к лучшему, потому, что все хотят, чтобы была нормальная, доброжелательная атмосфера, отличающая взаимопомощью и поддержкой, чувством защищенности, уверенностью, что товарищи тебя поймут.

И сегодня я беру на себя смелость собрать мой собственный опыт и предложить «лестницу воспитания» или несколько историй из жизни класса.

Прочитав, записи моих учеников я нахожу в них подтверждения правильности выбора ступеней в лестнице воспитании.























4

Введение.

Каждый человек, каждый ребенок пытается «выделиться» (термин Ф.М.Достоевского) в личность в этом мире. Формирование личности, ее воспитанность зависят от некоторых важных факторов.

В их числе:

  • положительные опыты и случаи, которые могут трогательно и замечательно повлиять на душу ребенка и, часто повторяясь, способствовать выработке у человека тех или иных качеств. И чем больше выдающихся, невероятных факторов распространится на детство и юность ребенка, тем светлее и значимее будут воспоминания и действия, суждения и помыслы его.

  • Научить детей искать участия, активного, во всю грудь, желания создавать, думать, чувствовать, проникать в разные стороны жизни и в этом радость – вот еще одна благодатная сторона деятельности педагога.

  • Есть еще важная необходимость для воспитания: изучая ребенка, зная его и о нем, постоянно вверять его в реальные обстоятельства жизни, требующие преодоления и воли, позволяющие выделиться и отличиться в хорошем смысле, создавать искусственные ситуации и условия, когда и душа, и ум в единстве своем будут решать задачи жизненные и нравственно жизнь обогащающие.

В связи с этим важно так планировать жизнедеятельность, чтобы через организацию среды общения и разнообразную деятельность целенаправленно осуществлялся процесс развития личности. Подросток,



5

проявляя себя в любом виде деятельности, проявляет свое отношение и к данной деятельности, и к ее участникам, и к самому себе.

Собственно становление личности, развитие души – это процесс, включающий в себя и коллективный поиск, работу, жизнь, и период, требующий одиночества и трудной работы души.

Можно предположить, что одна из величайших радостей, целей, загадок детей кроется в их непрестанной потребности в общении, и в ходе общения воспроизводятся и нарабатываются некие правила совместной деятельности, некие табу, нормы и правила, и ученик, с одной стороны, попадает в зависимость от оценок и суждений тех людей, которые входят в разные группы, составляющие его окружение, а с другой – его действия, умения, желания, способности и их проявления находятся под пристальным вниманием сверстников и он должен идти по тонкому льду несвободы от оценок и мнений к самостоятельности, к поиску, к выбору и возвышению.

И сегодня я беру на себя смелость собрать мой собственный опыт, кратко поделиться им с окружающими и услышать оценку коллег (что бы каждый мог сопоставить, имеющийся опыт с моим, что - то взять на вооружение, что-то проверить, с чем-то не согласиться).











6

Цель:

Систематизация педагогического и методического опыта работы с классом.

Задачи:

1.Изучение литературы по данному вопросу.

2.Создание базы опыта на разных носителях.

3.Оценка педагогического опыта.



























7

Лестница воспитания

или несколько историй из жизни класса.

Ступень 1

«Возможность пробы сил»

Цель: Постараться развить любые, даже самые малые, ростки успеха.

От успеха каждого к успеху класса.

Мои действия:

  1. Стремлюсь понять каждого как можно глубже.

  2. Осмыслить особенности ученика.

  3. И главное, выделить его достоинства, умения, стремления, социально значимые отношения, мечты.

Результат: Создание среды возможной успешности, когда каждый ученик может почувствовать и испытать вкус успеха.

Приложение «Соревнования»

Зная своих учеников, я как учитель физической культуры могу набрать команду из более спортивных детей, но всегда найдется место, тому, кто хочет, но не может показать результат и тому, кому надо одержать небольшую победу над собой.









8

Ступень 2

«Воспитание ситуацией»

Цель: предложить ребенку такую ситуацию, где нужно преодолеть себя, посмотреть на других, научиться работать в коллективе.

Мои действия:

  1. Видение реальных проблем, мешающих ребенку.

  2. Определение возможностей и путей преодоления проблем в соответствии с ситуацией, т.е. организация деятельности коллектива и включение в эту деятельность личности.

Результат: положительное решение проблемы, сравнения себя с другими, взаимодействие с другими, определение своего место в коллективе.

Приложение «Игорек»

Все прекрасно знают игру «Зарница», которая раскрывает ребенка со всех сторон. Сознательно я ввожу в состав неспокойного ребенка, чтобы он смог побыть в ситуации, где весь коллектив умеет работать в команде, где все работают на результат, где ему придется научиться тому, что умеют делать другие.



Ступень 3

«Понять, принять и использовать интересы своих учеников»

Цель: чтобы быть понятой, принятой своими учениками в деятельности.

Мои действия:

9

  1. Наблюдение. Разговоры.

  2. Просмотр журналов для подростков, фильмов, прослушивания музыки.

  3. Применение значимых для учащихся моментов в работе.



Результат: школьников привлекают дела, в которых реализуются их интересы, они воспринимают дело как свое собственное.

Приложение «Классный уголок»

При изготовлении классного уголка, мы использовали анимационных персонажей, сопоставляя типажи героев и ребят.



Ступень 4

«Терпеливо идти до конца»

Цель: Создание условий для самостоятельной работы в зависимости от индивидуального стиля.

Мои действия:

1.Предоставления права выбора (самоопределения «Я выбрал», и самореализации «Я выполняю»)

2. В ходе работы не оговаривать строго способ выполнения задания, не ограничивая индивидуальные и творческие задатки.

3.Если испытывают затруднения в выборе варианта и средств и ожидают помощи, я осуществляю «точечную поддержку», помогая наводящим вопросом, аналогией, шуткой, наглядным примером.

10

Результат: Ученики должны иметь возможность любое дело довести до конца.

Приложение «Игрушка»

К новогоднему вечеру, было дано каждому классу, сделать Игрушку- поздравление. Неделя прошла в разговорах, обсуждениях. Сроки истекали. На второй неделе начали самостоятельно действовать, с ежедневным моим одобрением получился макет дома, и работа остановилась…

Остается два дня, предлагаю отказаться от участия, не соглашаются, и в ходе своего обсуждения принимают решения начать все с начала. И дело было доведено до конца.



Ступень 5

«Возможность высказаться всем»

Цель: Сплочение коллектива.

Мои действия:

  1. Предлагаю варианты на выбор.

  2. Время на обдумывание.

  3. Высказывание каждого.

  4. Принятие решения. (Если мнения разделились, повторяем действия)

Результат: Когда все думают, ищут, предлагают, претворяют в жизнь задуманное. Каждый ощущает себя не пешкой, а творцом общего замысла, потому что внес в дело свою лепту и может узнать в нем свое предложение.

11

Приложение «Музыкальная композиция»

Предлагался на выбор варианты военных песен. Нужно было выбрать ту песню, которая соответствовала бы имиджу класса, в которой у каждого была своя роль. В обсуждении все остановились на едином выборе.



Ступень 6

«Разделить ответственность»

Цель: Научить каждого, нести ответственность за общее дело.

Мои действия:

1. Каждому – дело.

2.Устоновить цепочку связи друг с другом.

3. Показать значимость работы каждого для результата.

Результат: ученик имеет возможность ощутить значимость принадлежности к данному коллективу, сравнить себя с другими, взаимодействовать с другими, определить свое место в коллективе, совместно выработать ценности коллективной жизни.

Приложение «Новый год», «Конкурс песни»

Естественным является, что не все готовы и хотят выходить на большую сцену. В конкурсе инсценировки военной песни, которую выбрали сами, у каждого была роль, и выступление зависело от действия каждого. Отказ приведет к неудаче другого и всего коллектива.



12

Ступень 7 (лестничный пролет)

«Неприятности»

Цель: учиться признавать и исправлять свои ошибки.

Мои действия:

  1. Спокойствие.

  2. Выяснение ситуации, с разных сторон, (устно, письменно)

  3. Выход из неприятности (принятия решения).

Результат: каждый имеет право на ошибку и возможность исправить ее.

Приложение «Стенд»

В школе был испорчен стенд, дежурные сообщили, что мой класс имеет к этому отношение. Необходимо выяснить. Разговор с классом результатов не дал. Решила дать возможность высказаться письменно в личных тетрадях. Ответ был найден и рассмотрен с нравственной стороны.

«…я видела, только то, что наш класс находился у стенда и менял надписи…»

«…я видел, что кто-то менял надписи и вытаскивал фотографии…»

«…я видел, что Галя вытаскивала фотографии, я трогал фотографию Дениса и нечаянно оторвал одну рамку, и я хочу извиниться, что я вовремя не сказал и готов исправить испорченный стенд…»

«…я знаю, кто там был, но я секреты умею держать. И я хочу извиниться, что я не могу этих людей написать. Но я скажу это Галя и Яна…»

13

Ступень 8

«Не бояться родителей»

Цель: Повышение роли и ответственности родителей за воспитания детей

Мои действия:

  1. Понять сторону родителей.

  2. Доверять родителям.

  3. Защищать их детей.

  4. Через индивидуальную работу выход на коллективную деятельность.

Результат: «Переучивание» родителей, возвращение их в лоно школы в качестве равноправных участников воспитательного процесса.



Ступень 9

«Творчество»

Цель: Заинтересовать каждого и привлечь общим делом.

Мои действия: 1.Творчество редко возникает на голом месте. Необходима отправная точка.

2.Остановиться на каком-то варианте и развить его – дело самих ребят, и здесь им никто не указчик. Следовательно, уместно соответствующий материал давать как информацию к размышлению, к сотворчеству, как импульс к поиску.

14

Результат: создание нового, осмысление и применение к собственным условиям и возможностям предложенного.

Приложение классный час - диспут «Интересный человек»

В процессе обсуждения строили храм!

Строительством храма руководила я. Из кирпичиков – качеств мы построили храм интересного человека.

По итогам работы группы все качества оформлены в виде домика из цветных кубиков конструктора «Легго» на них подписаны качества.



Ступень 10

«Наедине с собой»

Цель: научиться высказывать свои мысли.

Мои действия:

  1. В классе у каждого ученика заведена личная тетрадь.

  2. На классных часах я отвожу минуты «наедине с собой», во время которых каждый из учеников может «высказать» свое мнение, свои мысли на листах тетради.

  3. Высказывания определяют дальнейшую работу.

Результат: здесь развитие и умения оглянуться вокруг, и умения быть самим собой, и стремление нравственно расти, и гражданская позиция.

Приложение «Личная тетрадь ученика».

Что такое счастье?

15

«...быть самим собой, в труде, в борьбе (спорт)…»

«…когда ты нужен людям…»

«…в преодолении, в самосовершенствовании, когда тебя понимают…»

«…когда остаешься сама собой, когда ты нужен людям, когда есть хорошие и преданные друзья…»































16

Заключение.

Школьникам по душе любое начинание, которое принесет изменение к лучшему, потому, что все хотят, чтобы была нормальная, доброжелательная атмосфера, отличающая взаимопомощью и поддержкой, чувством защищенности, уверенностью, что товарищи тебя поймут.

Прочитав записи моих учеников, я нахожу в них подтверждения правильности выбора ступеней в лестнице воспитании.

Из сочинений в личных тетрадях: Что мне нравиться и что мне не нравиться в моем классе…

Ступень1 «Возможность пробы сил»

«… мы с классом проводим много различных мероприятий, где каждый принимал участие…»

Ступень 2«Воспитание ситуацией»

«… нам нужно стремиться к дружному коллективу…»

«…мне нравиться, что у нас в классе есть дисциплина, есть друзья, которые могут помочь, понять и хорошие отношения…»

Ступень 3 «Понять, принять и использовать интересы своих учеников»

«…в моем классе нравиться наш классный руководитель, он нас поддерживает и понимает…»

Ступень 4 «Терпеливо идти до конца»

«хорошее…если захотят, займут первое место…стенгазета…»

17

Ступень 5 «Возможность высказаться всем»

« хорошее…что каждый имеет свое мнение и может его отстаивать…»

Ступень 6 «Разделить ответственность»

«…что мы дружный класс и классом выступаем…»

Ступень 7 «Неприятности»

«…мне не нравиться, что класс любит похулиганить (в меру)»

Ступень 9 «Творчество»

«…класс дружный и не похожий на другие…»



12 детей, 12 шансов, 12 будущих – наше будущее.

Все их успехи – и мои успехи.

А если я меняюсь, в этом есть и их заслуга.

















18

Литература.

  1. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе.Часть1. – М.: «Центр педагогический поиск»,2004.

  2. Шемшурина А.И. Этические диалоги. – М.: «Школа-Пресс»,1999.

  3. Журнал «Классный руководитель»,2000-2009

  4. Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление.- М.: Просвещение,1991.

  5. Воспитать человека:Сборник нормативно-правовых, научно-медтодических, организационно-практических материалов по проблеме воспитания/ под редакцией В.А.Березиной и др.- М.:Вентана-Графф,2002.

  6. Газман О.С. В помощь педагогу-экспериментатору по теме «Система работы классного руководителя»- М.,1991.

  7. Демакова И.Д. С верою в ученика. – М.: Просвещение,1989

  8. Караковский В.А. Чтобы воспитание было успешным.- М.:Знание,1979



















Притча.

Вниз всегда легче идти, чем вверх. Помните легенду про Сократа?

По садам Ликея Сократ водит своих учеников и беседует с ними о любомудрии. И они внимают ему. Но вот появляется гетера, и постепенно ученики стали больше обращать внимания на нее, чем на учителя. Тогда гетера говорит: «Всего за несколько минут я могу увести за собой твоих учеников». Сократ ответил: «Прекрасная гетера! Это не удивительно, потому что ты зовешь их вниз, а я – вверх»